Урок русского языка для 6 класса по теме «Синонимы»

Разработка урока по русскому языку для учащихся в 6 классе по учебнику: Русский язык: 6 класс: Учеб. для общеобраз. учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения/С.Д. Ашурова, Г.Н. Никольская, Х.Х. Сукунов и др. Урок русского языка для 6 класса по теме: «Синонимы». По учебнику Ашурова С.Д., Никольская Г.Н. и др. Цели урока: Познакомить учащихся с понятием синонимы; научить учащихся находить синонимы и использовать их в речи; развивать знания о словах, о лексике; воспитать любви к языку, к синонимам. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока "1. Оргмомент. Сообщение целей урока. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы будете изучать новую тему – синонимы, будете делать упражнения, находить синонимы, использовать в речи синонимы. "2. Беседа. - Для чего служат слова в языке?- Когда и как возникают переносные значения слов? - Какие слова являются многозначными? - Что такое омонимы? (Ответы учащихся по изученным ранее темам). Словарный диктант. Яркий свет, объехать весь свет, занять место, занять ребенка игрой, берег моря, море цветов, бронзовая монета, бронзовый загар. "3. Новая тема. § 29, стр. 88 Слайд 2. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор.4. Смелый, храбрый, мужественный, трусливый.- Чем различаются да...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка для 6 класса по теме: «Синонимы».

По учебнику Ашурова С.Д., Никольская Г.Н. и др.

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с понятием синонимы; научить учащихся находить синонимы и использовать их в речи;

2. развивать знания о словах, о лексике;

3. воспитать любви к языку, к синонимам.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Сообщение целей урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы будете изучать новую тему - синонимы, будете делать упражнения, находить синонимы, использовать в речи синонимы.

  1. Беседа.

1) Слайд 1.

- Что такое лексика?

- Для чего служат слова в языке?

- Какими могут быть лексические значения слов в русском языке?

- Когда и как возникают переносные значения слов?

- Какие слова являются многозначными?

- Что такое омонимы?

(Ответы учащихся по изученным ранее темам).

2) Словарный диктант.

Яркий свет, объехать весь свет, занять место, занять ребенка игрой, берег моря, море цветов, бронзовая монета, бронзовый загар.

  1. Новая тема. § 29, стр. 88.

  1. Слайд 2. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор.

  1. Сила, мощь, могущество, слабый.

  2. Большой, великий, огромный, громадный, счастливый.

  3. Блестеть, сверкать, сиять, снимать.

  4. Смелый, храбрый, мужественный, трусливый.

- Чем различаются данные слова?

- Что же такое синонимы?

Слайд 3.

Синонимы - это слова, разные по звучанию, но одинаковые или очень близкие по значению. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания.

  1. Самостоятельная работа. Упражнение 238, стр.88. (Учеб. Ашурова С.Д.)

Задание 1: К каждому значению данных многозначных слов подберите синонимы.

А) Слабый (человек, ветер, ребенок, надежда). Б) Настоящий (друг, бриллиант). В) Короткий (доклад, платье, разговор, удар). Г) Круглый (невежда, сумма, год, лицо). Д) Свежий (воздух, краски, новости). Верный (решение, друг).

Слова для справок: немощный, легкий, небольшой, болезненный, маленький; верный, подлинный; небольшой, недлинный, непродолжительный, быстрый; совершенный, значительный, целый, полный; чистый, яркий, последний; правильный, несомненный, надежный.

Задание 2. Работа с текстом. Прочитайте предложения из сказки А. Пушкина. Объясните значение выделенных слов, подобрав к ним синонимы. Найдите из текста синонимы.

1.Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился. 2.Снег валится на поля. 3.Издалеча наконец воротился царь-отец. 4.На него она взглянула, тяжелехонько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла. 5.Правду молвить молодица уж и впрямь была царица. 6.И никто с начала мира не видал такого пира.

  1. Закрепление изученной темы.

Слайд 4.

- Что нового вы узнали из урока?

- Что такое синонимы?

- Зачем нужны синонимы?

- Для чего люди используют синонимы в речи?

(ответы учащихся).

Расположите по возрастающей градации смысловые синонимы (Работа в парах).

Просить, умолять, говорить; бежать, мчаться, нестись; хохотать, улыбаться, смеяться; ежеминутно, ежедневно, ежесекундно; отлично, потрясающе, хорошо; второпях, впопыхах; радость, ликование.

  1. Итоги урока.

Молодцы, все очень хорошо работали на уроке.

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

Выучить определение синонима. Выписать из учебника русской литературы синонимы.



© 2010-2022