Урок по русскому языку на тему Алфавит (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку на тему Алфавит(5 класс)Урок русского языка в 5-м классе. Алфавит

  • Рыбальченко Сусана Рифатовна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Цель деятельности учителя

Познакомить с принципом расположения слов в словарях по второй и треьей букве,развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля

Тип урока

Урок систематизации

Планируемые образовательные результаты

Обучающие:

  • рассказать об истории появления русского алфавита и значением алфавита в культуре народа;

  • повторить алфавит русского языка;

  • дать представление об отличии устной речи от письменной;

  • познакомить с тем, что изучают графика и каллиграфия, назначением алфавита.

Развивающие:

  • формировать умение отличать устную речь от письменной;

  • умение правильно произносить названия букв;

Воспитательные:

  • развитие памяти, внимания, культуры речи.

  • Воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.

  • Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

festival/ 1september.ru

ru.wikipedia.org/wiki

elhow.ru/ucheba/russkij-jazyk/raznye-voprosy-po-rja/dlja-chego-nuzhen-alfavit

uroki.net

Наглядно-демонстративный материал

  • Компьютер

  • Мультивидеопроектор

  • Электронный вариант дидактического материала.

  • Игровой материал по теме

  • Оформление классной доски.

  • Учебник русского языка для 5 класса под редакцией

Основные понятия

Алфавит,фонема, транскрипция.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УДД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Выявление отсутствующих

II. Языковая разминка


  • Лабораторная работа. (слайд 3)

  • В эксперименте участвуют два учащихся, остальные являются зрителями. Один учащийся выходит из класса, второй получает задание объяснить без слов, что он опаздывает в школу, потому что его будильник испортился, а у него контрольная по русскому языку. Учитель зовет учащегося, покинувшего кабинет. Разыгрывается ПАНТОМИМА.

  • -Вопросы наблюдателям:

  • О чем не удалось рассказать при помощи движений и мимики?

  • Удачен ли такой язык в общении? Может ли он заменить речь?

Соревнование на лучшего скороговорочника (Слайд 4)

Соревнуются трое желающих (по одному человеку от ряда), остальные судят. Кто не допустит ошибки и не «проглотит» слова или звуки при высоком темпе, тот выиграл.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Карл у Клары украл кораллы.

Шел грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека в реку руку, рак за руку грека хвать.

Интрига (слайд 5)

  • Бывает , что никто ничего не говорит, никто не единого звука не слышит и даже не слушает. Они не видят друг друга. И все же люди оживленно беседуют. Они понимают друг друга, отвечают, возражают, спорят…

  • Как это может быть? Каким видом общения воспользовались люди?

Познавательные УУД:

свободно владеть приёмами отбора и систематизации материала

III. Введение

в тему с постановкой

проблемы урока

Учитель:

Загадки помогут назвать тему урока

Чёрные птички на каждой страничке Молчат, ожидают, кто их отгадает.

(Буквы)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
А называется строй ...

(Алфавит)

Учитель:

Молодцы. Правильно. Запишем в тетради тему урока. «Алфавит» (слайд 6)

Учитель:

- Ребята, а что такое алфавит?

- А для чего нужны буквы?

(чтобы читать и писать)

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока

IV. Открытие новых знаний

Учитель: Алфавит - это совокупность знаков (букв), необходимых нам для того, чтобы мы могли поделиться информацией с другими людьми, причем не только с нашими современниками, но и нашими потомками. С древних времен люди изобретали специальные знаки для передачи информации.

Вспомните наскальные рисунки, которые находят археологи. (Слайд 7-9)

Эти рисунки были оставлены человеком еще много-много веков назад, когда люди еще не умели ни читать, ни писать. С изобретением букв появилась письмо. Из них мы складываем слова, из слов - предложения и фразы, что необходимо в нашем общении.

В первую очередь, алфавит необходим нам для письма.

Сообщение учащихся о Кирилле и Мефодии. (слайд 10-11)

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Соотносить информацию, представленную в разных формах ,

воспроизводить информацию в удобной для себя форме

V. Физ.минутка

Слайд 14

VI. Развитие речевых

и учебно-языковых умений

Учитель: А для чего еще нам нужно знать алфавит?

Буквы в алфавите идут в строго определенном порядке, это во многом упрощает человеку поиск информации. (слайд 15-16)

Сегодня, придя в библиотеку, мы видим, что каталог литературы упорядочен по алфавиту

И это очень удобно для посетителей и самих работников библиотеки. Ведь в нужный момент очень просто найти нужную книгу. В наших мобильных телефонах список телефонной книги составлен по алфавиту. Разного рода справочники и словари разработаны по такому же принципу.

Работа с орфографическим словарем.(слайд 17)

-Найдите слова «радость», «смелость»

-Что вам помогло быстро отыскать эти слова?

Вывод. Чем лучше мы будем знать алфавит, тем быстрее сможем находить необходимую нам информацию.

Выполнение упражнения (по выбору учителя)

Познавательные УУД:

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Соблюдать в учебной деятельности и практике общения нормы культуры речи.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

VII. Подведение

итогов урока.

Рефлексия

Викторина.

1.Расскажите, для чего и как появился первый русский алфавит?

2.Как назывался первый алфавит, кто его создал? (слайд 18)

3.Как называется раздел науки о языке, изучающий обозначение звуков речи?

4.Когда в России и других славянских государствах отмечается День славянской письменности?(слайд 19) (24 мая)

Слайд 20 Было интересно…

Было трудно…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я почувствовал(а), что…

Я научился (-лась)…

Я смог(ла)…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

IХ.Домашнее задание

1. Составить книжку об азбуке или сочинить сказку.

2. Выполнить упражнение (по выбору учителя)

Выставление отметок.

Список литературы.

1.Русский язык. 5 класс. В 2 ч. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын.





© 2010-2022