Статья Новые подходы в обучении русскому языку как второму

В статье рассказывается о положительных  изменениях в моей педагогической практике, связанных с внедрением идеи семи модулей обучения. Успешному обучению учащихся казахской школы русскому языку, прежде всего, способствует создание среды "Обучение обучению".Создание образовательной среды «обучение обучению» требует от учителя определенных профессиональных качеств. Создавая такую среду, я уделяла внимание к следующим моментам: «Что преподавать?», «Как дети учатся?», «Как структурировать урок?», «К...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Omarova Batima Iglikovna, teacher of Russian language

of Nazarbayev Intellectual School of Chemistry and Biology in Karaganda


Омарова Батима Игликовна, учитель русского языка и литературы Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления г.Караганды

NEW APPROACHES OF TEACHING RUSSIAN AS A SECOND LANGUAGE

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ

Ни для кого не секрет, что динамично развивающийся современный мир предъявляет все новые требования к образованию. Наше молодое государство во главе с Президентом Н.Назарбаевым делает все возможное, чтобы учительство Казахстана шагало в ногу со временем, перенимая опыт прогрессивных стран, лидирующих в области образования. Осуществляя реформирование системы образования, наша республика широко открыла двери инновациям. Это коснулось и подготовки кадров новой формации. В последнем Послании Президента народу Казахстана сказано: «Надо усилить требования к повышению квалификации преподавателей школ и вузов». Здесь же он сказал о необходимости создания в регионах интегрированных центров повышения квалификации педагогов и создания независимой системы подтверждения квалификации. Будучи учителем русского языка одной из школ города Караганды, я тоже прошла курсы повышения квалификации. Я учитель с многолетним стажем с устоявшимися педагогическими убеждениями и, честно говоря, не думала, что мне придется меняться. Ознакомившись с идеями Программы, я открыла для себя, что традиционное обучение не отвечает тем требованиям, которые ставит современная наука перед образованием. Поэтому поразмышляв, я поняла, что необходимо меняться. Мне казалось, что нет необходимости кардинально менять свою практику, ведь, имея некоторый опыт работы в школе, я использовала и раньше идеи обучения критическому мышлению и рассматривала ученика не как объекта обучения, а как субъекта совместного процесса. В этом плане идеи Программы мне близки. Но до внедрения идей программы в своей работе меня больше интересовал результат, поэтому, узнав, что в процессе обучения учителю важен не результат, а сам процесс, была несколько удивлена. Изучая Программу и достижения современной науки в области психологии, все больше и больше стала убеждаться в правильности идей Программы. Конечно, трудно было ломать стереотипы, но, тем не менее, я поняла, что это необходимо. Изучение и понимание ключевых идей Программы способствовали формированию моих убеждений. Вооружившись идеями Программы, составила среднесрочный и краткосрочные планы с последующей реализацией серии последовательных уроков, интегрирующих тематику семи модулей. Они должны были способствовать решению моих проблем в обучении детей русскому языку. Проблема была в том, что мои ученики учатся в 5 классе. Они в 5 класс пришли из разных областных школ с казахским языком обучения. В нашей школе их ждало полиязычное обучение, которое предполагало углубленное изучение русского языка. У прибывших детей была слаборазвитая речь, скудный словарный запас и, конечно, отсутствовало умение критически мыслить. Проблема усугублялась тем, что дети из отдаленных сельских районов, проживающие в интернате, испытывали еще и психологический стресс, связанный с разлукой с родителями. Сложность учебного материала и условия, в которых оказались дети, могли негативно отразиться на мотивации учащихся. Учитывая эти факты, нужно было решить вопрос о быстрой адаптации учащихся к новым условиям. Для успешного решения данной проблемы потребовалось от меня применение новых подходов к обучению и воспитанию. Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что для успешного обучения детей в новых условиях, мне надо создавать благоприятные комфортные условия, строить взаимоотношения с учениками на основе доверия и уважительного отношения к личности.

