Рабочая программа 5-9 классов Русская словесность. От слова к словесности

Рабочие программы учебного курса «Русская словесность» 5-8 классов, элективного курса 9 класса составлены на основе Программы элективного курса «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы», автор Альбеткова Р.И., Москва, «Дрофа», 2009 год. Данный учебный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке обучающихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешному п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Афоньевская основная общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»


«Согласовано»

Руководитель межшкольного МО учителей русского языка и литературы

_________ Роженкова Н.Л.

Протокол № ___

от «____»_________ 2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «Афоньевская ООШ»

___________ Скурятина О.В.

«____»____________2014 г.


«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Афоньевская ООШ»

__________ Сапрыкина С.И.

Приказ № ___

от «___»__________2014 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Русская словесность. От слова к словесности»


Базовый уровень





Составитель: Скурятина Ольга Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

I квалификационная категория





2014 год

Раздел I. Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса «Русская словесность. От слова к словесности» 5-9 классов составлена на основе Примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 5-9 классов («Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы», М.: «Дрофа», 2009 год).

Структура документа
Рабочая программа по русской словесности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; формы работы, перечень материально-технического и учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного курса

Словесность - искусство слова, словесное творчество; совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями; наука о языке и литературе. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности.
Предлагаемая программа представляет исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Программа соотносится с программами по русскому языку и литературе, но русский язык в ней изучается в аспекте употребления языка, а литература как явление искусства слова. Программа представляет собой начальный этап изучения словесности. Освоение материала происходит последовательно, в связи с чем выделены два концентра: начальный этап - 5-6 кл. (первоначальные сведения о словесности), второй этап - 7-9 кл. (основы словесности, базовые категории искусства слова); вслед за этим программа А.И.Горшкова для 10-11 кл. определяет углубление, обобщение и завершение изучения предмета.
Программа носит теоретико-практический характер: каждый раздел программы содержит теоретические сведения и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся, а также некоторые виды работы над языком произведений.
Целью программы является формирование умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания, а также заложить основы знаний о видах и жанрах словесности.

Задачи курса:

  • помочь школьникам изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных видов.

  • обучать умению самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее; учить осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

  • учить использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учить творческому употреблению родного языка.

Место учебного курса «Русская словесность. От слова к словесности» в базисном учебном плане: рабочая программа рассчитана на изучение предмета в V классе - 35 ч, VI - 35ч, VII- 35ч, VIII- 35ч, IX классе - 34 ч, 1 час в неделю.

Изменения: в программе усилена практическая направленность изучения курса

Срок реализации программы - 5 лет.


Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся


К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • выразительно читать тексты различные по теме высказывания и эмоциональной окраске;

  • уметь работать с толковым и этимологическим словарями;

  • различать особенности разговорного и литературного языка, употреблять их в соответствующих ситуациях;

  • определять тему и основную мысль текста;

  • создавать собственный повествовательный текст на предложенную тему;

  • различать стихотворную и прозаическую речь, уметь подбирать рифмы к словам;

  • определять характерные особенности лирики, эпоса и драмы.

К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Понимать роль общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности.

  • Выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской.

  • Уметь находить в тексте средства художественной выразительности, понимать их значение и применять в собственных высказываниях.

  • Уметь различать эпическое, лирическое и драматическое произведения и отличать их друг от друга.

  • Понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога, роль авторской ремарки, реплик героев в диалоге.

  • Выразительно читать и пересказывать эпические, лирические и драматические произведения.

  • Создавать собственный юмористический рассказ или сценку, употреблять в нем средства создания комического.

Сочинять рассказ или сценку по собственным впечатлениям, использовать в них повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог, ремарки.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

должны знать:

  • теоретические сведения об основах словесности

  • роды, виды и жанры словесности

  • роль выразительных средств языка в художественной речи

  • особенности устной и письменной речи

должны уметь:

  • понимать художественное произведение

  • создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

должны знать:

  • теоретические сведения об основах словесности

  • роды, виды и жанры словесности

  • роль выразительных средств языка в художественной речи

  • особенности устной и письменной речи

должны уметь:

  • понимать художественное произведение

  • создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Средства художественной изобразительности

-понимать идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;

-уметь выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности;

-уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.

