Уроки духовно-нравственного воспитания (литература 6 класс)

Вывод: победа одержана и над ребятами двора: он убедил их, сам того не понимая и не желая, потому что не ставил перед собой такой цели, что каждый человек, каждый из нас, имеет право «быть человеком», «считаться человеком» , « чувствовать и понимать в других человека»          В заключение двух уроков задаю вопрос ребятам: - смогли ли мы в нашей работе так же, как и наши герои преодолеть какие- либо  трудности? - научились ли чему- нибудь у авторов, героев, у самих себя?          Ответы, рассчитанные на рефлексию, могут быть самыми неожиданными, например: - некоторые из нас впервые стали участвовать в рассуждениях, в разговоре; - мы не спорили и не ругались ,а рассуждали; - мы увидели, что и тогда, и сейчас проблемы у людей одни и те же; - нужно всегда учиться себя правильно вести и т. п. Подводя итог, хочется подчеркнуть, что такие уроки дают возможность учителю задуматься над тем, для чего нужны уроки словесности, почему чтение, по словам М. Цветаевой, - это «разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов»,  дают ответ на вопрос: что значит уметь беседовать с текстом, вести диалог с его автором, легко ли определить ученический  круг чтения . А затем осознать смысл и значение понятия «духовность» в доступной для учеников форме.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы -насущная проблема современности. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России и не только гражданином. А человеком, который в полной мере должен ощущать и уровень ответственности за то, что он человек.

В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека - это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Превращение школы Знания в школу Воспитания требует от современного учителя пересмотра своей педагогической деятельности, нового самосознания. Поэтому, анализируя множество ролей, в которые нам, учителям, приходится воплощаться, я считаю особо значимой роль педагога-воспитателя, целенаправленно и организованно помогающего ребёнку «восходить к духовной и душевной культуре современного ему общества и развивать способности жить в этом обществе. Я убежден, что жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек. Воспитание духовно-нравственного начала тесно и неразрывно связано с развитием самосознания учащихся, сознанием ими своих корней, потребности любви к Родине и людям

Одной из целей педагогической деятельности( в том числе и моей) является воспитание и формирование творческой, созидающей, волевой, несущей ответственность за свои дела и поступки личности, которая будет стремиться к духовному освоению мира.

Свои задачи я вижу в том, чтобы уроки литературы помогали:

  • формировать представление о духовном мире человека;

  • осознавать необходимость этих знаний для становления личности;

  • формировать умения оценивать и анализировать художественные произведения;

  • научить учащихся грамотному анализу прочитанного художественного произведения;

  • развивать потребность в чтении, в книге.

Начинаем урок с уровня восприятия учениками духовно- нравственных понятий:

( обращаюсь к учащимся с вопросом: какие понятия из области нравственно- этического восприятия общечеловеческих отношений им известны ( иными словами, переходя на более понятный уровень для ученика ставлю вопрос : что такое хорошо и что такое плохо?)

Учащиеся называют на их взгляд положительные и отрицательные качества поведения человека.

Задание А: распределите на группы понятия на положительные и отрицательные;

Задание Б: охарактеризуйте некоторые из них более подробно;

Задание В: какие из них вы считаете наиболее положительными или наиболее отрицательными , почему? Встречали ли вы такое в своей жизни? Приведите примеры, обратили ли вы внимание на то, как ведут себя люди в этих ситуациях?;

Проблемный вопрос: а как бы ты поступил, чтобы «исправить» ситуацию?

( отвечают 2-3 учащихся). Обсуждение.

Итак, мы понимаем: для того чтобы что- то исправить, нужно понимать, что исправлять.

Формулируем задание:

Давайте попытаемся проникнуть в суть некоторых жизненных ситуаций, когда человеку приходится делать выбор, как поступить, или, когда человек преодолевает внутренние препятствия одерживая победу над другими или над самим собой с точки зрения возможного выхода из трудной ситуации на примере некоторых художественных произведений. Ведь не секрет, что писатель обладает способностью, даже талантом заглянуть в душу человека, показать нам то, что мы порой не замечаем или, по крайней мере не всегда обращаем на это внимание.

Возьмём для прочтения и обсуждения два рассказа «Мститель» В.Солоухина и «Бумажный подвиг» Л, Улицкой.

Хотелось бы несколько слов сказать об авторах, их личности и о том, какие жизненные трудности им самим приходилось преодолевать не только для того, чтобы жить в любимой профессии, в любимом деле, но и для того, чтобы оставаться Человеком.

(краткий рассказ описателе перед знакомством с каждым произведением)

Ход уроков.

Начинаем изучение рассказа «Мститель» В. Солоухина с проблемных вопросов : Что такое месть? Как, почему и откуда рождается такое чувство? Трудно ли его преодолеть? Всегда ли это возможно?

( следуют ответы- рассуждения учащихся)

Подводим итог: это чувство, как ни странно, свойственно, пожалуй, каждому из нас. Нас обидели, и мы стараемся ответить на обиду обидой. И чем горше кажется нам она, тем коварнее план мщения Не так ли?

А теперь давайте почитаем произведение. Понаблюдаем, как над этим размышляет автор.

( Чтение рассказа в классе. Рассказ читаем « без остановки» в целях целостного восприятия замысла, настроения произведения)

После чтения проводим словарно- лексическую работу: разбираем лексическое значение слов ( поскольку рассказ написан в середине 20 века многие слова (их смысл) не всегда понятны ученикам, разбираем фразы, требующие пояснения.

Следующий этап- беседа по содержанию рассказа.

Анализ этого произведения связываем с повторением композиции произведения.

Так легче будет привести учащихся к пониманию духовно- нравственной проблемы, затронутой в нём.

Содержание беседы:

- что происходит во время завязки?

