Рабочая программа по русской литературе 11 класс

Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать... Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля измерители

Планируемые результаты освоения материала

Формирование универсальных учебных действий (УУД) и предметных умений

Дата проведения








План

Факт

Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация

1

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Запись тезисов в тетрадях

Выборочная проверка записей тезисов. Фронтальный опрос.

Знать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца XIX начала XX веков с историческими процессами в стране и в мире и их взаимосвязь.

Понимать и формулировать основные задачи программы предстоящего учебного года. Объяснять логику изучения программного материала. Составлять программу гуманитарного саморазвития.

Составлять таблицу «Основные даты и исторические события ХХ века».



Русская литература на рубеже веков

1

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Выступления учащихся с сообщениями. Составление таблицы. Работа над конспектом лекции.

Фронтальный опрос

Знание тенденций русской литературы этого периода



Литературные направления и течения, их своеобразие, характерные черты

1

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Составление таблицы с опорой на имеющиеся знания

Беседа, фронтальный опрос

Знать особенности литературных течений, их представителей

Читать лирические стихотворения. Повторять алгоритмы анализа лирического текста. Составлять аналитические ответы. Тренировать умение написания ответов разных объемов. Отбирать лирику для сборника «Русский поэтический авангард»: имена, стихотворная подборка, портретная галерея, лучшие статьи о времени и поэтах (с обязательным сокращением материала), терминологический словарь, иллюстрации. Выразительное чтение. Анализ стихотворений, в том числе сопоставительный.



Тест №1

1

Контрольный урок учёта знаний

Выполнение тестовых заданий


Познакомиться с фактами биографии А.И.Куприна, Познакомиться с повестью «Олеся»



Творчество А.И.Куприна «Олеся»

1

Комбинированный урок.


Выступление с сообщением, презентацией; составление хронологической таблицы, запись лекции

Фронтальный

Знать: о творческом пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; о мастерстве Куприна в изображении мира человеческих чувств; о роли детали в рассказе.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности

Создавать устный отзыв о повести Куприна «Олеся» и киноверсии по ней. Кратко пересказывать сюжет. Читать отобранные фрагменты, комментировать. Характеризовать персонажей. Обосновывать проблематику произведения. Инициировать проблемные вопросы для полемики в классе.



Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»

1

Практическая работа. Работа с текстом, комментированное чтение; аналитическая беседа

Работа с текстом, беседа по содержанию, сопоставительный анализ

Ответы учеников на вопросы, характеристика героев, фронтальный опрос, запись в тетради наиболее значимых моментов при анализе произведения

Углубить навыки комментированного и художественного чтения, закрепить способность к полноценному восприятию текста. Формирование читателя, способного понимать глубину человеческих чувств, красоту природы



Внеклассное чтение.
А.И. Куприн («Листригоны», Гамбринус» по выбору).

1

Урок применения знаний и умений

«Поединок». Тема повести - кризис России. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Изображение отсталой, небоеспособной армии

Беседа, оценка анализа прочитанных произведений

Знать: содержание произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь самостоятельно анализировать текст.



Л.А.Андреев. Очерк жизни и творчества. « Предстояла кража», Изображение человеческих судеб

1

Комбинированный урок.


Очерк жизни и творчества писателя. Рассказы «Предстояла кража», «Ангелочек». Максимальная обобщенность в изображении человеческих судеб. Экспрессивные средства выразительности. Гуманистический пафос произведений.

Лекция, беседа

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции, увидеть новизну в изображении психологического состояния человека. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Обмениваться впечатлениями после чтения рассказа. Готовить и осуществлять чтение фрагментов повести. Предлагать проблемные вопросы для анализа текста. Рассматривать и комментировать иллюстративный материал к произведению. Формулировать связные ответы



Очерк жизни и творчества И.А.Бунина. «Темные аллеи»

1

Изучение нового материала. Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся

Рассказ о жизни и творчестве Бунина, беседа по содержанию прочитанного рассказа

Фронтальный и индивидуальный опрос. Оценка рецензии на ответ одноклассника.

Уметь определять своеобразие стиля Бунина

Самостоятельно готовить и выразительно читать подборку бунинских стихотворений. Рассказывать о своем восприятии, ассоциациях, понимании лирического героя. Активно слушать лекцию учителя: записывать основные даты, имена, классифицировать и систематизировать факты. Перерабатывать информацию учебника (тезисы, план, конспект). Выбирать два стихотворения для подробного аналитического исследования. Создавать письменную работу - анализ стихотворения. Читать (по желанию) свои работы по кругу, корректировать написанное.

Завершить работу дома



«Чистая влага любви, печали, нежности». Рассказы Бунина о любви.

1

Совершенствование знаний, умений и навыков

Представление рассказов, выразительное чтение, беседа, работа в группах

Оценка анализа прочитанных рассказов

Развитие умения выделять художественные детали, формирование навыков анализа текста



Развитие речи.
Сочинение на тему «Тема любви в творчестве Бунина и Куприна»

1

Творческая самостоятельная работа

Работа над планом. Соотношение частей сочинения. Использование цитат в работе.

Индивидуальный

Развитие творческих способностей, письменной речи



Тест №2

1

Контрольный урок учёта знаний

Выполнение тестовых заданий




Общая характеристика поэзии «серебряного века»

1

Изучение нового материала

Доклады учащихся с последующим обобщением материала, составление таблицы «Основные черты и особенности поэзии серебряного века»

Составление тезисов по теме

Развитие общей культуры и эрудиции а также навыков исследовательской работы с текстом учебной литературы, творческого мышления. Новые понятия: декадентство, символизм, акмеизм, футуризм

Понимать и формулировать основные задачи семинара. Объяснять логику развития литературного процесса определенной эпохи. Перерабатывать информацию учебника (тезисы, план, конспект). Отбирать тексты и критическую литературу для подготовки доклада.

Самостоятельно работать с различными источниками информации. Находить общее и различие в трактовке писателями одной темы. Составлять краткий хронограф. Знать перечень основных произведений по теме. Презентовать портретную галерею, рассказывая об особенностях творчества и судеб писателей



Смысл поэзии И.Ф.Анненского

1

Изучение нового материала. Лекция, аналитическое чтение

Участие в эвристической беседе с элементами анализа лирического текста. Индивидуальная работа

Фронтальный и индивидуальный опрос

Углубление представлений о символизме. Постижение истоков формирования поэтического дара Анненского. Углубление навыков анализа лирического произведения. Приобщение к миру поэзии, формирование чувства прекрасного

Формулировать свое понимание лирики Анненского, анализировать стихотворение, делать выводы. Обогащение словарного запаса речи учащихся. Отвечать на вопрос о связи поэта и времени.ю



Личность и творчество А.А.Блока

1

Изучение нового материала. Лекция с включением выступлений учащихся

Составление хронологической таблицы по материалам лекции. Сообщения по заданным темам.

