- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока внеклассного чтения на тему Истинная красота и благородство героев Юрия Яковлева ( 5 класс)
Конспект урока внеклассного чтения на тему Истинная красота и благородство героев Юрия Яковлева ( 5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пичкова Т.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Ю. Яковлева «Игра в красавицу». Тема"Истинная красота и благородство героев Юрия Яковлева"
Тип урока: урок - беседа, урок внеклассного чтения. Используемая технология: групповая. Ведущий метод: сотрудничество, диалог. Цели урока: 1. Создать условия для формирования правильного нравственного выбора. 2.Подвести учащихся к пониманию истинной красоты человека, обсуждая рассказ Юрия Яковлева «Игра в красавицу». 3.Научить детей ценить духовную красоту человека. 4. Развитие связной речи, ассоциативного мышления. 5. Обучение начальным навыкам работы с литературным портретом. Оформление: рассказы Ю.Яковлева, портрет писателя, высказывания великих людей о красоте, эпиграф к уроку (отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого). … что есть красота,
Оборудование: портрет писателя Использование ТСО: компьютерная презентация. Ход урока Вступительная беседа В самом начале урока звучит песня «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. 1. Учитель- Прослушайте песню, вспомните, где вы могли её слышать… -Узнали ли вы прозвучавшую песню? … -Можете ли назвать автора слов, композитора? … - Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев. - Чем привлекает вас прослушанная песня?... Учитель -Конечно, прежде всего трогательным отношением матери к своему малышу. Всё, о чём бы ни писал Ю. Яковлев, не может не волновать вдумчивого читателя. 2.-Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Игра в красавицу». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их. Знакомство с биографией Ю. Яковлева Учитель - Несколько штрихов биографии писателя. Соня подготовила презентацию, сейчас она нас с ней познакомит. Будьте внимательны, так как сразу же прозвучит вопрос по прослушанному материалу. 3. Краткое сообщение+ презентация+ сопровождение ученика(инд. Задание) Родился Юрий Яковлев 26.06.1922г. в Ленинграде в семье служащего. В 1940г. окончил школу, был призван в армию. Он был участником ВОВ: наводчик зенитной батареи, сотрудник фронтовой печати. После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал в 1947г.: создавал как стихи, так и прозаические произведения - рассказы, повести. Беседа по прослушанному материалу - Учитель- Вопрос на внимание: какие темы поднимал в произведениях Ю. Яковлев? 4. Слово учителя. «Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк, - когда грустно и одиноко. Творчество писателя - такой дом. Мой дом - мои книги, - писал Ю. Яковлев, - а мои герои - люди, для которых читатель переступает порог моего дома». «Я буду очень рад, - говорит писатель, приглашая нас в гости, - если ты, мой читатель, на этот раз застал в моём доме своих старых добрых знакомых… Ты даже встретишь здесь друга своего раннего детства медвежонка Умку. Может быть, не все обитатели моего дома оказались твоими знакомыми, возможно, что с некоторыми из них ты встретишься впервые. Надеюсь, они станут твоими друзьями».Итак, писатель Юрий Яковлев приглашает нас, читателей, в свой дом - в книгу. Вперёд… 5. Сообщение темы и целей урока.( обратить внимание на доску) Сегодня на уроке, как вы уже поняли, мы будем говорить о творчестве писателя Ю. Яковлева, обратимся к его рассказам «Игра в красавицу » и вместе с героями этих произведений попытаемся ответить на вопрос поэта Н. Заболоцкого (см. доска) … что есть красота, А урок наш называется так: «Истинная красота и благородство героев Ю. Яковлева» (см. доска) 6. Работа со словом. - Мы часто встречаем слова красота и благородство? - Объясните, как вы понимаете их значение. ( Учитель: красота-то, что радует глаз,сердце; Благородство-это совесть, честность, преданность, чуткость, сострадание.) Слово экспертам -Прочитаем, какое толкование данных слов дает словарь С.И. Ожегова. 