Жизненный факт и поэтическое слово

-понимать поэтическое значение словесного выражения;

-уметь определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову;

-уметь сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их выражением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова;

-уметь сопоставлять изображение реального факта в произведениях разных народов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора;

-уметь воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере;

-уметь создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях.

Историческая жизнь поэтического слова

-уметь читать произведения древнерусской литературы и произведения литературы XVIII-XIX вв.;

-уметь видеть достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений;

-уметь писать сочинения-рассуждения, посвященные раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений.

-уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.

Произведение словесности

-уметь воспринимать произведение словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности;

-уметь создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям.

Произведение искусства слова как единого художественного содержания и его словесного выражения.

-уметь понимать художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения;

-уметь понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени;

-уметь при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении.

Произведение словесности в истории культуры

-уметь понимать эстетическую природу искусства слова;

-уметь выявлять личностный смысл произведения словесности, уметь передавать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем;

-уметь использовать «вечные» образы, жанры и стили произведений прошлого в собственном творчестве

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения «Русская словесность. От слова к словесности» ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения .

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Раздел III. Содержание тем учебного курса


5 класс

Что такое слово

Слово как единица языка и как словесное выска­зывание. Начальные сведения о происхождении слов.

Назначение языка: средство общения и взаимо­понимания людей, средство сообщения информа­ции и средство побуждения к чему-либо.

Закрепление в словесных произведениях резуль­татов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.

/// Выразительное прочтение текстов, различ­ных по теме высказывания и эмоциональной окра­ске. Знакомство с этимологическим словарем. Раз­мышление о значении языка.

Что такое словесность

Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словес­ности.

Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.

Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в про­изведении.

/// Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соот­ветствующих условиях. Умение различать разго­ворную и книжную окраску выражений. Различе­ние понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогаще­ние разговорного языка школьника. Умение по­строить диалог. Уместное употребление просторе­чия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение.

Богатство лексики русского языка

Лексическое значение слова. Способы определе­ния значения слова. Слова однозначные и много­значные. Употребление многозначных слов в про­изведениях словесности.

Слова-термины, способы определения понятия. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

Синонимы, их роль в художественных произве­дениях.

Антонимы, их роль в художественных произве­дениях.

Неологизмы, их роль в художественных произ­ведениях.

Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.

Фразеологизмы, их способность придавать про­изведению разговорную или книжную окраску.

/// Работа с толковыми словарями. Умение чи­тать словарную статью. Выработка умения опреде­лять лексическое значение слова, давать определе­ние понятия. Умение находить в тексте художе­ственного произведения многозначные слова, омо­нимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаиз­мы, историзмы, фразеологизмы, понимать их роль и передавать свое понимание в выразительном чте­нии. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

Прямое и переносное значения слова

Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.

Эпитет. Сравнение. Аллегория.

/// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произве­дений, в которых употреблены средства художест­венной изобразительности: эпитет, сравнение, ал­легория. Употребление в собственных высказыва­ниях эпитетов, сравнений, аллегории.

Текст

Текст как результат употребления языка, связ­ное законченное письменное или устное высказы­вание. Тема и основная мысль (идея) текста. Спосо­бы связи предложений в тексте.

Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.

/// Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательно­го текста. Создание собственного повествовательно­го текста на предложенную тему. Выразительное чтение текста-описания. Создание словесного опи­сания предмета. Понимание причинно-следствен­ных отношений в рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуж­дения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.

Интонация. Повествовательные, вопроситель­ные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предло­жения и их интонация.

Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.

/// Различение стихотворной и прозаической ре­чи. Различение видов интонации в повествователь­ных, вопросительных и побудительных предложе­ниях, их чтение. Чтение предложений с восклица­тельной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотвор­ного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и по­нижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам.

Устная народная словесность

Понятия: произведение, устная народная словес­ность,

Знакомство со сказками. Виды сказок. Особен­ности словесного выражения содержания в сказ­ках. Правдивость сказки.

Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скоро­говорки.

Использование в произведениях устной народ­ной словесности языковых средств выражения со­держания.

/// Различение видов устной народной словес­ности. Рассказывание сказки, небылицы. Произне­сение скороговорки и считалки. Отгадывание за­гадок. Сочинение собственных загадок. Употреб­ление пословиц и поговорок, понимание их аллего­рического значения.

Литературное эпическое произведение

Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения.

