- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект занятия по Русской словесности Системы стихосложения
Конспект занятия по Русской словесности Системы стихосложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Антонюк-Антимирова Т.В. |
Дата | 22.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект занятия по Русской словесности.
Системы стихосложения.
Из опыта работы
учителя русского языка
и литературы
Антонюк-Антимировой Т.В.
Тема:
Системы стихосложения.
Цель:
-
Познакомить учащихся с системой организации стихотворной речи.
-
Показать особенности развития русского стихосложения.
-
Познакомить с системой русского стихосложения.
-
Научить различать произведения по их принадлежности к той или иной системе стихосложения.
-
Научить определять стихотворный размер.
-
Дать алгоритм определения стихотворного размера.
-
Показать на примерах различия в системах стихосложения.
-
Помочь учащимся увидеть отличие народного стиха от авторского.
Ход занятия: I.
-
Чтение учителем произведения УНТ (песня), стихотворений А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой.
-
Постановка проблемных вопросов.
-
О чем эти произведения?
-
Какова их тема?
-
Одинаково ли выражение основной мысли в них?
-
Есть ли сходства и различия в звучании, в интонации, в настроении?
-
Русская народная песня
Не брани меня, родная.
Не брани меня, родная,
Что я так люблю его,
Скучно, скучно, дорогая,
Жить одной мне без него.
Я не знаю, что такое
Вдруг случилося со мной,
Что так рвется ретивое
И терзаюсь я тоской.
Все во мне изныло,
И горю я, как в огне,
Все немило, все постыло,
И страдаю я по нем.
В ясны дни и темны ночи,
И во сне и наяву
Слезы мне туманят очи,
Все летала б я к нему.
Мне не нужны все наряды,
Ленты, камни и парчи,
Кудри молодца и взгляды
Сердце бедное зажгли.
Сжалься, сжалься же, родная,
Перестань меня бранить;
Знать, судьба моя такая,
Что должна его любить.
А.А. Ахматова Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. И от ленности или от скуки Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, бояться разлуки И любовные песни поют. Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина… Я на это наткнулась случайно И с тех пор все как будто больна. | А.С. Пушкин Нет, нет, не должен я, не смею, не могу Волнениям любви безумно предаваться; Спокойствие мое я строго берегу И сердцу не даю пылать и забываться; Нет, полно мне любить; но почему ж порой Не погружуся я в минутное мечтанье, Когда нечаянно пройдет передо мной Младое, чистое, небесное созданье, Пройдет и скроется?.. ужель не можно мне, Любуясь девою в печальном сладострастье, Глазами следовать за ней и в тишине Благословлять ее не радость и на счастье, И сердцем ей желать все блага жизни сей, Веселый мир души, беспечные досуги, Все - даже счастие того, кто избран ей, Кто милой деве даст название супруга. |
II. Постановка целей и задач.
III. Лекция учителя.
(Учащиеся слушают и записывают следом за учителем примеры, записанные на доске.)
Те особые отрезки речи, чередование которых определяет ритмичности поэтической речи, называются стихами.
Как система художественно- выразительной речи стихи образуются путем особого взаимодействия синтаксических и ритмических средств языка. Принципы образования таких средств обусловлены, прежде всего особенностями фонетики и строения слова в национальном языке, в соответствии с которыми и создаются системы стихосложения в литературах разных стран и народов.
Самым древним считается античное (метрическое) стихосложение. Основным принципом считался учет различия между краткими и долгими слогами, отрезки речи, в которых однотипные сочетания этого рода повторялись одинаковое число раз, и образовали стихи. Разновидность таких сочетаний кратких и долгих слогов называются стопами, а число раз, которое они повторяются в стихе - метром или размером (отсюда и название - метрическое стихосложение). Виды стоп в античном стихосложении отличаются огромным разнообразием, и число их очень велико. Полностью передать на русском языке звучание античных стихов невозможно, т.к. в русском языке нет различия слогов по долготе образующих их гласных. Однако русские поэты создали стихотворные формы очень отчетливо передающие интонационный строй некоторых античных размеров.