Итак, вооружившись идеями Программы, я дала себе установку, что, с одной стороны, я буду создавать коллаборативную среду для успешного обучения, с другой стороны, буду развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся через интеграцию семи модулей Программы. В данном случае руководствовалась положением о том, что «Принципиальным для учителя является установление наличия у каждого ученика уникального подхода к решению различных вопросов. Роль учителя в данном случае - установить степень понимания учащимися вопроса (проблемы, ситуации, явления и т.д.) и содействовать дополнению или трансформации этого понимания».1 Я осознавала, что на меня ложится большая ответственность, потому что, по словам Стронга, «Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель»2. В основу моей педагогической деятельности на практике легли мои убеждения о внедрении идеи семи модулей и мое педагогическое кредо: «Быть гуманным в отношении к детям, любить их и передать им свою любовь к предмету». Ставя ученика в центре обучения, на своих уроках создавала ситуацию успеха, одобряла их ответы, хвалила, если они допускали ошибку, говорила, что мы учимся на своих ошибках.

Новым в моей практике было то, что на последовательных уроках первым делом создавала среду «обучения обучению». Среда «Обучение обучению» означает, что в ней дети выступают не как пассивные слушатели, а выступают как активные соучастники учебного процесса. Раньше я совместно с учениками не разрабатывала цель урока. Если разрабатывала, то это носило несистематический характер. А теперь понимаю, что это в детях воспитывает сознательное отношение к собственному обучению, воспитывает ответственность. Мы вместе с учениками из урока в урок совместно составляли цель урока, разрабатывали критерии успеха, это способствовало достижению цели урока.

Дети, сами разрабатывая цель урока, чувствовали свою значимость. Осознание того, что они все целенаправленно работают на достижение цели, разработанной им самим, сплачивало детей, делая обучение успешным.

В «Руководстве для учителя» приведен средний процент удержания полученной информации учениками. Указано, что передача знаний удерживает внимание на 90%, обсуждение - на 50%. Поэтому, на практике уделила особое внимание на взаимообучение детей в группе и паре. Выше я говорила, что в моем классе сидят дети с разной языковой подготовленностью. Было бы целесообразным, если хорошоподготовленные дети будут обучать слабоподготовленных детей, поэтому я решила использовать потенциал учащихся, имеющих хорошую языковую подготовку. Я, организовывая парную работу, объединяла детей с разной степенью подготовленности. Дети с большой охотой учились, когда чувствовали поддержку своего одноклассника. Излюбленной стратегией стала «Пилот и штурман». Групповая и парная работа отличались вовлеченностью детей в учебный процесс. Им все нравилось, они улыбались на каждом уроке, на этапе рефлексии они подчеркивали положительные моменты урока, с урока уходили с набором положительных эмоций. Вовлекая детей в учебный процесс, создавая среду обучения обучению и взаимообучения, я пыталась в детях развивать, то, что называется самоцелью или самомотивацией. Конечно, по итогам нескольких уроков нельзя, наверное, утверждать, что в детях сформировала стойкую самомотивацию. Но, во всяком случае, с моей стороны было стремление воспитать ее. Думаю, что эта работа найдет продолжение в будущем. Несмотря на то, что взаимообучение положительно отразилось на обучении слабых учащихся, следует отметить, что дети при самостоятельной работе недостаточно саморегулировались. Не всегда удавалось организовать самостоятельную работу слабоуспевающих без помощи одаренного ученика. Привыкнув работать в паре, они иногда становились пассивными. Может быть, здесь сказался повышенный уровень заданий, предусмотренный углубленным изучением русского языка. Учитывая это, стала готовить индивидуальные дифференцированные задания. При этом дифференцированный подход использовала как к слабоподготовленным, так и одаренным учащимся. Нельзя постоянно вести работу в паре, это может наскучить одаренным, хотя им нравиться быть в роли лидера. Лучше всего умело чередовать различные формы организации урока.

