Учимся писать сжатое изложение Рабочая программа спецкурса по русскому языку (8-9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №4»

городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан


Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры

русского языка и литературы.

Протокол №___ от «___» __ 2015 г.

Зав. каф. __________

/Усманова Л.Ф./

Рассмотрено и утверждено

на заседании НМС

МАОУ «Гимназия №4» городского округа г. Стерлитамак

Протокол №__от «__» __ 2015г.

Зам. директора

Шаменкова И.В.

Утверждено

на ГЭС



Учимся писать сжатое изложение


Рабочая программа

по русскому языку


(Для учащихся 8,9 классов. Всего 34 часа, 1 час в неделю)





Составитель:

учитель русского языка

и литературы первой категории

Булатова Г.Г.





Стерлитамак 2015

Пояснительная записка

Написание сжатого изложения по прослушанному тексту - аттестационная форма контроля за курс основной школы.

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.

Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.

Данный курс предназначен для учащихся 8 класса.

Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текста.

Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, применяющимся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Учебный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно организовать практикумы по само- и взаимопроверке и оценке пробных изложений.

В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:

1. Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

2. Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

3. Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

4. Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную

мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

5. Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

6. Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.

7. Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

8. Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым

типом речи.

9. Умение последовательно излагать собственные мысли.

10. Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой,

целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

11. Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

12. Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений - контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом.

В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня речевого развития школьников.

Данный курс рассчитан на 34 часа.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.



Содержание программы учебного курса

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса (1ч)

Цели и задачи курса. Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.

2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч)

Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий. 3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (2ч) Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения. Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением.

Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.

4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста.

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста:

- определить тему текста, - пересказать его содержание, -ответить на вопросы: кто действующее лицо, что произошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д.,

-восстановить последовательность эпизодов,

-определить общий смысл текста: что хотел сказать автор, -какова главная мысль текста, каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.

Понятие «авторский стиль изложения». Упражнения для подготовки учащихся к изложению

5. Разбор текста. (1ч)

6. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.) Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем. Упражнения в абзацном членении текста Коллективная работа - составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению

7. Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч) Подготовка рабочих материалов к изложению. Выделение микротем. Составление плана. Словарная работа. Изложение каждой микротемы. Анализ черновых работ. Исправление недочетов.

8.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)

Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения. Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по одному исходному тексту. Практикум по сокращению текста.

9. Приемы компрессии текста. (5ч)

Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. - 1ч Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) -1ч Замены:

-замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

-замена предложения или его части указательным местоимением; -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

-замена сложноподчинённого предложения простым

Исключения:

-исключение повторов; -исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких из синонимов. Слияния: -слияние нескольких предложений в одно и т.д.- 1ч.

Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии.-1ч

10.Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения. (1ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением» (Приложение1)

11.Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)

Написание сжатого изложения.

12. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)

13. Обучающее изложение «Книга» (по С.Львову). (3ч)

14.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)

Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:

-содержание изложения, -наличие сжатия исходного текста, -смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Рассмотрение системы оценивания задания С1 (Приложение2)

Памятка для анализа изложения. Упражнения для подготовки учащихся к изложению

15.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч) Рекомендации по квалификации ошибок.

16.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (2ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения .

17.Проверка и оценка изложения. (1ч)

18.Психологический тренинг « Боремся со стрессом»(1ч)

19.Контрольное изложение. (4ч)

20.Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)

21. Итоги учебного курса. Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на конец обучения.(1ч)

Итого - 34 часа







Учебно-тематический план



Тема

Кол-во час

Вид деятельности


1

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Понятия «текст», «главная мысль текста».

1

Теоретический практикум , словарная работа конспектирование

2

Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий.

1

Знакомство с образцами КИМов тестирование взаиморецензирование

3

Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения

1

Составление алгоритма написания изложения

4

Упражнения для подготовки учащихся к написанию изложения. Упражнения на сравнение исходного текста с его изложением

1

Упражнения, групповая работа информационная переработка письменного текста

5

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Анализ текста.

