Рабочая программа по русскому языку. 10 класс. УМК Грекова. 103 часа

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая программа для 10 класса предусматривает изучение русского языка на базисном уровне. Она создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Цели и задачи обучения

  • Воспитание гражданской позиции, культуры межнационального общения; формирование отношения к русскому языку как к духовной, нравственной ценности;

  • развитие познавательной активности, коммуникативных способностей, речи и мышления на межпредметной основе, навыков самообразования и самоорганизации, использования языка в различных сферах и ситуациях общения, умения пользоваться всеми видами лингвистических словарей;

  • усвоение знаний о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;

  • закрепление и углубление знаний о языке как системе, разных языковых уровнях, единицах языка и их взаимодействии между собой, языковых нормах, функционально-стилистической системе языка;

  • расширение знаний о тексте; совершенствование навыков конструирования текста;

  • овладение умениями распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления, оценивать их в соответствии с нормами русского языка, различать варианты и нарушения норм языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • применение полученных знаний, умений и навыков на практике, лингвистических знаний и умений на уроках литературы, при анализе литературного произведения; повышение уровня речевой культуры;

  • формирование навыков орфографическое и пунктуационной грамотности, индивидуально-речевого стиля учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:

  • основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

  • взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;

  • роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;

  • имена выдающихся ученых-лингвистов;

  • типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные);

  • источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно-выразительные средства (тропы и синтаксические фигуры);

  • лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и ее компоненты, культура речи).

Учащиеся должны уметь:

говорение и письмо

  • создавать высказывания на лингвистическую тему;

  • передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;

  • соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;

  • оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;

  • выявлять подтекст;

  • владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;

  • создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);

  • писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;

  • принимать участие в диспуте, дискуссии;

  • составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;

аудирование и чтение

  • владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);

анализ текста и языковых единиц

  • выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);

  • анализировать особенности употребления основных единиц языка;

  • анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.



При изучении русского языка на базовом уровне развиваются общеучебные умения:

  • коммуникативные (базовые умения использования языка во всех сферах общения);

  • интеллектуальные (синтез, обобщение, сравнение и сопоставление, противопоставление, оценивание, классификация);

  • информационные (извлечение информации из различных источников);

  • организационные (осуществление контроля и самоконтроля).

Контроль за результатами обучения осуществляется в следующих направлениях:

  • речевые умения и навыки (формы контроля: доклад, устное сообщение);

  • умение выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся лингвистических знаний (формы контроля: комплексный анализ текста, фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический и пунктуационный разборы);

  • умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм (формы контроля: контрольный диктант, изложение с творческим заданием (с элементами сочинения), подробное и сжатое изложение);

  • умение создавать текст того или иного функционального стиля, типа речи, жанра (формы контроля: сочинения разнообразных жанров, реферат).

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю (2 из них по добавлены по желанию родителей) , итого 102 часа за учебный год.


Распределение учебных часов по разделам программы

Введение -5 часа.

Лексика -3 час.

Орфоэпия - 5 час.

Морфемика. Словообразование. Орфография - 26 часов.

Морфология - 57часов.

Повторение и обобщение изученного - 2 часа.

Резервный урок - 1 час.



Используемый учебно-методический комплекс

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.Л. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений











ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

(103 часа)

УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко

ИЗУЧЕНИЕ ПРОГРАМНОГО МАТЕРИАЛА

Количество

часов

Примечание

1.

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык в современном мире.

1 час

2-3

Стили и типы речи.

2 часа

4-5.

Понятие о норме литературного языка. Типы норм.

2 часа

6-8.

ЛЕКСИКА

Лексика.

3 часа

9-12

ОРФОЭПИЯ

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.

4 часа

13.

К.Р. Стартовый контрольный диктант.

1 час

14.

МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ.

Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв.

1 часа

15.

Употребление Ъ и Ь.

1 час

16.

Состав слова. Морфемный разбор слова.

1 час

17-23.