При внедрении семи модулей особое предпочтение отдавала критическому мышлению через диалог. Этот модуль проходит красной нитью через всю мою педагогическую деятельность. Я думаю, что этот модуль полезен тем, что способствует развитию речи учащихся при диалоге. Дети, обсуждая, включаясь в диалог, развивают свою речь. Наблюдая над языковым материалом, анализируя его, развивают свои мыслительные способности. Поэтому решению нашей проблемы особенно способствовал модуль «Обучение критическому мышлению». На всех уроках серии последовательных уроков все ключевые выводы сделали сами учащиеся. Отрадно то, что дети проявляют гибкость ума, сообразительность в выполнении языковых заданий. В диалоге, обсуждении, аргументации особенно активны хорошоуспевающие дети, слабоуспевающие проявляют активность реже, но, тем не менее, вовлеченность детей была высокая. Следует признаться мне в том, что пока моя роль на уроках все-таки была доминирующей. Поскольку дети еще маленькие, я больше курирую их, опекаю, устанавливаю временной регламент, оцениваю их работу. В «Руководстве для учителя» написано, что такой подход лишает детей независимости. Наверное, потребуется время, пока мы не освободимся от пережитков традиционного обучения.

При обучении талантливых и одаренных старалась создать условия для удовлетворения их потребностей. Для этого готовила индивидуальные задания повышенной сложности по карточкам. Раньше обучала одаренных «изолированно» от других детей, добиваясь от них результата, не пыталась использовать потенциал знаний одаренных для обучения более слабых детей. Но, объединив одаренных с другими детьми, поняла, что такой подход к обучению менее подготовленных может быть настолько полезным. Одаренным особенно нравилось обучать своих сверстников, они с удовольствием делали это. Передавать знания, оказать поддержку нуждающимся, помогать при выполнении заданий повышенной сложности - определяли не только их самореализацию, но и рост нравственного самосознания. Мне было приятно наблюдать за классом, где царит атмосфера доброжелательности, взаимоподдержки и командного духа.

На практике я училась «оценивать по-новому». Если я раньше считала, что оценивание представляет собой некое действие учителя, которое следует за процессом обучения, то ознакомившись с «Руководством для учителя» поняла, что это далеко не так. Осознав это, я на уроках стала учить детей оценивать свою работу, работу своих одноклассников, работу членов группы. На уроках с детьми обсуждали критерии оценивания. Такое было для детей новым, и они за это брались с удовольствием. Иногда это было для них сложно потому, что успеть выполнить задание, оценить да еще заполнить листок не хватало ни времени, ни сноровки. Детям при оценивании не удавалось придерживаться четких временных рамок. Это приводило к неоправданной потере времени. При оценивании поняла то, что оно положительно влияет на мотивацию учащихся, а это, безусловно, отражается на их обучении. В «Руководстве для учителя» написано: «Все виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают процессы: наблюдения; интерпретации полученных данных; заключения для дальнейших действии»3. Нельзя утверждать, что все эти процессы на наших уроках протекали на высшем уровне. Но, главное, мы это делали, и делали это с удовольствием и ответственностью. Проводя самооценивание, взаимооценивание и групповое оценивание, я старалась воспитывать в детях самокритичность, объективность. Порой, несмотря на то, что все критерии четко разработаны, дети выставляли необъективные, завышенные оценки. В дальнейшем буду работать над совершенствованием оценивания, делая его объективным и полезным, потому что работа внутри черного ящика, включающая в себя «эффективную постановку вопросов, обсуждение критериев вместе с учениками, оценивание одноклассников и самооценивание, обеспечение обратной связи»4 должна быть направлена на понимание учащимися того, как улучшить свое обучение.

В процессе внедрения в практику идей Программы, осуществляла обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В данном коллаборативном классе учатся дети одного возраста. При подборе заданий старалась использовать активные игровые стратегии как «Ролевая игра», «Загадки», «Горячий стул» и другие. Но, полиязычное обучение предъявляло свои требования, поэтому углубление предмета предполагало и задания повышенной сложности. В нашем случае сам учебный материал был сложным для детей, поскольку он не рассчитан для детей казахской школы. Поэтому учебный процесс организовала так, чтобы менее подготовленные дети выполняли задания повышенной сложности рядом с одаренными детьми. Это помогло детям без стрессов пережить момент выполнения такого рода заданий. Конечно, для таких детей я готовила более легкие вопросы, щадила их, адаптируя к новым условиям, но постепенно буду усложнять задания. Главное, сейчас не отбить у них желание учиться, а наоборот, повышать интерес к предмету.

