Конспект занятия по Русской словесности Системы стихосложения

Те особые отрезки речи, чередование которых определяет ритмичности поэтической речи, называются стихами. Как система художественно- выразительной речи стихи образуются путем особого взаимодействия синтаксических и ритмических средств языка. Принципы образования таких средств обусловлены, прежде всего особенностями фонетики и строения слова в национальном языке, в соответствии с которыми и создаются системы стихосложения в литературах разных стран и народов.   Самым древним считается античное (ме...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по Русской словесности.


Системы стихосложения.





















Из опыта работы

учителя русского языка

и литературы

Антонюк-Антимировой Т.В.

Тема:

Системы стихосложения.

Цель:

  1. Познакомить учащихся с системой организации стихотворной речи.

  2. Показать особенности развития русского стихосложения.

  3. Познакомить с системой русского стихосложения.

  4. Научить различать произведения по их принадлежности к той или иной системе стихосложения.

  5. Научить определять стихотворный размер.

  6. Дать алгоритм определения стихотворного размера.

  7. Показать на примерах различия в системах стихосложения.

  8. Помочь учащимся увидеть отличие народного стиха от авторского.

Ход занятия: I.

  1. Чтение учителем произведения УНТ (песня), стихотворений А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой.

  2. Постановка проблемных вопросов.

    • О чем эти произведения?

    • Какова их тема?

    • Одинаково ли выражение основной мысли в них?

    • Есть ли сходства и различия в звучании, в интонации, в настроении?

Русская народная песня

Не брани меня, родная.


Не брани меня, родная,

Что я так люблю его,

Скучно, скучно, дорогая,

Жить одной мне без него.

Я не знаю, что такое

Вдруг случилося со мной,

Что так рвется ретивое

И терзаюсь я тоской.

Все во мне изныло,

И горю я, как в огне,

Все немило, все постыло,

И страдаю я по нем.

В ясны дни и темны ночи,

И во сне и наяву

Слезы мне туманят очи,

Все летала б я к нему.

Мне не нужны все наряды,

Ленты, камни и парчи,

Кудри молодца и взгляды

Сердце бедное зажгли.

Сжалься, сжалься же, родная,

Перестань меня бранить;

Знать, судьба моя такая,

Что должна его любить.



А.А. Ахматова

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

И от ленности или от скуки

Все поверили, так и живут:

Ждут свиданий, бояться разлуки

И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,

И почиет на них тишина…

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все как будто больна.

А.С. Пушкин

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу

Волнениям любви безумно предаваться;

Спокойствие мое я строго берегу

И сердцу не даю пылать и забываться;

Нет, полно мне любить; но почему ж порой

Не погружуся я в минутное мечтанье,

Когда нечаянно пройдет передо мной

Младое, чистое, небесное созданье,

Пройдет и скроется?.. ужель не можно мне,

Любуясь девою в печальном сладострастье,

Глазами следовать за ней и в тишине

Благословлять ее не радость и на счастье,

И сердцем ей желать все блага жизни сей,

Веселый мир души, беспечные досуги,

Все - даже счастие того, кто избран ей,

Кто милой деве даст название супруга.

II. Постановка целей и задач.



III. Лекция учителя.

(Учащиеся слушают и записывают следом за учителем примеры, записанные на доске.)

Те особые отрезки речи, чередование которых определяет ритмичности поэтической речи, называются стихами.

Как система художественно- выразительной речи стихи образуются путем особого взаимодействия синтаксических и ритмических средств языка. Принципы образования таких средств обусловлены, прежде всего особенностями фонетики и строения слова в национальном языке, в соответствии с которыми и создаются системы стихосложения в литературах разных стран и народов.

Самым древним считается античное (метрическое) стихосложение. Основным принципом считался учет различия между краткими и долгими слогами, отрезки речи, в которых однотипные сочетания этого рода повторялись одинаковое число раз, и образовали стихи. Разновидность таких сочетаний кратких и долгих слогов называются стопами, а число раз, которое они повторяются в стихе - метром или размером (отсюда и название - метрическое стихосложение). Виды стоп в античном стихосложении отличаются огромным разнообразием, и число их очень велико. Полностью передать на русском языке звучание античных стихов невозможно, т.к. в русском языке нет различия слогов по долготе образующих их гласных. Однако русские поэты создали стихотворные формы очень отчетливо передающие интонационный строй некоторых античных размеров.

