Рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Рабочая учебная программа по русскому языку составлена для 10 класса на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации /учебник под ред.Н. Г. Гольцовой. М.: «Русское слово», 2005, 2006, 2008 г./ Программа  предназначена для изучения русского языка в 10 классе на базовом уровне и составлена из расчета 2 час в неделю (70 часов). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способство...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение - «Средняя общеобразовательная школа с. Комаровка Екатериновского района Саратовской области»


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с. Комаровка

______________/Е. В. Пантеева/

ФИО

«____»__________________20__г.

«Согласовано»

Директор МОУ СОШ с. Комаровка

______________/Н. А. Володина/

ФИО

Приказ №_____ от

«____»__________________20__г.


Рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Рабочая программа по русскому языку (10 класс)

________________________________________________________

Ф.И.О., категория

Рабочая программа по русскому языку (10 класс)

по________________________________________________________________________________

предмет, класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_____ от

«___»___________20_г.



Рабочая программа по русскому языку (10 класс)


Пояснительная записка.


Рабочая учебная программа по русскому языку составлена для 10 класса на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации /учебник под ред.Н. Г. Гольцовой. М.: «Русское слово», 2005, 2006, 2008 г./

Программа предназначена для изучения русского языка в 10 классе на базовом уровне и составлена из расчета 2 час в неделю (70 часов).

Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Методологической основой данной программы и курса «Русский язык» в 10-11 классах являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку(базовый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля, так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Данный учебник может быть использован как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку.

Большое количество упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам, определяется практической целесообразностью и направлено на выработку практических навыков, в первую очередь навыков правильного письма. Включение в программу таких тем, как «Основные принципы русской пунктуации», «Основные принципы русской орфографии» и др. очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются боле прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии.

Содержание программы по русскому языку. 10 класс.

Слово о русском языке.

Язык и общество. Языки культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении.

Лексика. Фразеология. Лексикография (12 часов).

Слово и его значение. Однозначность и многозначность. Изобразительно- выразительные средства русского языка. Лексическая система русского языка. Систематизация изученного ранее по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха»; формирование умения различать прямое и переносное значения слов, сравнивать статьи в толковом словаре, определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем.

Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Работа

со словарями. Формирование умения определять смысловые отношения между словами; синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в кон- тексте; отличие омонимов, паронимов от многозначных слов; определение стилистической окраски синонимов.

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики

и неологизмов.

Русская лексика с точки зрения сферы се употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая

и книжная. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: (исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова).

Фразеология. Употребление фразеологизмов. Работа со словарями. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Фонетика. Орфоэпия. (3 часа).

Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Гласные и согласные.

Понятия фонема, открытый и закрытый слоги. Особенности русского словесного ударения.

слова. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительные средства

Орфоэпия. Основные правила произношения.

Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Социофонетика. Причины колебания ударения в заимствованных словах.

Морфемика и словообразование. Орфография. (5 часов).

Повторение. Морфемика и словообразование. Корневые и аффиксальные морфемы. Морфемный анализ слова. Работа со словарями.

Понятие морфемы. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разбор. Исторические изменения в структуре слов. Чередование гласных и согласных в морфемах. Этимология как раздел лингвистики. Основные способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы образования самостоятельных и служебных частей речи в русском языке (морфологический, неморфологический).

Морфология и орфография (50 часов).

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне. Гласные после шипящих и Ц. Правописание сомнительных и непроизносимых согласных. Двойные согласные. Правописание неизменяемых и изменяемых приставок. Приставки ПРЕ и ПРИ. Гласные Ы и И после приставок. Разделительные Ъ и Ь. Употребление прописных букв Правила переноса слов.

Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Актуализация навыков применения орфограмм связанных с употреблением ъ и ь, ь после шипящих; чередование гласных, правописание суффиксов, приставок на з-, с-. Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный). Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с употреблением приставок пре- и при-, суффиксов -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; гласных перед суффиксами -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-; н и нн в суффиксах прилагательных и причастий. Дифференцирующий принцип русской орфографии. Принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написания; употребление прописных букв, правила переноса слов. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием не с частями речи; слитным, дефисным, раздельным написанием слов, с правописанием безударных и чередующихся гласных в корне слова, с правописанием гласных после шипящих и ц, с правописанием приставок на з-, с-, пре-, при- и т. д.

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание суффиксов имён существительных. Правописание сложных имён существительных.

Углубление знаний учащихся о самостоятельных и служебных частях речи, принципах выделения частей речи и их составе в русском языке. Спорные вопросы определения частеречной принадлежности слов. Переход слов из одной части речи в другую. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи. Систематизация ранее изученного о роли имен в речи, формирование умения определять синтаксическую роль склоняемых частей речи в предложении. Систематизация ранее изученного об имени существительном, формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний и суффиксов склоняемых частей речи. Грамматические и словообразовательные Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках.

Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Н-НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

Систематизация ранее изученного об имени прилагательном, углубление понятия о роли имен в речи; определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении, формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний и суффиксов прилагательных. Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах, порядка действий при решении орфографических задач.

Имя числительное. Склонение и правописание числительных. Грамматические нормы.

Систематизация ранее изученного об имени числительном, совершенствование навыка применения основных типов орфограмм склоняемых частей речи.

Местоимение как лексико-грамматическая категория. Правописание местоимений.

Морфологические нормы.

Систематизация ранее изученного о местоимении, углубление понятия о роли местоимений в речи, формирование умения определять синтаксическую роль местоимения в предложении.

Глагол. Грамматические категории русского глагола. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Морфологические нормы.

Систематизация ранее изученного о глаголе, углубление знаний: особенности функционирования глаголов в речи, отработка умения правильно писать личные окончания и суффиксы глаголов.

Глагольные формы - причастие и деепричастие. Значение и употребление, правописание причастий и деепричастий.

Систематизация ЗУН по теме «Глагольные формы - причастие и деепричастие», углубление знаний: особенности функционирования глагольных форм в речи; отработка умения правильно употреблять глагольные формы в речи. Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм и пунктограмм причастия и деепричастия, изученных в 7-8 классах, порядка

действий при решении орфографических и пунктуационных задач.

Наречия и наречные сочетания. Морфемный и словообразовательный разбор. Слова

категории состояния.

Систематизация ранее изученного о наречии, углубление знаний: особенности функционирования наречий в речи. Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм наречия, изученных в 5-7 классах, порядка действий при решении орфографических задач.

Служебные части речи. Правописание производных предлогов.

Систематизация ранее изученного о служебных частях речи, углубление знаний о роли предлогов и союзов как средств связи слов и предложений в тексте; углубление знаний о роли частиц и междометий в речи; особенности правописания предлогов и частиц е самостоятельными частями речи. Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах, порядка действий при решении орфографических задач.

Правописание производных союзов. Правописание частиц. Междометие. Звукоподражательные слова. Правописание междометий.

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах, порядка действий при решении орфографических задач.

Требования к знаниям, умениям и навыкам.

учащиеся должны:

- Иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической, грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

- Владеть читательскими умениями достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

- Уметь предавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;

- Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

-Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;

- Составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

- Участвовать в диспуте, дискуссии;

-Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в языке изменениях.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:


  1. Учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.

  2. Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

  3. Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы, тесты.

Календарно-тематическое планирование.

10 класс.

Учитель: Володина Наталия Анатольевна.

Всего 50 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков - 10;

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе общеобразовательных стандартов и программы по русскому языку под редакцией Н. Г. Гольцовой. 2011.

Учебник: Русский язык. Теория и практика. 10-11 классы. /Гольцова Н. Г. - Москва, 2008.

Дата

Неделя

№ по п/п


Название темы.

Количество часов

1

1

Слово о русском языке

1

Лексика. Фразеология. Лексикография (12 часов).

2

Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.