Фронтальный опрос. Реализация индивидуальных заданий. Запись лекции.

Расширить глубину поэтического видения. Ввести в переломную эпоху начала XX века, наложившую отпечаток на внутреннюю жизнь поэта.

Формулировать свое понимание лирики Блока в форме связного ответа с цитированием. Составлять рецензию на документальный фильм об А.Блоке. Отвечать на вопрос о связи поэта и времени: как в фильме отражена эпоха, на которую пришлась жизнь поэта? Подбирать информацию о жизни и творчестве Блока. Перерабатывать информацию учебника (тезисы, план, конспект). Выразительно читать лирику Блока. Комментировать и анализировать, исследовать лирические тексты. Наблюдать за эволюцией лирического героя. Составлять аннотацию к понравившимся работам.



Тема любви в лирике А.Блока. Урок-композиция

1

Изучение нового материала

Выступления заранее подготовленных учеников. Составление тезисов лекционного материала

Индивидуальный (реализация домашнего задания). Фронтальный (выборочная проверка составленных тезисов)

Составить конспект урока



Стихотворение «Незнакомка»

1

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Чтение и разбор нескольких стихотворений из книги «Стихи о Прекрасной Даме». Практическая работа.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Совершенствовать умение анализировать лирический текст, развивать наблюдательность, устную речь.



«Это всё о России». Тема Родины в творчестве А.Блока.

1

Совершенствование знаний и умений. Творческое чтение лирических произведений.

Сопоставительный анализ стихотворений Блока и Некрасова. Чтение стихотворений.

Фронтальный опрос

Развивать умение интерпретировать, сопоставлять произведения разных авторов, умение анализировать, работать над выразительностью речи.



Поэма А.Блока «Двенадцать». Творческая история поэмы.

1

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.

Комментированное чтение поэмы «Двенадцать». Ответы на вопросы.

Развить навыки работы с текстом. Определить связь поэмы с циклом «На поле Куликовом», многоплановость тревог и ожиданий поэта.



Угрожающие силы стихии в поэме «Двенадцать»

1

Совершенствование умений и навыков

Анализ поэмы на уровне содержания, использования выразительных средств, композиционных особенностей.

Контроль за участием в аналитической беседе.

Уметь определять полемический характер поэмы, её художественные особенности.



Развитие речи.
Сочинение. «Борьба миров в поэме «Двенадцать».

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Знать: о творчестве данного поэта, особенностях творчества.

Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.



Поэзия В.Я.Брюсова

1

Изучение нового материала. Сообщения учащихся, лекция и анализ стихотворений

Выступления учащихся по теме урока, чтение и анализ стихотворений, составление хронологической таблицы

Фронтальный опрос, индивидуальная работа, чтение и анализ стихотворений. Контроль за составлением хронологической таблицы

Развитие умения выявлять приметы стиля поэта, давать оценку произведению, конструировать, сопоставлять

Формулировать свое понимание лирики Брюсова, анализировать стихотворение, делать выводы. Обогащение словарного запаса речи учащихся. Отвечать на вопрос о связи поэта и времени.



«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта

1

Изучение нового материала. Лекция, сообщения учащихся

Работа с текстом, аналитическая беседа, выступления с материалом домашнего задания, анализ лирического произведения

Фронтальный опрос, запись лекционного материала, индивидуальная работа

Углубление навыков анализа лирического произведения, формирование чувства прекрасного

Формулировать свое понимание лирики К.Д.Бальмонта, анализировать стихотворение, делать выводы. Обогащение словарного запаса речи учащихся. Отвечать на вопрос о связи поэта и времени.



З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский

1

Изучение нового материала. Лекция.

Работа с текстом, аналитическая беседа,

запись лекционного материала, индивидуальная работа

Углубление навыков анализа лирического произведения, формирование чувства прекрасного

Формулировать свое понимание лирики Гиппиус, Мережковского, анализировать стихотворение, делать выводы. Обогащение словарного запаса речи учащихся. Отвечать на вопрос о связи поэта и времени.



Акмеизм. Мир образов Николая Гумилёва

1

Изучение нового материала. Лекция, аналитическое чтение

Составление тезисов лекционного материала, эвристическая беседа с элементами анализа лирического текста.

Фронтальный и индивидуальный опрос, проверка тезисов

Постижение стилистических особенностей стихотворений Гумилёва, их жанрового своеобразия. Формирование чувства прекрасного.

Формулировать свое понимание лирики Гумилева, анализировать стихотворение, делать выводы. Обогащение словарного запаса речи учащихся. Отвечать на вопрос о связи поэта и времени.



«Мне дали имя при крещении - Анна». Анна Ахматова - «голос своего поколения»

1

Урок изучения нового материала. Лекция

Составление хронологической таблицы о жизни и творчестве А.Ахматовой. Сообщение учащегося. Анализ поэтического текста.

Оценка ответов в процессе анализа стихотворений.

Формирование умения и навыка анализа поэтического текста, выявить основные черты поэзии автора.

Истолковывать название поэмы, рассказывать о личном восприятии произведения. Готовить и осуществлять выразительное чтение, комментарий поэмы. Отбирать минимальный цитатный материал. Готовить ответ на вопрос: «Как в поэме Ахматовой передан трагизм эпохи?»



Анализ лирического стихотворения Ахматовой (по выбору учащихся).

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Знать: об особенностях поэтического текста Цветаевой.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.



Тема народного страдания в поэме Ахматовой «Реквием»

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН. Урок-беседа.

Цитирование, работа с учебником.

Оценка ответов по вопросам домашнего задания в ходе беседы. Выразительное чтение, фронтальный опрос.

Развивать умение умение определять идею, композицию поэтического текста. Совершенствование навыков целостного анализа текста.



О. Э. Мандельштам. Исто­ризм поэтического мыш­ления, ассоциативная ма­нера письма. Мифологиче­ские и литературные обра­зы в поэзии Мандельштама.

1

Урок изучения нового материала. Лекция

Работа с текстом, аналитическая беседа

беседа

Формирование умения и навыка анализа поэтического текста, выявить основные черты поэзии автора.

