«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Тема   «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" (первый урок). Цели урока: Познавательные: повторить опознавательные признаки СПП;  знакомство  со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными; Практические: учить опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП; формировать умение строить СПП; Задачи урока: Обучающая - формировать представление о придаточных изъяснительных;  развивать навыки постановки знаков препинания в СПП; Развивающая – совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщённом виде, находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.  развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты,  развивать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе; формировать умение пользоваться справочными пособиями; Воспиты...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" (первый урок).

«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительнымиЦели урока:

  • Познавательные:

    • повторить опознавательные признаки СПП;

    • знакомство со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;

  • Практические:

    • учить опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП;

    • формировать умение строить СПП;

Задачи урока:

Обучающая - формировать представление о придаточных изъяснительных; развивать навыки постановки знаков препинания в СПП;

Развивающая - совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщённом виде, находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных. развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты, развивать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе; формировать умение пользоваться справочными пособиями;

Воспитывающая - гуманистическая направленность обучения (работа с текстами, взятыми из художественной литературы).

Тип урока - комбинированный.

Прогнозируемый результат:

  1. Знать особенности СПП с придаточными изъяснительными.

  2. Уметь расставлять знаки препинания в СПП.

Оборудование: карточки с дидактическим материалом; компьютер; проектор; экран, пакеты заданий для индивидуальной работы, тесты, таблицы, справочные материалы

ХОД УРОКА

I.Оргмомент.

Здраствуйте , ребята! Сегодня мы продолжаем подготовку к итоговой аттестации, и работать мы сегодня будем с частью Б. Наша задача - повторить ранее изученный материал по заданиям А1, В1, В2, В8 , Б 9 и В13 и систематизировать знания по заданию В7, так как оно совпадает с изучаемой нами темой.

На каждом этапе урока самооценка. (Заполнение карточки)

Карточка самооценки

Орфографическая пятиминутка

Лексическая работа

Работа с таблицей

Закрепление материала

Работа с текстом

Тест

Итог урока


II. 1.Орфографическая пятиминутка. Тема: "ь после шипящих на конце существительных», кодированный диктант. (Приложение. Слайд 1)

  • Вьющееся растение - плющ.

  • Накидка от дождя - плащ.

  • Кухонная утварь - нож.

  • Бывает звездной - ночь.

  • Доктор иначе - врач.

  • Маленькое серое животное- мышь.

  • Озимая культура - рожь.

  • Дамское украшение - брошь.

  • Слышится громкий - плач.

  • С любимым там рай - шалаш.

Индивидуальная работа по карточкам.(на доске) (приложение №1) (В 9)

Карточка №1.

Задание. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, начертите схему. Сделать синтаксический разбор предложения.

…Вновь я посетил тот уголок земли где я провёл изгнанником два года незаметных.

Карточка №2.

Задание. Запишите предложение, расставьте знаки препинания.

Я думал что любовь погасла навсегда.

Укажите правильное утверждение:

  1. Предложение - сложное бессоюзное предложение.

  2. Предложение - сложносочиненное предложение.

  3. Предложение - сложноподчиненное предложение.

4) Предложение - простое предложение с однородными членами.

- Сделать фонетический разбор слова вновь. (на доске) (индивидуально)

III. Словарная работа.( Слайд № 2)

Заглянем же, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь.

Скажите, пожалуйста, что обозначает слово изгнанник.

Изгнанник (книж.) - человек, который изгнан откуда - то. Жалкий изгнанник.

А теперь давайте подберём синонимы к слову изгнанник. (В1)

Изгнанник - отверженный (книж.), отщепенец, изгой.

Какие из слов является стилистически нейтральными? (изгой, отщепенец)

IV.Синтаксический разбор словосочетания жалкий изгнанник. (В8) (Слайд №3).

Жалкий изгнанник (прил. + сущ. ) имен., соглас.

V. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Назовите виды СПП.
- К словам каких частей речи в главной части относятся придаточные определительные?
- При помощи каких союзных слов присоединяются придаточные определительные к главной части?
- Как чаще всего располагаются придаточные определительные по отношению к главной части?
-В чем особенность местоименно-определительных предложений?

