Конспект урока по литературе: Ф. И. Тютчев Листья (школа 1 вида)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение Калужской области для обучающихся воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»




КОНСПЕКТ

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

В 7 КЛАССЕ



Учитель высшей квалификационной категории

Суслова Татьяна Ивановна

Тема урока: Смысл жизни в поэзии Ф.И. Тютчева.

Цель: изучение стихотворения «Листья», решение вопроса о смысле жизни в природе и

для человека.

Задачи:

- формировать выразительное чтение стихотворения, соблюдая правила произношения, совершенствовать умение ориентироваться в тексте;

- создать условия для развития воображения, памяти, логического мышления, творческих способностей, формируя умение анализировать стихотворение при помощи учителя; выделять в нем законченные части, находить сравнения, олицетворение, эпитеты; делать выводы, соотносить стихотворение с музыкой, своими эмоциями;

- корректировать речь учащихся, пополнять словарный запас, развивать слуховое восприятие;

- воспитывать у учащихся чувство коллективизма, умение работать сообща; понимание смысла жизни, связи человека с природой.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь. Как настроение? Все готовы к уроку? Постарайтесь работать быстро, говорить четко, правильно, в конце урока все получите отметки. Начнем.

2. План урока.

- Вспомните, чьи произведения изучаем на уроке литературы?

(Ф.И. Тютчева).

-К какому жанру относятся его произведения? (стихотворения)

Сегодня мы изучим еще одно стихотворение поэта и подумаем над смыслом жизни. Поэтому тема сегодняшнего урока «Смысл жизни в поэзии Тютчева», т.е. зачем живут герои стихотворений. Мы еще раз рассмотрим, что природа и человек близки друг к другу. Что в своих стихотворениях Тютчев пишет о природе, но там же глубоко скрыт смысл жизни человека. Я вам предлагаю работать вот по такому плану:

План урока:

  1. Речевая зарядка.

  2. Проверка д/з

  3. Изучение стихотворения.

-чтение; - разбор по частям; - беседа; - работа с иллюстрациями.

4. Физминутка.

5. Выводы.

  1. Подведение итогов. Д/з

  • Речевая зарядка.

- Что будем делать? (хорошо говорить и слушать)

- Будьте внимательны, старайтесь говорить хорошо, потому что слова очень трудные. Прочитайте их:

Сравнение, олицетворение, аллитерация, эпитеты.

- Это литературные понятия, которыt почти всегда присутствуют в стихотворениях, а так как мы с вами изучаем стихотворения, то вспомним их. Произнесите, а я послушаю (дети за экраном называю слова, учитель слушает и повторяет).

-Хорошо. Ниже на доске строки из 4 разных стихотворений. Попробуйте найти в них сравнение, аллитерацию…

- Теперь вы послушайте меня:

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

-Что вы здесь видите и слышите? (олицетворение )и т.д.

  • Проверка домашнего задания.

- Какое было домашнее задание? Откройте стихотворение.

- Дима, иди, расставь знаки орфоэпии, которых недостает, а мы с вами пока побеседуем.

- Кто герои стихотворения? (коршун и человек)

- О ком говорится больше: о коршуне или о человеке? (о коршуне)

-Как себя называет человек в стихотворении? (царь земли)

- Покажите строки, где речь идет о коршуне? О человеке?

- Как надо читать строки о коршуне? (спокойно, не спеша, показать всю свободу его полета)

- Как будете читать о человеке? (с сожалением, печалью).

- Почему? (потому что ему хочется взлететь, как коршуну, но он не может). Да, здесь человек с сожалением называет себя царем земли, ему много чего бы хотелось, но не может.

-Прочитайте стихотворение выразительно. Выучите стихотворение за 1 минуту. …Расскажите.

- Смысл этого стихотворения: Не все в жизни во власти человека. Например, человек не может летать, как птица. Об этом он может только мечтать.

  • Изучение стихотворения «Листья»

- Это стихотворение написано поэтом в 1830 году. Наша с вами задача - понять какой же глубокий смысл для человека скрыт в этом стихотворении?

-Послушайте его, повторяйте за мной.(чтение стих-я учителем)

-О чем это стихотворение?( о листьях)

- МЫ, НАМ, НАС - это кто? (это листья)

-Значит, о листьях рассказывает не автор, а листья сами рассказывают о себе. Сразу мы здесь видим что? (олицетворение)

- На сколько частей можно разделить стихотворение? (на 3)

- Озаглавьте их. (зима, лето, осень)

- Посмотрите, стихотворение включает в себя почти все времена года. Это особенность поэзии Тютчева, когда в стихотворении он пишет ни об одном времени года, а сразу о нескольких или всех.

-Давайте разберем стихотворение по частям.

Итак, 1 часть. (работа с текстом при помощи вопросов)

- Есть ли листья зимой? У каких деревьев листья есть?