7. Беседа по рассказу «Игра в красавицу». Учитель Счастливая, невозвратимая пора детства… Сколько замечательных страниц написано о нём, У нас представлена выставка книг, в которой представлены произведения о детстве, детях. Это книги Ф. М. Достоевского, Л. Толстого, М. Твена и др. авторов. На этих книгах выросло не одно поколение детей. Рекомендую вам их для чтения, не пожалеете. Удивительное, прекрасное время детства… Для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и добрые или равнодушные и злые. В детстве всё происходящее запечатлевается в памяти не событиями, а, скорее, переживаниями. Именно о детстве и о своих детских воспоминаниях и впечатлениях пишет Юрий Яковлев в рассказе «Игра в красавицу». - Перескажите, как вспоминает Ю.Яковлев своё детство? - Почему ребятам никогда не было скучно? - Какая игра считалась во дворе любимой? Как она возникла?- влияние книг, стремление к красоте. - Кого чаще других выбирали красавицей? - Была ли Нина на самом деле красавицей? - Прочитайте портрет.(Чтение эпизода со слов «Теперь мы вспоминаем…» до «…а некрасивым - дрянной».) - Как вы думаете, почему дети не замечали недостатков Нины? ( им важно общение, она обладала обаянием) Найдите в тексте, как автор объясняет это: « Нинка из седьмой квартиры была стоящей девчонкой - мы выбирали красавицей ее.» - Прочтите, что чувствовали дети, когда любовались Ниной. -А что испытывала Нина, когда слышала такие приятные слова?(Вы должны понять, что словом можно вылечить, а можно уничтожить. Это очень сильное средство. Осторожно обращайтеь со словом.) 8.Учитель. Посмотрим сценку, подготовленную для нас нашими актёрами. (Заранее подготовленные ученики играют сцену по ролям.) - Оцените игру наших артистов.( Проявили артистизм, ответственность, справились с волнением, 9.- Расскажите о появлении новенького мальчика во дворе. - Найдите в тексте отрывок, в котором говорится, как изменилась Нина?(Чтение отрывка со слов «С появлением новенького…» до слов «…шла за ним до школы».) - Как вы думаете, почему она изменилась? - Прочитайте, как ответил новенький Нине, когда заметил, что она ходит за ним, как тень? -Какое отношение вызывают у вас слова , поступок этого паренька?- злой, невоспитанный, неблагородный. Он не понимает, что обижает хорошего человека. -А как он должен был ответить, чтобы не обижать?( постараться ближ узнать Нину, приглядеться к ней) - Я сейчас вам прочитаю отрывок из рассказа, а вы ответьте, что значат слова «зеркало убило красавицу»: «Нас не интересовало, какие у нас носы, рты, подбородки, куда торчат волосы, где вскочил прыщ. И Нинка знала только то зеркало, которым были для неё мы, когда играли в красавицу. Она верила нам. Этот тип с родимым пятном на щеке разбил наше зеркало. И вместо живого, весёлого, доброго появилось холодное, гадкое, злое. Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него - зеркало убило красавицу». - Как вы понимаете эти слова?( Девочка перестала верить в себя, , в своих друзей, людям) -Как называет этого паренька Ю. Яковлев?(Новенький, тип с родимым пятном) - Почему так?(Автор выражает отрицательное отношение к этому герою - Вспомните разговор Нины с мамой. Что пытается доказать она дочери?(Что счастливы и некрасивые. -Ребята, мама Нины права. Почти все мы так или иначе не всегда довольны своей внешностью. Поверьте, не она- самое важное в жизни, а то, что вы представляете собой как личность.) - Что, глядя на мать, предлагает ей Нина? - Как вы думаете, почему? Для неё мама красива, любима, не зависимо от внешности. Нина хочет, чтобы мама поняла это и полюбила сама себя. -10. Давайте мы тоже поиграем в красавицу: поглядите друг на друга, посмотрите, какие у вас красивые глаза, открытый взгляд. Глаза- зеркало души -улыбнитесь друг другу, как осветилось ваше лицо улыбкой, недаром поётся в песне «поделись улыбкою своей» -Возьмите друг друга за руки, пожмите их. Это рука надёжного друга, возможно , не только на школьные годы. Вы видите, какую замечательную игру придумали ваши сверстники, а мы её продолжили. - Вернёмся к рассказу.-Что Ю.Яковлев пишет о дальнейшей судьбе Нины? Случайно ли так сложилась её судьба?( Мы догадываемся, что Нина оказалась на фронте санитаркой, т. к. не могла остаться в стороне от судьбы своей родины и народа.- Да, мы все родом из детства. Именно в том дворе родилась добрая, милая, любящая девочка. Не удивительно, что её судьба сложилась именно так. - Можно ли назвать Нину красивой и почему?( Добрая, умеет дружить, фантазёрка, романтик, любит маму, Родину, преодолевает обиды, способна жалеть.) 11. Работа с цитатами, записанными на доске. -Наряду с внешней красотой существует духовная красота, и именно о ней писали и пишут, говорили и говорят лучшие люди мира. Обратите внимание на слова известных писателей, где они рассуждают о красоте человека.
