Конспект урока по русскому языку Буквы з и с на конце притавок (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Буквы з и с на конце приставок

Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с орфограммой «Правописание зи с на конце приставок»;формировать умение определять условие выбора букв з, с на конце приставок; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые образовательные результаты

  • Личностные результаты: у обучающихся будут сформированы (в рамках ценностно-эмоционального компонентов) уважение к личности и ее достоинствам; потребность в самовыражении и самореализации; социальном признании;

  • Ученик получит возможность: для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом, в самоопределении;

  • Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД: ученик научится целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • Ученик получит возможность научиться: самостоятельно, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач,

планировать, оценивать результаты работы, вносить необходимые дополнения и изменения в работу в случае расхождения с эталоном;

  • Коммуникативные УУД: ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять оценку действий партнера, уметь убеждать; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

  • Ученик получит возможность: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно поводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; развивать навыки самоконтроля, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать собственную позицию.

  • Познавательные УУД: ученик научится делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, структурирование знаний;

  • Ученик получит возможность: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения.

  • Предметные результаты: ученик усвоит правило написания -з и -с на конце приставок, научится: применять знания и умения по орфографии в практике правописания; соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме; обнаруживать и исправлять орфографические ошибки; совершенствует навык различения согласных звонких и глухих; выявит и освоит способы действия при выборе согласных -з и -с на конце приставок; обозначать приставки в словах.

Методы и формы обучения

Наблюдения над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная, урок-исследование,

Образовательные ресурсы

http: // uroki.net http: // akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http: // zavuch.info http: // festival.1september.ru/sabjects

http: // intergu.ru http: // som.fsio.ru/ subjects.asp?id=10000192

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, листы самооценки, карточки

Основные понятия

Чередование звуков, приставка, орфограмма в приставке

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (Универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

  1. Мотивация (Самоопределение)учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Запишите сегодняшнее число, классная работа.
Девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

( сначала про себя, затем вслух выразительно)

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Прикрыли глазки и мысленно сказали: "Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке".

Я желаю вам успеха.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, Размещают учебные материалы на рабочем месте

Фронтальная

Познавательные УУД: понимают познавательную задачу.

Регулятивные УУД: планируют необходимые действия, операции

КоммуникативныеУУД: настраиваются на работу на уроке.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Инсценирование, эвристическая беседа по теме урока

Карточка 1. Выполните синтаксический разбор предложения:

Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит желтым живым огоньком.

Карточка 2. Образуйте формы слова друг. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

Карточка3. Выполните морфемный разбор

Ветер, прехорошенький, деревянный, перебежишь, сильный, береговой, огуречный.

Терминологический диктант

1) наименьшая значимая часть слова;

2) часть изменяемого слова без окончания;

3) морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов;

4) морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов;

5) при образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова, например: друг- дружить -друзья. Эту замену называют

6) кратчайшая звуковая единица, из которой состоит морфема;

7) значимая часть слова, которая образует формы слова;

8) главная значимая часть слова, в которой заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов;

9) части слов, в которых имеются изменения (чередования) звуков, называются ___ морфем;

10) раздел науки о языке, который изучает морфемы как части слова.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

Ключ: 1) морфема; 2) основа; 3) приставка; 4)суффикс; 5) чередование; 6) окончание; 7) корень; 8) вариант; 9) морфемика.

Учащиеся выполняют индивидуальные задания по карточкам, выполняют терминологический диктант, задание актуализирует у учащихся полученные ранее знания

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные УУД: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

Регулятивные УУД: принимают и выполняют учебную задачу

Коммуникативные УУД: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы

Лист самооценки

3.Формулирование темы урока. Целеполагание.

Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации по теме урока,ответы на вопросы, наблюдение и анализ языковых единиц.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Лингвистическая сказка.

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)

*В некотором царстве, орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие.