Эпическое произведение: произведение, в кото­ром рассказчик повествует о героях и событиях.

Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.

Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».

Рассказ и повесть.

Понятие о сюжете и эпизоде эпического произве­дения.

Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом про­изведении.

/// Понимание того, что эпическое произведе­ние - результат творчества писателя, произведе­ние, созданное из языкового материала. Различе­ние литературной сказки, басни, рассказа и повес­ти. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.

Литературное лирическое произведение

Лирическое произведение: произведение, в кото­ром главное - выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.

Значение стихотворной речи в лирическом про­изведении.

/// Понимание главного свойства лирических произведений - выражения мыслей и чувств ав­тора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.

Литературное драматическое произведение

Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса-сказка.

Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произ­ведении, реплики героев. Использование разговор­ного языка в диалоге. Авторские ремарки.

/// Умение отличить драматическое произведе­ние от произведений других родов словесности. По­нимание роли авторских ремарок. Чтение пьесы по ролям. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Сочине­ние собственной сценки, инсценировка эпического произведения.

6 класс

Употребление языковых средств

Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.

Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола.

Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.

Средства художественной изобразительности

Понятие о средствах художественной изобразительности. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.

Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.

Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.

Юмор в произведениях словесности

Юмор в жизни и в произведениях словесности.

Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.

Значение употребления средств создания юмора в произведении.

Произведения устной народной словесности

Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты. Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

Легенда как создание народной фантазии.

Предание о реальных событиях.

Эпическое произведение, его особенности

Что такое эпическое произведение.

Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения.

Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.

Лирическое произведение, его особенности

Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.

Двусложные и трехсложные размеры стиха.

Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в 1 строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.

Роль аллитерации в стихотворном тексте. Стиховая пауза.

Драматическое произведение, его особенности
Что такое драматическое произведение.

Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.

Сюжет драматического произведения.

7 класс

МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ

Слово и словесность

Язык и слово. Значение языка в жизни челове­чества. Многогранность понятия слово.

Словесность как словесное творчество, способ­ность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, со­вокупность всех словесных произведений - книж­ных и устных народных. Словесность как совокуп­ность наук о языке и литературе.

Русская словесность, ее происхождение и разви­тие.

/// Работа со словарями различного типа; обога­щение словарного запаса; определение темы и ос­новной мысли произведения; выразительное чте­ние произведений.

Разновидности употребления языка

Разговорный язык, его особенности. Разновид­ности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессио­нальные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литера­туре.

Литературный язык. Нормы употребления язы­ка, их обязательность для всех, кто говорит и пи­шет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности ли­тературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.

Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «ма­териал», из которого строится художественное про­изведение, и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения сло­весности.

/// Работа со словарями. Различение разговор­ного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание текстов официально-де­лового, научного и публицистического стилей. По­нимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.

Формы словесного выражения

Устная и письменная формы словесного выраже­ния. Возможность употребления разговорного и ли­тературного языка в устной и письменной формах.

Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в ху­дожественном произведении. Повествование, опи­сание и рассуждение в произведении словесности.

Изображение разговорного языка в художест­венном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.

/// Выразительное чтение повествования, описа­ния, рассуждения, диалога в художественном про­изведении. Рассказывание о событии с использова­нием диалога. Выразительное чтение сказа. Созда­ние собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выра­зительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.

Стилистическая окраска слова. Стиль

Стилистические возможности лексики и фразе­ологии. Слова и выражения нейтральные и стилис­тически окрашенные. Зависимость смысла выска­зывания от стилистической окраски слов и выра­жений.

Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идей­но-художественное своеобразие произведений.

Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народ­ной поэзии, иного автора, определенного жанра.

Пародия - воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.

/// Работа со словарями. Употребление стилис­тически окрашенных слов. Понимание стилистиче­ской выразительности различных средств языка п умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и паро­дии.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ

Роды, виды и жанры произведений словесности

Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жиз­ни в эпических, лирических и драматических про­изведениях. Понятия рода, вида и жанра.

/// Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.

Устная народная словесность, ее виды и жанры

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загад­ка, историческая песня, былина, анекдот.

Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной сло­весности.

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной сло­весности.

Драматические виды народной словесности: на­родная драма, театр Петрушки.

Особенности языка и стиха (раёк) драматиче­ских произведений устной народной словесности.