-Остальные деревья завидуют соснам и елям? Почему?

-Обратите внимание на глаголы….. Какие эмоции возникают?

-Найдите эпитеты….Что это значит?

-Найдите сравнение. …Это приятно?

-Какое настроение у вас появляется при чтении 1 части?

Часть 2.

- О чем 2 часть стихотворения?

-Как себя называют листья?

-Чтобы охарактеризовать их жизнь летом, выберите глаголы.

-Это глаголы-олицетворения.

-Какие эмоции вызывают у вас эти слова?

-Но на все это у них много времени?

-Послушайте музыку, которая соответствует жизни листьев летом, и немного отдохните.

  • Физминутка. (зарядка для глаз)

Часть 3.

- Мы ее назвали осень. Докажите.

-Нравится листьям осень?

-Какое решение они принимают?

-Какие эмоции у вас вызывает эта часть?

Часть 4.

-К кому за помощью обращаются листья? Почему к ветру?

- Какой эпитет употребляется со словом ветер?

-О чем просят листья? В этой просьбе слышен свист ветра. Что это? (аллитерация). Где?

- Почему стоит … после строчки «Мы ждать не хотим…». Чего не хотят ждать листья?

-Почему и в конце стихотворения стоит многоточие? (судьба листьев неизвестна дальше)

-Но мы с вами знаем ее из наблюдений по жизни и по стихотворению какому? (Лермонтова «Листок»)

-Там листок добрался до теплой страны и что с ним стало?

-Обратите внимания на глаголы. Какие эмоции они вызывают?

  • Выводы.

-Итак, мы разобрали все стихотворение.

-Повторим еще раз, какие эмоции возникают в каждой части, как надо читать каждую часть.

-Наша цель была - понять, какой же глубокий смысл для человека скрыт в этом стихотворении?

-Есть здесь что-нибудь о человеке?(нет)

-Какова же судьба листьев? Послушайте музыку, которая тоже может выражать разные состояния, настроения. Подумайте, о листьях в какое время года эта мелодия.

-В чем смысл их короткой жизни?

-Разве не похожа жизнь листьев на жизнь людей?

-Что общего у них?

- Итак, жизнь листьев и человека очень похожа. Рождаются, растут, крепнут, стареют и умирают. Листьям не хочется умирать, поэтому они ищут, как избежать смерти, хотят улететь вслед за теплыми ветрами. Но участь их решена природой, смерти не избежать. Так и человек старается как можно дальше отодвинуть этот ужасный миг. Он занимается спортом, учится, работает, занимает себя разными делами, только, чтобы быть в движении и не думать о смерти.

Но давайте сейчас не будем говорить о грустном, потому что у вас прекрасная пора - юность. Вы молоды, сильны, красивы, и уже сейчас живите так, чтобы потом не сожалеть: хорошо учитесь, занимайтесь спортом, выбирайте хороших друзей, всегда будьте честны и добры. И жизнь у вас будет счастливой и долгой.

Смысл жизни: Жизнь коротка, но прекрасна. Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы. (Н.А.Островский)

  • Подведение итогов.

-Скажите, мы решили нашу главную задачу урока?

-Нашли смысл жизни в стихотворении?

-Молодцы, работали сегодня прекрасно.

Отметки.

  • Задание на дом.

Выучить стихотворение (столбик на двоих).

Нарисовать по своим частям жизнь листьев и жизнь человека.

методические

рекомендации.

Создание ситуации успеха, нацеливание учащихся на самоконтроль.





План урока организует всю работу урока, нацеливает на определенные виды работы


Обращение к мнению учащихся, сотрудничество уч-ся и педагога

Повторение литера- туроведческого материала,


Развитие устной речи учащихся.


Развитие слуха уч-ся.




Проверка первичного восприятия текста.

Умение обращаясь к тексту- ориентировка в тексте.

Выбор правильной интонации, эмоций.

Выяснение более глубокого понимания содержания стихотворения

Развитие умения работать сообща, распределять задания, переживать друг за друга.

Постановка цели перед учащимися.

Учащиеся повторяют технику чтения учителя .




Разбор содержания стихотворения по вопросам учителя.

Умение найти в тексте глаголы - связь с русским языком.

Закрепление литературоведческих терминов на практике.



Развитие слухового восприятия.

Здоровьесберегающие технологии на уроке.







Работа над эмоциями



Возвращение к цели урока.

Развитие слухового восприятия, ассоциаций между музыкой и временами года


Связь природы с жизнью людей - развитие воображения

Воспитательный момент.





Обращение к мнению учащихся и проверка понимания сказанного на уроке.

Заучивание и рисование - творческий характер д/з.

Работа в паре - воспитание коллективизма, дружбы, ответственности за порученное дело.




© 2010-2022