- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Календарно - тематическое планирование по русской литература 10 класс
Календарно - тематическое планирование по русской литература 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Терзиди М.Д. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Примерное календарное планирование по русской литературе
10 класс,
общественно-гуманитарное направление
Всего часов - 102 часа
Обзорные уроки и изучение произведений -92 часа Классных сочинений - 2
Развитие речи - 8 часов
Внеклассное чтение - 2часа Домашних сочинений - 2
недели
Программный материал
Часы
Развитие речи
1.
1. Введение. Своеобразие русской литературы 2-й половины XIX века. Понятие «русская классическая литература». Ее основные черты.
2. Серебряный век русской литературы как итог развития русской классики и начало нового литературного периода.
3. Ф.И.Тютчев (3 ч.).
Очерк жизни и творчества. Философская лирика. Продолжение в поэзии Тютчева традиций русской философской мысли. Место и назначение человека в мире, загадки бытия.
1 час
1 час
1час
2.
1. Мотив одиночества в лирике Ф.И.Тютчева. Важнейшая особенность образного мира поэта - постоянный параллелизм «человек и природа».
2.Особенности любовной лирики («Денисьевский» цикл). Символичность, предельная обобщенность образного строя поэзии Тютчева.
3. А.А.Фет (2 ч.).
Беседа о жизни. Фет в отзывах и воспоминаниях современников. Мир как красота. Очеловечивание природы в стихах Фета, пейзаж души. Явления природы в слиянии с чувствами и мыслями человека.
1 час
1 час
1час
3.
1. Новаторство Фета: нерасчлененность разноплановых характеристик, смешение смысловых планов, раскрепощенность слова. Ассоциативность, импрессионизм поэзии. Роль стихотворного новаторства Фета в развитии русской поэзии.
2. Н.А.Некрасов (8ч.+2ч.)
Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики.
3.Социальный взгляд на мир. Стихи о народной жизни («В дороге», «На улице», «Влас» и др.)
1 час
1 час
1час
4.
1. Лирический герой в поэзии Н.А.Некрасова. Поэма «Мороз, Красный нос»: сюжет, параллельное развитие лирической и эпической линий, образ главной героини.
2. Творческая история поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
3. Образы-персонажи в поэме.
1 час
1час
1час
5
1-2. Образ России. Тема деревни, русского крестьянства.
3. Близость произведений поэта к фольклору. Язык Некрасова.
2часа
1 час
6.
1-2.
3.Внеклассное чтение. Поэзия 2-й половины XIX века (А.К.Толстой, А.Майков, Ап.Григорьев, Козьма Прутков)
2часа
1час
Классное
сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.
7.
1.А.Н.Островский (7 ч.+1ч.)
Жизнь и творчество. Своеобразие драматургии.
2. Быт и бытие в пьесах А.Островского.
3. «Гроза» - новый тип народной трагедии.
1 час
1час
1час
8.
1. Система действующих лиц. Основной конфликт.
2. Интерпретация образа Катерины.
3.Женские судьбы в пьесах Островского «Гроза» и «Бесприданница».
1 час
1 час
1час
9.
1. Постановки пьес Островского, их интерпретации в кино
2.
3. Н.С.Лесков (4ч.).
Н.С.Лесков - тонкий мастер и природный стилист.
1 час
1 час
1 час
Творческая работа: эссе, сочинение-миниатюра, портретная зарисовка и т.д.
10.
1. «Леди Макбет Мценского уезда»: творческая история повести; тема любви и преступления; композиция и сюжет. Повесть Лескова и трагедия Шекспира «Макбет».
2. «Жемчужное ожерелье», «Тупейный художник». Лесков - мастер остросюжетного рассказа. Рассказ в рассказе.
3.Судьба крепостного человека. История любви Любови Онисимовны и Аркадия. Святочные рассказы: показ борьбы добра и зла, победа светлого начала в сердце человека, пробуждение совести в самом жестоком человеке.
1 час
1час
1час
11.
1. Ф.М.Достоевский (8 ч.+1ч.).
Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Личность Достоевского.
2.Образ каторги в «Записках из Мертвого дома». Композиция книги, образ Мертвого дома.
3. «Преступление и наказание». Преступление Раскольникова (идея Раскольникова, его теория деления людей на два разряда, приведшая к убийству).
1 час
1час
1 час
12.
1. Наказание Раскольникова (муки совести после убийства и одновременно муки от того, что он не относится к высшему разряду).
2. Раскольников до и после преступления: изменения, которые с ним произошли.
3. Раскольников и его антиподы.
1 час
1 час
1час
13.
1. Жанр романа. Система образов - персонажей. Поэтика сновидений и их значение в контексте романа.
2. Образ Петербурга. Отличие Петербурга Достоевского от Петербурга Пушкина и Гоголя: город, где человеку «не хватает воздуха».
3.
1 час
1 час
1час
Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание».
14.
1.М.Е. Салтыков - Щедрин (4 ч.)
Жизнь и творчество писателя. «История одного города». Реальность и фантастика в политико-сатирическом романе. Споры о книге. Образы глуповских начальников. Символические образы в романе.
2.«Господа Головлевы». Творческая история романа. Семейная тема.
3.Система образов-персонажей.
