Правда истории и вымысел в стихотворении М. Ю. Лермонтова Бородино

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературы (2 часа)

Тема: "Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"

5 класс


Кириллова Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ООШ с.Салейкино

м.р. Шенталинский

Самарской области

I квалификационная категория.

Педагогические цели:

  • формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве;

  • развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • воспитание гордости за свой народ, уважения к великому прошлому России.

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

М.Ю.Лермонтов

Сей день пребудет вечным памятником мужества

и отличной храбрости русских воинов,

где вся пехота, кавалерия и артиллерия

дрались отчаянно.

М.И.Кутузов. Из донесения императору Александру I

Этап урока

Цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогические приёмы

Система ожидаемых умений

Вызов

Мотивация на дальнейшее изучение материала;

Актуализация имеющихся представлений;

Пробуждение интереса к теме.

- У нас сегодня необычный урок. Необычен о тем, что на уроке литературы мы будем говорить не только о художественном произведении, как это бывает обычно, но и поговорим об истории, о том, как она отражается в литературе.

Итак, тема урока - правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино".

Посмотрите на тему и эпиграфы, попробуйте определить, чем мы будем заниматься на уроке.

- Знакомо ли вам имя Лермонтова? Когда жил? Чем занимался? Что знаете вы о поэте?

Возьмите статью о Лермонтове и отметьте условным знаком (+), что нового вы узнали о поэте.

Вывод: просмотрите, как много нового вы узнали о Лермонтове. Как вы думаете, какая информация понадобится нам сегодня на уроке? Посмотрите на тему и ответьте на вопрос.



Учащиеся отвечают (Поговорить о Лермонтове, о его стихотворении, о том, что в стихотворении - правда, а что - вымысел, какую роль они играют в тексте.)

Дети отвечают, и заполняется таблица "Знаю". Ученики получают статью о Лермонтове, читают методом «Инсерт». После чтения от каждой группы ответ. Запись в общей таблице в данной графе.

Сведения о том, что Лермонтов интересовался историей и Бородинским сражением







Самостоятельная работа со статьей.

Приём инсерта


1.Работать в группе;

2. Размышлять над прочитанным;

3. Слушать мнение других;

Осмысление

Соотнесение новой информации с имеющимися знаниями.

А что знаете вы о Бородинском сражении?

Одна из групп (ребята, мечтающие в будущем стать корреспондентами) приготовила для вас газету, первая статья которой посвящена истории Бородинской битвы.

Вы прочитали историческую справку о Бородинском сражении. Скажите, что вы нового узнали из статьи?

А сейчас мы будем слушать стихотворение "Бородино".

Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова - военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, прошло почти 200 лет с того времени. Как вы думаете, а кто может нам объяснить военные термины? (Военные, солдаты) Слово предоставляется группе учащихся, которые в будущем мечтают стать военными.

Но трудно себе представить теперь в 21 веке, как выглядели бойцы 19 века, чтобы нам при чтении можно было представить себе картину поля боя, ребята из группы будущих модельеров-дизайнеров-костюмеров приготовили свой проект об уланах и драгунах.

Теперь все слова нам будут понятны, давайте откроем учебники, будем следить по тексту и слушать стихотворение "Бородино" в исполнении артиста Александра Балакирева (аудиокнига.-М.: Студия АРДИС.2004)











Работа с текстом.

1). Первое впечатление от стихотворения.

Понравилось ли вам стихотворение? Что именно понравилось? Каким чувством пронизано все стихотворение?

Есть ли что-то общее в стихотворении и исторической справке?

2). Цель следующей работы - выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении.

Соотнесите историческую информацию с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты.

Вывод. Ребята, вы выполнили работу и отлично с ней справились. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.

Заполнение таблицы "Правда истории - вымысел".

В какой столбик таблицы "Правда истории - вымысел" следует занести "Эпизоды Бородинского боя".

Но мы ведь имеем дело с художественным текстом, который предполагает вымысел, а где по-вашему, в стихотворении вымысел? Мог ли знать Лермонтов о настроении, мысля, чувствах героев, или мог только догадываться?

Герои, их чувства, настроения, которое они испытывают, являются в стихотворении вымыслом.

Составим партитуру настроения героев стихотворения.

3). Цель следующей работы - найти доказательство, что в тексте есть вымысел.

Какое настроение было у солдат, когда они "долго молча отступали"?

Как изменилось настроение воинов, когда "нашли большое поле"?

С каким настроением бойцы произносят клятву верности?

Молодцы, ваши ответы свидетельствуют о том, что вы полны впечатлений, которые может дать нам только произведение искусства.

Вывод: Итак, мы доказали, что в стихотворении автор передает настроение героев и мы переживаем его вместе с ними.

Скажите, к истории или вымыслу относятся данные сведения? Объясните, почему. Табличка "Настроение героев" заносится в колонку "Вымысел"

4). Цель следующего этапа работы - выяснить является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой.