Письменная фиксация наблюдений, выводов. Самостоятельная работа с научно-популярной информацией из разных источников. Собирание цитатного материала для создания письменной работы. Создание сочинений по лирике. Презентовать результаты своей работы в виде связных устных ответов. Формулировать выводы об особенностях поэтического мировоззрения Мандельштама. Участвовать в полемике «Поэт и время».



Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака

1

Совершенствование знаний и умений. Творческое чтение лирических произведений.

Сопоставительный анализ стихотворений Блока и Некрасова. Чтение стихотворений.

Фронтальный опрос

Развивать умение интерпретировать, сопоставлять произведения разных авторов, умение анализировать, работать над выразительностью речи.

Презентовать подготовленную учащимися портретную галерею Пастернака. Выразительно читать, анализировать стихотворения, делая выводы о проблематике творчества и особенностях стиля Пастернака.



Поэтический мир М.Цветаевой. «Если душа родилась крылатой»

1

Урок изучения нового материала. Смешанный, с использованием сообщений учащихся

Составление хронологической таблицы по материалам лекции, сообщений одноклассников

Проверка и оценка сообщений учащихся.

Развитие умений и навыков связной речи.

Представлять собственную подборку стихов М.Цветаевой, объяснять свои «отношения» с поэтом, рассказывать о своем представлении о личности и творчестве Цветаевой. Работать с различными информационными источниками по теме, выделять новую информацию, составлять краткий хронограф. Составлять ответ на сопоставление своего видения творчества Цветаевой с концепцией из разных источников. Формулировать выводы

Анализ стихотворения «Молодость»



Основные мотивы и темы лирики марины Цветаевой.

1

Урок совершенствования и углубления знаний.

Работа с текстом, составление тезисов статьи учебника, анализ стихотворений

Оценка умений анализа текста

Совершенствование умений и навыков чтения поэтического текста, определение тематики, системы образов, структуры лирики поэта.



Марина Цветаева: слова и смыслы.

1

Контрольный урок. Урок развития речи.

Выполнение тестовых заданий. Анализ стихотворения.

Оценка знаний изученного материала.

Совершенствование умений и навыков анализа поэтического текста



Тест №3

1

Контрольный урок учёта знаний

Выполнение тестовых заданий




Литература 1917-1929 годов.

Поиск нравственных идеалов в прозаических произведениях

1

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Запись тезисов в тетрадях

Выборочная проверка записей тезисов. Фронтальный опрос.

Знание тенденций русской литературы этого периода

Понимать и формулировать основные задачи семинара. Объяснять логику развития литературного процесса определенной эпохи. Перерабатывать информацию учебника (тезисы, план, конспект). Отбирать тексты и критическую литературу для подготовки доклада.

Самостоятельно работать с различными источниками информации. Находить общее и различие в трактовке писателями одной темы. Составлять краткий хронограф. Знать перечень основных произведений по теме. Презентовать портретную галерею, рассказывая об особенностях творчества и судеб писателей



Ранние романтические рассказы М.А.Горького

1

Совершенствование знаний, умений. Литературная беседа

Тест на восприятие прочитанного. Индивидуальная и коллективная работа

Устная и письменная форма контроля

Совершенствовать читательские способности учащихся через самостоятельную работу. Приучать вести беседу, соблюдая этикет.

Знакомиться с различными взглядами на личность и творчество М.Горького. Сопоставлять их. Составлять краткий хронограф жизни и творчества. Сопоставлять неоромантическое видение мира с романтическим. Делать выводы о новом герое русской литературы. Оформлять выводы в виде связных ответов. Отбирать фрагменты пьесы для аналитического осмысления, доказывать предпочтительность обращения к выбранным фрагментам. Сопоставлять различные трактовки. Предлагать вопросы для полемики. Участвовать в полемике. Делать выводы о новаторстве Горького-драматурга, сопоставлять свои выводы с учебником, корректировать, дополнять. Писать сочинение, корректировать написанное.

Завершить работу дома.Подготовиться к урокам по творчеству Блока.



Композиция романтических рассказов

1

Совершенствование знаний и умений

Коллективная работа. Аналитическая беседа

Устная форма контроля

Совершенствование умения выявлять авторскую позицию, комментировать её, аргументировать свою точку зрения, что необходимо на ЕГЭ



Особенности жанра и конфликта в пьесе «на дне»

1

Изучение нового материала. Творческое чтение

Сообщения учащихся, устные ответы на поставленные вопросы

Индивидуальный. Фронтальный опрос

Интерпретация обстановки «дна», умение сопоставлять произведения разных авторов по поднятой проблеме.



Человек, его достоинство и смысл жизни

1

Комбинированный

Комментированное чтение, сообщения учащихся об обитателях ночлежки, критическая оценка поступков героев, использование цитат для аргументированного ответа

Фронтальный опрос, комментированное чтение

Формирование умения выделять ключевые сцены в драматическом произведении. Помочь учащимся в определении собственной гражданской позиции и в выборе жизненного пути.



«Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе.

1

Комбинированный

Приёмы и методы истолкования художественного произведения

Участие в аналитической беседе, комментированное чтение, характеристика героя

Фронтальный опрос, тест

Формирование умения обобщать и систематизировать знания, интерпретировать, толковать сцены.



Вопрос о правде в драме «На дне»

1

Комбинированный. Приёмы и методы истолкования художественного произведения

Комментированное чтение, выступления по реализации домашнего задания

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

Способствовать развитию творческих способностей. Усвоение понятий «полилог», «полифония»



Сочинение по творчеству Горького

2

Контрольный. Творческая самостоятельная работа

Работа над планом. Соотношение частей сочинения. Использование цитат в работе.

Индивидуальный

Развитие творческих способностей, письменной речи



А.А.Фадеев.История создания романа «Разгром». Нравственные проблемы в романе.

1

Комбинированный урок

Работа с текстом, аналитическая беседа

фронтальный

Знать биографию писателя, особенности композиции и систему образов романа «Разгром»;текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь раскрывать авторский замысел, рассмотреть проблему гуманизма в романе

Формулировать свое понимание прозы Фадеева, анализировать эпизод романа, делать выводы. Обогащение словарного запаса речи учащихся. Отвечать на вопрос о связи писателя и времени.



Путь интеллигенции в революцию.

1

Комбинированный урок.

Анализ прозаического произведения.

индивидуальный

Знать: авторское отношение к проблеме интеллигенция и революция; знать проблему, поднятую автором. Уметь: выделить самое главное в произведении; показать авторское отношение.



И.Э.Бабель «Конармия». Гуманизм и право на революционное насилие.