- как происходит развитие событий, что чувствует герой, что его взволновало?

- к какому заключению он приходит?

- в какой момент ,на ваш взгляд, наступает кульминация в чём её «тайна»

( смысл)?

- почему отказывается наш герой от мести, чем мотивирует своё решение ?

( примерный ответ: мальчик понял, что мстить - это не то что неприятно, а вовсе не обязательно, ведь друг не такой уж и злодей, а наоборот прекрасный простодушный и открытый человек, с ним интересно! И это для героя рассказа открытие! Ведь он считал, что его одноклассник тоже мстил ему за то, что был побеждён в схватке «на любака» . )

- как же тогда получается? Он что проиграл, оказался слабее? Или он выиграл?

( Он оказался выше и сильнее. Ведь он понял всю подлость таких поступков. Их бесполезность. Зло всегда порождает зло. А он не опустился до уровня мелочного мстителя.)

На ваш взгляд оправданно ли быстрое завершение, концовка рассказа? Почему?

(Ответ: самое важное уже произошло, он ответил для себя на важный вопрос : почему не надо мстить?)

Мы прочитали произведение, в котором автор . Солоухин поведал нам одну из историй из своей жизни.

Дала ли эта история когда- то урок самому автору (ведь этот рассказ автобиографический ( повторяем понятие )?

(ответы учащихся)

А как вы думаете, став взрослым, позволял ли он себе опускаться до этого скверного чувства, чувства мести?

Делаем общий вывод:

Действительно, когда человек в детстве, в юности осознаёт что- то такое, что делает его чуточку лучше, а может и не чуточку, то это остаётся в нём на всю жизнь.

Следующий урок посвящаем рассказу «Бумажный подвиг» Л.Е. Улицкой.

Начинаем урок с вопроса: что значит одержать победу?

( примерные ответы: стать лучше всех в спорте, учёбе, соревнованиях, КВНе, олимпиадах ( в основном так учащиеся ощущают это слово)

А бывает ли такая победа , за которую не дают наград?

Когда же такое может произойти?

( в классе всегда найдётся ученик, который подскажет верное направление мысли: Победа над самим собой.)

А когда человек побеждает самого себя, нужна ли награда? И в чём же тогда заключается эта награда?

( ответы - размышления учеников: это когда он хочет сделать что- то плохое, а потом отказывается или когда человек заставит себя сделать то, чего ему делать не хотелось или не удавалось)

То есть он становится на ступеньку выше самого себя?!

Наша следующая встреча с героями рассказа «Бумажная победа».

Почему «бумажная?

( предположения учеников: непрочная , лёгкая, чистая, простая и т. п. )

Давайте прочитаем рассказ и подтвердим или опровергнем наши предположения.

Читаем этот рассказ по частям.

( При чтении этого произведения уже меньше уделяем внимание композиции, а пробуем использовать исследование художественного приёма автора: сопоставления состояния героя и состояния природы, которые в данном рассказе весьма выразительно показывает созвучие внутреннего мира главного героя и пейзажа)

К каждой прочитанной части задаются вопросы на толкование непонятных или мало понятных слов или выражений (это всегда делаем обязательно, иначе многое в смысловом плане будет учениками упущено)

Вопросы на чувственное восприятие:

- настроение каждой части рассказа?

- как и через что вам удалось это почувствовать?

( ответы: грустная природа и герой какой то грустный…)

Далее следуют вопросы на осмысление прочитанного:

Например в первой части:

- каким вы себе представляете героя?

- что делает его таким несчастным?

- что и кто более всего огорчает его?..

Когда прочитан весь рассказ и каждая его часть, ведущая к пониманию смысла пропущена учениками «через себя», задаём вопрос?

- какую же победу одержал мальчик?

- над кем?

- в чём смысл такой победы?

(Ответы учащихся: преодолел себя, свои страхи, стал самим собой, перестал бояться и стесняться)

Вывод: победа одержана и над ребятами двора: он убедил их, сам того не понимая и не желая, потому что не ставил перед собой такой цели, что каждый человек, каждый из нас, имеет право «быть человеком», «считаться человеком» , « чувствовать и понимать в других человека»

В заключение двух уроков задаю вопрос ребятам:

- смогли ли мы в нашей работе так же, как и наши герои преодолеть какие- либо трудности?

- научились ли чему- нибудь у авторов, героев, у самих себя?

Ответы, рассчитанные на рефлексию, могут быть самыми неожиданными, например:

- некоторые из нас впервые стали участвовать в рассуждениях, в разговоре;

- мы не спорили и не ругались ,а рассуждали;

- мы увидели, что и тогда, и сейчас проблемы у людей одни и те же;

- нужно всегда учиться себя правильно вести и т. п.

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что такие уроки дают возможность учителю задуматься над тем, для чего нужны уроки словесности, почему чтение, по словам М. Цветаевой, - это "разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов", дают ответ на вопрос: что значит уметь беседовать с текстом, вести диалог с его автором, легко ли определить ученический круг чтения . А затем осознать смысл и значение понятия "духовность" в доступной для учеников форме.





Литература:

1. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Социально-воспитательные технологии. М.:

Народное образование, 2002.

2.Словарь синономов.

3. Лушникова О. Н. Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы.

Сайт pokrov-forum.ru/science/blagodat_edu/pokrov-listky...

4. Бодренкова Г.К. Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами русской национальной культуры (статья опубликована в сборнике материалов Бакушинских чтений, 2010 год).

Сайт tro- chool.ru/attachments/117_Духовно-нравстве...

5.Донченко Л. М. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников: На уроках литературы и во внеурочной деятельности.

Сайт dissland.com/catalog/duhovno_nravstvennoe_vosp...









© 2010-2022