Конспект урока по русскому языку по теме Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Деепричастия совершенного и несовершенного вида»

Класс: 7
Учебник: «Русский язык. 7 класс», Москва, «Просвещение», 2012г., авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
Тип урока: урок освоения нового материала
Цели урока: познакомить со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида, научить определять деепричастия совершенного и несовершенного вида по их морфемным и грамматическим признакам.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Работа по карточкам (индивидуально - 4 человека)



  1. Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения.

Не научившись выразительно говорить не стоит соглашаться на публичные выступления. (В. Маяковский.)

  1. Списать пословицы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые; указать деепричастия и деепричастные обороты.

(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) убив медведя шкуры (не) продают. (Не) поглядев на пирог (не) говори что сыт. (Не) поклонясь до земли грибка (не) поднимешь. (Не) работая сыт (не) будешь.

А остальная часть класса пишет словарный диктант с комментированием.

Не опаздывая в гимназию, не отказываясь от поручений, ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, негодуя на грубость, не откладывая на завтра, не обидев отказом, недомогая от усталости.

- Проведём взаимопроверку по готовым записям и поставим оценку друг другу (на слайде правильный вариант словарного диктанта).

(Учитель получает карточки с индивидуальными заданиями.)

2. Формулирование темы и цели урока.

Назовите деепричастие, которое отличается от всех по одному из признаков деепричастия. (Не обидев - оно сов.вида, все остальные несов.вида). О каком признаке деепричастия мы будем говорить на сегодняшнем уроке. (Тема урока- «Деепричастия сов.и несов.вида»)

Сформулируйте цель урока: узнать, как образуются деепричастия сов.вида и несов.вида, научиться определять деепричастия сов. и несов.вида.

  1. Изучение новой темы.

Учащиеся вслед за учителем чертят таблицу и заполняют её.

Деепричастие.

Несовершенный вид

Совершенный вид

Что делая?

Что сделав?

-а (я), -учи

-в. -вши, -ши, -а (я)

глядят - глядя

выскочить - выскочив

кричат - крича

услышать - услышав

улыбаются - улыбаясь

расцвести - расцветши

быть - будут - будучи

прочитать - прочтя

Совместно с учащимися делаем выводы:

- На какой вопрос отвечают деепричастия сов.вида? несов.вида?

- От какой формы глагола образуются деепричастия несов.вида?

- С помощью каких суффиксов образуются деепричастия несов.вида?

Те же вопросы по деепричастиям сов.вида.

- Обратимся к учебнику и прочитаем материал параграфа 29, 30

- Наши выводы совпадают с материалом учебника?

- Молодцы!

  1. Закрепление.

- Выполнение упражнения. Образуйте от глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида. (Упражнение выполняется устно.)

Образец: замирать - замирает -замирая, чувствовать - чувствует - чувствуя, безмолствовать - безмолствует - безмолствуя, наслаждаться - наслаждается - наслаждаясь.

Образуйте деепричастия совершенного вида.

Образец: построить - построив - построивши, услышать - услышав - услышавши, растаять - растаяв - растаявши.

С двумя деепричастиями устно составьте предложения.

Упр. 181.

5. Итоги.

- Итак, ребята, подведём итоги.

- По каким признакам можно определить вид деепричастия?

- Как образуются деепричастия несовершенного вида?

- Как образуются деепричастия совершенного вида?

( Учитель оценивает ответы учеников.)

6. Домашнее задание.

П. 29, 30, упр. 183, 186

Карточка №1

Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения.

Не научившись выразительно говорить не стоит соглашаться на публичные выступления. (В. Маяковский.)

Карточка №2

Списать пословицы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые; указать деепричастия и деепричастные обороты.

(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) убив медведя шкуры (не) продают. (Не) поглядев на пирог (не) говори что сыт. (Не) поклонясь до земли грибка (не) поднимешь. (Не) работая сыт (не) будешь.

Карточка №1

Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения.

Не научившись выразительно говорить не стоит соглашаться на публичные выступления. (В. Маяковский.)

Карточка №2

Списать пословицы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые; указать деепричастия и деепричастные обороты.

(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) убив медведя шкуры (не) продают. (Не) поглядев на пирог (не) говори что сыт. (Не) поклонясь до земли грибка (не) поднимешь. (Не) работая сыт (не) будешь.

© 2010-2022