1

Комбинированный урок.

Пересказ близко к тексту.

фронтальный

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; решать тестовые задания; обосновывать свое высказывание

Обмениваться впечатлениями после чтения рассказа. Готовить и осуществлять чтение фрагментов повести. Предлагать проблемные вопросы для анализа текста. Рассматривать и комментировать иллюстративный материал к произведению. Формулировать связные ответы



Лиризм и авторская ирония.

1

Комбинированный урок.

Анализ прозаического произведения.

индивидуальный

Знать: авторское отношение к народу; сюжет произведения.. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.



Кудрявый гений русской поэзии. Сергей Есенин в стихах и в жизни.

1

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.

Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, составление хронологической таблицы. Коллективное творчество.

Контроль осуществляется на последующих уроках (устный и письменный).

Развитие умения и навыков слухового восприятия поэтического текста, выразительное чтение стихотворений. Формирование читателя, способного к полноценному восприятию художественных произведений.

Читать самостоятельно отобранные стихотворения С.Есенина, рассказывать о своем понимании лирики поэта. Просмотр документальных фильмов о С.Есенине, восполнение информации из разных источников, отбор важной информации, структурирование, краткие связные ответы.



Образ времени в поэме «Анна Снегина»

1

Урок изучения нового материала. Урок-беседа.

Самостоятельная работа - письменный ответ на домашний вопрос. Коллективная деятельность - участие в эвристической беседе.

Устный - вопросно-ответная форма. Письменный - самостоятельная творческая работа.

Развитие умений и навыков литературоведческого анализа лирического текста, развитие умений и навыков обобщения нравственно-философских аспектов текста. Воспитание культуры диалогической и монологической речи.



В.В.Маяковский. Творческая биография.

1

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.

Доклад ученика, творческое чтение, составление хронологической таблицы.

Индивидуальный (реализация домашнего задания). Фронтальный (выборочная проверка составленных тезисов)

Способствовать развитию творческих способностей учащихся. Пробудить интерес к историческим местам в Казани.

Работа с информацией учебника и дополнительным материалом, структурирование, оформление для составления связного рассказа о жизни и творчестве В.Маяковского. Выразительно читать ранние произведения поэта, предъявлять гипотезы о новаторстве творчества. Корректировать, оформлять письменные выводы. Выразительно читать лирику поэта, созданную после революции. Делать выводы об изменении проблематики поэзии, ее новой направленности, стиле. Создавать аналитические связные ответы, корректировать написанное.



Патриотическая лирика Маяковского

1

Изучение нового материала урок-лекция. Выразительное чтение стихотворений Маяковского.

Отзыв о прочитанных стихотворениях. Выразительное чтение стихотворений, их анализ.

Индивидуальный (реализация домашнего задания). Устный (ответно-вопросная форма)

Умение анализировать поэтический текст, его интерпретация, умение сопоставлять с творчеством других поэтов



Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского

1

Изучение нового материала урок-лекция. Выразительное чтение стихотворений Маяковского

Работа по содержанию прочитанных стихотворений

Устный (ответно-вопросная форма)

Приобщить учащихся к поисково-исследовательской работе.



Урок-семинар. Традиции и новаторство в поэзии Маяковского. «Облако в штанах».

1

Комбинированный урок.

Знать: тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.



Подготовка к сочинению по творчеству Маяковского

2

Совершенствование ЗУН

Выполнение тестовых заданий. Раскрытие тем сочинений.

Коллективный, индивидуальный

Развитие умения подбирать интересный материал к сочинению. Приобщение к поисково-исследовательской работе.



Д.Бедный,Н.Н.Асеев,Э.Г.Багрицкий,Н.С.Тихонов

1

Изучение нового материала урок-лекция.

Работа по содержанию прочитанных стихотворений

фронтальный

Приобщить учащихся к поисково-исследовательской работе.

Читать лирические стихотворения. Повторять алгоритмы анализа лирического текста. Составлять аналитические ответы. Тренировать умение написания ответов разных объемов. Отбирать лирику для сборника «Русский поэтический авангард»: имена, стихотворная подборка, портретная галерея, лучшие статьи о времени и поэтах (с обязательным сокращением материала), терминологический словарь, иллюстрации. Выразительное чтение. Анализ стихотворений, в том числе сопоставительный.



Тест №4

1

Контрольный урок учёта знаний

Выполнение тестовых заданий




Внеклассное чтение Е.И. Замятин. Роман «Мы»

1

Урок применения знаний и умений

Знать: содержание произведения, своеобразие романа; увидеть новизну в изображении психологического состояния человека. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Обмениваться впечатлениями после чтения рассказа. Готовить и осуществлять чтение фрагментов повести. Предлагать проблемные вопросы для анализа текста. Рассматривать и комментировать иллюстративный материал к произведению. Формулировать связные ответы



«И судим был каждый по делам своим». Жизнь и творчество М.А.Булгакова. «Собачье сердце»

1

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.

Сообщения, подготовленные учащимися. Составление хронологической таблицы по материалу лекции.

Устные ответы по теме урока. Индивидуальный.

Умение делать выводы, проводить аналогии.

Самостоятельно работать с различными источниками информации о жизни и творчестве писателя. Находить общее и различие в трактовке. Составлять краткий хронограф. Знать перечень основных произведений. Презентовать портретную галерею, рассказывая об этапах жизни и творчества писателя. Выполнять подборку их разных источников с диаметрально противоположной характеристикой произведения Булгакова. Объяснять причины разных оценок. Читать и комментировать эпизоды. Делать заключения о своеобразии жанра и композиции произведения Булгакова.



Оставаться человеком!.. Жизненный и творческий путь А.Платонова. «Чевенгур»

1

Изучение нового материала. Демонстрация презентации. Сообщение учащегося. Беседа.

Составление хронологической таблицы по материалам лекции и выступления одноклассника.

Коллективное обсуждение, диалог между учителем и учеником. Выборочная проверка составленной таблицы.

Умение составлять хронологическую таблицу и цитатный план, вести диалог.

Формулировать свое читательское восприятие. Предлагать фрагменты для аналитического чтения в классе. Осуществлять аналитическое чтение. Формулировать выводы. Формулировать краткие ответы (5-10 предложений).



Внеклассное чтение А.П.Платонов «Котло­ван»

1

Урок применения знаний и умений

Знать: об актуальности и вневременной ценности произведения, о традициях Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова, высоком пафосе и острой сатире в "Котловане", об утопических идеях "общей жизни" как основе сюжета повести; о "непростых" простых героях Платонова; теме смерти в повести; о самобытности языка и стиля писателя.Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности



М.М. Зощенко «Монтер», «Кочерга» Жанр юмористической новеллы.

