Конспект урока внеклассного чтения на тему Истинная красота и благородство героев Юрия Яковлева ( 5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Ю. Яковлева «Игра в красавицу».

Тема"Истинная красота и благородство героев Юрия Яковлева"



Тип урока: урок - беседа, урок внеклассного чтения.

Используемая технология: групповая.

Ведущий метод: сотрудничество, диалог.

Цели урока:

1. Создать условия для формирования правильного нравственного выбора.

2.Подвести учащихся к пониманию истинной красоты человека, обсуждая рассказ Юрия Яковлева «Игра в красавицу».

3.Научить детей ценить духовную красоту человека.

4. Развитие связной речи, ассоциативного мышления.

5. Обучение начальным навыкам работы с литературным портретом.

Оформление: рассказы Ю.Яковлева, портрет писателя, высказывания великих людей о красоте, эпиграф к уроку (отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого).

… что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий.

  1. Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри. Ф. Купер.

  2. Никакая внешняя прелесть не сможет быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. В. Гюго.

  3. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес.

  4. При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелёв.

  5. Теперь, мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на Земле, как люди. Б. Шоу

Оборудование: портрет писателя

Использование ТСО: компьютерная презентация.

Ход урока

Вступительная беседа

В самом начале урока звучит песня «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

1. Учитель- Прослушайте песню, вспомните, где вы могли её слышать…

-Узнали ли вы прозвучавшую песню? …

-Можете ли назвать автора слов, композитора? …

- Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев.

- Чем привлекает вас прослушанная песня?...

Учитель -Конечно, прежде всего трогательным отношением матери к своему малышу. Всё, о чём бы ни писал Ю. Яковлев, не может не волновать вдумчивого читателя.

2.-Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Игра в красавицу». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их.

Знакомство с биографией Ю. Яковлева

Учитель - Несколько штрихов биографии писателя. Соня подготовила презентацию, сейчас она нас с ней познакомит. Будьте внимательны, так как сразу же прозвучит вопрос по прослушанному материалу.

3. Краткое сообщение+ презентация+ сопровождение ученика(инд. Задание)

Родился Юрий Яковлев 26.06.1922г. в Ленинграде в семье служащего. В 1940г. окончил школу, был призван в армию. Он был участником ВОВ: наводчик зенитной батареи, сотрудник фронтовой печати. После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал в 1947г.: создавал как стихи, так и прозаические произведения - рассказы, повести.

Беседа по прослушанному материалу

- Учитель- Вопрос на внимание: какие темы поднимал в произведениях Ю. Яковлев?

4. Слово учителя. «Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк, - когда грустно и одиноко. Творчество писателя - такой дом. Мой дом - мои книги, - писал Ю. Яковлев, - а мои герои - люди, для которых читатель переступает порог моего дома». «Я буду очень рад, - говорит писатель, приглашая нас в гости, - если ты, мой читатель, на этот раз застал в моём доме своих старых добрых знакомых… Ты даже встретишь здесь друга своего раннего детства медвежонка Умку. Может быть, не все обитатели моего дома оказались твоими знакомыми, возможно, что с некоторыми из них ты встретишься впервые. Надеюсь, они станут твоими друзьями».Итак, писатель Юрий Яковлев приглашает нас, читателей, в свой дом - в книгу. Вперёд…

5. Сообщение темы и целей урока.( обратить внимание на доску)

Сегодня на уроке, как вы уже поняли, мы будем говорить о творчестве писателя Ю. Яковлева, обратимся к его рассказам «Игра в красавицу » и вместе с героями этих произведений попытаемся ответить на вопрос поэта Н. Заболоцкого (см. доска)

… что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

А урок наш называется так: «Истинная красота и благородство героев Ю. Яковлева» (см. доска)

6. Работа со словом.

- Мы часто встречаем слова красота и благородство?

- Объясните, как вы понимаете их значение. ( Учитель: красота-то, что радует глаз,сердце; Благородство-это совесть, честность, преданность, чуткость, сострадание.)

Слово экспертам -Прочитаем, какое толкование данных слов дает словарь С.И. Ожегова.

7. Беседа по рассказу «Игра в красавицу».

Учитель Счастливая, невозвратимая пора детства… Сколько замечательных страниц написано о нём, У нас представлена выставка книг, в которой представлены произведения о детстве, детях. Это книги Ф. М. Достоевского, Л. Толстого, М. Твена и др. авторов. На этих книгах выросло не одно поколение детей. Рекомендую вам их для чтения, не пожалеете.

