Развивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательныхРазвивающие задания на уроках русского языка при изучении темы Правописание Н и НН в прилагательных Развивающие задания на уроках русского языка при изучении темы

« Правописание Н и НН в прилагательных» (6 класс)

Главное условие для развития активного, самостоятельного, творческого мышления учеников - это возможность применять полученные знания в новых, нестандартных ситуациях. Как известно, развитие мыслительной деятельности детей тесно связано как со знаниями, приобретенными в ходе обучения, так и со способами их усвоения, то есть степенью мыслительной активности учеников в ходе оперирования знаниями. Такую возможность дают непривычные формулировки заданий, применение нового языкового материала, необходимость сделать самостоятельный вывод, обобщение.

Использование же заданий повышенной трудности является одним из путей индивидуализации обучения.

Целесообразно вводить более трудные (по сравнению с традиционными) вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Важно учесть, что не всякое задание может служить для развития мышления. Многие задания по русскому языку, даже рассчитанные на самостоятельное выполнение, формируют лишь способность действовать по образцу (репродуктивный характер деятельности), что хотя и является важным компонентом мышления, однако на последующих этапах обучения оказывается недостаточным.

Таким образом, в задания на каждом уроке требуется вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении - важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Регулярное включение в учебный процесс развивающих творческих заданий приучает к ним детей и поддерживает их активность.

Рассмотрим виды таких заданий.

Учебная лингвистическая задача

Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (дидактический принцип методики Л.В. Занкова), в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.

Это особый тип упражнений по русскому языку, выполнение которых протекает в два (или более) действия в условиях самостоятельной познавательной деятельности учащихся, включающей:

1) анализ внутрипредметных связей языка;
2) рассуждение-доказательство;
3) вывод;
4) поэтапный самоконтроль;
5) проверку решения.

Самостоятельное решение учеником задачи (а позднее самостоятельная разработка ее) позволит ему приобрести прочные практические умения в анализе языковых явлений. При этом учитель получает возможность формировать у школьников устойчивый познавательный интерес к предмету, воспитывать культуру учебного труда и чувство ответственности.
1.Закончите предложения. (сколько н пишется в суффиксах)

1) В прилагательных с основой на Н, образованных с помощью суффикса Н, как правило, пишется

Например: .

2) В прилагательных, однокоренных со словами юность, зелень, румяна, свинья, ветер, пишется, так как они являются .

Образуйте от этих существительных прилагательные, запишите их

.

3)В прилагательных с гласными -Е-, -О- в суффиксах пишется .

Например: .

4)В прилагательных от слов масло, кожа, жесть, пишется .

5) В кратких прилагательных в форме мужского рода пишется


2.Списать текст, вставив и объяснив пропущенные буквы

Звери..ые повадки отразились в стари..ых сказках, пословицах, поговорках.

Про отважных людей говорят, что у них орли..ые крылья. Дело пустяковое, а шумное. Это называют мыши..ой вознёй.

Из таких определений можно составить дли..ый список: осли..ое упрямство, голуби..ая кротость, кури..ый ум, гуси..ая кожа.

Подлинным их творцом является народ. В них сказалась исти..ая народная мудрость.

3. Задание на соответствие

1. Найдите соответствия

а) революцио(н,нн)ая песня 1) является исключением

б) маши(н,нн)ое масло 2) образовано от существительного с помощью суффикса -ин-

в) лебеди(н,нн)ая песня 3) образовано от существительного с помощью суффикса -онн-

г) стекля(н,нн)ая дверь 4) образовано от существительного с основой на -н- с помощью суффикса -н-

1. Найдите соответствия

а) песча(н,нн)ая буря 1) является исключением

б) тума(н,нн)ое утро 2) образовано от существительного с помощью суффикса -ан-

в) ветре(н,нн)ый день 3) образовано от существительного с помощью суффикса -енн-

г) клюкве(н,нн)ый морс 4) образовано от существительного с основой на -н- с помощью суффикса -н-

1. Найдите соответствия

а) деревя(н,нн)ый пол 1) образовано от существительного с помощью суффикса -енн-

б) тыкве(н,нн)ая каша 2) образовано от существительного с помощью суффикса -ян-

в) ками(н,нн)ый зал 3) является исключением

г) полотня(н,нн)ый костюм 4) образовано от существительного с основой на -н- с помощью суффикса -н-

1. Найдите соответствия

а) кури(н,нн)ое яйцо 1) образовано от существительного с помощью суффикса -онн-

б) оловя(н,нн)ая ложка 2) образовано от существительного с основой на -н- с помощью суффикса -н-

в) со(н,нн)ый мальчик 3) является исключением

г) экзаменацио(н,нн)ый вопрос 4) образовано от существительного с помощью суффикса -ин-

Группировка

Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.

Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.

  1. Распредели по столбцам таблицы следующие слова.

Дли..ый, государстве..ый, песча..ый, тума..ый, кожа..ый, стари..ый, художестве..ый, баше..ый, были..ый, ути..ый, овся..ый, земля..ой, мужестве..ый, экскурсио..ый, клюкве..ый.

-ан(-ян), -ин

___________н+н

-енн(-онн)






  1. Образуйте от существительных, данных в скобках, прилагательные с помощью суффиксов, о которых мы узнали, и запишите в 2 столбика, где, на ваш взгляд, надо Н или НН:

Получившаяся запись:

(Листва) лес лиственный лес

(тополь) пух тополиный пух

(лекция) зал лекционный зал

(дерево) посуда деревянная посуда

(серебро) ложка серебряная ложка

(ветер) день ветреный день

(дерево) посуда деревянная посуда

(ураган) ветер ураганный ветер

(кожа) перчатки кожаные перчатки

Задания по аналогии

Такие задания основываются на сравнении. При этом ученики выделяют признаки объектов и устанавливают сходства и различия между ними.

Цель выполнения этого вида заданий - в получении прочных знаний по изучаемой теме, совершенствовании умения систематизировать их, в развитии логического мышления, творческой и познавательной активности учеников.

Продолжи строчку, добавив 2-3 слова.

  1. Мышиный, лебединый,_____________________________________________________

  2. Кожаный, дровяной,_______________________________________________________

  3. Сонный, законный,______________________________________________________

  4. Авиационный, торжественный,_______________________________________________

  5. Старинный, овчинный,______________________________________________________


Задания на исключение лишнего

Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.

Вариант задания: «Найди четвертое лишнее».

Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.

Задание «Найди четвертое лишнее»

а) ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

б) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

в) пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый;

г) мыши..ый, маши..ый, стари..ый, мали..ый;

д) серебря..ый, торфя..ой, оловя..ый, платя..ой.

Творческие задания

Цель состоит в открытии новой грани изучаемого лингвистического явления, в развитии аналитических способностей учащихся, обеспечении разностороннего воздействия на интеллект учащегося с помощью активной речемыслительной деятельности.

Игра "Угадай шифр" .

Укажите количество букв Н (1 ,2)

Стекля..ый, серебря..ый, песча..ый, глиня..ый.

Гуси..ый, были..ый, имени..ый, соколи..ый.

Балко..ый, око..ый, конституцио..ый, ю..ый.

Мужестве..ый, ветре..ый, обеде..ый, проветре..ый.

Ключ:

2-1-1-1

1-2-2-1

2-2-2-1

2-1-2-2

Игра "Угадай слово "

1.Этимология этого слова "красный" (прекрасный) ;

2.Сделанный из серебра (серебряный);

3. Сделанный из разных нитей (нитяной);

4.Сделанный из шкуры овцы (овчинный );

5.Сделанный из камня (каменный );

6. Сделанный из слюды ( слюдяной) ;

7. Сделанный из стекла (стеклянный ) ;

8. Данное прилагательное обозначает цвет (синий);

9. Прилагательное употребляется, когда говорят о несерьезном человеке или о плохой погоде( ветреный )

Орфографический конструктор

Определить Н или НН, записывая только буквы Н.

1. Стеклянный, каменный, целинный нн нн нн

2. Клюквенный, масляный, песчаный нн н н

3. Обеденный, ветреный, кожаный нн н н

4. Оловянный, старинный, лимонный нн нн нн

5. Овсяный, торфяной, деревянный н н нн

6. Орлиный, румяный, болезненный н н нн

7. Обыкновенный, пустынный, ценный нн нн нн

Возможны другие варианты конструктора:

н нн н нн нн нн н нн н

н нн н нн н нн н нн н

н н н нн н нн нн нн нн

н нн н нн н нн н нн н

н нн н нн нн нн н нн н











© 2010-2022