Дальнейшее развитие стихосложения пошло в литературах различных народов по-разному, в зависимости от специфики национальных языков и тех особых задач, которые вставали в этих литературах в соответствии с национальным своеобразием из исторического развития. Остановимся на особенностях развития русского стихосложения.
Системы русского стихосложения.
Тоническая
Силлабическая
Силлабо-тоническая
Тонические стихи русской народной поэзии.
Устное народное стихосложение не имело теоретически оформленного учения о стихе, но это не значит, что оно было без правил. Эти правила были совершенно ясны творцам народной поэзии.
Народный стих не делится на стопы и не имеет цезур, ритмизация создается с помощью других средств. Различие в длительности произношения слоговых гласных достигается исключительно с помощью напева этого стиха. Существуют речевые средства усиления связи речи стиха с напевом, это следующие приемы:
-
ритмическое увеличение числа слогов в слове и строке (например: «Куниц вы, лисиц да заморских», «А повыскочил с-под шубки соболиноей»);
-
ритмическое сокращение (например: «Цветно платье у мня истоскалося»);
-
ритмические слияния слов (например: людидобрые, матьсыраземля).
Однако напев в народном стихе имел вспомогательное значение, главным определителем ритма является использование в нем средств ритмизации, свойственных русскому языку. Слоговые гласные в русском языке различаются не по краткости и долготе, а по их ударности и безударности. Размер народного стиха и определяется числом ударений в строке. Отсюда и название - тоническое стихосложение.(тон - ударение). Наиболее распространенным являются дву- и трехударные размеры. Вот примеры того и другого:
Летела пава через улицу,
Ронила пава павино перо;
Мне не жаль пера, жаль мне павушки.
Ой, мне жаль молодца,- один сын в отца.
-----------------
Уж как пал туман на сине море,
А злодейка кручина в ретиво сердце.
Как не схаживать туману со синя моря,
А злодейка кручине с ретива сердца!
Из трехударных размеров особо выделяется так называемый былинный стих. Этим размером создавался героический эпос - былины о богатырях. Вот пример звучания былинного стиха:
Он спустил добра коня да богатырского,
Он поехал - то дороженькою прямоезжею.
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холму стал перемахивать.
Важными усилителями ритма в народном стихе являются следующие средства:
-
повторы;
-
единоначатия;
-
параллелизмы;
-
фоника (аллитерация, ассонанс);
-
инверсия;
-
обилие тропов.
Силлабический стих.
Переход от устного народного стиха к литературному требовал ряд дополнительных средств ритмизации речи. Начало этому было положено в творчестве ряда писателей конца 17 - начала 18 веков. Ими было создано силлабическое стихосложение. Оно основано на соразмерности, на одинаковом числе слогов в строке. Эта система плодотворно применяется в ряде литературе. Частично она применялась в русской поэзии, для которой оно не характерно. Вот, например, образец одиннадцатисложного стиха у Феофана Прокоповича:
И разрушай всяк обычай злонравный,
Желая доброй в людях перемен.
Кой плод ученый не один искусит,
А дураков злость языка свой прикусит.
Силлабические стихосложения не характерны для русской литературы, т.к. не учитывается ударность гласных. Оно широко используется в тех языках, в которых ударение в словах всегда расположено на определенном по порядку слоге. Таковы, например, языки французский (ударение на последний слог) и польский (ударение на предпоследнем слоге). В русском же языке, ввиду многообразия расположения ударений в словах, одного силлабизма недостаточно.
Силлабо-тоническое стихосложение.
Идея соединить в одну систему тонический и силлабический стих воплощена Тредиаковским и Ломоносовым. Результатом этого преобразования явилось одно из крупнейших достижений русской литературы 18 века - создание силлабо-тонического стиха. Силлабо-тоническое стихосложение основано на одинаковом количестве стоп в строке. Количество одинаковых стоп образует размер силлабо-тонических стихов. Стопа - сочетание ударного слога с одним или двумя безударными (ударный слог обозначается _/, а безударный _).