1

Изучение нового материала. Беседа

Составление хронологической таблицы по материалам лекции и выступления одноклассника.

коллективный

Знать: биографические сведения о писателе; о развитии жанра сатиры в литературе 20- х годов; роль писателя в развитии жанра сатиры. Уметь: анализировать эпизоды и детали; показать воспитательную роль смеха; анализировать язык произведения.

Формулировать свое читательское восприятие. Предлагать фрагменты для аналитического чтения в классе. Осуществлять аналитическое чтение. Формулировать выводы. Формулировать краткие ответы (5-10 предложений).



М.А.Светлов, М.В.Исаковский,Б.Л.Пастернак, Н.А.Заболоцкий

1

Изучение нового материала. Беседа

коллективный

Умение делать выводы, проводить аналогии.

Выразительно читать, комментировать стихотворения поэта.



А.Н.Толстой. Тема русской истории в творчестве писателя.

1

Изучение нового материала. Лекция учителя. Беседа.

Выступления учащихся. Составление хронологической таблицы по материалам лекции.

Оценка выступлений учащихся

Воспитывать интерес к истории России, гордость за свою родину.

Готовить аналитическое чтение рассказов по группам. Оформлять выводы об особенностях раскрытия нравственной проблематики у Толстого. Формулировать проблемные вопросы, сопоставлять жизненные позиции персонажей.



Панорама русской жизни в романе «Пётр Первый»

1

Изучение нового материала. Работа с текстом.

Анализ эпизодов, задания по группам. Создание киноверсии эпизода. Характеристика героя произведения.

Оценка выступлений учащихся

Умение обосновать свою точку зрения.



М.Шолохов. штрихи к биографии.

1

Изучение нового материала. Лекция.

Составление хронологической таблицы и плана лекции.

Оценка знаний изученного материала через составленные таблицы.

Умение отбирать самое существенное в биографии и творчестве писателя.

Отбирать фрагменты по теме урока. Выразительно читать, комментировать, анализировать эпизоды романа. Повторять термины: композиция, хронотоп, система персонажей, конфликт и др. Выстраивать суждение о судьбе и характере Григория Мелехова в романе. Создавать письменные краткие и развернутые ответы. Формулировать проблемные вопросы.

Пополнять словарь терминов, востребованных при изучении эпических произведений. Создавать краткие ответы, развернутый ответ на проблемный вопрос



М.А.Шолохов «Тихий Дон»

1

Изучение нового материала

Аналитическая беседа по содержанию рассказов.

Оценка знаний изученного материала.

Выявление авторской позиции через анализ сюжете, пейзажа, портрета, через название рассказов



Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон»

1

Урок совершенствования ЗУН.

Работа с текстом произведения, работа по карточкам. Беседа о жизни семей. Сопоставление с романом Толстого «Война и мир»

Оценка участия детей в беседе по содержанию произведения.

Развивать умение выделять существенное в материале, сравнивать обобщать



События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон»

1

Урок совершенствование ЗУН

Чтение глав, ответы на вопросы.

Развёрнутый ответ на поставленный вопрос. Записать самостоятельный вывод о влиянии войны на людей.

Показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияние её на человека.



Путь Григория Мелехова в романе

1

Урок совершенствование ЗУН

Работа с текстом романа. Подбор и анализ эпизодов.

Коллективная, индивидуальная

Помочь понять неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества. Воспитание любви и уважения к творческому наследию.



Григорий и Аксинья

1

Урок совершенствование ЗУН

Работа с текстом романа. Подбор и анализ эпизодов. Характеристика героев.

Коллективная, индивидуальная

Умение грамотно строить монологическое высказывание



Сочинение по творчеству М.А.Шолохова

2

Урок обобщения и контроля.

Подготовка к сочинению, осмысление предложенных тем.

Индивидуальный. Коллективный

Умение доказывать, делать выводы, обобщения. Умение выстраивать композицию сочинения, логично и последовательно излагать мысль.



А.А.Бек «Волоколамское шоссе»

1

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Работа с текстом

индивидуальный

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Формулировать свое читательское восприятие. Предлагать фрагменты для аналитического чтения в классе. Осуществлять аналитическое чтение. Формулировать выводы. Формулировать краткие ответы (5-10 предложений).



Э.Г.Казакевич «Звезда»

1

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Работа с текстом. Комментированное чтение.

Оценка участия в обсуждаемых вопросах, формулировка выводов.

Умение правильно строить дискуссию, отработка основных понятий.



Тест №5

1

Контрольный урок учёта знаний

Выполнение тестовых заданий



Патриотические мотивы в лирике военных лет. К.М.Симонов, М.В.Исаковский, А.Т.Твардовский

1

Изучение нового материала. Лекция

Анализ стихотворение

индивидуальный

Пробудить интерес к теме, показать огромную роль поэзии и публицистики огненных лет в духовной жизни народа.

Выразительно читать, комментировать стихотворения поэтовСобрать, обработать информацию о жизни и творчестве (поэта, писателя). Создавать письменные работы аналитического и сопоставительного характера. Интерпретировать содержание песни.



«Момент истины» Тема нравственного выбора в повести В.Быкова «Сотников»

1

Урок совершенствования ЗУН

Аналитическая беседа, работа с текстом повести.

Оценка участия школьников в обсуждении вопросов урока.

Совершенствование навыков публичного выступления, умения давать характеристику прочитанному произведению

Формулировать свое читательское восприятие. Предлагать фрагменты для аналитического чтения в классе. Осуществлять аналитическое чтение. Формулировать выводы. Формулировать краткие ответы (5-10 предложений).



Там, на войне. Повесть, «написанная кровью сердца». К.Воробьёв «Убиты под Москвой»

1

Урок совершенствования ЗУН

Аналитическая беседа, работа с текстом повести.

Оценка участия школьников в обсуждении вопросов урока.

Умение делать выводы, обобщать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения.

Формулировать свое читательское восприятие. Предлагать фрагменты для аналитического чтения в классе. Осуществлять аналитическое чтение. Формулировать выводы. Формулировать краткие ответы (5-10 предложений).



Ф.А.Абрамов. Жизнь тыла в годы войны по роману «Две зимы и три лета».

1

Комбинированный урок.

