- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Русская словесность 5 класс Малые жанры фольклора
Русская словесность 5 класс Малые жанры фольклора
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мирошниченко Н.В. |
Дата | 01.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок обобщение в 5 классе.
Русская словесность.
Тема: Малые жанры фольклора.
Цели и задачи:
1. Повторить и обобщить изученное в разделе «Устное народное творчество».
2. Через игровые задания развивать мотивацию к учению, учить сотрудничеству при решении общих задач.
3.Формировать критическое мышление у учащихся.
4. Провести рефлексию, для выявления степени понимания ребенком темы урока.
Оборудование: рабочий лист (каждому учащемуся).
Оформление доски: пословицы, поговорки и загадки.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово учителя. Мы с вами изучили раздел «Устное народное творчество». На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим всё то, что знаем о фольклоре. Наш урок пройдёт в игровой форме (за каждый правильный ответ ученик получает жетон, в конце урока подсчитывается число и выводится оценка).
-
Выполнение заданий.
Первое задание - разминка.
- Что мы называем устным народным творчеством?
- Почему фольклор называют народным творчеством?
- Почему мы это коллективное творчество называем устным?
- Назовите жанры фольклора, которые вы знаете?
- Что такое пословица?
- поговорка?
- загадка?
- Что такое обряд?
- Какие виды обрядовой поэзии вы знаете?
- Приведите примеры?
Второе задание- малые жанры фольклора. Учитель зачитывает отрывки, представляющие разные малые жанры: колыбельная, закличка, скороговорка, прибаутка.
- Киса, кисонька, коток, Киса - серенький хвосток, Приходи-ка ночевать, Приди Васеньку качать.
-- Радуга - дуга, Принеси нам дождя…
- От топота копыт Пыль по полю летит.
--Идёт кузнец из кузницы, Несёт кузнец два молота. Тук, тук, тук, Да ударил разом вдруг.
Продолжи пословицу.
- Кончил дело…
- Что посеешь…
-Без труда…
- Старый друг…
Физ. Минутка.
«Веселая зарядка»
Поднимает руки класс - это раз,
Завертелась голова - это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Задание «Лото пословиц». Учитель объясняет условиязадания: нужно найти правильное продолжение пословицы.
-
Кто хочет много знать
а неучёный следом ходит
Учись доброму
коли только вершки в них хватать
Не стыдно не знать,
век не тужить
Учёный водит,
тому надо мало спать.
Не на пользу книги читать,
худое на ум не пойдёт
С книгой жить -
стыдно не учиться.
За чужим погонишься,
стой смело.
Где честь,
выше честь.
За правое дело
там и правда
Береги платье снову,
на себя погляди
Других не суди,
своё потеряешь.
Где труднее дело,
а честь смолоду
Определите строение загадки:
В воде купался, а сух остался. (Гусь) - сообщение
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Ответ: Подснежник) - рассказ
Сижу на дереве:
Красная, как кровь,
Круглая, как шар,
Вкусная, как мед. (Вишня) - описание
Кто на себе свой дом носит? (Черепаха) - вопрос
У тридцати двух воинов один командир.
(Ответ: Зубы и язык.) - задача.
Творческое задание: изобразите в виде рисунка один из видов обрядов.
-
Рефлексия:
Фамилия, имя ученика________________________________________________________
Анкета (нужное подчеркнуть):
1.На уроке я работал: активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3.Урок для меня показался: коротким / длинным полезным / бесполезным
4.За урок я: не устал / устал
5.Материал урока мне был: понятен / не понятен / интересен / скучен
6..Мое настроение после урока:
Дорисуй смайлик согласно своему настроению.
5. Итоги урока, оценивание.
6. Д/з. Ученик сам выбирает задание, в соответствии со своими силами.
А) Сочинить загадки об осени.
Б) Составить кластер на тему «малые жанры фольклора».
В) Составить синквейн - «фольклор».
Рабочий лист.
Тема: Малые жанры фольклора.
-
Определите тип малого жанра: колыбельная, закличка, скороговорка, прибаутка.
1.- Киса, кисонька, коток, Киса - серенький хвосток, Приходи-ка ночевать, Приди Васеньку качать.
2.-- Радуга - дуга, Принеси нам дождя…
3.- От топота копыт Пыль по полю летит.
4. --Идёт кузнец из кузницы, Несёт кузнец два молота. Тук, тук, тук, Да ударил разом вдруг.
-
Продолжи пословицу.
- Кончил дело…
- Что посеешь…
-Без труда…
- Старый друг…
-
«Лото пословиц»: нужно найти правильное продолжение пословицы.
Кто хочет много знать
а неучёный следом ходит
Учись доброму
коли только вершки в них хватать
Не стыдно не знать,
век не тужить
Учёный водит,
тому надо мало спать.
Не на пользу книги читать,
худое на ум не пойдёт
С книгой жить -
стыдно не учиться.
За чужим погонишься,
стой смело.
Где честь,
выше честь.
За правое дело
там и правда
Береги платье снову,
на себя погляди
Других не суди,
своё потеряешь.
Где труднее дело,
а честь смолоду
-
Определите строение загадки:
1.В воде купался, а сух остался.
2.У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
3.Сижу на дереве:
Красная, как кровь,
Круглая, как шар,
Вкусная, как мед.
4.Кто на себе свой дом носит?
5.У тридцати двух воинов один командир.
5. Творческое задание: В рабочих тетрадях изобразите в виде рисунка один из обрядов.
6. Рефлексия:
Фамилия, имя ученика________________________________________________________
Анкета (нужное подчеркнуть):
1.На уроке я работал: активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3.Урок для меня показался: коротким / длинным полезным / бесполезным
4.За урок я: не устал / устал
5.Материал урока мне был: понятен / не понятен / интересен / скучен
6..Мое настроение после урока:
Дорисуй смайлик согласно своему настроению.
Д/з. Выбери задание, которое тебе по силам:
А) Сочинить загадки об осени.
Б) Составить кластер на тему «малые жанры фольклора».
В) Составить синквейн - «фольклор».