Календарно - тематическое планирование по русской литература 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Примерное календарное планирование по русской литературе

10 класс,

общественно-гуманитарное направление

Всего часов - 102 часа

Обзорные уроки и изучение произведений -92 часа Классных сочинений - 2

Развитие речи - 8 часов

Внеклассное чтение - 2часа Домашних сочинений - 2

недели

Программный материал

Часы

Развитие речи

1.

1. Введение. Своеобразие русской литературы 2-й половины XIX века. Понятие «русская классическая литература». Ее основные черты.

2. Серебряный век русской литературы как итог развития русской классики и начало нового литературного периода.

3. Ф.И.Тютчев (3 ч.).

Очерк жизни и творчества. Философская лирика. Продолжение в поэзии Тютчева традиций русской философской мысли. Место и назначение человека в мире, загадки бытия.


1 час


1 час



1час


2.

1. Мотив одиночества в лирике Ф.И.Тютчева. Важнейшая особенность образного мира поэта - постоянный параллелизм «человек и природа».

2.Особенности любовной лирики («Денисьевский» цикл). Символичность, предельная обобщенность образного строя поэзии Тютчева.

3. А.А.Фет (2 ч.).

Беседа о жизни. Фет в отзывах и воспоминаниях современников. Мир как красота. Очеловечивание природы в стихах Фета, пейзаж души. Явления природы в слиянии с чувствами и мыслями человека.


1 час

1 час

1час


3.

1. Новаторство Фета: нерасчлененность разноплановых характеристик, смешение смысловых планов, раскрепощенность слова. Ассоциативность, импрессионизм поэзии. Роль стихотворного новаторства Фета в развитии русской поэзии.

2. Н.А.Некрасов (8ч.+2ч.)

Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики.

3.Социальный взгляд на мир. Стихи о народной жизни («В дороге», «На улице», «Влас» и др.)

1 час


1 час

1час

4.

1. Лирический герой в поэзии Н.А.Некрасова. Поэма «Мороз, Красный нос»: сюжет, параллельное развитие лирической и эпической линий, образ главной героини.

2. Творческая история поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

3. Образы-персонажи в поэме.

1 час

1час

1час

5

1-2. Образ России. Тема деревни, русского крестьянства.

3. Близость произведений поэта к фольклору. Язык Некрасова.

2часа

1 час


6.

1-2.

3.Внеклассное чтение. Поэзия 2-й половины XIX века (А.К.Толстой, А.Майков, Ап.Григорьев, Козьма Прутков)

2часа

1час

Классное

сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

7.

1.А.Н.Островский (7 ч.+1ч.)

Жизнь и творчество. Своеобразие драматургии.

2. Быт и бытие в пьесах А.Островского.

3. «Гроза» - новый тип народной трагедии.

1 час

1час

1час

8.

1. Система действующих лиц. Основной конфликт.

2. Интерпретация образа Катерины.

3.Женские судьбы в пьесах Островского «Гроза» и «Бесприданница».

1 час

1 час


1час

9.

1. Постановки пьес Островского, их интерпретации в кино


2.



3. Н.С.Лесков (4ч.).

Н.С.Лесков - тонкий мастер и природный стилист.

1 час


1 час



1 час


Творческая работа: эссе, сочинение-миниатюра, портретная зарисовка и т.д.

10.

1. «Леди Макбет Мценского уезда»: творческая история повести; тема любви и преступления; композиция и сюжет. Повесть Лескова и трагедия Шекспира «Макбет».

2. «Жемчужное ожерелье», «Тупейный художник». Лесков - мастер остросюжетного рассказа. Рассказ в рассказе.

3.Судьба крепостного человека. История любви Любови Онисимовны и Аркадия. Святочные рассказы: показ борьбы добра и зла, победа светлого начала в сердце человека, пробуждение совести в самом жестоком человеке.

1 час



1час



1час


11.

1. Ф.М.Достоевский (8 ч.+1ч.).

Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Личность Достоевского.

2.Образ каторги в «Записках из Мертвого дома». Композиция книги, образ Мертвого дома.

3. «Преступление и наказание». Преступление Раскольникова (идея Раскольникова, его теория деления людей на два разряда, приведшая к убийству).


1 час


1час



1 час


12.

1. Наказание Раскольникова (муки совести после убийства и одновременно муки от того, что он не относится к высшему разряду).

2. Раскольников до и после преступления: изменения, которые с ним произошли.

3. Раскольников и его антиподы.

1 час



1 час


1час


13.

1. Жанр романа. Система образов - персонажей. Поэтика сновидений и их значение в контексте романа.

2. Образ Петербурга. Отличие Петербурга Достоевского от Петербурга Пушкина и Гоголя: город, где человеку «не хватает воздуха».

3.

1 час



1 час


1час



Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание».

14.

1.М.Е. Салтыков - Щедрин (4 ч.)

Жизнь и творчество писателя. «История одного города». Реальность и фантастика в политико-сатирическом романе. Споры о книге. Образы глуповских начальников. Символические образы в романе.

2.«Господа Головлевы». Творческая история романа. Семейная тема.

3.Система образов-персонажей.

1 час

1 час

1час

15.