Лекция, беседа

коллективный

Знать: обзорно о жизни и творчестве писателя; о жанровых особенностях и идейном содержании повести; об истории создания повести; о биографических моментах в сюжете произведения.Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности

Формулировать свое читательское восприятие. Предлагать фрагменты для аналитического чтения в классе. Осуществлять аналитическое чтение. Формулировать выводы. Формулировать краткие ответы (5-10 предложений).



«Городская» проза. Ю.В.Трифонов «Обмен».

1

Урок ознакомления с новым материалом

Эвристическая беседа. Работа с текстом. Комментированное чтение.

Оценка участия в обсуждаемых вопросах, формулировка выводов.

Совершенствование умения определять тему и идею произведения, высказывать собственную точку зрения на прочитанное

Готовить аналитическое чтение рассказов по группам. Оформлять выводы об особенностях раскрытия нравственной проблематики у Трифонова. Формулировать проблемные вопросы, сопоставлять жизненные позиции персонажей.



А. Солженицын. Жизнь и творчество. «Матрёнин двор».Тема трагической судьбы чело­века в тоталитарном госу­дарстве

1

Урок ознакомления с новым материалом

Аналитическая беседа, работа с текстом.

индивдуальный

Совершенствование навыков работы с текстом, интерпретировать его, делать выводы.

Работа с материалами учебника о Солженицыне. Составление хронографа жизни и творчества. Связные ответы с выходом в полемику: «Почему А.Ахматова называет Солженицына счастливым человеком, «светоносцем»? Чтение фрагментов из изученных произведений Солженицына



В.М.Шукшин «Чудик»

1

Комбинированный урок.

Коллективный и индивидуальный

Знать: о «деревенской прозе»; о творчестве В.М.Шукшина; об изображении народного характера и картин народной жизни в рассказах; о диалогах в шукшинской прозе; об особенностях повествовательной манеры Шукшина.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; сопоставлять художественные те

Готовить аналитическое чтение рассказов по группам. Оформлять выводы об особенностях раскрытия деревенской темы у В.Шукшина. Подбирать и презентовать видеоматериал о судьбе писателя и его творчестве. Формулировать выводы по теме занятия, связные ответы на тему: чем проза Шукшина отличается от произведений других писателей-деревенщиков?



М.А.Светлов, Н.М.Рубцов

1

Изучение нового материала.

Запись основных положений лекции, знакомство со стихотворениями поэтов, их анализ. Сообщения подготовленных учеников

Оценка участия школьников в обсуждении вопросов урока

Совершенствование умения анализировать поэтический текст, определять стилистические особенности стихов.

Выразительно читать, комментировать стихотворения поэта. Собрать, обработать информацию о жизни и творчестве (поэта, писателя). Создавать письменные работы аналитического и сопоставительного характера. Сопоставлять музыкальные интерпретации поэтического текста разными исполнителями.



Тест №6

1

Контрольный урок учёта знаний

Выполнение тестовых заданий



Развитие речи. Реферат о творчестве писателей 50-80 г.

1

Комбинированный урок.

Поиск нужной информации в источниках различного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации.



В.П.Астафьева. Философский смысл изображения природы в повести «Царь -рыба»

1

Комбинированный урок.

Эвристическая беседа. Работа с текстом. Комментированное чтение.

Оценка участия в обсуждаемых вопросах, формулировка выводов.

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; нравственные идеалы писателя; философский смысл цикла «Царь - рыба»; взаимоотношение человека и природы по повести. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; найти ответа к главному вопросу: «Так что же я ищу, отчего мучаюсь, почему, зачем?».



В.Д.Дудинцев «Белые одежды»

1

Комбинированный урок

Лекция, беседа

коллективный

Совершенствование умения анализировать эпизод из прозаического текста

Формулировать свое читательское восприятие. Предлагать фрагменты для аналитического чтения в классе. Осуществлять аналитическое чтение. Формулировать выводы. Формулировать краткие ответы (5-10 предложений).



В.Распутин. Страницы жизни. Живое слово. «Пожар»

1

Комбинированный урок

Выступления учащихся, беседа по ранее прочитанным произведениям, запись основных положений биографии. Комментированное чтение

Коллективный и индивидуальный по теме урока

Совершенствование умения определять тему и идею произведения, высказывать собственную точку зрения на прочитанное

Формулировать свое читательское восприятие. Предлагать фрагменты для аналитического чтения в классе. Осуществлять аналитическое чтение. Формулировать выводы.


Традиции чеховского театра в творчестве Вампилова.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Комментированное чтение

коллективный

Знать: о проблематике, основном конфликте и системе образов в пьесе; о своеобразии ее композиции; Уметь: анализировать драматургический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности

Работать с материалами учебника о Вампилове. Связные ответы на проблемные вопросы, проверка гипотезы о связи пьес драматурга с произведениями Гоголя и Чехова.



Р.Гамзатов Соотношение национального и общече­ловеческого в лирике поэта.

1

Практикум

Анализ лирического стихотворения

Коллективный и индивидуальный

Формирование культуры речи

Анализ стихотворений докончить дома



А. А. Вознесенский о нравственном здоровье человека.

1

комбинированный

Анализ стихотворения

Коллективный и индивидуальный

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; выразительно читать стихотворения

Готовить аналитическое чтение рассказов по группам. Оформлять выводы об особенностях раскрытия нравственной проблематики у Вознесенского. Формулировать проблемные вопросы, сопоставлять жизненные позиции персонажей.



Б.А. Ахмадуллина. Художественное мастерство поэтессы.

1

Комбинированный урок.

Лекция. беседа

Коллективный и индивидуальный

Знать: содержание поэзии Б.А. Ахмадуллиной; о своеобразии художественного мира Б.А.Ахмадуллиной. Уметь: анализировать поэтические тексты; сравнивать поэтические тексты разных авторов.

Выразительно читать, комментировать стихотворения поэта. Собрать, обработать информацию о жизни и творчестве поэта Создавать письменные работы аналитического и сопоставительного характера. Интерпретировать содержание песни



Урок -кино.

Владимир Семёнович Высоцкий. Жизнь и творчество поэта

1

комбинированный

лекция

коллективный

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; о содержание поэзии В. Высоцкого; о его «бунтарном» творчестве. Уметь: выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными стихотворениями; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

Выразительно читать, комментировать стихотворения поэта. Собрать, обработать информацию о жизни и творчестве (поэта, писателя). Создавать письменные работы аналитического и сопоставительного характера. Интерпретировать содержание песни.