Дружно жили, не тужили. Но однажды …

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

Расчертить раздать

Вспомнить взлететь

З кричал, что звучит сильнее,

С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

Которые всё на свете знал и даже писали правила

Для жителей государства.

Тема урока «Буквы З и С на конце приставок»

- Исходя из темы, определите цели урока.

  • Определить, когда пишется буква -з на конце приставки, когда -с.

  • Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм,

  • графически обозначать изученную орфограмму.

*Выслушал их мудрец и дал совет… Как вы думаете? Какой?

Повелел мудрец звонкому З стоять в словах перед звонкими согласными, а глухому С - перед глухими, тогда снова наступит мир и лад в государстве. Послушали умного совета жители государства и поныне живут дружно, беспрекословно следуют правилу, безмерно рады друзьям и бесконечно счастливы!

Сказка - ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок!

-Какой урок извлекли из сказки? (Ученики своими словами формулируют правило).

-А чему ещё научила вас сказка? (дружить)

Вернёмся к нашим словам.

- Почему слова записаны в 2 столбика?

Расчертить раздать

Вспомнить взлететь

- От каких условий зависит написание приставок на З - С?

Мы смогли сами сформулировать правило, а сейчас обратимся к учебнику. Что же говорят ученые? (дети читают правило). Учебник стр. 30 п.83

Воспринимают на слух информацию. Обдумывают ответы на вопросы, понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная

Познавательные УУД: Осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа
Регулятивные УУД:
ученик учится целеполаганию, включая постановку новых целей, учится формулированию темы урока
Коммуникативные УУД: Высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Составление алгоритма

- Есть ли у нас разногласия с учёными?

Перед вами алгоритм. Расставьте его шаги в нужном порядке.

  • Если корень начинается с глухого согласного [п,ф,к,т,ш,с,ч,ц,щ,х], то пишем С.

  • Если корень начинается со звонкого согласного [б,в,г,д,ж,з,й,л,м,н,р] , то пишем З.

  • Посмотрите на букву согласного звука после приставки.

  • Выделите в слове приставку.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют шаги алгоритма, делают выводы

Фронтальная

Познавательные УУД: Понимает познавательную задачу

Регулятивные УУД: планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные УУД: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

Устные ответы

5.Физкульминутка.

- А теперь встаньте и поднимите руки над головой. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы будете тянуться вверх, если услышите слова с приставкой з-, и делать наклоны, если услышите слова с приставкой с-

Листья, листья, листопад

Не расчистить школьный сад.

У солнышка есть правило: оно лучи расправило,

Раскинуло с утра. И на земле жара.

Рассердилась бабушка: « Меня ты не учи.

Разбираюсь правильно, как пинать мячи».


Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Познавательные УУД:извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Регулятивные УУД: планируют необходимые действия, операции, работают по плану

Коммуникативные УУД: задают вопросы


6.Закрепление изученного материала.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся, частичный анализ текста, выполнение разноуровневых обучающих упражнений, творческая работа, выполнение тренировочного теста

1) Групповая работа (Приложение 1)

Сложение текста из его частей

1 группа на тему «Весеннее половодье»

2 группа на тему «Отцветает черемуха»

3 группа « Вороненок Карлуха»

2) Разноуровневые задания (Приложение 2)

Задание 1. «3»

Прочитайте ряды слов. Спишите, исключив лишнее слово из каждого ряда.

Объясните свой выбор.

1) Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный.

2) И…чезнуть, ра…свет, ра…крутить, ра…бить.

3) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный.

Ключ Правильный ответ (в 1р. Безжизненный, во 2р. разбить, в 3р. беспредельный)

Задание 2. «4»

К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

1. Ра…говором сыт (не) будешь.

2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей.

3. (Не) ра…грызешь ореха, так (не)…ъешь и ядра.

4. Ра…суждениями каши (не) …варишь.

