Открытый урок по литературе 5 класс ФГОС тема Спящая царевна

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





















Системно - деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русской литературы в 5 классе

в рамках реализации ФГОС ОО

Урок-мастерская «Добро и зло»

(по произведению В.А.Жуковского «Спящая царевна»)



Открытый урок учителя русского языка и литературы первой категории Ивановой Людмилы Кузьминичны









с.Саклов-Баш

октябрь 2015







Урок

(по произведению В.А.Жуковского «Спящая царевна»)



1.Тема урока: В.А.Жуковский. Волшебная сказка «Спящая царевна». Тема добра и зла.

2.Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений, проблемный анализ текста.

3.Форма урока: урок по литературе для 5 класса посвящен знакомству с творчеством В.А.Жуковского и его волшебной сказкой «Спящая царевна», построен как урок - исследование, урок-беседа.

4.Предмет: литература.

5.Класс: учащиеся 5 класса, владеющие навыками работы в малых группах.

6.Формы работы: фронтальная, индивидуальная, система малых групп.

7.Технология:Данный урок построен с применением метода проектов. На данном уроке учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность учащихся, становится помощником и участником учебного процесса.

На подобных уроках ребята учатся творчески представлять свои мысли, сотрудничеству, умению соотносить свою деятельность с деятельностью других, самостоятельно добывать знания, прибегая при необходимости к помощи учителя и других учеников.

8. Место урока в системе уроков литературы: урок проводится при изучении литературных сказок по программе В.Я.Коровиной

Развиваемые компетенции:

- Ценностно-смысловая( способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать смысловые установки)

-Общекультурная (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни)

-учебно-познавательная(добывание знаний из окружающей действительности, целеполагание ,анализ)

-Информационная (владение различными средствами информации, поиск информации)

-Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ)

-Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие)

Развиваемые УУД:

Личностные - нравственно-этическая ориентация

Регулятивные - целеполагание, осознание уровня усвоения материала

Познавательные - самостоятельный поиск информации

Общеучебные - самостоятельно формулирование цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста

Логические - анализ текста, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные- умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли

Цели урока:

Предметные: ознакомление со сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна»; овладение навыками анализа текста·

Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование информационной культуры личности ребенка; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Личностные :формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста

Оборудование: «Русская литература» Учебник-хрестоматия в 2-х частях,5 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной, компьютерная презентация по изучаемой теме, проектор, портрет В. А. Жуковского, П.И.Чайковского, иллюстрации к сказке «Мертвая царевна», тесты по произведению, музыкальный центр.

















План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция

Артикуляционная гимнастика.

Работа над скороговорками.

Подготовка речевого аппарата к говорению

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России.

регулятивные УУД: целеполагание

. Проблемный вопрос:

Что общего у всех этих скороговорок и чем они различаются?

-Дайте лексическое значение слова «пруд»

-Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию и вы познакомитесь с еще одним прудом. Называется он Патриарший пруд.

Виртуальная экскурсия.

Проблемный вопрос: Подумайте, как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будут тема нашего урока.

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.





Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.



Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Задание: Вспомните героев и названия басен И. Крылова, изображенных на барельефах.

Что такое барельеф?

Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.Выборочная проверка домашнего задания









Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Проверка заполнение маркировочной таблицы "ЗУХ"





Беседа по статье.

-Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем?

-Какие события предшествовали этому?

- Как он получил образование?

-С написания каких произведений началась его писательская деятельность?

-Что такое басня? (Тема прошлого урока)

Чтение таблицы «ЗУХ», 2-3 колонки, составленной по статье учебника «Биография Крылова И.»

2 колонка - план к статье учебника. Основные вехи жизни.

3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца.

(1 колонку «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли на предыдущем уроке).

Отвечают на вопросы учителя.





2.Работа с литературоведческими понятиями.

«Карта жанра»

- Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.

-Вспомните и дайте определение басни.

Групповая работа.

Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка.

Предполагаемый ответ:

Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, смысл.

3.Мини-исследование в группе.

Или аллегорический смысл. - А что такое аллегория?

Задание. Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: волк - злой человек, лиса - хитрый человек

-А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки?

Осел? Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон?

На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных.

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Предполагаемый ответ:

Аллегория - иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

Отвечают на вопрос учителя.


  1. Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ.минутка «Бабочка»

Организует разминку.

Активно выполняют физические упражнения

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом

Работа с текстом басни.




Проблемный, метод фронтальной организации учащихся



личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа:

- Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Волк и ягненок».

-Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ волку? А ягненку?