Б.Ш.Окуджава

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Лекция с элементами беседы, опрос

коллективный

Знать: об особенностях «бардовской» поэзии 60-х годов; об Арбате как художественной Вселенной, о воплощении жизни обычных людей в поэзии Окуджавы; об обращении к романтической традиции; о жанровом своеобразии песен Окуджавы.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Выразительно читать, комментировать стихотворения поэта. Создавать письменные работы аналитического и сопоставительного характера. Интерпретировать содержание песни



Е. А. Евтушенко.

1

Комбинированный урок.

Лекция

коллективный

Знать: обзорно о жизни и творчестве Е. А. Евтушенко; об особенностях творческого метода поэта; о народности его творчества.Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Презентовать подготовленную учащимися презентацию Выразительно читать, анализировать произведение, делая выводы о проблематике творчества и особенностях стиля Евтушенко



Урок-кино.

А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ».

1

Комбинированный урок

Анализ прозаического текста

Фронтальный опрос, развитие речи

Знать: о роли творчества Солженицына; об истории создания произведения; о его месте в литературе того времени и сегодня. Уметь: анализировать художественный текст; сформулировать тему, идею, проблематику; давать характеристику героям; выявлять авторскую позицию.

Работа с материалами учебника о Солженицыне. Составление хронографа жизни и творчества. Связные ответы с выходом в полемику: «Почему А.Ахматова называет Солженицына счастливым человеком, «светоносцем»? Чтение фрагментов из изученных произведений Солженицына.



В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество Шаламова.

«Колымские рассказы»

1

Урок изучения нового материала.

Беседа, реализация индивидуальных заданий, составление хронологической таблицы, фронтальный опрос, развитие речи

Индивидуальный, фронтальный

Знать: обзорно о жизни и творчестве писателя; о жанровых особенностях и идейном содержании рассказов; об истории создания книги "Колымских рассказов"; о своеобразии раскрытия "лагерной" темы; о характере повествования. Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Формулировать свое читательское восприятие. Предлагать фрагменты для аналитического чтения в классе. Осуществлять аналитическое чтение. Формулировать выводы. Формулировать краткие ответы (5-10 предложений).



И.А.Бродский. Биография поэта. Лирика.

(«Пророчество», «И при слове «грядущее» из русского языка….», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…».)

1

Урок ознакомления с новым материалом

Устный контроль, выполнение теста

Устный контроль, фронтальный опрос, индивидуальный, групповой

Знать: о своеобразии поэтического мышления и языка Бродского; о необычной трактовке традиционных тем русской и мировой поэзии; о неприятии абсурдного мира и теме одиночества человека в "заселенном пространстве".

Выразительно читать, комментировать стихотворения поэта. Собрать, обработать информацию о жизни и творчестве (поэта, писателя). Организовать заочную экскурсию в кабинет Бродского в музее А.А. Ахматовой. Рассказывать историю одного из музейных экспонатов, определять их роль и место в экспозиции. Создавать письменные работы аналитического характера.



Тест №7

1

Контрольный урок учёта знаний

Выполнение тестовых заданий



Эрнест Хемингуэй. «Старик и море». Обобщение пройденного курса.

1

Комбинированный урок.

Комментированное чтение, развитие речи

коллективный

Знать: обзорно о жизни и творчестве писателя; о проблематике повести, раздумьях писателя о человеке, его жизненном пути; об образе рыбака Сантьяго; о роли художественной детали и реалистической символики в повести; о своеобразии стиля Хемингуэя.

Уметь: конспектировать лекцию учителя; составлять монологическое высказывание по определенной теме; аналитически читать текст.

Формулировать свое читательское восприятие. Предлагать фрагменты для аналитического чтения в классе. Осуществлять аналитическое чтение. Формулировать выводы. Формулировать краткие ответы (5-10 предложений).



Обобщающий урок по русской литературе XX века.

1

Контрольный

Тест8

Индивидуальный

Результаты теста

Устное сочинение «Моё любимое произведение литературы XXвека»






















Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; сопоставление с произведениями якутских писателей;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Исходя из этого программа включает в себя художественные произведения русской литературы, поднимающие вечные темы и проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя, тема любви, патриотизма и др. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Планируется строить уроки так, чтобы весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного) способствовал выработке у учащихся интереса к литературе как предмету. Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении.

Главная идея данной программы по литературе -помочь при написании творческой части (части С) выпускник должен, определив проблему исходного текста, аргументировать свою точку зрения примерами из художественной литературы. С этой целью на уроках литературы предусмотрены задания, выполнение которых будет способствовать подготовке к ЕГЭ. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Цели изучения курса


Компетенции

Общеучебные

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Предметно-ориентированные

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе

за курс XI класса


Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведения.

  5. Основные понятия по теории литературы.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи.

Учащиеся должны уметь:

  1. Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.

  2. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  3. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.

  4. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  5. Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.

  6. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  7. Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.

  8. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.

  9. Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.

  10. Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.

  11. Пользоваться словарями различных типов, справочниками.



На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.


Содержание дисциплины



Наименование раздела и тем

Количество часов

1.

Введение

1

2.

А.И.Куприн

3

3.

Л.А.Андреев

1

3.

И.А.Бунин

4

4.

Общая характеристика поэзии «серебряного века»

1

5.

И.Ф.Анненский

1

6.

А.А.Блок

7

7

В.Я.Брюсов

1

8

К.Д.Бальмонт

1

9

З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский

1

10

Николая Гумилёв

1

11

Анна Ахматова

3

12

О. Э. Мандельштам

1

13

Б.Пастернак

1

14

М.Цветаева

4

15

Литература 1917-1929 годов.

1

16

М.А.Горький

8

17

А.А.Фадеев

2

18

И.Э.Бабель

2

19

С. Есенин

2

20

В.В.Маяковский

6

21

Д.Бедный,Н.Н.Асеев,Э.Г.Багрицкий,Н.С.Тихонов

2

22

Е.И. Замятин

1

23

М.А.Булгаков

1

24

А.Платонов

2

25

М.М. Зощенко

1

26

М.А.Светлов, М.В.Исаковский,Б.Л.Пастернак, Н.А.Заболоцкий

1

27

А.Н.Толстой.

2

28

М.Шолохов

8

29

А.А.Бек

1

30

Э.Г.Казакевич

2

31

Патриотические мотивы в лирике военных лет.