Стихотворение "Бородино" написано в честь 25-летия Бородинской битвы, еще были живы участники этого сражения. Например, его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин был участником Бородинского сражения. Лермонтов много встречался с ветеранами Бородино. Он знал реальных людей - участников Бородинского сражения.

Однако главный герой стихотворения, рассказчик - старый солдат остается безымянным. Как вы думаете, это историческая личность или вымышленный герой?

Почему Лермонтов доверяет повествование солдату?

5). В стихотворении нет описания рассказчика. Давайте предположим, какой он?

К правде истории или вымыслу мы отнесем его образ?

Подводим итог нашей работе. Обратимся к теме и нашей таблице и сделаем вывод, что использует автор при создании художественного произведения?

Добавим в таблицу "Знаю - узнал", что нового мы узнали на уроке.

Итоговый вопрос: как вы считаете, что важнее для автора - предать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?

Слово учителя.

Через 4 года мы будем отмечать 200-летие со дня Бородинского сражения, Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит" и будет помнить "вся Россия". (Обращение к эпиграфу).

Обсуждение в группе, ответы детей.

Чтение методом инсерта, обсуждение в группах

Ответы учащихся, заполнение первой колонки таблицы

Историческая справка

Строчки стихотворения

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино

Мы долго молча отступали…





И вот нашли большое поле

Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа - день затишья. Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.

Два дня мы были в перестрелке…

Прилег вздремнуть я у лафета…

Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца.

Ну ж был денек!..

Вам не видать таких сражений…

Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу. С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: "С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна"

Изведал враг в тот день немало…

Вот затрещали барабаны…

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

Защищают проекты.

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя.

Да, есть, тексты объединены одной темой - темой Бородинского сражения.

Заполняют вторую колонку таблицы, обсуждают в группах.

Формулируют вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой.

Заполняют таблицу

Мог только догадываться, предполагать, так как сам он не мог быть участником и очевидцем тех событий.

Дети отвечают, составляется партитура настроения.







Простой солдат - для того, чтобы сделать рассказ достоверным.

Он там был, он это видел, он это пережил.

Рассказчик дважды говорит "Я" (цитаты), а в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит "мы".

Он, безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего народа.

Мысли и чувства старого солдата - это мысли и чувства всего народа.

Заполнение таблицы: «Образ рассказчика» Обобщение материала: Старый солдат, участник Бородинского сражения, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя

Проверка таблицы «Правда и вымысел»

Ответы детей: Сочетание правды и вымысла

Заполнение колонки - Узнал

Ответы учащихся, защита проектов

Практическая работа

Защита проектов


Умение классифицировать учебный материал,

самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.


Рефлексия

Целостное осмысление и обобщение полученной информации; анализ всего процесса изучения материала; выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация

Групповое выполнение теста.

Пожеланию и возможности отдельные учащиеся пишут синквейн

Инструктаж по написанию синквейна

Выполнение теста.

Написание синквейна

Сами оценивают свою работу, заполняют оценочные листы



перестраивать собственные первичные представления, в кратких выражениях резюмировать учебный материал, объективно оценить свою работу

Раздаточный материал учащимся:

Информационная справка

Михаил Юрьевич Лермонтов

М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году.

Нерадостным было его детство: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы. Был одарён удивительной музыкальностью - играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование. Не только с натуры, но и по памяти он мог воспроизводить на полотне, бумаге лица, пейзажи, исторические события. Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником.

М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью.

Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.

За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино".

Домашнее задание (предваряющее):

  1. Найдите в словаре литературоведческих терминов определения: композиция, экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Найдите эти элементы композиции в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Результаты оформите в тетради.

  2. Найдите в описании Бородинского сражения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» слова, которые помогают передать движение, действие.

  3. Проанализируйте речь старого солдата-рассказчика и заполните таблицу

Высокие слова

Разговорные, просторечные слова


4. Найдите в словаре литературоведческих терминов определения: звукопись, аллитерация, ассонанс.. Найдите эти элементы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».


Заполните таблицу примерами из стихотворения

Историческая справка

Строчки стихотворения

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. Наконец, главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.


Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа - день затишья. Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления, чистили ружья, точили штыки





Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца


Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу. С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Однако потери быль столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».


Заполните третий столбик таблицы «Образ старого солдата-рассказчика»

Какому событию посвящено стихотворение? Кто о нем рассказывает?

I Вступление



Каким предстает перед нами защитник Родины?


Кто он?


Где находился в момент сражения?


Как он выглядел?


Как он говорит и от какого лица ведет повествование?


Каким мы увидели старого артиллериста и других участников сражения в его рассказе?

II Защитники Родины в изображении Лермонтова


1.Кто он?




2.Портрет


3. Речь


4. Качества русского солдата (патриотизм, решительность, мужество, гордость)


Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?

III Заключение


8

© 2010-2022