1

2

3

Изобразительно-выразительные средства русского языка

1

4

Изобразительно-выразительные средства русского языка

1

3

5

Омонимы и их употребление

1

6

Паронимы и их употребление

1

4

7

Синонимы и антонимы и их употребление

1

8

Происхождение лексики современного русского языка

1

5

9

Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления

1

10

Устаревшая лексика и неологизмы

1

6

11

Фразеологические единицы и их употребление

1

12

Лексикография. Тестирование по теме «Лексика и фразеология»

1

Фонетика. Орфоэпия. (3 часа).

7

13

Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Гласные и согласные

1

14

Орфоэпия. Основные правила произношения

1

8

15

Орфоэпия. Тестирование по теме «Орфоэпия».

1

Морфемика и словообразование. Орфография. (5 часов).

16

Состав слова

1

9

17

Состав слова

1

18

Словообразование

1

10

19

Словообразование

1

20

Формообразование

1

Морфология и орфография (50 часов).

11

21

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне

1

22

Чередующиеся гласные в корне

1

12

23

Чередующиеся гласные в корне

1

24

Гласные после шипящих и Ц

1

13

25

Гласные после шипящих и Ц

1

26

Анализ текста.

1

14

27

Правописание сомнительных и непроизносимых согласных

1

28

Правописание сомнительных и непроизносимых согласных

1

15

29

Двойные согласные

1

30

Правописание неизменяемых и изменяемых приставок

1

16

31

Приставки ПРЕ и ПРИ

1

32

Приставки ПРЕ и ПРИ

1

17

33

Сочинение формата ЕГЭ.

1

34

Гласные Ы и И после приставок

1

18

35

Разделительные Ъ и Ь

1

36

Употребление прописных букв

1

19

37

Правила переноса слов

1

38

Контрольный тест

1

20

39

Имя существительное как часть речи

1

40

Правописание падежных окончаний имён существительных

1

21

41

Правописание суффиксов имён существительных

1

42

Тестирование.

1

22

43

Правописание сложных имён существительных

1

44

Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных

1

23

45

Правописание суффиксов имён прилагательных

1

46

Н-НН в суффиксах прилагательных

1

24

47

Правописание сложных имён прилагательных

1

48

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание числительных

1

25

49

Употребление и правописание числительных

1

50

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений

1

26

51

Сочинение формата ЕГЭ.

1

52

Глагол как часть речи

1

27

53

Правописание глагола

1

54

Причастие как глагольная форма. Образование причастий

1

28

55

Правописание причастий

1

56

Деепричастие как глагольная форма

1

29

57

Наречие как часть речи

1

58

Правописание наречий

1

30

59

Слова категории состояния

1

60

Предлог как служебная часть речи

1

31

61

Правописание предлогов

1

62

Союз как служебная часть речи. Союзные слова

1

32

63

Правописание союзов

1

64

Частицы. Правописание частиц

1

33

65

Частицы НЕ и НИ

1

66

Тестирование формата ЕГЭ.

1

34

67

Частицы НЕ и НИ

1

68

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова

1

35

69

Контрольная работа. Тест.

1

70

Контрольная работа. Тест.

1


Учебно-методическое обеспечение

для учителя:

  1. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация.10-11 классы, - 3-изд.- М.: ООО «Тид «Русское слово - РС», 2007.

  2. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс: Программы 34 и 68 часов.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2004.

  3. Рабочие программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений /под редакцией Н. Г. Гольцовой - М.: Русское слово, 2012.

  4. Русский язык 10-11 класс . Учебника для общеобразовательных учреждений /авторы: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2008.

для учащихся:

  1. ЕГЭ 2009. Русский язык: тренировочные задания/ И. П. Цыбулько, С. И. Львова, В. А. Коханова.- М.:Эксмо, 2009

  2. Русский язык 10-11 класс . Учебника для общеобразовательных учреждений /авторы: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2007.

  3. Тесты по русскому языку. 10-й класс.- Саратов:Лицей, 2012.






© 2010-2022