- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе: Ф. И. Тютчев Листья (школа 1 вида)
Конспект урока по литературе: Ф. И. Тютчев Листья (школа 1 вида)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Суслова Т.И. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования и науки Калужской области
Государственное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение Калужской области для обучающихся воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»
КОНСПЕКТ
УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
В 7 КЛАССЕ
Учитель высшей квалификационной категории
Суслова Татьяна Ивановна
Тема урока: Смысл жизни в поэзии Ф.И. Тютчева.
Цель: изучение стихотворения «Листья», решение вопроса о смысле жизни в природе и
для человека.
Задачи:
- формировать выразительное чтение стихотворения, соблюдая правила произношения, совершенствовать умение ориентироваться в тексте;
- создать условия для развития воображения, памяти, логического мышления, творческих способностей, формируя умение анализировать стихотворение при помощи учителя; выделять в нем законченные части, находить сравнения, олицетворение, эпитеты; делать выводы, соотносить стихотворение с музыкой, своими эмоциями;
- корректировать речь учащихся, пополнять словарный запас, развивать слуховое восприятие;
- воспитывать у учащихся чувство коллективизма, умение работать сообща; понимание смысла жизни, связи человека с природой.
Ход урока.
-
Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь. Как настроение? Все готовы к уроку? Постарайтесь работать быстро, говорить четко, правильно, в конце урока все получите отметки. Начнем.
2. План урока.
- Вспомните, чьи произведения изучаем на уроке литературы?
(Ф.И. Тютчева).
-К какому жанру относятся его произведения? (стихотворения)
Сегодня мы изучим еще одно стихотворение поэта и подумаем над смыслом жизни. Поэтому тема сегодняшнего урока «Смысл жизни в поэзии Тютчева», т.е. зачем живут герои стихотворений. Мы еще раз рассмотрим, что природа и человек близки друг к другу. Что в своих стихотворениях Тютчев пишет о природе, но там же глубоко скрыт смысл жизни человека. Я вам предлагаю работать вот по такому плану:
План урока:
-
Речевая зарядка.
-
Проверка д/з
-
Изучение стихотворения.
-чтение; - разбор по частям; - беседа; - работа с иллюстрациями.
4. Физминутка.
5. Выводы.
-
Подведение итогов. Д/з
-
Речевая зарядка.
- Что будем делать? (хорошо говорить и слушать)
- Будьте внимательны, старайтесь говорить хорошо, потому что слова очень трудные. Прочитайте их:
Сравнение, олицетворение, аллитерация, эпитеты.
- Это литературные понятия, которыt почти всегда присутствуют в стихотворениях, а так как мы с вами изучаем стихотворения, то вспомним их. Произнесите, а я послушаю (дети за экраном называю слова, учитель слушает и повторяет).
-Хорошо. Ниже на доске строки из 4 разных стихотворений. Попробуйте найти в них сравнение, аллитерацию…
- Теперь вы послушайте меня:
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
-Что вы здесь видите и слышите? (олицетворение )и т.д.
-
Проверка домашнего задания.
- Какое было домашнее задание? Откройте стихотворение.
- Дима, иди, расставь знаки орфоэпии, которых недостает, а мы с вами пока побеседуем.
- Кто герои стихотворения? (коршун и человек)
- О ком говорится больше: о коршуне или о человеке? (о коршуне)
-Как себя называет человек в стихотворении? (царь земли)
- Покажите строки, где речь идет о коршуне? О человеке?
- Как надо читать строки о коршуне? (спокойно, не спеша, показать всю свободу его полета)
- Как будете читать о человеке? (с сожалением, печалью).
- Почему? (потому что ему хочется взлететь, как коршуну, но он не может). Да, здесь человек с сожалением называет себя царем земли, ему много чего бы хотелось, но не может.
-Прочитайте стихотворение выразительно. Выучите стихотворение за 1 минуту. …Расскажите.
- Смысл этого стихотворения: Не все в жизни во власти человека. Например, человек не может летать, как птица. Об этом он может только мечтать.
-
Изучение стихотворения «Листья»
- Это стихотворение написано поэтом в 1830 году. Наша с вами задача - понять какой же глубокий смысл для человека скрыт в этом стихотворении?
-Послушайте его, повторяйте за мной.(чтение стих-я учителем)
-О чем это стихотворение?( о листьях)
- МЫ, НАМ, НАС - это кто? (это листья)
-Значит, о листьях рассказывает не автор, а листья сами рассказывают о себе. Сразу мы здесь видим что? (олицетворение)
- На сколько частей можно разделить стихотворение? (на 3)
- Озаглавьте их. (зима, лето, осень)
- Посмотрите, стихотворение включает в себя почти все времена года. Это особенность поэзии Тютчева, когда в стихотворении он пишет ни об одном времени года, а сразу о нескольких или всех.
-Давайте разберем стихотворение по частям.
