Русская словесность 5 класс Малые жанры фольклора

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обобщение в 5 классе.

Русская словесность.

Тема: Малые жанры фольклора.

Цели и задачи:

1. Повторить и обобщить изученное в разделе «Устное народное творчество».

2. Через игровые задания развивать мотивацию к учению, учить сотрудничеству при решении общих задач.

3.Формировать критическое мышление у учащихся.

4. Провести рефлексию, для выявления степени понимания ребенком темы урока.

Оборудование: рабочий лист (каждому учащемуся).

Оформление доски: пословицы, поговорки и загадки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя. Мы с вами изучили раздел «Устное народное творчество». На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим всё то, что знаем о фольклоре. Наш урок пройдёт в игровой форме (за каждый правильный ответ ученик получает жетон, в конце урока подсчитывается число и выводится оценка).

  3. Выполнение заданий.

Первое задание - разминка.

- Что мы называем устным народным творчеством?

- Почему фольклор называют народным творчеством?

- Почему мы это коллективное творчество называем устным?

- Назовите жанры фольклора, которые вы знаете?

- Что такое пословица?

- поговорка?

- загадка?

- Что такое обряд?

- Какие виды обрядовой поэзии вы знаете?

- Приведите примеры?

Второе задание- малые жанры фольклора. Учитель зачитывает отрывки, представляющие разные малые жанры: колыбельная, закличка, скороговорка, прибаутка.

- Киса, кисонька, коток, Киса - серенький хвосток, Приходи-ка ночевать, Приди Васеньку качать.

-- Радуга - дуга, Принеси нам дождя…

- От топота копыт Пыль по полю летит.

--Идёт кузнец из кузницы, Несёт кузнец два молота. Тук, тук, тук, Да ударил разом вдруг.

    Продолжи пословицу.

    - Кончил дело…

    - Что посеешь…

    -Без труда…

    - Старый друг…

    Физ. Минутка.

    «Веселая зарядка»

    Поднимает руки класс - это раз,

    Завертелась голова - это два,

    Три - руками три хлопка,

    На четыре - руки шире,

    Пять - руками помахать,

    Шесть - на место тихо сесть.

    Задание «Лото пословиц». Учитель объясняет условиязадания: нужно найти правильное продолжение пословицы.

    Кто хочет много знать

    а неучёный следом ходит

    Учись доброму

    коли только вершки в них хватать

    Не стыдно не знать,

    век не тужить

    Учёный водит,

    тому надо мало спать.

    Не на пользу книги читать,

    худое на ум не пойдёт

    С книгой жить -

    стыдно не учиться.

    За чужим погонишься,

    стой смело.

    Где честь,

    выше честь.

    За правое дело

    там и правда

    Береги платье снову,

    на себя погляди

    Других не суди,

    своё потеряешь.

    Где труднее дело,

    а честь смолоду

    Определите строение загадки:

    В воде купался, а сух остался. (Гусь) - сообщение

    У занесённых снегом кочек,
    Под белой шапкой снеговой,
    Нашли мы маленький цветочек,
    Полузамёрзший, чуть живой.
    (Ответ: Подснежник) - рассказ

    Сижу на дереве:
    Красная, как кровь,
    Круглая, как шар,
    Вкусная, как мед. (Вишня) - описание

    Кто на себе свой дом носит? (Черепаха) - вопрос

    У тридцати двух воинов один командир.
    (Ответ: Зубы и язык.) - задача.

    Творческое задание: изобразите в виде рисунка один из видов обрядов.

    1. Рефлексия:

    Фамилия, имя ученика________________________________________________________

    Анкета (нужное подчеркнуть):

    1.На уроке я работал: активно / пассивно

    2.Своей работой на уроке я: доволен / не доволен

    3.Урок для меня показался: коротким / длинным полезным / бесполезнымРусская словесность 5 класс Малые жанры фольклора.

    4.За урок я: не устал / устал

    5.Материал урока мне был: понятен / не понятен / интересен / скучен

    6..Мое настроение после урока:

    Дорисуй смайлик согласно своему настроению.

    5. Итоги урока, оценивание.

    6. Д/з. Ученик сам выбирает задание, в соответствии со своими силами.

    А) Сочинить загадки об осени.

    Б) Составить кластер на тему «малые жанры фольклора».

    В) Составить синквейн - «фольклор».










































    Рабочий лист.

    Тема: Малые жанры фольклора.

    1. Определите тип малого жанра: колыбельная, закличка, скороговорка, прибаутка.

    1.- Киса, кисонька, коток, Киса - серенький хвосток, Приходи-ка ночевать, Приди Васеньку качать.

    2.-- Радуга - дуга, Принеси нам дождя…

    3.- От топота копыт Пыль по полю летит.

    4. --Идёт кузнец из кузницы, Несёт кузнец два молота. Тук, тук, тук, Да ударил разом вдруг.

      1. Продолжи пословицу.

      - Кончил дело…

      - Что посеешь…

      -Без труда…

      - Старый друг…

        1. «Лото пословиц»: нужно найти правильное продолжение пословицы.

          Кто хочет много знать

          а неучёный следом ходит

          Учись доброму

          коли только вершки в них хватать

          Не стыдно не знать,

          век не тужить

          Учёный водит,

          тому надо мало спать.

          Не на пользу книги читать,

          худое на ум не пойдёт

          С книгой жить -

          стыдно не учиться.

          За чужим погонишься,

          стой смело.

          Где честь,

          выше честь.

          За правое дело

          там и правда

          Береги платье снову,

          на себя погляди

          Других не суди,

          своё потеряешь.

          Где труднее дело,

          а честь смолоду

        1. Определите строение загадки:

        1.В воде купался, а сух остался.

        2.У занесённых снегом кочек,
        Под белой шапкой снеговой,
        Нашли мы маленький цветочек,
        Полузамёрзший, чуть живой.
        3.Сижу на дереве:
        Красная, как кровь,
        Круглая, как шар,
        Вкусная, как мед.

        4.Кто на себе свой дом носит?

        5.У тридцати двух воинов один командир.

        5. Творческое задание: В рабочих тетрадях изобразите в виде рисунка один из обрядов.

        6. Рефлексия:

        Фамилия, имя ученика________________________________________________________

        Анкета (нужное подчеркнуть):

        1.На уроке я работал: активно / пассивно

        2.Своей работой на уроке я: доволен / не доволен

        3.Урок для меня показался: коротким / длинным полезным / бесполезнымРусская словесность 5 класс Малые жанры фольклора.

        4.За урок я: не устал / устал

        5.Материал урока мне был: понятен / не понятен / интересен / скучен

        6..Мое настроение после урока:

        Дорисуй смайлик согласно своему настроению.

        Д/з. Выбери задание, которое тебе по силам:

        А) Сочинить загадки об осени.

        Б) Составить кластер на тему «малые жанры фольклора».

        В) Составить синквейн - «фольклор».


        © 2010-2022