/// Умение видеть особенности словесного выра­жения содержания в разных родах и видах народ-

ной словесности, понимание их идейно-художест­венного своеобразия. Выразительное чтение произ­ведений разных видов народной словесности.

Духовная литература, ее жанры

Библия: уникальность жанра этой Книги. Биб­лия как Откровение, как история духовного вос­хождения человечества и как произведение словес­ности.

Жанры библейских книг: историческая по­весть, житие, притча, молитва, проповедь, посла­ние, псалом.

Своеобразие стиля Библии.

Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.

/// Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского по­вествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различ­ных произведениях словесности.

Эпические произведения, их виды

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

Литературный герой в рассказе и повести.

Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествова­ние о поступках героя и о происходящих с ним со­бытиях, рассуждение-монолог героя и автора, диа­логи героев.

Сюжет рассказа и повести, созданный средства­ми языка. Этапы сюжета.

Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизо­дов, картин, героев. Художественная деталь.

Автор и рассказчик в эпическом произведении.

/// Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразитель­ное чтение и пересказ эпизода с употреблением раз­личных средств изображения характера. Сочине­ние: характеристика героя и сравнительная харак­теристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содер­жания.

Лирические произведения, их виды

Виды лирики.

Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

Лирический герой. «Ролевая лирика».

Композиция лирического стихотворения.

Образ-переживание в лирике.

/// Понимание смысла лирического произведе­ния на основе наблюдений над словесными средст­вами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, рас­крывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изобра­жения и выражения, присущих лирическому про­изведению.

Драматические произведения, их виды

Виды драматического рода словесности: траге­дия, комедия, драма.

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).

Особенности драматического конфликта, сюже­та и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.

/// Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссер­ского плана эпизода. Создание сценки с использо­ванием специфических языковых средств драмати­ческого рода словесности. Сочинение: анализ эпи­зода пьесы.

Лиро-эпические произведения, их виды

Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, нали­чие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непо­средственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.

Повести в стихах и стихотворения в прозе - соединение в них признаков лирики и эпоса.

Значение стихотворной или прозаической фор­мы словесного выражения содержания произведе­ния. Использование в лиро-эпических произведе­ниях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.

/// Понимание смысла произведений лиро-эпи­ческих жанров: их героев и сюжета, созданных по­средством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение ли­ро-эпических произведений. Сочинение-рассужде­ние о героях баллады и поэмы.

Взаимовлияние произведений словесности

Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.

Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.

/// Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение пере­дать это понимание в выразительном чтении произ­ведений. Использование мотивов народной словес­ности в собственном литературном творчестве.

8 класс

МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ

Средства языка художественной словесности

Многообразие языковых средств и их значение.

Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборо­та речи, которая возникает при употреблении язы­ка. Способность языка изобразить предмет и выра­зить авторскую точку зрения.

Семантика фонетических средств языка. Значе­ние интонации: роль лексики и синтаксиса, логи­ческого и эмоционального ударения, паузы, мело­дики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Семантика словообразования. Значение сопос­тавления морфем, создания новых сложных слов.

Значение средств лексики. Роль синонимов, ан­тонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и за­имствованных слов. Употребление переносного значения слов - тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.

Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Упо­требление поэтических фигур: антитезы, оксюмо­рона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, пов­тора, умолчания, эллипсиса.

/// Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значе­ния лексических, фонетических, словообразова­тельных, грамматических средств языка в произве­дениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных вы­сказываниях.

Словесные средства выражения комического

Возможность выразить в слове авторскую оцен­ку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.

Языковые средства создания комического эф­фекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «го­ворящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.

Малые жанры комического: афоризм и эпиграм­ма.

/// Понимание сущности комического, разви­тие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатириче­ских и юмористических произведений. Использо­вание языковых средств комического изображе­ния в собственных сочинениях.

Качество текста и художественность произведения

Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основ­ные требования к художественному и нехудожест­венному тексту: правильность, точность, последо­вательность, соответствие стиля цели высказыва­ния. Высказывание как выражение мысли.

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

Выбор необходимых языковых средств, соответ­ствие стилистической окраски высказывания его цели.

Богатство лексики и емкость слова в художест­венном произведении.

Стройность композиции, последовательность из­ложения, соразмерность частей.

Выражение авторской индивидуальности, ори­гинального взгляда на мир. Открытие нового.

Великие художественные произведения.

/// Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, строй­ность композиции, соответствие стиля цели выска­зывания. Различение удачных и неудачных выра­жений. Редактирование и совершенствование текс­та. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание соб­ственного высказывания, отвечающего требовани­ям к тексту.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении

Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествова­ния, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-пря­мая речь в монологе.

Понятия: образ героя, литературный герой, ха­рактер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воп­лощения мыслей автора о человеке и мире.

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выраже­ния авторской идеи.

Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведуще­го автора», от лица рассказчика- участника или свидетеля событий. Сказ.

/// Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведе­нии. Умение различать героя, рассказчика и авто­ра, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собствен­ного произведения, употребление в нем различных средств словесного выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобра­зии эпического произведения.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

Ритм как способ сопоставления и противопостав­ления слов, словосочетаний, предложений для вы­ражения мысли и чувства автора. Значение соотно­шения ритма и синтаксиса. Перенос как вырази­тельное средство в стихах.

Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лири­ческом произведении. Звукопись.

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фи­гурные стихи, монорим.

/// Понимание значения средств языкового вы­ражения содержания при чтении лирического про­изведения. Умение почувствовать и передать в чте­нии своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочине­ние - анализ отдельного стихотворения.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

Своеобразие языка драматического произведе­ния. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения автор­ской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содер­жания в драматическом произведении от их упо­требления в эпическом и лирическом произведе­ниях.

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.

Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.

Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.

Значение композиции драматического произве­дения, роль диалога и авторских ремарок, художе­ственной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

/// Понимание значения средств словесного вы­ражения содержания драматического произведе­ния. Умение понять идею драматического произве­дения и передать ее в чтении по ролям и в режис­серском решении сцены. Создание собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобра­зии драматического произведения.

Взаимосвязи произведений словесности

Взаимовлияние произведений словесности - за­кон ее развития. Взаимосвязи произведений сло­весности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.

Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях

древней русской литературы, словесности нового времени.

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.

/// Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используют­ся идеи, образы, стиль произведений прошлого. Со­здание собственных произведений с использовани­ем традиций.

9 класс

Средства художественной изобразительности

Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной выразительности. Эпитет.
Сравнение и способы его словесного выражения..

Параллелизм.

Развернутое сравнение.

Олицетворение.

Аллегория.

Символ.

Гипербола.

Фантастика.

Парадокс.

Алогизм.

Гротеск.

Бурлеск.

«Макаронический» стиль.

Этимологизация. Внутренняя форма слова.

Этимологизация в произведении словесности.

Народная этимология.

Игра слов.

Ассоциативность языковых средств.

Ассоциативность сюжетов, образов, тем.

Квипрокво.

Практическая работа № 1.
«Сочиним рассказ по собственным впечатлениям»

Жизненный факт и поэтическое слово

Прямое и поэтическое значение слова.

Объект и предмет изображения.

Идея произведения.

Претворение жизненных впечатлений в явление искусств слова.

Прототип и литературный герой.

Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении.

Выражение точки зрения писателя в лирике.

Правдоподобное и условное изображение.

Практическая работа №2. «Напишем эссе «Проза жизни и поэзия».

Историческая жизнь поэтического слова

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки.

Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности.

Этикет и канон.

Повести петровского времени.

Система жанров и особенности языка произведений классицизма.

Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Средства художественной изобразительности языка М.В.Ломоносова.

Новаторство Г.Р.Державина.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Изображение жизни и слово в искусстве романтизма.

Поэтические открытия В.А.Жуковского.

Романтический стиль А.С.Пушкина.

Слово в реалистическом произведении. Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма.

Полифония.

Авторская индивидуальность.

Практическая работа №3.

«Сравним иллюстрацию и эпизод в романе «Евгений Онегин».

Произведение словесности

Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал.

Произведение искусства слова как единого художественного содержания и его словесного выражения.

Художественный образ.

Художественная действительность.

«Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала.

Образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Хронотоп в сказке.

Хронотоп в эпическом произведении.

Хронотоп в лирическом произведении.

Хронотоп в драматическом произведении.

Идеализация и реальность в изображении человека.

Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания.

Герой лирического произведения как средство выражения художественного содержания.

Герой драматического произведения как средство выражения художественного содержания.

Практическая работа № 4.

«Выполним анализ любимого стихотворения»

Произведение словесности в истории культуры

Значение перевода произведений на другой язык. Индивидуальность переводчика.