-Давайте проверим, действительно ли волк отображает грубость и вероломство, а ягненок - беззащитность и слабость.

Отвечают на вопросы учителя.

Дают развёрнутые ответы.

1. Просмотр видеозаписи выразительного чтения ученика..

Беседа о просмотренном.

-Понравилось ли вам чтение учеником басни Крылова?

- Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев?

- Как чтец голосом передал характерные черты персонажей басни?

- Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
- В каких ситуациях эта басня может служить уроком?

Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

2.Словарная работа

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта

Групповая работа.

В группе выпишите 10 непонятных слов.

Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

Коллективная проверка.

3.Выразительное чтение учащимися.

Чтение по ролям басни

Подготовка к чтению. Чтение.

4. Словесное рисование.

Метод словесного рисования

-Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?

Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

5. Знакомство с иллюстрациями басни Крылова

Наглядный, частично-поисковый

Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему?

- Как изображены персонажи басни на иллюстрации Е. Рачева? Какой намек содержит такое изображение?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

6. Просмотр рисованного мультфильма. (Басню читает Лев Дуров).

Наглядный, проблемный

-Изменилось ли ваше восприятие басни?

-Чье прочтение басни вам показалось более интересным? Почему?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.


Работа в группах и выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Групповая работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ басни.

1 Задание.

1 группа.

1.- Почему И. Крылов начал басню «Волк и Ягненок» с морали?

2.-Над какими пороками человека смеется автор

3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Докажите или дайте опровержение данной мысли

2 группа.

1.- Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и Ягненка?

2.-Какие глаголы характеризуют главных героев?

3.- Язык персонажей басни И. Крылова подводит к выводу об их характерах. Докажите эту мысль, ссылаясь на текст произведений.

3 группа.

1.-В басне "Волк и Ягненок" два героя. Что можно сказать о них? Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха?

2.-Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно?

3.-Почему баснописец говорит, что "у сильного всегда бессильный виноват"...

(Эта басня - горькая правда о несправедливых порядках. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила).

Афиширование.

2 задание. Составление сравнительной таблицы

Сопоставление басни Лафонтена и Крылова.

Афиширование.

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.


Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.

Самостоятельное написание сиквейна на басню «Волк и ягненок»: Волк. Ягненок.

Афиширование результатов.

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

Дифференцированное домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Волк и ягненок»

2. Инсценировка басни (чтение наизусть).

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха»









Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Добрый день, ребята!

На столиках у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это мое настроение…

Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение.

II. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач

Звучит музыка. Вальс « Спящая красавица» из балета Чайковского.

Эпиграф:

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой)

Слово учителя.

Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книги. Первые книги, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир, полный волшебства. И, став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности, а главное стремились удержать в творчестве высоту полета, богатство смысла сказок. Сказки не знают непоправимых несчастий. Герои всегда победители, Зло наказывается, Добро побеждает.

Одним из лучших авторов сказок является В.А.Жуковский, с творчеством которого мы с вами познакомились на предыдущем уроке. В.А.Жуковский стоял у истоков создания литературной сказки. Многие сказочники обращались к сюжету о спящей девушке.

Мы многое узнали об этом человеке, но еще больше предстояло вам узнать, когда вы готовились к уроку, и каждому из вас было дано определенное задание. Ваши проекты мы будем прослушивать в течение нашего урока


Слушают музыку



Слушают учителя.

III. Постановка цели урока, формулировка темы.

Вопросы учителя.

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием сказки «Спящая царевна», попробуем раскрыть ее главную мысль, будем учиться анализировать и выразительно читать художественное произведение.

Отвечают на вопрос.

IV .Открытие нового знания, новых способов деятельности

а) фронтальная работа. Определите основание для исследования биографии В.А.Жуковского?

Б) Групповая работа .Выступает 1 группа «Исследователи»













а) фронтальная работа. Чем литературная сказка отличается от народной?

Б) Групповая работа. Выступает 2 группа «Аналитики»

Отвечают на вопрос

Выступление 1 группы «Исследователи»

Группа: Летом 1831 года В. А. Жуковский и А. С. Пушкин находились в Царском Селе. Между друзьями-поэтами возникло шутливое соревнование в написании сказок. Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне». Пушкин - «Сказку о царе Салтане», соответствующую «Сказке о царе Берендее». Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была создана позже - в 1833 г. Жуковский представил на суд читателей и критиков сказку «Спящая царевна», над которой он работал чуть больше двух недель.

