РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса Русский язык в профессии

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»





УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР ГБПОУ ВО «ВИК»


Т.А. САЛЬКОВА


«_____»______________2015 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса


Русский язык в профессии

образовательной программы среднего профессионального образования

по профессии 270839.01 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования














в


2015 г.




Одобрена научно-методической

кафедрой общеобразовательного

цикла

Протокол от 28.08.2015 № 1

Заведующий научно-методической

кафедрой

С.С. Пикулина





Разработчик:

преподаватель

ГБПОУ ВО «ВИК»

О.А.Кувшинова


Заместитель директора по

научно-методической работе

Л.П. Сацердотова




СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ элективного курса

4

2. СТРУКТУРА и содержание элективного курса


6

3. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ элективного курса

11

4. Контроль и оценка результатов Освоения элективного курса

13


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Русский язык в профессии

1.1. Область применения программы

Рабочая программа элективного курса Русский язык в профессии является частью образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 270839.01 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования.

1.2. Место элективного курса в структуре образовательной программы СПО - элективный курс входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи элективного курса - требования к результатам освоения

Цели элективного курса:

- содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, владеющей навыками профессиональной лексики и терминологии;

-совершенствовать практические, коммуникативные умения и навыкиобучающихся в процессе расширения их лингвистического кругозора за счет усвоения новых знаний о стилистической дифференциации языка, об основных чертах официально-делового стиля речи, его подстилях и жанрах, языковых особенностях;

- формировать языковую, коммуникативную, лингвистическую компетенции, развивать навыки логического мышления, расширять кругозор, воспитывать самостоятельность в работе.

Задачи элективного курса заключаются в формировании и развитии следующих знаний, умений и их использование в практической деятельности и повседневной жизни обучающихся:

знать/понимать

З.1 нормы литературного языка;

З.2 основные группы формул речевого этикета;

З.3 правила составления деловых бумаг;

Уметь

У.1 применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

У.2 грамотно оформлять личную и служебную документацию;

У.3 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устную и письменную речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их.

ИПО. 1 развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

ИПО. 2 увеличения словарного запаса; грамотного составления личной и служебной документации; овладения основами технологии работы с деловыми бумагами

ИПО. 3 совершенствования интеллектуальных, информационных умений и навыков в области повышения культуры деловой речи; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.


В рамках указанных задач элективного курса у обучающихся формируются
и демонстрируются ими следующие компетенции:

Код

Формулировка компетенции

ОК 1.

по ФГОС СПО

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4.

по ФГОС СПО

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ПрК 21

по ЕКК

Составлять, формировать деловые бумаги личного и служебного характера.

ПрК 22 по ЕКК

Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистическими и коммуникативными компетенциями.

*ЕКК - единый классификатор компетенций ГБПОУ ВО «ВИК»

*ПрК- предметная компетенция

1.4. Использование компетентностного подхода при реализации рабочей программы элективного курса

В процессе реализации рабочей программы по элективному курсу применяются следующие активные и интерактивные формы проведения аудиторных занятий:

  • презентации на основе современных мультимедийных средств;

  • проблемное обучение;

  • работа в малых группах.

Предусмотренные рабочей программой виды внеаудиторной самостоятельной работы, главной целью которых является овладение, закрепление, систематизация знаний, формирование умений и компетенций по элективному курсу являются логическим продолжением применения активных и интерактивных форм проведения аудиторных занятий.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

2.1. Объем элективного курса и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

57

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

38

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

14

контрольные работы

-

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы

2





2.2. Тематический план и содержание элективного курса

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Номер урока

1

2

3

4

5

Раздел 1. Современный русский язык

Тема 1.1.

Характеристика современного русского языка.

Содержание учебного материала

2

1.1.1


Русский язык в профессии.

Основная цель изучения элективного курса. Владение лингвистической, коммуникативной компетенциями - ключ к достижению профессионального успеха.

Понятие «национальный язык». Литературный язык. Диалекты. Просторечия. Жаргоны. Состояние современного русского языка.

2


2


1-2

Внеаудиторная самостоятельная работа

Выполнение проектного задания:

«Напишите названия телепередач, для которых характерна в основном книжная речь, и передач, в которых преобладает разговорная речь».

Домашнее задание: Л 1. с.5-15.

1


Тема 1.2.

Официально-деловой стиль

Содержание учебного материала

2



1.2.1.

Официально-деловой стиль. Понятие функционального стиля. Функциональные стили. Официально-деловой стиль: лексика, морфологические средства, особенности синтаксиса. Жанры официально-делового стиля.

2

2

3-4

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка рефератов, сообщений, докладов или презентаций на темы:

«Функциональные стили речи», «Официально-деловой стиль речи», «Языковые средства официально-делового стиля».