Дальнейшее развитие стихосложения пошло в литературах различных народов по-разному, в зависимости от специфики национальных языков и тех особых задач, которые вставали в этих литературах в соответствии с национальным своеобразием из исторического развития. Остановимся на особенностях развития русского стихосложения.

Системы русского стихосложения.

Конспект занятия по Русской словесности Системы стихосложения.Конспект занятия по Русской словесности Системы стихосложения.Конспект занятия по Русской словесности Системы стихосложения.


Тоническая

Силлабическая

Силлабо-тоническая

Тонические стихи русской народной поэзии.

Устное народное стихосложение не имело теоретически оформленного учения о стихе, но это не значит, что оно было без правил. Эти правила были совершенно ясны творцам народной поэзии.

Народный стих не делится на стопы и не имеет цезур, ритмизация создается с помощью других средств. Различие в длительности произношения слоговых гласных достигается исключительно с помощью напева этого стиха. Существуют речевые средства усиления связи речи стиха с напевом, это следующие приемы:

  • ритмическое увеличение числа слогов в слове и строке (например: «Куниц вы, лисиц да заморских», «А повыскочил с-под шубки соболиноей»);

  • ритмическое сокращение (например: «Цветно платье у мня истоскалося»);

  • ритмические слияния слов (например: людидобрые, матьсыраземля).

Однако напев в народном стихе имел вспомогательное значение, главным определителем ритма является использование в нем средств ритмизации, свойственных русскому языку. Слоговые гласные в русском языке различаются не по краткости и долготе, а по их ударности и безударности. Размер народного стиха и определяется числом ударений в строке. Отсюда и название - тоническое стихосложение.(тон - ударение). Наиболее распространенным являются дву- и трехударные размеры. Вот примеры того и другого:

Летела пава через улицу,

Ронила пава павино перо;

Мне не жаль пера, жаль мне павушки.

Ой, мне жаль молодца,- один сын в отца.

-----------------

Уж как пал туман на сине море,

А злодейка кручина в ретиво сердце.

Как не схаживать туману со синя моря,

А злодейка кручине с ретива сердца!

Из трехударных размеров особо выделяется так называемый былинный стих. Этим размером создавался героический эпос - былины о богатырях. Вот пример звучания былинного стиха:

Он спустил добра коня да богатырского,

Он поехал - то дороженькою прямоезжею.

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холму стал перемахивать.

Важными усилителями ритма в народном стихе являются следующие средства:

  • повторы;

  • единоначатия;

  • параллелизмы;

  • фоника (аллитерация, ассонанс);

  • инверсия;

  • обилие тропов.

Силлабический стих.

Переход от устного народного стиха к литературному требовал ряд дополнительных средств ритмизации речи. Начало этому было положено в творчестве ряда писателей конца 17 - начала 18 веков. Ими было создано силлабическое стихосложение. Оно основано на соразмерности, на одинаковом числе слогов в строке. Эта система плодотворно применяется в ряде литературе. Частично она применялась в русской поэзии, для которой оно не характерно. Вот, например, образец одиннадцатисложного стиха у Феофана Прокоповича:

И разрушай всяк обычай злонравный,

Желая доброй в людях перемен.

Кой плод ученый не один искусит,

А дураков злость языка свой прикусит.

Силлабические стихосложения не характерны для русской литературы, т.к. не учитывается ударность гласных. Оно широко используется в тех языках, в которых ударение в словах всегда расположено на определенном по порядку слоге. Таковы, например, языки французский (ударение на последний слог) и польский (ударение на предпоследнем слоге). В русском же языке, ввиду многообразия расположения ударений в словах, одного силлабизма недостаточно.

Силлабо-тоническое стихосложение.

Идея соединить в одну систему тонический и силлабический стих воплощена Тредиаковским и Ломоносовым. Результатом этого преобразования явилось одно из крупнейших достижений русской литературы 18 века - создание силлабо-тонического стиха. Силлабо-тоническое стихосложение основано на одинаковом количестве стоп в строке. Количество одинаковых стоп образует размер силлабо-тонических стихов. Стопа - сочетание ударного слога с одним или двумя безударными (ударный слог обозначается _/, а безударный _).

Существуют двусложные и трехсложные размеры

Конспект занятия по Русской словесности Системы стихосложения.Конспект занятия по Русской словесности Системы стихосложения.


