Лингвистическая игра-соревнование «Слово о словах» (6 класс)

Лингвистическая игра-соревнование "Слово о словах" (6 класс). Цели: 1. Развитие у обучающихся познавательного интереса к русскому языку, внимательности, сообразительности, целеустремленности. 2. Расширение и углубление лингвистических знаний школьников, повышение общей языковой культуры школьников. 3. Воспитание потребности изучать русский язык. В игре участвуют две команды. В жюри можно пригласить старшеклассников, родителей, учителей. Игра состоит из девяти этапов. На каждый этап отводится опр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования Сакского городского совета

Сакская общеобразовательная школа I-III ступеней №2


Лингвистическая игра-соревнование

«Слово о словах»

в 6 классе


Подготовила учитель

русского языка и литературы

Боброва Анна Павловна


Цели:

  • Развитие у обучающихся познавательного интереса к русскому языку, внимательности, сообразительности, целеустремленности;

  • Расширение и углубление лингвистических знаний школьников, повышение общей языковой культуры школьников;

  • Воспитание потребности изучать русский язык.

В игре участвуют две команды. В жюри можно пригласить старшеклассников, родителей, учителей.

Ход игры:


  1. Разминка - по 1 баллу за правильный ответ.

  2. Шарады - 1 балл ответившей команде за правильный ответ.

  3. Эстафета «Состав слова» - 2 балла.

  4. «Загадочная надпись» - 3 балла.

  5. Сколько фразеологизмов? - по 1 баллу за каждый правильно названный фразеологизм.

  6. Конкурс «Кто больше?» Вспомнить и записать фразеологизмы, где есть слово «вода». 1 фразеологизм - 1 балл.

  7. Конкурс капитанов. За 1 минуту составить слова из букв слова «виноград». 1 балл за слово.

  8. Конкурс «Наоборот». Записать предложение со всеми возможными ошибками. До 10 баллов.

  9. Конкурс «Кто быстрее?». Из набора букв составить слова: парта, концерт, слава, лес, перемена, школа. 5 баллов команде, которая быстрее справится с заданием.


  1. Разминка.

Заменить синонимами фразеологический оборот

А) в час по чайной ложке;

рукой подать;

кривить душой;

повесить нос;

себе на уме;

гонять лодыря.

(медленно, близко, лгать, грустить, хитрый, бездельничать)

Б) во все лопатки;

раз, два и обчелся;

куры не клюют;

кожа да кости;

вставлять палки в колеса;

клевать носом.

(быстро, мало, много, худой, мешать, дремать)


  1. Шарады «Состав слова»

  1. Корень мой находится в «цене»,

в «очерке» найди приставку мне,

суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

вся же - в дневнике я и в журнале.


  1. В списке вы мой обнаружите корень,

Суффиксы в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом - по мне на уроки идёте.


  1. Корень извлечь из «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде» хранится надежно,

Суффикс в «гудении» ясно услышишь,

Вместе - на темы различные пишешь.


  1. Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь - и там найдёте

То, что не раз едали вы.

(оценка, расписание, сочинение, пирог)


  1. Эстафета «Состав слова»

Каждый член команды отмечает по очереди части слова. Кто быстрее и правильнее выполнит задание.

1 команда сопровождение

расположение

2 команда распределение

перетрудиться


  1. Загадочная надпись.

Однажды ветер решил пошутить. Над дверью школы он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. Когда утром в школу пришли ребята, то увидели такую надпись: . О . . О . О . А . О . А . Ь

Помогите школьникам восстановить надпись.

(Добро пожаловать)


  1. Сколько фразеологизмов в тексте? (можно давать все тексты, а можно выбрать. Текст должен быть одинаковый для обеих команд.)

С ног до головы

-- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (не с той ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

-- Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет распускать руки!

-- Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову! (А.Шибаев)

Поставить в угол

Шёл урок русского языка. Ленка то и дело поглядывала на часы: и когда же звонок? Нет, не подумайте: Ленка не двоечница и любит учиться. Но вот эта ужасно трудная и непонятная тема «Фразеологизмы» ставит её в угол. Ох уж эти фразеологизмы! Девочка никак не может понять, почему в то время, когда учительница говорит, что Славка бьёт баклуши, он никого не бьёт, а Оля с Катей никогда не болтают языком, они его изо рта вынуть не смогут. Тем более общий язык они не находили, у каждой из них свой язык. И у Вадима на лбу ничего не написано, а Алла Васильевна всегда говорит, что у него на лбу написано, что урок не выучил. А Светка-то, Светка! Захвалили её прямо, а она звёзд с неба не хватала, куда ей достать их. И почему Коля работает на уроке засучив рукава, а сама Ленка - спустя рукава. Ведь зима - и у всех рукава одинаковой длины. Ну вот - звонка нет, а Ленку вызвали отвечать: «Объясни, что значит - поставить в угол?» Ленка напрягла все свои мысли, чтобы понять, что же здесь трудного. Угол - вот он, в классе их четыре. Пока Ленка думала, ей сказали, что она в рот воды набрала. «Да нет, не набирала, я даже ничего не пила перед уроком», - сердито сказала Ленка. И чтобы не только объяснить, но и продемонстрировать, что значат эти слова, она взяла стул и поставила его в угол. «Вот, - сказала она, - какое значение имеет это словосочетание». Все улыбнулись, а Алла Васильевна сказала, что её вопрос поставил Ленку в угол. Ленка развела руками - она действительно стояла в углу.


  1. Конкурс «Кто больше?»

За 5 минут нужно вспомнить и записать все известные фразеологизмы со словом «вода».

1 фразеологизм - 1 балл.


  1. Конкурс капитанов

За 1 минуту составить имена существительные из букв, которые есть в слове «виноград». Кто больше?


  1. Конкурс «Наоборот»

Записать предложение со всеми возможными ошибками

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.


  1. Конкурс «Кто быстрее?»

Из набора букв необходимо составить слова: парта, концерт, слава, лес, перемена, школа.

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Поздравление победителей (номера художественной самодеятельности).

Литература:

Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. Книга для учащихся 5-7 классов средней школы. - М., Просвещение. -1989 г.


© 2010-2022