Удивительное, прекрасное время детства… Для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и добрые или равнодушные и злые. В детстве всё происходящее запечатлевается в памяти не событиями, а, скорее, переживаниями.

Именно о детстве и о своих детских воспоминаниях и впечатлениях пишет Юрий Яковлев в рассказе «Игра в красавицу».

- Перескажите, как вспоминает Ю.Яковлев своё детство?

- Почему ребятам никогда не было скучно?

- Какая игра считалась во дворе любимой? Как она возникла?- влияние книг, стремление к красоте.

- Кого чаще других выбирали красавицей?

- Была ли Нина на самом деле красавицей? - Прочитайте портрет.(Чтение эпизода со слов «Теперь мы вспоминаем…» до «…а некрасивым - дрянной».)

- Как вы думаете, почему дети не замечали недостатков Нины? ( им важно общение, она обладала обаянием)

Найдите в тексте, как автор объясняет это: « Нинка из седьмой квартиры была стоящей девчонкой - мы выбирали красавицей ее.»

- Прочтите, что чувствовали дети, когда любовались Ниной.

-А что испытывала Нина, когда слышала такие приятные слова?(Вы должны понять, что словом можно вылечить, а можно уничтожить. Это очень сильное средство. Осторожно обращайтеь со словом.)

8.Учитель. Посмотрим сценку, подготовленную для нас нашими актёрами. (Заранее подготовленные ученики играют сцену по ролям.)

- Оцените игру наших артистов.( Проявили артистизм, ответственность, справились с волнением,

9.- Расскажите о появлении новенького мальчика во дворе.

- Найдите в тексте отрывок, в котором говорится, как изменилась Нина?(Чтение отрывка со слов «С появлением новенького…» до слов «…шла за ним до школы».)

- Как вы думаете, почему она изменилась?

- Прочитайте, как ответил новенький Нине, когда заметил, что она ходит за ним, как тень?

-Какое отношение вызывают у вас слова , поступок этого паренька?- злой, невоспитанный, неблагородный. Он не понимает, что обижает хорошего человека.

-А как он должен был ответить, чтобы не обижать?( постараться ближ узнать Нину, приглядеться к ней)

- Я сейчас вам прочитаю отрывок из рассказа, а вы ответьте, что значат слова «зеркало убило красавицу»: «Нас не интересовало, какие у нас носы, рты, подбородки, куда торчат волосы, где вскочил прыщ. И Нинка знала только то зеркало, которым были для неё мы, когда играли в красавицу. Она верила нам. Этот тип с родимым пятном на щеке разбил наше зеркало. И вместо живого, весёлого, доброго появилось холодное, гадкое, злое. Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него - зеркало убило красавицу».

- Как вы понимаете эти слова?( Девочка перестала верить в себя, , в своих друзей, людям)

-Как называет этого паренька Ю. Яковлев?(Новенький, тип с родимым пятном)

- Почему так?(Автор выражает отрицательное отношение к этому герою

- Вспомните разговор Нины с мамой. Что пытается доказать она дочери?(Что счастливы и некрасивые. -Ребята, мама Нины права. Почти все мы так или иначе не всегда довольны своей внешностью. Поверьте, не она- самое важное в жизни, а то, что вы представляете собой как личность.)

- Что, глядя на мать, предлагает ей Нина?

- Как вы думаете, почему? Для неё мама красива, любима, не зависимо от внешности. Нина хочет, чтобы мама поняла это и полюбила сама себя.

-10. Давайте мы тоже поиграем в красавицу: поглядите друг на друга, посмотрите, какие у вас красивые глаза, открытый взгляд. Глаза- зеркало души

-улыбнитесь друг другу, как осветилось ваше лицо улыбкой, недаром поётся в песне «поделись улыбкою своей»

-Возьмите друг друга за руки, пожмите их. Это рука надёжного друга, возможно , не только на школьные годы.

Вы видите, какую замечательную игру придумали ваши сверстники, а мы её продолжили.

- Вернёмся к рассказу.-Что Ю.Яковлев пишет о дальнейшей судьбе Нины? Случайно ли так сложилась её судьба?( Мы догадываемся, что Нина оказалась на фронте санитаркой, т. к. не могла остаться в стороне от судьбы своей родины и народа.- Да, мы все родом из детства. Именно в том дворе родилась добрая, милая, любящая девочка. Не удивительно, что её судьба сложилась именно так.