VI. Объяснение нового материала

На предыдущих уроках вы познакомились с придаточными определительными
Сегодня в центре нашего внимания будут СПП с придаточными изъяснительными. Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока

(Приложение. Слайд №3)

1. Определение целей урока.

Слово учителя.

- Мы поговорим о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными, определим их место среди других придаточных предложений, сравним особенности построения данных придаточных , проведём тестовую работу, которая позволит проверить, насколько прочно вы усвоили материал.

Слайд № 4.
Давайте рассмотрим данные предложения и выявим особенности, характерные для СПП этого вида.
Материал для наблюдения.
1. Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев. (В.Арсеньев)
2.Он знал, что основа всего - нравственность. (Ф. Достоевский)
3. Только теперь мы заметили, где находились. (Г.Федосеев)
4. Я рад, что все так закончилось. (В. Крапивин)
5. Важно было то, что его никто не заметил. (М. Горький)

- Что объединяет все эти предложения? (Отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП).
- Слова каких частей речи могут употребляться в качестве поясняемых? (Глаголы, имена существительные, наречия, СКС, прилагательные).
- Какие значения могут иметь поясняемые слова? (Значение мысли, речи, чувства, восприятия и некоторые др.)
-Каковы средства связи между частями СПП с придаточными изъяснительными? (Подчинительные союзы и союзные слова).
- Есть ли в главной части СПП с придаточной изъяснительной указательные слова? (Помимо союзов и союзных слов в придаточной части, в главной части могут быть указательные слова).
- Как чаще всего располагается придаточная изъяснительная по отношению главной части? (Находится после главной части).

Презентация опорной схемы. (слайд №7)

«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

  1. Работа с учебником.

С.51, п.11

Что нового вы узнали, прочитав статью параграфа?

( присоединяются придаточные изъяснительные при помощи частицы ли, в роли союза)

  1. Закрепление материала "СПП с придаточными изъяснительными".

Заполнить таблицу. (Приложение № 2. )

Тренировочные упражнения.

Учитель: Ребята! Ученые считают, что если бы вдруг погасла Полярная звезда, то на земле об этом бы узнали только через 500 лет. Так силен ее свет, так велико расстояние, разделяющее нас. Сегодня на уроке мы поговорим об особом человеке, чей свет ума и сила таланта не померкнут и через 1000 лет. Сегодня мы вспомним Пушкина, тепло и задушевность поэзии которого освещают и согревают наши души по сей день. Итак, А.С. Пушкин.

На доске портрет А.С.Пушкина и иллюстрация с памятником А.С.Пушкину (автор Опекушин)

Вот слова, которые высечены на памятнике: (слайд№ 5)

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Что это за предложение? (СПП.)

Разбор предложения.

1.Начертить схему. [ тем …. ] , (что ), (что …) .

5.Работа с текстом (приложение №5)

1.Все жанры литературы к которым прикасался Пушкин несут на себе печать его гения.

2.Он вступил на литературное поприще в ту историческую эпоху когда уходила в прошлое культура 18 века.

3.Облик новой культуры сложился благодаря гению Пушкина.

4.Предметом его поэзии всегда была реальная жизнь которую поэт знал досконально. 5.Проникаясь духом изображаемой эпохи он стремился к тому чтобы история и герои полно и ясно выказывали себя.

6.Современники поэта отмечали что в лирике Пушкина "отличалась вся его душа".

Задания к тексту. ( Приложение. Слайд № 6 )

  • Определите тему и идею текста.(А1.)

  • Замените слово «выказывали» синонимом. (В1)

  • Найдите предложения с придаточными изъяснительными, зачитайте, докажите, задав вопрос. (В 7)

  • Выпишите 6 предложение, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.(В7)

  • Предложения с какими ещё видами придаточных есть в этом тексте? (В7)

  • Из предложений 1 -2 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. (В2.)

Выказывали - обнаруживали, показывали.

7.Тестовая работа.