Ключ.Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая. В каждой пословице есть слова, не работая. В каждой пословице есть слова по теме урока, не с глаголами, глаголы 2 лица ед. числа)

Задание 3. «5»

Прочитайте текст. Разделите его на 2 части. Спишите ту часть, которая соответствует теме урока, выделите орфограмму.

Заклинатель присел около корзины и раскрыл её. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит, испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра всё равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого её заставляют кусать очень горячие предметы.

Ключ. Правильный ответ (Из этого текста мы узнаем об очень редком виде труда (дрессировка змей). Мы разделили текст на 2 части, списываем первую часть)

Оцените себя.

3) Задание по вариантам (Приложение 3)

Задание: работа в парах; выписать слова с приставками. (1в. - с приставками на з, 2в - на с)

Бе…брежный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…конечный.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте выписанные слова, оцените.

1в. 2в.

Безбрежный Бессменный

Безвкусный Бессмертный

Безграмотный Бесконечный

Безграничный Бесснежный

Бездоказательный Бессердечный

Безжалостный Беспредельный

4) Творческий диктант (Приложение 4)

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

1 2

Беззаботный Бесцветная

Беззвездное Бесконечная

Беззвучный Бесшумное

Безвкусный Бесплатный

Беспомощный

Беспредельный

5) Тест по теме «Правописание приставок» (Приложение 5 )

1) В каком слове приставка оканчивается на -с?

а) и..черпать; б) чре..мерный; в) бе..жизненный; г) во..делать.

2) В каком слове приставка оканчивается на -с?

а) во..наградить; б) бе..шумный; в) ра..жечь; г) ра..будить.

3) В каком слове приставка оканчивается на -з?

а) ни..ходить; б) во..произвести; в) ра..чёт; г) в..дохнуть.

4) В каком слове приставка оканчивается на -з?

а) и..жарить; б) и..царапать; в) ра..шнуровать; г) бе..ценный.

5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква:

а) и..царапать; и..жарить; б) и..числять; бе..ценный;

в) бе..жалостный; бе..шумный; г) бе..вкусица; ра..шнуровать.

Ответы: 1) а; 2)б; 3) г; 4) а; 5)б. Оцените себя!

6) Работа с сигнальными карточками.

Бесценный, избежать, исчерпать, низкий, возрождение, избежать, бесчеловечный, бесформенный, воскликнуть, бесчисленный, безвкусный, бестолковый, безграмотный, распороть, возлюбить, бесцельный, бездарный, беспокойный,

Работают с заданиями, составляют текст, выполняют задание по вариантам, выполнят творческий диктант, работают с тестом, заполняют лист самооценки, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Групповая, парная, индивидуальная, фронтальная

Познавательные УУД: Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее, закрепляют полученные знания

Регулятивные УУД:

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять оценку действий партнера, уметь убеждать; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать собственную позицию.

Заполняют лист самооценки, отвечают устно, оценивают себя

7. Рефлексия

Обобщение и систематизация знаний, заключительная беседа по вопросам

Закончи предложение:

а) «Буква З пишется на конце приставок, если…»

б) «Буква С пишется на конце приставок, если …»

Довольны ли вы тем, как прошел урок?

Было ли интересно?

Были ли вы активны?

Было ли трудно?

Сумели ли вы показать свои знания?

Определяют для себя степень освоения новой темы, определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Познавательные УУД: Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений, приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные УУД: оценивают свою работу

Коммуникативные УУД: строят небольшие, монологические высказывания

Устные ответы учащихся, заполняют лист самооценки

8. Домашнее задание

Выбор домашнего задания

На выбор: 1. Составить слова с приставками на стр. 30, 2. Упражнение №т441

Выбирают домашнее задание

Фронтальная


МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Ясного


План - конспект открытого урока

по русскому языку

по теме «Буквы з и с на конце приставок»

для 5 класса




Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МОАУ "СОШ №2"

Душина Екатерина Петровна






Ясный 2016


© 2010-2022