1

Анализ текста.

6

Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение текста

1

Составление плана текста,

абзацное членение текста

7

Составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению

1

Составление плана текста ,пересказ , разноуровневые упражнения

8

Подготовка рабочих материалов к изложению текста Выделение микротем. Составление плана.

1

Выделение микротем в тексте, составление плана

9

Подготовка рабочих материалов к изложению текста Словарная работа. Изложение каждой микротемы . Анализ черновых работ. Исправление недочетов.

1

Словарная работа, изложение, анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения

10

Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложением.

1

Конспектирование словарная работа

11

Приемы компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.

1

Практикум

12

Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее)

1

Упражнения

13

Свёртывание исходной информации за счёт замены

1

Упражнения

14

Свёртывание исходной информации за счёт исключения повторов, синонимов

1

Упражнения

15

Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии

1

Практикум, групповая работа

16

Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения

1

Практическая работа.

17

Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения

1

Самостоятельная работа.

18

Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом

1

Работа над ошибками. редактирование текста.

19

Обучающее изложение «Книга».

1

Обучающее изложение

20

Обучающее изложение «Книга».

1

Обучающее изложение

21

Обучающее изложение «Книга».

1

Обучающее изложение

22

Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения.

1

Работа с памяткой для анализа изложения

23

Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» . Речевые ошибки

1

Классификация речевых ошибок

24

Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок». Грамматические ошибки

1

Классификация грамматических ошибок

25

Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения.

1

Написание сжатого изложения

26

Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения

1

Работа над ошибками

27

Проверка и оценка изложения

1

Анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения

28

Психологический тренинг « Боремся со стрессом»

1

Тренинг

29

Контрольное изложение.

1

Контроль знаний и умений

30

Контрольное изложение.

1

Контроль знаний и умений

31

Контрольное изложение.

1

Контроль знаний и умений

32

Контрольное изложение.

1

Контроль знаний и умений

33

Проверка и оценка изложений. Работа над ошибками

1

Анализ изложений по критериям оценивания сжатого

34

Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.

1

Дискуссия, подведение итогов деятельности

Итого 34ч.





















Литература для учителя:

1. ОГЭ.Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/под редакцией И.П.Цыбулько - 2-е изд., исправл. и доп.-М.:Издательство «Национальное образование»,2015.

2.Русский язык. 9-й класс.Подготовка к ОГЭ-2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2015 год: учебно-методическое пособие// Под ред. Н.А. Сениной. - Ростов-на-Дону: Легион, 2014.

3. Готовые изложения к сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку 9 класс авторов Л.М. Рыбченковой, В.Л.Скляровой, -М.: «ВАКО»,-2014

4.Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. - М.: Просвещение, 2015.

5.Морозова И.Д.«Виды изложений и методика их проведения».- М.: «Просвещение», -1984)

6.Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2015.

7. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сжатое изложение: 9-й класс»/Е.В. Корчагина, Е.С. Симакова.-М.:АСТ:Астрель: Полиграф-издат., 2010

Литература для учащихся:

1. ОГЭ.Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/под редакцией И.П.Цыбулько - 2-е изд., исправл. и доп.-М.:Издательство «Национальное образование»,2015.

2.Русский язык. 9-й класс.Подготовка к ОГЭ-2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2015 год: учебно-методическое пособие// Под ред. Н.А. Сениной. - Ростов-на-Дону: Легион, 2014.

3. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной средней школы. 9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.- сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. - М.: Дрофа, - 2015

4. Учебное пособие "Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Основной государственный экзамен 2015. Русский язык" Драбкиной С.В.- М.: «Интеллект-Центр», 2014.

5. Учебное пособие для подготовки к ОГЭ 2015 по русскому языку "40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену в 9 классе" Е.С. Симаковой.













© 2010-2022