Использование ИКТ на уроках русского языка реализовала с помощью демонстрации учебных презентаций, работы с интерактивной доской. Научила детей писать на доске, делать нехитрые таблицы. Поскольку работа по лексике сопровождается с работой по толковому словарю, научила работать детей со словарями в онлайн-режиме. Домашнее задание они легко выполняли с помощью таких словарей.

Чему я научилась на практике?

Во-первых, я научилась постепенно избавляться от своих «традиционных» способов обучения. Сразу выбросить их не удастся, но, думаю, что это возможно.

Во-вторых, учусь критически мыслить, готовлюсь стать в будущем «рефлексивным практиком». Научилась рефлексировать, т.е. размышлять, анализировать, выявлять проблемные зоны и предпринимать действия для дальнейшего усовершенствования. Конечно, и раньше рефлексия была мне присуща, но изучение Программы позволило мне посмотреть на себя со стороны и оценить себя критически. Буду воспитывать в себе стремление к системной рефлексии и воспитывать в детях умение критически мыслить.

В-третьих, научилась создавать образовательную среду «обучение обучению». Создание образовательной среды «обучение обучению» требует от учителя определенных профессиональных качеств. Создавая такую среду, я уделяла внимание к следующим моментам: «Что преподавать?», «Как дети учатся?», «Как структурировать урок?», «Как оценить были ли вы успешными?» Я поняла, от умения создавать среду «обучение обучения» зависит успех моего урока. Поэтому при планировании всей серии уроков тщательно продумывала эти моменты. Я думаю, что мне это удалось.

В-четвертых, научилась критериальному оцениванию. Если раньше применяла критерий оценивания к отдельным заданиям, то теперь на каждом этапе урока к каждому заданию составляю критерии оценивания. Научилась составлять уроки с дескрипторами и рубрикаторами. Да, это отнимает много времени, но зато обеспечивает эффективное оценивание. Такой подход к оцениванию помогает детям понять, в чем их слабые и сильные стороны, над чем надо работать.

Что было трудным?

Анализируя свой урок по видео, я поняла, что еще в моей работе есть отголоски традиционного обучения, когда я курирую, излишне опекаю, доминируя в обучении. В будущем, совершенствуя свою работу, мне надо избавиться от этого, делать детей независимыми.

При осуществлении оценивания обучения и оценивания для обучения и испытывала такие трудности, когда учащиеся 5 класса медленно справлялись с самоцениванием, взаимооцениванием и групповым оцениванием. Это занимало много времени, в итоге мы не могли осуществить все запланированные виды работ. В дальнейшем мне надо работать над рациональным использованием времени, воспитывая в детях мобильность и оперативность.

Осмысливая свою практику, пришла к выводу, что мое обучение было эффективным. Я почувствовала, что я меняюсь и развиваюсь. В дальнейшем буду стремиться к обучению и воспитанию модели успешного ученика, способного применять свои знания вне школы.

В настоящее время является неоспоримым тот факт, что именно учитель несет ответственность за воспитание и развитие ребенка. Конфуций сказал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может стать учителем». И мы сегодня понимаем, что нам предстоит работать, продолжая лучшие традиции отечественного образования и сочетая их с передовыми достижениями современной науки в контексте идеи семи модулей.


Список литературы:

  1. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК. Третий базовый уровень. - Астана, 2012 г.

  2. Stronge,Ward,Grant,2011.

  3. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Издание второе. Автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».- Астана, 2012

1Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК. Третий базовый уровень. - Астана, 2012 г.с.46

2 Stronge,Ward,Grant,2011.

3Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Издание второе. Автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».- Астана, 2012.с.162

4Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Издание второе. Автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».- Астана, 2012.с.165

© 2010-2022