Домашнее задание: Л 1. с.15-33.

3


Раздел 2. Культура речи

Тема 2.1.

Нормативный аспект культуры речи

Содержание учебного материала

12



2.1.1.


Понятие культуры речи. Компоненты культуры речи.

Нормативный, коммуникативный и этический. Языковая норма и её особенности. Виды норм: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, нормы правописания.

1

2


5

2.1.2.

Нормы произношения.

Произношение безударных гласных. Произношение согласных. Произношение заимствованных слов.

1

2

6

2.1.3

Акцентологические нормы.

Характеристика ударения в русском языке: свободное, разноместное, подвижное и неподвижное. Вариативность ударений.

1

2

7

2.1.4

Лексические нормы.

Причины лексических ошибок. Лексическое значение слова. Паронимы. Лексическая сочетаемость слов.

1

2

8

Практическое занятие




1.

Нормативный аспект культуры речи: орфоэпические и лексические нормы.

2


9-10

2.1.5.

Морфологические нормы.

Имя существительное: употребление форм рода, употребление падежных форм. Степени сравнения имен прилагательных. Особенности употребления собирательных числительных..

2


11-12

2.1.6

Синтаксические нормы.

Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определения с определяемым словом. Нормы управления. Употребление деепричастных оборотов.

2


13-14

Практическое занятие




2.

Нормативный аспект культуры речи: грамматические нормы.

2


15-16

Внеаудиторная самостоятельная работа

Выполнение проектных заданий:

«Выберите из словарей по пять примеров постановки ударения в словах: а) равноправных вариантов; б) вариантов, один из которых признается основным; в) вариантов, находящихся за пределами литературной нормы».

Подготовка докладов, рефератов, устных сообщений и презентаций на темы:

«Синтаксические ошибки и их устранение», «Виды синтаксических ошибок», «Особенности сложного предложения», «Трудности в согласовании сказуемого с подлежащим», «Трудности в употреблении дополнений и обстоятельств».

Домашнее задание: Л 1. с.66-70, с.70-73, с.73-76, с.76-78, с.93-94, с.78-83, с.80-83.

5


Тема 2.2.

Коммуникативные качества речи.

Содержание учебного материала

6



2.2.1

Точность речи. Понятность речи.

Характеристика коммуникативных качеств речи.

Точность речи. Омонимы. Профессионализмы. Диалектная лексика. Жаргонизмы. Термины. Заимствованные слова.

Понятность речи. Профессионализмы. Диалектная лексика. Жаргонизмы. Термины. Заимствованные слова.

2

2

17-18

2.2.2

Чистота речи. Богатство речи. Выразительность речи.

Чистота речи.

Богатство речи. Синонимы. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, крылатые слова.

Выразительность речи. Тропы и фигуры.

2

2

19-20

Практическое занятие




3

Коммуникативные качества речи.

2


21-22

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка рефератов, докладов, устных сообщений и презентаций на темы: «Иностранные слова: за и против».

Домашнее задание: Л 1. с.95-102, с.102-113, с.124-125.

3


Тема 2.3.

Этический компонент культуры речи. Речевой этикет.

Содержание учебного материала

4

2.3.1.

Речевой этикет: факторы, определяющие его формирование. Основные группы формул речевого этикета. Обращение в русском речевом этикете.

2

2

23-24

Практическое занятие




4

Культура речи.

2


25-26

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка докладов, рефератов, устных сообщений и презентаций на темы: «Национальные особенности речевого этикета», «История обращения людей друг к другу в России» (по выбору).

Домашнее задание: Л 1. с.126-138, с.150-151.

3


Раздел 3. Культура деловой письменной речи

Тема 3.1.

Эффективность письменного делового общения. Языковые особенности оформления документов

Содержание учебного материала

6



3.1.1

Требования к письменному деловому общению Речевая ситуация. Реквизиты документов и правила их оформления. Типы документов.

2

2

27-28

Практическое занятие




5.

Эффективность письменного делового общения.

2


29-30

Практическое занятие




6.

Унификация языка и текста документа.

2


31-32

Внеаудиторная самостоятельная работа

Выполнение проектного задания: «Составьте текст автобиографии с опорой на личные данные».

Домашнее задание: Л. 1 с.269-297, с.310-312, с.313-325.

2



Тема 3.2.

Виды служебных документов

Содержание учебного материала

4



3.2.1

Особенности составления и оформления документов. Заявление. Служебная записка. Доверенность. Деловое письмо. Особенности электронного делового письма.

2

2

33-34

Практическое занятие




7.

Оформление документов.

2


35-36

Внеаудиторная самостоятельная работа

Выполнение проектного задания: «Используя толковые словари, определите значения следующих слов, их смысловые и стилистические различия. Составьте с ними предложения. Меценат, спонсор, покровитель; договор, соглашение, контракт, сделка; реестр, список, опись, перечень; менеджер, управленец, хозяйственный руководитель».