1.Образ Иудушки Головлева, его библейские источники.

2. Л.Н.Толстой (14ч.+3 ч.)

Личность и духовные искания писателя. Нравственный кодекс Толстого: «Чтобы жить честно…». Педагогическая деятельность писателя.

3. Человек и война: от «Севастопольских рассказов» к «Войне и миру». Взгляды Толстого на войну. Истинный героизм и патриотизм в понимании Толстого.


1 час

1час

1час

16.

1. «Война и мир». Творческая история романа. Смысл заглавия. Изменение замысла (от романа «Декабрист» к «Войне и миру»).

2.Многозначность понятий «война» и «мир» как выражение идейного замысла писателя. Особенности жанра. Многоликость произведения, широта охвата действительности в романе - эпопее.

3. Центральные образы-персонажи романа.


1час

1час

1час

17.

1. «Мысль семейная» в романе.

2-3. Духовные искания Андрея Болконского

1час

2часа

18.

1. Духовные искания Пьера Безухова.

2.Женские образы в романе.

3. Наташа Ростова как идеал Толстого.

1 час

1 час

1час


19.

1.



2. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона.

3.Осуждение войны в романе. Батальные сцены и изображение войны 1812 года. Развенчивание идей наполеонизма.

1 час

1 час

1час

Дискуссия «Идеалы жизни, любви, счастья в понимании толстого и в нашем представлении»

20.

1. Мастерство Толстого-романиста. «Диалектика души» человека в произведении писателя. Особенности стиля Толстого.

2-3.



1 час

2часа

Классное сочинение по роману Толстого «Война и мир»

21.

1. Внеклассное чтение. Поздние романы Л.Толстого 2.А.П.Чехов (8 часов)

Биографические сведения. Эволюция прозы писателя. Основные темы и образы.

3. Система образов в произведениях «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Особенность тематики.

1 час

1час

1час

22.

1. Деградация человека в повести «Ионыч».

2.Жанровое своеобразие пьес Чехова.

3. Трагическое, драматическое и комическое в пьесе «Вишневый сад».

1 час

1час

1 час

23.

1. Система образов-персонажей. Символика в пьесе.

2-3. Пьеса «Чайка». Тематическая композиция. Тема искусства. Любовная коллизия. Система образов. Чехов и современность.

1 час

2 часа

24.

1. В.М.Гаршин (1 час)

Личность писателя. Жанровое своеобразие прозы.

2. А.И.Куприн (3 часа)

Жизнь и судьба писателя. Личность писателя в воспоминаниях современников. Основные темы и жанры. Герой и антигерой. Поиск смысла жизни и проблемы армии в повести «Поединок».

3.Любовь в произведениях Куприна «Олеся» и «Гранатовый браслет».


1 час

1 час

1час

25.

1.Женские образы в прозе Куприна.

2. И.А.Бунин (5 часов)

Личность и судьба писателя. Искусство композиции. Особенности лирической поэзии.

3. Крушение мира в повести «Господин из Сан-Франциско»

1 час

1 час

1час

26.

1-2. Тема любви и страсти в произведениях Бунина. Сборник «Темные аллеи».

3.Образ и судьба России в творчестве Бунина ( «Окаянные дни»)

2часа

1 час

27.

М.Горький (6ч.+1ч.)

1-2.Личность и судьба поэта. Романтический пафос раннего творчества. «Старуха Изергиль», «Супруги Орловы».

3.Человек в художественной концепции Горького ( рассказ «Рождение человека», поэма «Человек»)

2 часа

1 час

28.

1. Пьеса «На дне» как философская драма. Основные типы.

2.Тематика и система образов пьесы «На дне».

3.Современное прочтение творчества Горького. «Несвоевременные мысли»


1час

1час

1час


29.

1.


Л.Н.Андреев (3 часа)

2.Личность писателя и его творческая позиция. Андреев как классик и модернист.

3. Евангельские мотивы в творчестве Андреева. «Иуда Искариот».


1 час



1 час


1час

Защита рефератов (темы предлагает учитель)

30.

1. Эстетические принципы драматургии Л.Н.Андреева. «Жизнь человека». Актуальность творчества Андреева в современном мире.

2. Серебряный век русской литературы как итог развития русской классики и начало нового литературного периода.

3. Символизм. Акмеизм. Футуризм.


1 час



1час

1 час

31.

1. А.А.Блок (6часов)

Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира»

2. .Россия в стихах Блока.

3.Тема революции в творческой биографии поэта. «Интеллигенция и революция»

1 час

1час

1час

32.

1-2. Поэма «Двенадцать». Система образов и символов.

3. Символизм и Блок. Цикл «Стихи о прекрасной даме».

2часа

1час

33.

Н.С.Гумилев (3 часа)

1.Трагическая судьба поэта.

2.Романтический герой. Стихотворные книги Гумилева.

3.Поэтические размышления о любви, поэзии и искусстве.

1 час

1 час

1час

Домашнее сочинение по произведениям серебряного века

34.

1.Итоговая контрольная работа (или тест )за курс 10 класса.

2-3.Заключение (2 часа)

Значение русской классической литературы для мировой культуры 20 века.

1 час


2часа





© 2010-2022