Впервые «Сказка о спящей царевне» (позже «Спящая царевна») Жуковского была опубликована в 1832 г. Сюжет этой сказки сходен с немецкой сказкой «Царевна-шиповник» братьев Гримм и «Спящая в лесу красавица» Ш. Перро, но Жуковский, как и Пушкин, обращается к стихотворной форме сказки.

Цель: изучить биографию В.А.Жуковского и выделить факты биографии, с которыми не были знакомы. Выдвинули гипотезу, что в биографии Жуковского много интересных фактов, о которых будет интересно узнать одноклассникам. Гипотеза подтвердилась. Результатом работы над проектом стало создание виртуальной экскурсии « Интересные факты из биографии В.А.Жуковского»

Ученики дают варианты ответа.

Выступление 2 группы «Аналитики»

Члены мастерской работали над проблемным вопросом: что в сказке В.А.Жуковского напоминает русские народные сказки и что отличает. Результатом работы стал выпуск брошюры «Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»: черты литературной и народной сказок»

5.Актуализация знаний, умений и навыков

Анализ содержания сказки

Обратимся к содержанию сказки.

Подробно перескажите начало сказки

Учитель:

Какова композиция сказки? На какие части можно разделить сказку (пророчество рака, предсказания чародеек, заколдованный сон, пробуждение)

А теперь поговорим о сказочных героях. Ответьте на вопросы:

Почему автор называет рака пророком?

Как вы думаете , рождение ребенка это праздник? Как обычно отмечают этот праздник?

- Кто герои сказки? Наделены ли они именами: Какие они? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

- А теперь прочитаем по ролям отрывок из сказки (стр.59-60).

Ответьте на вопросы:

- Что пророчили десять чародеек царевне?

- А двенадцатая? Почему?

- Что пожелала одиннадцатая чародейка?

- Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери?

- Сколько лет длился сон?

- Кто разбудил спящую царевну?

- Что увидел царевич когда подъехал к дремучему бору

Вернемся к тексту сказки. Найдите описание уснувшего бора с дворцом и прочитайте. Объясните смысл выражений:

И окрестность со дворцом

Вся объята мертвым сном.

- Почему мертвым сном?

- Опишите спящую царевну.

-Что разрушает силу сна.

-Когда ожил лес?

- Что разрушило силу сна?

- Каков финал сказки?

а) Фронтальная работа. При прочтении сказки вам встретились непонятные слова , что же они означают? У нас выступит 3 группа , со своим сборником устаревших слов из сказки «Спящая царевна».

Б) Групповая работа. Выступает 3 группа «Энциклопедисты»

Пересказывают содержание



Отвечают на вопросы.





Читают отрывок



Отвечают на вопросы





Читают отрывок





Читают непонятные слова, дают обьяснение

3.Мастерская «Энциклопедисты».

Анализировали язык сказки. Поставили перед собой цель - найти в сказке устаревшие слова, дать их толкование на основе нескольких словарей. Результатом работы стало создание словаря «Устаревшие слова в сказке В.А.Жуковского». ( слова понесешь,знатный,хлебосольного,черед,удалой,очей,утолить,уста)

6 Физкультминутка

- Класс, класс, как живешь?

- Класс, класс, как берешь?

- Класс, класс, как даешь?

- Класс, класс, как любишь?

- Класс, класс, как дружишь?

- Класс, класс, как учишься?

-Вот так живу!

-Вот так беру!

-Вот так даю!

-Вот так люблю!

-Вот так дружу!

-Вот так учусь!

7. Работа с иллюстрацией

Ребята, а теперь посмотрите на картину, которая есть в вашем учебнике

Кого мы видим на картине?

Как изображена старуха художником? Обратить внимание на черный цвет одежды как символа Зла.

А царевна? Белый цвет символ чистоты, доверчивости и благородства.

Найдите по тексту строчку о том, как подает веретено пряха.

Почему молча?

Кем была пряха-старушонка?

Найдите соответствующий рисунку отрывок из сказки и прочитайте.

Б) Групповая работа. Выступает 4 группа «Художники»



Изучают иллюстрации

Отвечают на вопросы

Читают отрывок

4.Мастерская «Художники».

Работали по теме «Спящая царевна» в иллюстрациях художников. Результатом работы стало создание фотоальбома (в распечатанном и электронном виде) и создание своих иллюстраций к сказке.

8. Закрепления изученного материала.

Какой урок извлекли вы из сказки "Спящая царевна"?

Как вы понимаете эпиграф к уроку?

Над чем работали сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Над чем вас заставила задуматься эта сказка?

Высказывают свои мнения.

Отвечают на поставленный вопрос

9. Подведение итогов урока.