Существуют двусложные и трехсложные размеры
-
ямб (_ _/)
ударения падают на 2, 4, 6, 8, 10… слоги
-
хорей (_/ _)
ударения падают на 1, 3, 5, 7, 9… слоги
-
дактиль (_/ _ _)
ударения на 1, 4, 7, 10, 13…слогах
-
амфибрахий (_ _/ _)
ударения на 2, 5, 8, 11, 14…слогах
-
анапест (_ _ _/)
ударения на 3, 6, 9, 12, 15…слогах
Например:
Я улыбаться перестала
Морозный ветер губы студит.
(А.А. Ахматова)
_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _
_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _
4-х стопный ямб
Кто сравнится в высшем споре
Красотой с тобой.
(К. Бальмонт)
_/ _ _/ _ _/ _ _/ _
_/ _ _/ _ _/
вольный хорей
Целый год ты со мной не разлучен,
И как прежде и весел и юн.
(А.А. Ахматова)
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
3-х стопный анапест
Зачем притворяешься ты
То ветром, то камнем, то птицей?
_ _/ _ _ _/ _ _ _/
_ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
3-х стопный амфибрахий
В рабстве спасенное
Сердце свободное.
(Н.А. Некрасов)
_/ _ _ _/ _ _
_/ _ _ _/ _ _
2-х стопный дактиль
Вольным стихом
называется сочетание стихов с различным количеством стоп в них.
Свободным стихом
называется сочетание стихов, написанных разными стопами, размерами.
Алгоритм определения стихотворного размера:
-
Разбейте все слова в строке на слоги.
-
Проскандируйте и поставьте ударения.
-
Посчитайте, через какое количество безударных слогов повторяется ударный.
-
Определите стопу, включив в нее ударный слог и прилегающий к нему безударный.
-
Посчитайте количество стоп.
-
Если в стопе:
2 слога
3 слога
Двусложный размер
Трехсложный размер
-
ямб
-
хорей
-
дактиль
-
амфибрахий
-
анапест
Тренировочные занятия.
В данном отрывке определить размер, действуя по алгоритму.
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя
То, как зверь, она завоет
То заплачет, как дитя.
(А.С. Пушкин)
_/ _ _/ _ _/ _ _/ _
_/ _ _/ _ _/ _ _/
4-х стопный хорей
Уже кленовые кусты
На пруд слетают лебединый
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины.
(А.А. Ахматова)
_ _/ _ _/ _ _/ _ _/
_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _
4-х стопный ямб
Подошла. Я волненья не выдал,
Равнодушно глядя в окно.
Села, словно фарфоровый идол,
В позе выбранной ею давно.
(А.А. Ахматова)
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
3-х стопный анапест
Я вас любил: любовь еще быть может
В душе моей угасла не совсем.
(А.С. Пушкин)
_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _
_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _ _/
5-ти стопный ямб
Сравнительная характеристика отрывков песен (авторской и народной).
Задание:
-
прослушать;
-
определить размер;
-
попытаться узнать, где авторский вариант, а где народный.
1)
Позарастали стежки-дорожки,
Где проходили милого ножки,
Позарастали мохом, травою,
Где мы гуляли милый с тобою.
2)
Что ж ты ходишь ко мне редко,
Мой цветочек полевой?
Вся иссохла, извелася
По тебе, мой дорогой.
-
Размер: 1) - тонический двуударный размер,
2) - 4-х стопный хорей.
-
Сходства в тематике: любовные страдания, переживания лирического героя.
-
Отличия:
-
Авторский вариант - 1, народный - 2;
-
Способы создания образа (в авторском отрывке чувствуется конкретность, а в народном - обобщенность при создании образа). Народный вариант показывает собирательный образ героя, а авторский - вносит в него личностные черты определенного характера.
-
В 1 отрывке повествование построено на параллелизме, характерном для тонической системы, во 2 отрывке сюжет подчинен теме и идее, есть причина и следствие.
-
IV. Заключение. Подведение итогов.
-
Что вспомнили?
-
Что узнали нового?
-
Чему научились?
-
Где нам пригодятся полученные знания?
V. Домашнее задание.
-
Потренироваться в определении размера.
-
Подобрать 3 отрывка с разными размерами.