Правописание гласных в корне слова

- безударные гласные в корне, проверяемые/непроверяемые ударением (2 часа)

- чередование гласных в корне (2 часа)

- О-Ё-Е после шипящих (1 час)

- Ы-И после приставок (1 час)

- Ы-И после Ц (1 час)

7 часов

24.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием (1 четверть).

1 час

25-28

Состав слова. Основные способы образования слов.

5 часов

Окончание 1 четв.

30-31.

Правописание согласных в корне слова.

2 часа

32-36.

Правописание приставок. Международные словообразовательные элементы.

5 часов

37-39.

Правописание сложных слов. Правила переноса.

3 часа

40.

К.Р. Контрольная работа.

1 час.

41-44.

МОРФОЛОГИЯ

Самостоятельные час ти речи

Имя существительное:

- имя существительное как часть речи

- род и число существительных

- правописание Е и И в окончаниях существительных в Р., Д., П.п. ед.ч.

- именительный падеж множественного числа существительных

- правописание существительных в форме множественного числа

- правописание фамилий и населённых пунктов в творительном падеже

- правописание суффиксов существительных

- правописание сложных существительных

4 часа

45.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим тестовым заданием (провести в конце декабря - за 2 четверть).

1 час

46.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками , допущенными в к/диктанте.

1 час

47-51.

Имя прилагательное:

- имя прилагательное как часть речи

- основные лексико-грамматические разряды прилагательных

- употребление прилагательных в форме сравнительной и превосходительной степени, в краткой форме

- правописание суффиксов (суффиксы ЕВ-ИВ, ЛИВ, ЧИВ, ЧАТ; Н-НН в прилагательных) и окончаний прилагательных.

5 часов

Окончание 2 четв.

52-55.

Имя числительное:

- имя числительное как часть речи;

- основные лексико-грамматические разряды числительных;

- правописание и употребление числительных

4 часа

56-59.

Местоимения:

- местоимения как часть речи;

-основные лексико-грамматические разряды местоимений;

- особенности употребления местоимений; правописание неопределённых и отрицательных местоимений

3 часа

60-67.

Глагол:

-глагол как часть речи;

-спряжение глаголов;

- особенности употребления глаголов хотеть, бежать, ехать, жечь, чтить;

- правописание безударных личных окончаний глаголов;

- правописание суффиксов глаголов;

- правописание глаголов повелительного наклонения;

- употребление Ь в глаголах

8 часов

68-75.

Причастие:

-причастие как особая форма глаголы

- признаки прилагательного и глагола у причастия

- морфологический разбор причастий

- образование причастий

- правописание суффиксов причастий

- Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

- переход причастий в прилагательные и существительные

8 часов

К.Р. Контрольная работа (тест)

1 час

76-77.

Деепричестие:

- деепричастие как особая форма глагола

- образование деепричастий

- значение и употребление деепричастий

- переход деепричастий в наречия и производные предлоги

- морфологический разбор деепричастий

2 часа

Окончание 3 четверти.

78-82.

Наречие:

- наречие как часть речи;

- лексико-грамматические разряды наречий;

- морфологический разбор наречий;

- правописание наречий (гласные на конце наречий, наречия на шипящую; отрицательные наречия; слитное, раздельное и дефисное написание наречий)

5 часов

83-87.

Предлоги.:

- предлог как служебная часть речи;

- виды предлогов;

- особенности употребления предлогов;

- правописание предлогов.

5 часов

88-92.

Союзы :

- союз как служебная часть речи;

- сочинительные союзы и их виды;

- подчинительные союзы и их группы;

- союз и союзные слова;

- правописание союзов.

5 часов

93-95.

Частицы:

- частица как служебная часть речи

- разряды частиц

- раздельное и дефисное написание частиц;

- правописание НЕ со словами разных частей речи;

- различение на письме НЕ и НИ

3 часа

96-97.

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Повторение изученного: тренировочные упражнения.

2 часа

98.

К.Р. Итоговый контрольный диктант.

1 час

99.

Анализ контрольного диктанта.

1 час

100-103

Резервные уроки.

4 часа

Окончание 4 четверти


© 2010-2022