Самооценка и оценка работы других групп.

- Какой твой вклад в реализацию проекта.

- Чей проект тебе понравился? Дать обоснование

Отвечают на поставленный вопрос

Рассуждают, делятся впечатлениями

10.Рефлексия

- На партах у детей лежат кружки ,нарисуйте то лицо ,которое соответствует вашему настроению

Рисуют «настроение»

11. Домашнее задание.

Выполнить тест по прочитанному произведению «Спящая красавица»

Прочитать балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться к ее обсуждению в классе

Записывают домашнее задание



Самоанализ урока.

1.Урок проводился в 5 классе. В классе 6 учеников из них с высокими учебными способностями - 2, со средними - 3, с низкими - 1.

2.Место урока в разделе.

Тема раздела: Литература 19 века. Урок в разделе №5.Тема урока: В.А. Жуковский « Спящая царевна». Урок актуализации изученного материала.

3.Задачи урока. При постановке целей и задач урока я учитывала

в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. 1) Познавательная. Активизировать и актуализировать знания учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала; организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»; учить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль; учить определять тему и жанр произведения; совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства; 2) Развивающая. Способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; 3) Воспитательная. Воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

4.Средства обучения. На уроке использовались учебники по литературе, компьютер, проектор, раздаточный материал, диск с музыкой, средства наглядности (условно - знаковые)

5.Этапы урока.

Урок состоял из следующих этапов: Организационный. Этап сообщения темы урока. Этап постановки учебных задач. Этап постановки цели урока, формулировка темы. Этап открытия нового знания, новых способов деятельности. Этап актуализация знаний, умений и навыков. Этап работы с иллюстрацией. Этап закрепления изученного материала. Этап рефлексии урока. Этап информации о домашнем задании.

6.Анализ этапов. Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке, взаимные приветствия учителя и учащихся. Организационный момент определяет готовность учащихся к уроку и настрой на урок. Этап подготовки к восприятию нового материала. Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Перед детьми была поставлена проблема для самостоятельного определения темы урока. Ученики повторяют изученный материал и выводят тему урока. Изучение темы начинается с прослушивания балета П.И.Чайковского «Спящая красавица» . Использование ИКТ на уроке помогает экономить время и привлечь внимание детей.

Этап усвоения новых знаний. Дидактическая задача этапа. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН. На этом этапе ученикам предлагается творческая работа ,которая направлена на определение одарённости у учащихся.Детям предлагается право полного выбора в какой деятельности они хотели бы себя проявить. С этим заданием дети справились хорошо ,проявили себя в своей группе. А Ветров Никита подготовил чтение наизусть вступления к сказке. Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Когда дети работают в парах ,они учатся слушать друг друга, работа была организованной, направленной на творческую деятельность. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Выполнив задание дети показали :рисунки, выразительное чтение, инсценировку отрывка сказки. Как ученики .так и присутствующие получили много положительных эмоций от увиденного.На этом показ талантов не закончился Юля Маркина и Яна Шаманаева сочинили своё вступление к этой сказке.

.Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Дидактическая задача этапа. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

Содержание этапа. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения. Задание на дом - подготовить выразительное чтение отрывка сказки по выбору учащихся.Анализ чтения учеников в группе были направлены на то ,чтобы дети сами сказали ,что значить читать выразительно.

Условия достижения положительных результатов. Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения. Домашнее задание тоже творческого характера. Вопросы направлены на проверку понимания содержания сказки

.Подведение итогов урока.

Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы.

Требования. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

Дополнительная активизация. Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем. Для подведения итога мы снова вернулись к речевой разминке и проанализировали её. Творческая работа учеников в группах доказала действительность фраз учеников.

.Оценивание. Учащиеся ,которые подготовили индивидуальные творческие задания получили отлично, за работу в группах - четыре.

Лучшим результатом урока были смайлики ,на которых дети нарисовали лица с тем настроением ,которое они испытывали к концу урока. Все нарисовали радость.

7.На уроке использовались наглядные ,словесные, практические методы.

8.Формы работы: На уроке использовались следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, , групповая, коллективная

Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, проблемный, частично-поисковый, , творческая работа.

9.Связи урока: Учитель-ученик; ученик - ученик; ученик-учитель.

10.Высокая работоспособность достигнута психологической атмосферой, интересным материалом и интересными заданиями. Цели урока достигнуты, план урока полностью выполнен.Таким образом считаю, что урок представляет целостную систему. Цели достигнуты, дети получили положительные эмоции и положительные отметки.



© 2010-2022