- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Володина Н.А. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение - «Средняя общеобразовательная школа с. Комаровка Екатериновского района Саратовской области»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с. Комаровка
______________/Е. В. Пантеева/
ФИО
«____»__________________20__г.
«Согласовано»
Директор МОУ СОШ с. Комаровка
______________/Н. А. Володина/
ФИО
Приказ №_____ от
«____»__________________20__г.
________________________________________________________
Ф.И.О., категория
по________________________________________________________________________________
предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_____ от
«___»___________20_г.
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по русскому языку составлена для 10 класса на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации /учебник под ред.Н. Г. Гольцовой. М.: «Русское слово», 2005, 2006, 2008 г./
Программа предназначена для изучения русского языка в 10 классе на базовом уровне и составлена из расчета 2 час в неделю (70 часов).
Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Методологической основой данной программы и курса «Русский язык» в 10-11 классах являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку(базовый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля, так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Данный учебник может быть использован как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку.
Большое количество упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам, определяется практической целесообразностью и направлено на выработку практических навыков, в первую очередь навыков правильного письма. Включение в программу таких тем, как «Основные принципы русской пунктуации», «Основные принципы русской орфографии» и др. очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются боле прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии.
Содержание программы по русскому языку. 10 класс.
Слово о русском языке.
Язык и общество. Языки культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении.
Лексика. Фразеология. Лексикография (12 часов).
Слово и его значение. Однозначность и многозначность. Изобразительно- выразительные средства русского языка. Лексическая система русского языка. Систематизация изученного ранее по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха»; формирование умения различать прямое и переносное значения слов, сравнивать статьи в толковом словаре, определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем.
Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Работа
со словарями. Формирование умения определять смысловые отношения между словами; синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в кон- тексте; отличие омонимов, паронимов от многозначных слов; определение стилистической окраски синонимов.
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики
и неологизмов.
Русская лексика с точки зрения сферы се употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая
и книжная. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: (исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова).
Фразеология. Употребление фразеологизмов. Работа со словарями. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Фонетика. Орфоэпия. (3 часа).
Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Гласные и согласные.
Понятия фонема, открытый и закрытый слоги. Особенности русского словесного ударения.
слова. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительные средства
Орфоэпия. Основные правила произношения.
Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Социофонетика. Причины колебания ударения в заимствованных словах.
Морфемика и словообразование. Орфография. (5 часов).
Повторение. Морфемика и словообразование. Корневые и аффиксальные морфемы. Морфемный анализ слова. Работа со словарями.
Понятие морфемы. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разбор. Исторические изменения в структуре слов. Чередование гласных и согласных в морфемах. Этимология как раздел лингвистики. Основные способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы образования самостоятельных и служебных частей речи в русском языке (морфологический, неморфологический).
Морфология и орфография (50 часов).
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне. Гласные после шипящих и Ц. Правописание сомнительных и непроизносимых согласных. Двойные согласные. Правописание неизменяемых и изменяемых приставок. Приставки ПРЕ и ПРИ. Гласные Ы и И после приставок. Разделительные Ъ и Ь. Употребление прописных букв Правила переноса слов.
Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Актуализация навыков применения орфограмм связанных с употреблением ъ и ь, ь после шипящих; чередование гласных, правописание суффиксов, приставок на з-, с-. Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный). Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с употреблением приставок пре- и при-, суффиксов -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; гласных перед суффиксами -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-; н и нн в суффиксах прилагательных и причастий. Дифференцирующий принцип русской орфографии. Принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написания; употребление прописных букв, правила переноса слов. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием не с частями речи; слитным, дефисным, раздельным написанием слов, с правописанием безударных и чередующихся гласных в корне слова, с правописанием гласных после шипящих и ц, с правописанием приставок на з-, с-, пре-, при- и т. д.
Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание суффиксов имён существительных. Правописание сложных имён существительных.
Углубление знаний учащихся о самостоятельных и служебных частях речи, принципах выделения частей речи и их составе в русском языке. Спорные вопросы определения частеречной принадлежности слов. Переход слов из одной части речи в другую. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи. Систематизация ранее изученного о роли имен в речи, формирование умения определять синтаксическую роль склоняемых частей речи в предложении. Систематизация ранее изученного об имени существительном, формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний и суффиксов склоняемых частей речи. Грамматические и словообразовательные Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках.
Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Н-НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.
Систематизация ранее изученного об имени прилагательном, углубление понятия о роли имен в речи; определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении, формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний и суффиксов прилагательных. Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах, порядка действий при решении орфографических задач.
Имя числительное. Склонение и правописание числительных. Грамматические нормы.
Систематизация ранее изученного об имени числительном, совершенствование навыка применения основных типов орфограмм склоняемых частей речи.
Местоимение как лексико-грамматическая категория. Правописание местоимений.
Морфологические нормы.
Систематизация ранее изученного о местоимении, углубление понятия о роли местоимений в речи, формирование умения определять синтаксическую роль местоимения в предложении.
Глагол. Грамматические категории русского глагола. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Морфологические нормы.
Систематизация ранее изученного о глаголе, углубление знаний: особенности функционирования глаголов в речи, отработка умения правильно писать личные окончания и суффиксы глаголов.
Глагольные формы - причастие и деепричастие. Значение и употребление, правописание причастий и деепричастий.
Систематизация ЗУН по теме «Глагольные формы - причастие и деепричастие», углубление знаний: особенности функционирования глагольных форм в речи; отработка умения правильно употреблять глагольные формы в речи. Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм и пунктограмм причастия и деепричастия, изученных в 7-8 классах, порядка
действий при решении орфографических и пунктуационных задач.