Тест 9. СПП с придаточными определительными и изъяснительными

Вариант 1

А1. Какое предложение содержит придаточное изъяснительное?

1) Я не знаю, где встретиться нам придётся с тобой.

2) Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в нашей памяти.

3) После рекламной паузы вернёмся к важнейшим событиям, которые происходили на прошлой неделе.

4) Там, где клён шумит над речной волной, говорили мы о любви с тобой.

А2. Какое предложение содержит придаточное местоименно-определительное?

1) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

2) Гриб, что я нашёл, оказался отличным боровиком.

3) Цвета костюмов, которые сшили для участников олимпиады, соответствовали цветам национального флага.

4) Друг - это тот, кому можно доверять.

A3. Какое придаточное изъяснительное присоединяется к глав­ному с помощью союзного слова?

1) Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.

2) Уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье.

3) Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

4) Знаешь, я читала, что бессмертны души.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пел он старинную (1) русскую песню (2) слушать (3) ко­торую без волнения (4) было невозможно.

  1. 2 З) 1,3

2) 1,2 4)2,4

В1. Напишите вид придаточного в данном предложении.

За всё, что человек берёт, он платит собой (М. Горький).

Ответ:

Тест 9. СПП с придаточными определительными и изъяснительными

Вариант 2

А1. Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2) По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.

3) И боль, что скворчонком стучала в виске, стихает, сти­хает...

4) О, я была уверена, что ты придёшь назад.

А2. Какое предложение содержит придаточное местоименно-определительное?

1) Счастлив тот, кому зарёю тёплый ветер веет.

2) Комната, куда меня привели, была похожа на сарай.

3) В двадцати километрах находилась станция, откуда можно было добраться до города на поезде.

4) Анекдоту, что ты рассказал, уже лет сорок.

A3. Какое придаточное изъяснительное присоединяется к глав­ному с помощью союзного слова?

1) К. Чуковский вспоминал, что познакомился с Анной Ах­матовой в годы «её первых стихов».

2) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник.

3) Собака словно просила, чтоб её не прогоняли.

4) Хотят ли русские войны, спросите вы у тишины.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Даже полезные наставления (1) я могу выслушивать (2) только от людей (3) мнение (4) которых мне дорого.

1) 3 З) 1,2

2) 1,3 4) 2,4

В1. Выпишите из данного предложения слово, к которому от­носится придаточное.

Художник видит то, чего не видят остальные.

Ответ:

8. Итог урока.

Какую тему мы сегодня изучали?

-Какой частью речи является поясняемое слово в главной части; каково значение этого слова?
- Какими средствами связи соединены главная и придаточная части СПП?
- Как располагается придаточная часть по отношению к главной?
- Составьте предложения-пожелания - СПП с придаточным изъяснительным.
Например, мне хочется, чтобы со мною рядом всегда были друзья.


9. Домашнее задание.

Повторить правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.

1. Упр. 109.

2. Из текста поэмы «Цыганы» подготовить дидактическую карточку из 6 предложений без знаков препинания по теме урока.

3. Исследование СПП с придаточными изъяснительными.

Задание: Спишите предложения, расставив знаки препинания. Постройте схемы СПП. Определите тип придаточных предложений. Сделайте вывод о том, как определить тип придаточных предложений в случае, если в роли скрепы выступает один и тот же союз или союзное слово. Сделайте вывод о том, какие союзы и союзные слова могут выступать в роли скрепы в СПП с придаточным изъяснительным.

Я не вижу где граница между товарищем и другом. - Вот полянка где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. - Мне хотелось уйти туда где можно спокойно предаться своим мыслям.

Исследовательская работа. (Работа в паре)

Исследование СПП с придаточными изъяснительными. (приложение №3 )

Задание: Спишите предложения, расставив знаки препинания. Постройте схемы СПП. Определите тип придаточных предложений. Сделайте вывод о том, как определить тип придаточных предложений в случае, если в роли скрепы выступает один и тот же союз или союзное слово. Сделайте вывод о том, какие союзы и союзные слова могут выступать в роли скрепы в СПП с придаточным изъяснительным.