Л 1. с., с.341-351, с.381-383.

2


Промежуточная аттестация в форме контрольной работы

2


37-38

Всего:

38




3. условия реализации рабочей программы
элективного курса

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Рабочая программа элективного курса реализуется в кабинете «Русский язык
и литература».

Оборудование учебного кабинета:

рабочее место преподавателя;

посадочные места по количеству обучающихся;

учебная доска;

раздаточный материал;

презентации в МSPowerPoint по изучаемым темам.

Технические средства обучения:

компьютер;

мультимедийный проектор;

экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения:

Основные источники:

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык. Культура речи. Деловое общение, - М.: КНОРУС, 2014. (Л.1)

  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык (базовый уровень). - М: Русское слово, 2013г. (Л.2)

  3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений, - М.: 2010. (Л.3)

Дополнительная литература:

  1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2009.

  2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся, - М.: 2010.

  3. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей, - М.: 2010.

  4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации, - М.: 2010.

  5. Валгина Н.С. Теория текста, - М.: 2009.

  6. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку, - М.: 2010.

  7. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. - М.: 2009.

  8. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева, - М.: 2009.

  9. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум, - М.: 2009.

  10. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой, - М.: 2010.

  11. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной, - М.: 2010.

  12. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика, - М.: 2009.

  13. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, - М.: 2010.

  14. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование, - М.: 2009.

Словари:

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке, - СПб.: 2009.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка, - СПб.: 2010.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы, - М.: 2010.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка, - М.: 2009.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка, - М.: 2010.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова, - М.: 2009.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, - М.: 2010.

Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка, - М.: 2009.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи, - М.: 2010.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2009.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева, - М.: 2010.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний, - М.: 2009.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов, - М.: 2010.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова, - М.: 2010.

Интернет-ресурсы:

1. Справочно-информационный портал «Грамота.Ру»

gramota.ru/

2. Страничка «Русский язык и культура речи» shpora07.narod.ru/

3. Сайт «Страна слов» wordsland.ru/

4. Сайт «Учреждение Российской академии наук Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН и НКО «Словари.ру» slovari.ru/

5. Сайт «Культура письменной речи» gramma.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Контроль и оценка результатов освоения элективного курса осуществляется в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Результаты обучения

(усвоенные знания, освоенные умения).

Формы и методы контроля

Знания:

З.1 нормы литературного языка

Практическая работа. Работа со словарями, справочниками. Анализ внеаудиторной самостоятельной работы.

З.2 основные группы формул речевого этикета;

Практическая работа. Анализ внеаудиторной самостоятельной работы.

З.3 правила составления деловых бумаг.

Практическая работа. Индивидуальные задания.

Анализ внеаудиторной самостоятельной работы

Умения:

У.1 применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Практическая работа, индивидуальные задания, Анализ внеаудиторной самостоятельной работы. Оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

У.2 грамотно оформлять личную и служебную документацию;

Практическая работа. Индивидуальные задания. Анализ внеаудиторной самостоятельной работы

У.3 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устную и письменную речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их.

Практическая работа. Анализ внеаудиторной самостоятельной работы. Оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

ИПО. 1 развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности

Практическая работа, индивидуальные задания, Анализ внеаудиторной самостоятельной работы.

ИПО. 2 увеличения словарного запаса; грамотного составления деловой документации; овладения основами технологии работы с деловыми бумагами

Практическая работа, выполнение индивидуальных заданий, ответы на вопросы. Анализ внеаудиторной самостоятельной работы.

ИПО. 3 совершенствования интеллектуальных, информационных умений и навыков в области повышения культуры деловой речи; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству

Устный опрос, письменный опрос. Анализ внеаудиторной самостоятельной работы

ОК и ЕК;

ОК 1. по ФГОС СПО

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Составление деловых бумаг.

Подготовка сообщений, презентаций. Выполнение индивидуальных заданий. Работа со словарем, периодической печатью. Анализ внеаудиторной самостоятельной работы.

ОК 4. по ФГОС СПО

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Подготовка информационного сообщения.

Составление деловых бумаг.

Выполнение индивидуальных заданий. Анализ внеаудиторной самостоятельной работы.

ПрК 21 по ЕКК

Составлять, формировать деловые бумаги личного и служебного характера.

Практическая работа. Индивидуальные задания. Анализ внеаудиторной самостоятельной работы

ПрК 22 по ЕКК

Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистическими и коммуникативными компетенциями.

Составление опорного конспекта. Выполнение индивидуальных заданий.

Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.


© 2010-2022