- Можно ли назвать Нину красивой и почему?( Добрая, умеет дружить, фантазёрка, романтик, любит маму, Родину, преодолевает обиды, способна жалеть.)

11. Работа с цитатами, записанными на доске.

-Наряду с внешней красотой существует духовная красота, и именно о ней писали и пишут, говорили и говорят лучшие люди мира. Обратите внимание на слова известных писателей, где они рассуждают о красоте человека.

  1. Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри. Ф. Купер.

  2. Никакая внешняя прелесть не сможет быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. В. Гюго.

  3. Теперь, мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на Земле, как люди. Б. Шоу

12. Работа с пословицами. - Дома вы должны были подобрать пословицы о человеческой красоте.

Назовите пословицы, которые вы нашли.

Посмотрите на те, которые подобрала я, -Какая из них более всего отражает смысл рассказа «Игра в красавицу»?объясните, почему.

Пословицы:

  • Не все то золото, что блестит;

  • *Молодец красив, да на душу крив; (- это относится к новенькому)

  • Говорит бело, да делает черно;

  • Красна ягодка, да на вкус горька;

  • *Не ищи красоты, ищи доброты; (- это относится к новенькому)

  • *С лица воду не пить.( Нина добра, умеет дружить, внешняя красота здесь не важна)

- Согласны ли вы с тем, что духовная красота должна в человеке преобладать?

13. Моя формула человеческой красоты.

Попробуйте составить свою формулу красивого человека. ( в тетради)

…….+…….+……..+……..=КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК, например, ДУША, СЕРДЕЧНОСТЬ,ПОМЫСЛЫ, ПОСТУПКИ,ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,ВНЕШНОСТЬ

- Прочтите, что вы написали.

- 14. -Прежде чем закончить разговор о рассказе «Игра в красавицу», мне хотелось бы , чтобы вы послушали ст-е Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», слова из которого взяты в качестве эпиграфа урока

- После ответьте на вопрос, почему я выбрала для урока именно это стихотворение?(О некрасивой, но доброй девочке)

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
И пусть ее черты нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

15. Выводы.

- Чему же нас учат рассказы Юрия Яковлева?( Доброте, умению дружить, выбирать друзей. Если ответить на вопрос Н. Заболоцкого, то красота- это прежде всего душа, которая с годами наполняется хорошими чувствами, впечатлениями. Человек растёт, набирается жизненной мудрости и тогда сосуд становится полным- человек стал по-настоящему красивым. Он нравственно вырос.

16. Заключительное слово учителя.

- Заканчивая урок, мне хотелось бы вновь обратиться к словам Ю.Яковлева.

«Мои книги, - писал он, - не только мой дом, но и моя душа. Всё, что я пережил, перестрадал сам, - всё это оставило след в моём творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах моих героев - мои мысли и чувства. Они сокровенные… Может быть, они помогут тебе в жизни. И на прощанье мне хочется сказать тебе: вспоминай мой дом, моих друзей, а когда тебе станет грустно, постучи в мою дверь».

- Я надеюсь, что вы будете частыми гостями в доме Ю.Яковлева. Советую вам прочитать и другие рассказы писателя: К следующему уроку прочтите рассказ « Рыцарь Вася, где продолжается тема красоты души человека. Кроме того, вы получите карточки- задания к рассказу-

17. Итоги урока. Выводы по уроку - Думаю, что урок открытых мыслей состоялся. Вы показали умение видеть основное в произведении, авторскую позицию, умело высказывали свое мнение о героях рассказа. Размышляли о добре и зле, благородстве и бесчестии.

-(Выставление оценок за работу на уроке,

18. Домашнее задание: сочинение-миниатюра на тему: «Каким я представляю себе красивого человека?» чтение рассказа « Рыцарь Вася», работа по карточкам.

Подготовиться к беседе по вопросам.( по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»)


  • Кто главный герой произведения?

  • Как характеризуют его совершённые им поступки?

  • Как вы оцениваете поступки героя?

  • Кто из героев вам понравился? Почему?

  • Кто из персонажей вам не понравился? Почему?

  • Какую проблему или какие проблемы поднимает автор?

  • Можно ли сказать, что Ю. Яковлев, рассказывая о событиях в жизни своих героев, об их поступках, хотел научить нас чему-то? Чему?

  • Какой жизненный урок преподносит нам писатель?

  • Какие качества, по мнению Ю.Яковлева и по вашему мнению, должны быть главными в Человеке?

© 2010-2022