Традиции и новаторство. Смена старого новым.

«Вечные» образы.

Значение художественной словесности в развитии языка.

Практическая работа № 5.«Сочиним произведение любого жанра».

Раздел IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы

Количество часов

общее

теория

практическое занятие

5 класс

1

Что такое слово

2

1

1

2

Что такое словесность

4

3

1

3

Богатство лексики русского языка

4

3

1

4

Прямое и переносное значение слов

2

1

1

5

Текст

6

3

3

6

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения

4

3

1

7

Устная народная словесность

3

2

1

8

Литературное эпическое произведение

5

4

1

9

Литературное лирическое произведение

2

2

-

10

Литературное драматическое произведение

2

1

1

11

Итоговый урок за курс 5 класса

1

1

-

Итого:

35

24

11

6 класс

1

Употребление языковых средств

5

4

1

2

Средства художественной изобразительности

5

4

1

Юмор в произведениях словесности

5

4

1

3

Произведения устной народной словесности

4

3

1

4

Эпическое произведение, его особенности

5

3

2

5

Лирическое произведение, его особенности

5

4

1

6

Драматическое произведение, его особенности

4

2

2

7

Обобщение по теме «Язык как материал словесности»

2

2

-

Итого:

35

26

9

7 класс

1

Материал словесности. Слово и словесность

1

1

-

2

Разновидности и употребления языка

3

3

-

Формы словесного выражения

3

3

-

3

Стилистическая окраска слов. Стиль

3

3

-

4

Обобщение по разделу « Материал словесности»

1

1

-

5

Произведение словесности

Роды, виды и жанры произведений словесности

1

1

-

6

Устная народная словесность, ее виды и жанры

3

3

-

Духовная литература, ее жанры

3

3

-

Эпические произведения, их виды

4

4

-

Лирические произведения

2

2

-

Драматические произведения

3

3

-

Лиро-эпические произведения, их виды

4

4

-

Взаимовлияние произведений словесности

3

3

-

Итоги года

1

1

-

Итого:

35

35

-

8 класс

1

Введение

1

1

-

2

Средства языка художественной словесности

7

7

-

Словесные средства выражения комического

3

3

-

3

Качество текста и художественность произведения

4

4

-

4

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении

4

4

-

5

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении

4

4

-

6

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

5

5

-

7

Взаимосвязи произведений словесности

6

6

-

8

Итоги года

1

1

-

Итого:

35

35

-

9 класс

1

  1. Материал словесности.

Средства художественной изобразительности

12

11

1

2

Жизненный факт и поэтическое слово

5

4

1

3

Историческая жизнь поэтического слова

8

7

1

4

  1. Произведение словесности.

Произведение словесности как явление искусства.

1

1

-

5

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.

5

4

1

6

Произведение словесности в истории культуры

3

2

1

Итого:

34

29

5

Раздел V. Формы работы

Лекция, метод беседы, организация выступлений учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы, метод наблюдения, сопоставления, создания текста, работа с текстами - образцами.

Важная роль отводится дидактическому материалу, коммуникативным упражнениям, комплексному анализу текста, которые помогут выработать умения по составлению собственных текстов.


Раздел VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ):

Презентации по разделам

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

Мультимедиа проектор

Персональный компьютер - рабочее место учителя

Подключен к локальной сети

Многофункциональное устройство

Источник бесперебойного питания

Устройства ввода/вывода звуковой информации - колонки, клавиатура

УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

Шкафы для хранения литературы и раздаточного материала


Учебно- методическая литература:

1.Программа элективного курса «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы», автор - Альбеткова Р.И., Москва, «Дрофа», 2009 год.

2. Р.И. Альбеткова. «Русская словесность. От слова к словесности.

5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, «Дрофа», 2010 год.

3. Р.И. Альбеткова. Методические рекомендации к учебному пособию «Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс». - Москва, «Дрофа», 2010 год.

3. А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.5 класс. Москва, «Сфера», 2009 год.

4. Н.М. Шанский «Лингвистические детективы», Москва, « Дрофа», 2007 год

5. Словари русского языка.

Интернет - ресурсы

lit.1september.ru ˗ Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

9151394.ru/ ˗ Информационные и коммуникационные технологии в обучении

feb-web.ru ˗ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

ug.ru/ ˗ «Учительская газета»


© 2010-2022