Опять поминальный приблизился час

Урок литературы в 11 классе. Знакомство с текстом, комментарий и анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием»;Цель урока – поговорить о том, что было явной былью и что забывать никак нельзя, ибо, как сказал А.С.Пушкин: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». А поможет в этом – произведение А.А.Ахматовой «Реквием».В конце урока прошу найти строку в поэме  для названия  урока.  Ученики работают в группах, разделившись на «литературоведов», «музыкантов», «биографов», «истори...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 11 классе

Опять поминальный приблизился час…

(А.Ахматова «Реквием»)

Уважение к минувшему - вот черта,

отличающая образованность от дикости

А.С.Пушкин

Цели урока:

- знакомство с текстом, комментарий и анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием»;

- развитие умения анализировать, связно, логически и аргументировано выстраивать ответ, выразительно читать;

- обучение восприятию музыкальных произведений;

- воспитание уважительного отношения к истории, личной ответственность каждого за происходящее в мире.

Оборудование:

- портрет А.Ахматовой,

- видеоряд на тему: «Репрессии 1937г.»,

- аудиозаписи: В.Моцарт «Реквием», Г.Форе «Пробуждение», И.С.Бах «Хоральные прелюдии» (F-dur, f-moll, h-moll).

Методика включения музыки в урок

Этап урока

Произведение

Функция

1.

Вступление

Г.Форе «Пробуждение

Музыка - фон для создания настроения

2.

Семинар

В.Моцарт «Реквием»

1.Сопоставительный анализ литературного и музыкального произведений

2. Фон: «эпилоги» к этапам семинара для переключения внимания

3

Выразительное чтение

И.С.Бах «Хоральные прелюдии»

Мелодекламация

План урока

этап

мин

1

Организационный момент

Рассаживаются по группам.

1

2

Вступление

Цели и задачи урока

2

3

Семинар

Работа в группах. Анализ произведения

25

4

Выразительное чтение

3 человека читают поэму

10

5

Итог

Выбор названия урока

4

6

Домашнее задание

3

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступление.

А) музыкальный эпиграф, на фоне которого звучат слова А.Твардовского:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую быль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль - забыть!


Забыть родных и близких лица

И стольких судеб крестный путь -

Все то, что сном давнишним будь,

Дурною, дикой небылицей,

Так и ее - поди, забудь.


Но это было явной былью

Для тех, чей был оборван век,

Для ставших лагерною пылью,

Как некто некогда изрек.

Б) Цель урока - поговорить о том, что было явной былью и что забывать никак нельзя, ибо, как сказал А.С.Пушкин: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». А поможет в этом - произведение А.А.Ахматовой «Реквием».

В конце урока прошу вас найти строку в поэме для названия нашего урока.

3. Семинар.

Ученики работают в группах, разделившись на «литературоведов», «музыкантов», «биографов», «историков» и «теологов». Вопросы даются на дом заранее, на уроке предлагается выбрать строку - название выступления группы. На экране - видеоряд.

А) «Беседа бытия и смерти»

Группа «музыкантов» делится знаниями об истории реквиема в музыке, о значении слова, о создании «Реквиема» В.Моцарта, о совпадениях в произведениях Моцарта и Ахматовой, об отношении поэтессы к музыке. Звучит самая знаменитая и любимая Ахматовой часть «Реквиема» В.Моцарта» - «Lacrimosa».

.

Б) «И упало каменное слово…»

Группа «биографов» рассказывает о событиях в жизни А.Ахматовой, нашедших отражение в поэме. Звучит отрывок из «Kyrie eleison»

В) «Я была тогда с моим народом…»

Группа «литературоведов» говорит об истории создания произведения, о его композиции, особенностях стиха и основных сквозных мотивах. Звучит отрывок из «Dies irae»

Г) «Звёзды смерти стояли над нами…»

«Историки» рассказывают об облике эпохи, о приметах времени и исторических реминисценциях в поэме. Звучит отрывок из «Confutatis maledictis»

Д) «Для них соткала я широкий покров…»

«Теологи» повествуют о библейских образах и мотивах и их значении в произведении Ахматовой.

4. Исполнение подготовленными учениками «Реквиема» А.Ахматовой.

(Хотелось, конечно, чтобы поэма звучала под музыку Моцарта, но декламировать под вокальное произведение невозможно. Поэтому были взяты «Хоральные прелюдии» И.С.Баха, которые совпадают эмоционально, интонационно и ритмически со стихом.)

5. Итог урока

А) Заключительное слово учителя о значении поэмы.

Б) Выбирается и записывается на доске и в тетрадях строка - тема урока.

В) Подводятся итоги семинара.

6. Домашнее задание (на выбор):

1. Сочинение-миниатюра «Культура есть память» (Ю.Лотман)

2. Плакат, коллаж или презентация на тему: «Хотелось бы всех поимённо назвать»

3. Таблица, схема или опорный конспект по материалам семинара.

---------------------------------

В данном уроке стихотворного текста много. Но всё же ещё два произведения, мне думается, можно включить.

Мукагали Макатаев

«Реквием» Моцарта


..Итак, заказан Реквием.

Пиши!

Пиши!
Не задавай вопрос никчёмный.
Кто был заказчик -
привиденье в чёрном
или обычный смертный,
что решил
погибшего оплакать человека?
Не всё ль равно?
Как будто голос ветра
тебе внушает:
- Моцарт, напиши!
Как летний дождь
по черепичной крыше,
стекает музыка,
и Моцарт слышит,
и сердце отзывается струной,
и - неизвестно для кого! -
он пишет
о вечной муке, о тоске земной.
- Что это? Сон иль явь мне душу гложет?
И клавиши рояля - в горькой дрожи

И сердце повторяет: "Мой родной!
Прощай, прощай, прощай навеки!" Боже!
Зачем оно прощается со мной?
И снова голос в сумраке души
беззвучно просит: "Моцарт, напиши!"
И непонятно, ангел или дьявол
излиться скорбью музыку заставил.
Зачем и для кого - не знаешь сам.
Сгорают свечи. Клавиши рокочут.

Разлуку бесконечную пророчат.
Уходят в бездну, рвутся к небесам.
Последней болью истекает сердце.
Течёт беседа бытия и смерти...
1976 г. Перевод М. Курганцева.)


Стихотворение Мукагали Макатаева «Реквием» Моцарта» было найдено учеником в Интернете. Я не могла не включить его в урок, так как оно (далеко не совершенное, правда) подчёркивает общность двух произведений: созданы по заказу. И ещё определяет главную мысль выступления учеников: беседа бытия и смерти. Живые должны помнить ушедших. Requiem aeternam




А.Ахматова

Музыка

В ней что-то чудотворное горит,

И на глазах её края гранятся,

Она одна со мною говорит,

Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвёл глаза,

Она была со мной в моей могиле

И пела, словно первая гроза

Иль будто все цветы заговорили.

Рассказывая об отношении Ахматовой к музыке, об изучении ею личности и творчества Моцарта, ученики говорят о животворном воздействии музыки в трудное для поэтессы время. Это стихотворение - доказательство.


© 2010-2022