  • ямб (_ _/)

ударения падают на 2, 4, 6, 8, 10… слоги

  • хорей (_/ _)

ударения падают на 1, 3, 5, 7, 9… слоги

  • дактиль (_/ _ _)

ударения на 1, 4, 7, 10, 13…слогах

  • амфибрахий (_ _/ _)

ударения на 2, 5, 8, 11, 14…слогах

  • анапест (_ _ _/)

ударения на 3, 6, 9, 12, 15…слогах



Например:


Я улыбаться перестала

Морозный ветер губы студит.

(А.А. Ахматова)

_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _

_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _

4-х стопный ямб

Кто сравнится в высшем споре

Красотой с тобой.

(К. Бальмонт)

_/ _ _/ _ _/ _ _/ _

_/ _ _/ _ _/

вольный хорей

Целый год ты со мной не разлучен,

И как прежде и весел и юн.

(А.А. Ахматова)

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

3-х стопный анапест

Зачем притворяешься ты

То ветром, то камнем, то птицей?

_ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

3-х стопный амфибрахий

В рабстве спасенное

Сердце свободное.

(Н.А. Некрасов)

_/ _ _ _/ _ _

_/ _ _ _/ _ _

2-х стопный дактиль



Вольным стихом

называется сочетание стихов с различным количеством стоп в них.

Свободным стихом

называется сочетание стихов, написанных разными стопами, размерами.









Алгоритм определения стихотворного размера:


  1. Разбейте все слова в строке на слоги.

  2. Проскандируйте и поставьте ударения.

  3. Посчитайте, через какое количество безударных слогов повторяется ударный.

  4. Определите стопу, включив в нее ударный слог и прилегающий к нему безударный.

  5. Посчитайте количество стоп.

  6. ЕКонспект занятия по Русской словесности Системы стихосложения.Конспект занятия по Русской словесности Системы стихосложения.сли в стопе:


2 слога

Конспект занятия по Русской словесности Системы стихосложения.

Конспект занятия по Русской словесности Системы стихосложения.3 слога

ДКонспект занятия по Русской словесности Системы стихосложения.вусложный размер


ТКонспект занятия по Русской словесности Системы стихосложения.рехсложный размер

  • ямб

  • хорей

  • дактиль

  • амфибрахий

  • анапест





Тренировочные занятия.

В данном отрывке определить размер, действуя по алгоритму.

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя

То, как зверь, она завоет

То заплачет, как дитя.

(А.С. Пушкин)

_/ _ _/ _ _/ _ _/ _

_/ _ _/ _ _/ _ _/

4-х стопный хорей

Уже кленовые кусты

На пруд слетают лебединый

И окровавлены кусты

Неспешно зреющей рябины.

(А.А. Ахматова)

_ _/ _ _/ _ _/ _ _/

_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _

4-х стопный ямб

Подошла. Я волненья не выдал,

Равнодушно глядя в окно.

Села, словно фарфоровый идол,

В позе выбранной ею давно.

(А.А. Ахматова)

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

3-х стопный анапест

Я вас любил: любовь еще быть может

В душе моей угасла не совсем.

(А.С. Пушкин)

_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _

_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _ _/

5-ти стопный ямб

Сравнительная характеристика отрывков песен (авторской и народной).

Задание:

  • прослушать;

  • определить размер;

  • попытаться узнать, где авторский вариант, а где народный.

1)

Позарастали стежки-дорожки,

Где проходили милого ножки,

Позарастали мохом, травою,

Где мы гуляли милый с тобою.

2)

Что ж ты ходишь ко мне редко,

Мой цветочек полевой?

Вся иссохла, извелася

По тебе, мой дорогой.


  1. Размер: 1) - тонический двуударный размер,

2) - 4-х стопный хорей.

  1. Сходства в тематике: любовные страдания, переживания лирического героя.

  2. Отличия:

    • Авторский вариант - 1, народный - 2;

    • Способы создания образа (в авторском отрывке чувствуется конкретность, а в народном - обобщенность при создании образа). Народный вариант показывает собирательный образ героя, а авторский - вносит в него личностные черты определенного характера.

    • В 1 отрывке повествование построено на параллелизме, характерном для тонической системы, во 2 отрывке сюжет подчинен теме и идее, есть причина и следствие.

IV. Заключение. Подведение итогов.

  • Что вспомнили?

  • Что узнали нового?

  • Чему научились?

  • Где нам пригодятся полученные знания?

V. Домашнее задание.

  • Потренироваться в определении размера.

  • Подобрать 3 отрывка с разными размерами.




© 2010-2022