Итак, 1 часть. (работа с текстом при помощи вопросов)
- Есть ли листья зимой? У каких деревьев листья есть?
-Остальные деревья завидуют соснам и елям? Почему?
-Обратите внимание на глаголы….. Какие эмоции возникают?
-Найдите эпитеты….Что это значит?
-Найдите сравнение. …Это приятно?
-Какое настроение у вас появляется при чтении 1 части?
Часть 2.
- О чем 2 часть стихотворения?
-Как себя называют листья?
-Чтобы охарактеризовать их жизнь летом, выберите глаголы.
-Это глаголы-олицетворения.
-Какие эмоции вызывают у вас эти слова?
-Но на все это у них много времени?
-Послушайте музыку, которая соответствует жизни листьев летом, и немного отдохните.
-
Физминутка. (зарядка для глаз)
Часть 3.
- Мы ее назвали осень. Докажите.
-Нравится листьям осень?
-Какое решение они принимают?
-Какие эмоции у вас вызывает эта часть?
Часть 4.
-К кому за помощью обращаются листья? Почему к ветру?
- Какой эпитет употребляется со словом ветер?
-О чем просят листья? В этой просьбе слышен свист ветра. Что это? (аллитерация). Где?
- Почему стоит … после строчки «Мы ждать не хотим…». Чего не хотят ждать листья?
-Почему и в конце стихотворения стоит многоточие? (судьба листьев неизвестна дальше)
-Но мы с вами знаем ее из наблюдений по жизни и по стихотворению какому? (Лермонтова «Листок»)
-Там листок добрался до теплой страны и что с ним стало?
-Обратите внимания на глаголы. Какие эмоции они вызывают?
-
Выводы.
-Итак, мы разобрали все стихотворение.
-Повторим еще раз, какие эмоции возникают в каждой части, как надо читать каждую часть.
-Наша цель была - понять, какой же глубокий смысл для человека скрыт в этом стихотворении?
-Есть здесь что-нибудь о человеке?(нет)
-Какова же судьба листьев? Послушайте музыку, которая тоже может выражать разные состояния, настроения. Подумайте, о листьях в какое время года эта мелодия.
-В чем смысл их короткой жизни?
-Разве не похожа жизнь листьев на жизнь людей?
-Что общего у них?
- Итак, жизнь листьев и человека очень похожа. Рождаются, растут, крепнут, стареют и умирают. Листьям не хочется умирать, поэтому они ищут, как избежать смерти, хотят улететь вслед за теплыми ветрами. Но участь их решена природой, смерти не избежать. Так и человек старается как можно дальше отодвинуть этот ужасный миг. Он занимается спортом, учится, работает, занимает себя разными делами, только, чтобы быть в движении и не думать о смерти.
Но давайте сейчас не будем говорить о грустном, потому что у вас прекрасная пора - юность. Вы молоды, сильны, красивы, и уже сейчас живите так, чтобы потом не сожалеть: хорошо учитесь, занимайтесь спортом, выбирайте хороших друзей, всегда будьте честны и добры. И жизнь у вас будет счастливой и долгой.
Смысл жизни: Жизнь коротка, но прекрасна. Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы. (Н.А.Островский)
-
Подведение итогов.
-Скажите, мы решили нашу главную задачу урока?
-Нашли смысл жизни в стихотворении?
-Молодцы, работали сегодня прекрасно.
Отметки.
-
Задание на дом.
Выучить стихотворение (столбик на двоих).
Нарисовать по своим частям жизнь листьев и жизнь человека.
методические
рекомендации.
Создание ситуации успеха, нацеливание учащихся на самоконтроль.
План урока организует всю работу урока, нацеливает на определенные виды работы
Обращение к мнению учащихся, сотрудничество уч-ся и педагога
Повторение литера- туроведческого материала,
Развитие устной речи учащихся.
Развитие слуха уч-ся.
Проверка первичного восприятия текста.
Умение обращаясь к тексту- ориентировка в тексте.
Выбор правильной интонации, эмоций.
Выяснение более глубокого понимания содержания стихотворения
Развитие умения работать сообща, распределять задания, переживать друг за друга.
Постановка цели перед учащимися.
Учащиеся повторяют технику чтения учителя .
Разбор содержания стихотворения по вопросам учителя.
Умение найти в тексте глаголы - связь с русским языком.
Закрепление литературоведческих терминов на практике.
Развитие слухового восприятия.
Здоровьесберегающие технологии на уроке.
Работа над эмоциями
Возвращение к цели урока.
Развитие слухового восприятия, ассоциаций между музыкой и временами года
Связь природы с жизнью людей - развитие воображения
Воспитательный момент.
Обращение к мнению учащихся и проверка понимания сказанного на уроке.
Заучивание и рисование - творческий характер д/з.
Работа в паре - воспитание коллективизма, дружбы, ответственности за порученное дело.