Наречия и наречные сочетания. Морфемный и словообразовательный разбор. Слова
категории состояния.
Систематизация ранее изученного о наречии, углубление знаний: особенности функционирования наречий в речи. Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм наречия, изученных в 5-7 классах, порядка действий при решении орфографических задач.
Служебные части речи. Правописание производных предлогов.
Систематизация ранее изученного о служебных частях речи, углубление знаний о роли предлогов и союзов как средств связи слов и предложений в тексте; углубление знаний о роли частиц и междометий в речи; особенности правописания предлогов и частиц е самостоятельными частями речи. Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах, порядка действий при решении орфографических задач.
Правописание производных союзов. Правописание частиц. Междометие. Звукоподражательные слова. Правописание междометий.
Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах, порядка действий при решении орфографических задач.
Требования к знаниям, умениям и навыкам.
учащиеся должны:
- Иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической, грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- Владеть читательскими умениями достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
- Уметь предавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;
- Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
-Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
- Составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
- Участвовать в диспуте, дискуссии;
-Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в языке изменениях.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
-
Учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
-
Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
-
Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы, тесты.
Календарно-тематическое планирование.
10 класс.
Учитель: Володина Наталия Анатольевна.
Всего 50 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 10;
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе общеобразовательных стандартов и программы по русскому языку под редакцией Н. Г. Гольцовой. 2011.
Учебник: Русский язык. Теория и практика. 10-11 классы. /Гольцова Н. Г. - Москва, 2008.
Дата
Неделя
№ по п/п
Название темы.
Количество часов
1
1
Слово о русском языке
1
Лексика. Фразеология. Лексикография (12 часов).
2
Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.
1
2
3
Изобразительно-выразительные средства русского языка
1
4
Изобразительно-выразительные средства русского языка
1
3
5
Омонимы и их употребление
1
6
Паронимы и их употребление
1
4
7
Синонимы и антонимы и их употребление
1
8
Происхождение лексики современного русского языка
1
5
9
Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления
1
10
Устаревшая лексика и неологизмы
1
6
11
Фразеологические единицы и их употребление
1
12
Лексикография. Тестирование по теме «Лексика и фразеология»
1
Фонетика. Орфоэпия. (3 часа).
7
13
Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Гласные и согласные
1
14
Орфоэпия. Основные правила произношения
1
8
15
Орфоэпия. Тестирование по теме «Орфоэпия».
1
Морфемика и словообразование. Орфография. (5 часов).
16
Состав слова
1
9
17
Состав слова
1
18
Словообразование
1
10
19
Словообразование
1
20
Формообразование
1
Морфология и орфография (50 часов).
11
21
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне
1
22
Чередующиеся гласные в корне
1
12
23
Чередующиеся гласные в корне
1
24
Гласные после шипящих и Ц
1
13
25
Гласные после шипящих и Ц
1
26
Анализ текста.
1
14
27
Правописание сомнительных и непроизносимых согласных
1
28
Правописание сомнительных и непроизносимых согласных
1
15
29
Двойные согласные
1
30
Правописание неизменяемых и изменяемых приставок
1
16
31
Приставки ПРЕ и ПРИ
1
32
Приставки ПРЕ и ПРИ
1
17
33
Сочинение формата ЕГЭ.
1
34
Гласные Ы и И после приставок
1
18
35
Разделительные Ъ и Ь
1
36
Употребление прописных букв
1
19
37
Правила переноса слов
1
38
Контрольный тест
1
20
39
Имя существительное как часть речи
1
40
Правописание падежных окончаний имён существительных
1
21
41
Правописание суффиксов имён существительных
1
42
Тестирование.
1
22
43
Правописание сложных имён существительных
1
44
Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных
1
23
45
Правописание суффиксов имён прилагательных
1
46
Н-НН в суффиксах прилагательных
1
24
47
Правописание сложных имён прилагательных
1
48
Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание числительных
1
25
49
Употребление и правописание числительных
1
50
Местоимение как часть речи. Правописание местоимений
1
26
51
Сочинение формата ЕГЭ.
1
52
Глагол как часть речи
1
27
53
Правописание глагола
1
54
Причастие как глагольная форма. Образование причастий
1
28
55
Правописание причастий
1
56
Деепричастие как глагольная форма
1
29
57
Наречие как часть речи
1
58
Правописание наречий
1
30
59
Слова категории состояния
1
60
Предлог как служебная часть речи
1
31
61
Правописание предлогов
1
62
Союз как служебная часть речи. Союзные слова
1
32
63
Правописание союзов
1
64
Частицы. Правописание частиц
1
33
65
Частицы НЕ и НИ
1
66
Тестирование формата ЕГЭ.
1
34
67
Частицы НЕ и НИ
1
68
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова
1
35
69
Контрольная работа. Тест.
1
70
Контрольная работа. Тест.
1
Учебно-методическое обеспечение
для учителя:
-
Контрольные тесты: Орфография и пунктуация.10-11 классы, - 3-изд.- М.: ООО «Тид «Русское слово - РС», 2007.
-
Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс: Программы 34 и 68 часов.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2004.
-
Рабочие программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений /под редакцией Н. Г. Гольцовой - М.: Русское слово, 2012.
-
Русский язык 10-11 класс . Учебника для общеобразовательных учреждений /авторы: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2008.
для учащихся:
-
ЕГЭ 2009. Русский язык: тренировочные задания/ И. П. Цыбулько, С. И. Львова, В. А. Коханова.- М.:Эксмо, 2009
-
Русский язык 10-11 класс . Учебника для общеобразовательных учреждений /авторы: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2007.
-
Тесты по русскому языку. 10-й класс.- Саратов:Лицей, 2012.