Количественные собирательные числительныеурок по русскому языку в 6 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

" Количественные собирательные числительные"6 класс.



Тема: Количественные собирательные числительные.

Склонение и употребление

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Метапредметные:

М/п: извлекать информацию из словарей, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, таблицу, схему, ключевые слова).

Предметные:

  • анализировать и склонять собирательные числительные, в том числе оба, обе, избирательно сочетать их с именами

существительными.

  • грамотно употреблять формы собирательных числительных в сочетании с существительными в речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Запись числа.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Словарно-орфографическая работа.

Учитель называет слова гастроном, эффект.

Обратитесь к словарю, найдите правильное написание этих слов.

Ученики находят их в Школьном орфографическом словаре, подчёркивают орфограммы.

Два ученика работают с толковым словарём, выясняют значение слов.

Подберите однокоренные слова - прилагательные (гастрономический, эффектный).

Составьте предложение с ними. ( устно)

Синтаксический разбор. Ребята зашли в эффектный отдел гастронома.

2. Актуализация знаний .

Какую часть речи мы изучаем на последних уроках?

Найдите ошибки и запишите словосочетания в исправленном виде.

С полуторами тоннами груза, в сороках километрах, пятидесятью тремя килограммами, о девяносто трёх спортсменах, к трёхстам тридцати вагонам.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность написания слов.

Правильно

С полутора тоннами груза, в сорока километрах, пятьюдесятью тремя килограммами, о девяноста трёх спортсменах, к трёмстам тридцати вагонам.

Кто не допустил ни одно ошибки? Поднимите руку. Вы молодцы. Вы усвоили пройденные темы.

Кто допустил ошибки, нужно вновь повторить изученные темы.

III. Введение в тему урока с постановкой проблемы урока.

Определяем тему урока

1. - Закончите ряд:

сложные, составные, … ( появляется первое слово-простые)

целые, дробные, … (появляется второе слово-составные) Приведите примеры собирательных числительных.

- На основе этих ключевых слов назовите тему урока и задайте вопросы по теме. (Собирательные имена числительные: что собой представляют собирательные числительные? Как они изменяются и употребляются в речи?)

Открываем новые знания

Проанализируйте примеры и определите способ образования собирательных числительных.

два - двое пять - пятеро

три - трое шесть - шестеро

- Проверьте себя по правилу в учебнике

(упр. 418 и текст в рамке).

- Почему выделяется суффикс -о(й)?

Ответы на вопросы после текста в рамке.

2. «Определяем проблему урока».

При составлении словосочетаний числительного с существительными учащиеся сталкиваются с трудностью: не со всеми существительными можно образовать словосочетания (нельзя сказать: двое облаков*, двое песен*).

Формулировка основного вопроса урока: с какими существительными не сочетаются собирательные числительные? Или: почему собирательные числительные сочетаются не со всеми именами существительными?

IV. Открытие новых знаний.

Решаем проблему, открываем новые знания

1. Упр. 419 - введение новой информации, необходимой для ответа

на поставленный проблемный вопрос.

Формулирование выводов учениками после чтения текста (в виде перечня групп существительных) о недопустимости сочетаний собирательных числительных с группами существительных, называющих:

Не сочетаются с собирательными числительными

а) животных; б) единичные предметы; в) лиц женского пола.

2. Чтение текста в рамке.

- Что нового узнали из текста правила? (О существительных, с которыми сочетаются собирательные числительные.)

- Представьте в виде таблицы информацию, которую вы получили,

открывая новые знания.

(на столе таблица, ее нужно заполнить)

ПРОВЕРКА

- Заполните таблицу своими примерами.

Трое мужчин Трое ножниц Трое шлепок

3. Решаем проблему, открываем новые знания.

Наблюдение над различиями собирательных числительных оба, обе.

(упр.420)

а) Работа по вопросам и заданиям к упражнению.

б) Чтение текста в рамке после материала для наблюдений.

- С какими именами существительными сочетается числительное

оба, а с какими - обе?

- Отразите особенность склонения числительных оба, обе в виде схемы.

Карточки разбросаны, их нужно раставить

И.п. Косвенные

обА → обО… + сущ. м.р./ср.р.

обЕ → обЕ… + сущ. ж.р.

V. Развитие учебноязыковых и правописных умений.

Упр. 229 - сопоставление числительных два (две), двое и оба (обе), установление закономерности в возможности или невозможности синонимических замен (если существительное имеет только множественное число, замена невозможна). Развивается умение правильно употреблять собирательные числительные оба, обе в разных падежных формах.

Выполняется коллективно с комментированием.

VI. Итог урока.

- Назовите ключевые слова урока.

Рефлексия.

- Найдите словосочетание с ошибкой. Объясните свой выбор. СЛАЙД №11

- Чему научились на уроке, какие умения развивали?

- Какие трудности встретились?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?

- Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).

VII. Домашнее задание.

§74, упр. 423



© 2010-2022