Я не вижу где граница между товарищем и другом. - Вот полянка где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. - Мне хотелось уйти туда где можно спокойно предаться своим мыслям.

Вывод: одни и те же союзы и союзные слова могут присоединять разные виды придаточных. Важно правильно задать вопрос

Индивидуальная исследовательская работа по роману «Евгений Онегин».

Работа по карточкам (см. приложение №4).
Выполняя следующее задание, используйте полученные знания о СПП с придаточными изъяснительными. Перед вами отрывки из романа Пушкина «Евгений Онегин». Выпишите из главы I IV строфы сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной частью, проанализируйте их по заданной схеме и подготовьте выразительное чтение отрывка:
а) какой частью речи является изъясняемое слово в главной части; каково значение этого слова;
б) какими средствами связи соединены главная и придаточная части;
в) где находится придаточная часть по отношению к главной;
г) употребляются ли указательные слова;


2 вариант (1 уровень сложности)

Когда же юности мятежной
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной,
Monsieur прогнали со двора.
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dendy лондонский одет-
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Карточка №1.

Задание. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, начертите схему. Сделать синтаксический разбор предложения.

…Вновь я посетил тот уголок земли где я провёл изгнанником два года незаметных.

Карточка №2.

Задание. Запишите предложение, расставьте знаки препинания.

Я думал что любовь погасла навсегда.

Укажите правильное утверждение:

  1. Предложение сложное бессоюзное

  2. Предложение сложносочиненное

  3. Предложение сложноподчиненное

  4. Предложение - простое с однородными членами.

Тест 9. СПП с придаточными определительными и изъяснительными

Вариант 1

А1. Какое предложение содержит придаточное изъяснительное?

1) Я не знаю, где встретиться нам придётся с тобой.

2) Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в нашей памяти.

3) После рекламной паузы вернёмся к важнейшим событиям, которые происходили на прошлой неделе.

4) Там, где клён шумит над речной волной, говорили мы о любви с тобой.

А2. Какое предложение содержит придаточное местоименно-определительное?

1) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

2) Гриб, что я нашёл, оказался отличным боровиком.

3) Цвета костюмов, которые сшили для участников олимпиады, соответствовали цветам национального флага.

4) Друг - это тот, кому можно доверять.

A3. Какое придаточное изъяснительное присоединяется к глав­ному с помощью союзного слова?

1) Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.

2) Уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье.

3) Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

4) Знаешь, я читала, что бессмертны души.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пел он старинную (1) русскую песню (2) слушать (3) ко­торую без волнения (4) было невозможно.

  1. 2 З) 1,3

2) 1,2 4)2,4

В1. Напишите вид придаточного в данном предложении.

За всё, что человек берёт, он платит собой (М. Горький).

Ответ:

Тест 9. СПП с придаточными определительными и изъяснительными

Вариант 2

А1. Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2) По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.

3) И боль, что скворчонком стучала в виске, стихает, сти­хает...

4) О, я была уверена, что ты придёшь назад.

А2. Какое предложение содержит придаточное местоименно-определительное?

1) Счастлив тот, кому зарёю тёплый ветер веет.

2) Комната, куда меня привели, была похожа на сарай.

3) В двадцати километрах находилась станция, откуда можно было добраться до города на поезде.

4) Анекдоту, что ты рассказал, уже лет сорок.

A3. Какое придаточное изъяснительное присоединяется к глав­ному с помощью союзного слова?

1) К. Чуковский вспоминал, что познакомился с Анной Ах­матовой в годы «её первых стихов».

2) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник.

3) Собака словно просила, чтоб её не прогоняли.

4) Хотят ли русские войны, спросите вы у тишины.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Даже полезные наставления (1) я могу выслушивать (2) только от людей (3) мнение (4) которых мне дорого.

1) 3 З) 1,2

2) 1,3 4) 2,4

В1. Выпишите из данного предложения слово, к которому от­носится придаточное.

Художник видит то, чего не видят остальные.

Ответ:



















«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

© 2010-2022