1 час
1 час
1час
15.
1.Образ Иудушки Головлева, его библейские источники.
2. Л.Н.Толстой (14ч.+3 ч.)
Личность и духовные искания писателя. Нравственный кодекс Толстого: «Чтобы жить честно…». Педагогическая деятельность писателя.
3. Человек и война: от «Севастопольских рассказов» к «Войне и миру». Взгляды Толстого на войну. Истинный героизм и патриотизм в понимании Толстого.
1 час
1час
1час
16.
1. «Война и мир». Творческая история романа. Смысл заглавия. Изменение замысла (от романа «Декабрист» к «Войне и миру»).
2.Многозначность понятий «война» и «мир» как выражение идейного замысла писателя. Особенности жанра. Многоликость произведения, широта охвата действительности в романе - эпопее.
3. Центральные образы-персонажи романа.
1час
1час
1час
17.
1. «Мысль семейная» в романе.
2-3. Духовные искания Андрея Болконского
1час
2часа
18.
1. Духовные искания Пьера Безухова.
2.Женские образы в романе.
3. Наташа Ростова как идеал Толстого.
1 час
1 час
1час
19.
1.
2. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона.
3.Осуждение войны в романе. Батальные сцены и изображение войны 1812 года. Развенчивание идей наполеонизма.
1 час
1 час
1час
Дискуссия «Идеалы жизни, любви, счастья в понимании толстого и в нашем представлении»
20.
1. Мастерство Толстого-романиста. «Диалектика души» человека в произведении писателя. Особенности стиля Толстого.
2-3.
1 час
2часа
Классное сочинение по роману Толстого «Война и мир»
21.
1. Внеклассное чтение. Поздние романы Л.Толстого 2.А.П.Чехов (8 часов)
Биографические сведения. Эволюция прозы писателя. Основные темы и образы.
3. Система образов в произведениях «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Особенность тематики.
1 час
1час
1час
22.
1. Деградация человека в повести «Ионыч».
2.Жанровое своеобразие пьес Чехова.
3. Трагическое, драматическое и комическое в пьесе «Вишневый сад».
1 час
1час
1 час
23.
1. Система образов-персонажей. Символика в пьесе.
2-3. Пьеса «Чайка». Тематическая композиция. Тема искусства. Любовная коллизия. Система образов. Чехов и современность.
1 час
2 часа
24.
1. В.М.Гаршин (1 час)
Личность писателя. Жанровое своеобразие прозы.
2. А.И.Куприн (3 часа)
Жизнь и судьба писателя. Личность писателя в воспоминаниях современников. Основные темы и жанры. Герой и антигерой. Поиск смысла жизни и проблемы армии в повести «Поединок».
3.Любовь в произведениях Куприна «Олеся» и «Гранатовый браслет».
1 час
1 час
1час
25.
1.Женские образы в прозе Куприна.
2. И.А.Бунин (5 часов)
Личность и судьба писателя. Искусство композиции. Особенности лирической поэзии.
3. Крушение мира в повести «Господин из Сан-Франциско»
1 час
1 час
1час
26.
1-2. Тема любви и страсти в произведениях Бунина. Сборник «Темные аллеи».
3.Образ и судьба России в творчестве Бунина ( «Окаянные дни»)
2часа
1 час
27.
М.Горький (6ч.+1ч.)
1-2.Личность и судьба поэта. Романтический пафос раннего творчества. «Старуха Изергиль», «Супруги Орловы».
3.Человек в художественной концепции Горького ( рассказ «Рождение человека», поэма «Человек»)
2 часа
1 час
28.
1. Пьеса «На дне» как философская драма. Основные типы.
2.Тематика и система образов пьесы «На дне».
3.Современное прочтение творчества Горького. «Несвоевременные мысли»
1час
1час
1час
29.
1.
Л.Н.Андреев (3 часа)
2.Личность писателя и его творческая позиция. Андреев как классик и модернист.
3. Евангельские мотивы в творчестве Андреева. «Иуда Искариот».
1 час
1 час
1час
Защита рефератов (темы предлагает учитель)
30.
1. Эстетические принципы драматургии Л.Н.Андреева. «Жизнь человека». Актуальность творчества Андреева в современном мире.
2. Серебряный век русской литературы как итог развития русской классики и начало нового литературного периода.
3. Символизм. Акмеизм. Футуризм.
1 час
1час
1 час
31.
1. А.А.Блок (6часов)
Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира»
2. .Россия в стихах Блока.
3.Тема революции в творческой биографии поэта. «Интеллигенция и революция»
1 час
1час
1час
32.
1-2. Поэма «Двенадцать». Система образов и символов.
3. Символизм и Блок. Цикл «Стихи о прекрасной даме».
2часа
1час
33.
Н.С.Гумилев (3 часа)
1.Трагическая судьба поэта.
2.Романтический герой. Стихотворные книги Гумилева.
3.Поэтические размышления о любви, поэзии и искусстве.
1 час
1 час
1час
Домашнее сочинение по произведениям серебряного века
34.
1.Итоговая контрольная работа (или тест )за курс 10 класса.
2-3.Заключение (2 часа)
Значение русской классической литературы для мировой культуры 20 века.
1 час
2часа