12. Работа с пословицами. - Дома вы должны были подобрать пословицы о человеческой красоте. Назовите пословицы, которые вы нашли. Посмотрите на те, которые подобрала я, -Какая из них более всего отражает смысл рассказа «Игра в красавицу»?объясните, почему. Пословицы:
- Согласны ли вы с тем, что духовная красота должна в человеке преобладать? 13. Моя формула человеческой красоты. Попробуйте составить свою формулу красивого человека. ( в тетради) …….+…….+……..+……..=КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК, например, ДУША, СЕРДЕЧНОСТЬ,ПОМЫСЛЫ, ПОСТУПКИ,ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,ВНЕШНОСТЬ - Прочтите, что вы написали. - 14. -Прежде чем закончить разговор о рассказе «Игра в красавицу», мне хотелось бы , чтобы вы послушали ст-е Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», слова из которого взяты в качестве эпиграфа урока - После ответьте на вопрос, почему я выбрала для урока именно это стихотворение?(О некрасивой, но доброй девочке) Среди других играющих детей 15. Выводы. - Чему же нас учат рассказы Юрия Яковлева?( Доброте, умению дружить, выбирать друзей. Если ответить на вопрос Н. Заболоцкого, то красота- это прежде всего душа, которая с годами наполняется хорошими чувствами, впечатлениями. Человек растёт, набирается жизненной мудрости и тогда сосуд становится полным- человек стал по-настоящему красивым. Он нравственно вырос. 16. Заключительное слово учителя. - Заканчивая урок, мне хотелось бы вновь обратиться к словам Ю.Яковлева. «Мои книги, - писал он, - не только мой дом, но и моя душа. Всё, что я пережил, перестрадал сам, - всё это оставило след в моём творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах моих героев - мои мысли и чувства. Они сокровенные… Может быть, они помогут тебе в жизни. И на прощанье мне хочется сказать тебе: вспоминай мой дом, моих друзей, а когда тебе станет грустно, постучи в мою дверь». - Я надеюсь, что вы будете частыми гостями в доме Ю.Яковлева. Советую вам прочитать и другие рассказы писателя: К следующему уроку прочтите рассказ « Рыцарь Вася, где продолжается тема красоты души человека. Кроме того, вы получите карточки- задания к рассказу- 17. Итоги урока. Выводы по уроку - Думаю, что урок открытых мыслей состоялся. Вы показали умение видеть основное в произведении, авторскую позицию, умело высказывали свое мнение о героях рассказа. Размышляли о добре и зле, благородстве и бесчестии. -(Выставление оценок за работу на уроке, 18. Домашнее задание: сочинение-миниатюра на тему: «Каким я представляю себе красивого человека?» чтение рассказа « Рыцарь Вася», работа по карточкам. Подготовиться к беседе по вопросам.( по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»)
|