1

32

В.Быков

1

33

К.Воробьёв

1

34

Ф.А.Абрамов

1

35

Ю.В.Трифонов

1

36

А. Солженицын

1

37

В.М.Шукшин

1

38

М.А.Светлов, Н.М.Рубцов

3

39

В.П.Астафьев

1

40

В.Д.Дудинцев

1

41

В.Распутин

1

42

Вампилов

1

43

Р.Гамзатов

1

44

А. А. Вознесенский

1

45

Б.А. Ахмадуллина

1

46

В. С. Высоцкий

1

47

Б.Ш.Окуджава

1

48

Е. А. Евтушенко.

1

49

А.И.Солженицын

1

50

В. Т. Шаламов

1

51

И.А.Бродский

2

52

Эрнест Хемингуэй

1

53

Обобщающий урок по русской литературе XX века.

1

Ожидаемые результаты обучения

Личностные:

- уметь самостоятельно мотивировать свою предметную и внеурочную деятельность;

- сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета (составлять «дерево целей», заполнять таблицу ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал); вести портфолио, фиксируя результаты деятельности и определять дальнейший образовательный маршрут);

- предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений,

- планировать и осуществлять очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным местам;

- предлагать целостную (или частичную) программу внеклассной работы в рамках своих предметных интересов;

- быть способным к объективной самооценке и самокорректировке учебных результатов;

- определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу;

- работать индивидуально, в группе, полемизировать в духе толерантных межличностных отношений;

- быть способным к выбору решения проблемы с точки зрения гуманистической позиции;

- понимать и реализовывать себя как личность, гражданина, ответственного за связь с культурной традицией;

- понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению.

Метапредметные:

- работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, составлять терминологический словарь, писать рецензию, аннотацию и др.);

- усваивать и применять на практике алгоритмы работы с научными и научно-популярными текстами;

- системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;

- общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;

- усваивать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- владеть приемами публичного выступления; уметь презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;

- участвовать в полемике, будучи толерантным;

- уметь работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;

- уметь разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме;

- пользоваться для достижения учебных и личностных целей различными источниками информации, в том числе электронными;

- быть способным к индивидуальной учебной работе, а также в сотрудничеству в парах или группах.

- быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;

- приобретать гуманитарный стиль мышления, быть способным к гибкости, вариативности, диалогу с окружающими людьми;

- сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений.

Ожидаемые предметные результаты

(сформированность ключевых предметных УУД)

- понимать ключевые проблемы изученных произведений литературы;

- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные ценности;

- читать научно-популярные и художественные тексты;

- читать выразительно; с остановками; выборочно, с комментарием и др.;

- пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историко-культурного характера, в том числе сюжета, фабулы, фрагмента текста и др.;

- формулировать собственное отношение к произведениям литературы;

- анализировать художественные произведения разных родов и жанров, осуществляя целостный и фрагментарный анализ;

- выявлять художественные средства и приёмы создания образов (тропы и фигуры: сравнение, эпитет, оксюморон, метонимию, метафору, аллегорию, иронию, гиперболу, литоту, анафору, эпифору и др.);

- определять основные стихотворные размеры и виды стиха (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, дольник; вольный стих, белый стих, свободный стих; акцентный стих);

- писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения в жанре краткого ответа на проблемный вопрос (5-10 предложений), сочинения по теме (не менее 200 слов в 7-11 классах), классные и домашние, соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов; писать и защищать рефераты, исследовательские работы, защищать исследовательские проекты, составлять тезисы своей письменной работы;

- практически определять и аргументировать принадлежность произведения к определенному литературному направлению, исторической эпохе, жанру;

- исследовать художественное произведение, выявляя позицию автора;

- сопоставлять указанное произведение с произведениями других авторов;

- характеризовать систему персонажей художественного произведения, выявлять и характеризовать конфликт, композицию произведения;

- уметь характеризовать темы (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.).

- на практике выявлять отличия фольклора и художественной литературы.

- на практике видеть и узнавать приемы создания художественного образа (портрет, авторская характеристика, характеристика другими действующими лицами, художественные детали и др.);

- знать и на практике различать стили речи (публицистический, научный, официально-деловой, художественный, разговорный).

Ожидаемые результаты освоения программы

  1. в познавательной сфере:

- совершенствование компетенций, необходимых для аргументации, комментирования, обоснования собственной точки зрения;

- понимание ключевых проблем изученных произведений;

- понимание актуальности изучаемых произведений, их связи с эпохой написания, выявление их вневременного значения;

- формирование навыков анализа литературных произведений: их родовой и жанровой специфики, темы, идеи, пафоса, системы персонажей, навыков сопоставления персонажей и произведений в целом;

- понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- осмысленное чтение и понимание научно-популярных и художественных текстов;

- овладение элементарной литературоведческой терминологией для анализа литературного произведения.

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, восприятие их в контексте мировой культуры;

  • умение формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной литературы;

  • интерпретирование изучаемых художественных произведений, сопоставление собственных суждений с авторской позицией;

  • умение видеть и характеризовать тематику и проблематику изучаемых произведений: темы вечные, национальные, исторические, темы искусства. Проблемы социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.

3) в коммуникативной сфере:

  • формирование компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия прочитанного;

  • формирование компетентностей, необходимых для создания устных монологических высказываний разного типа;

  • создание письменного высказывания в жанре сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений;

  • создание творческих работ, исследовательских проектов, рефератов на общелитературные и общекультурные темы;

  • написание отзыва, рецензии на художественные произведения, сочинения в жанре краткого ответа на проблемный вопрос.

4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

  • формирование эстетического вкуса;

  • развитие и уточнение понимания природы художественного слова и его эстетической функции;

  • понимание и умение истолковывать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений;

  • использование литературоведческих терминов и понятий в качестве инструментария для анализа художественного текста.

Преподавание по данной образовательной программе, опирающейся на культурно-исторический опыт российского литературоведения и методики, призвано обеспечить системно-деятельностный подход в обучении.

Весь аппарат УМК, включая данную рабочую программу, призван в комплексе обеспечить личностное и социальное развитие обучающихся, стимулировать решение ими метапредметных познавательных и коммуникативных задач. Поэтому в программе большое внимание уделено организации самостоятельной исследовательской, поисковой и эвристической деятельности учащихся на основе включения блочно-модульных технологий, технологии критического мышления и др.

Контроль за освоением знаний и умений предполагает систему промежуточных и итоговых письменных программированных опросов, предусмотренных в УМК для достижения высоких итоговых результатов.

Самостоятельная деятельность учащихся поддержана особой организацией заданий в рабочей программе, что позволяет проводить поэтапное формирование алгоритмов умственных действий. Универсальные учебные действия, предложенные к освоению в данной рабочей программе, должны способствовать как целостному усвоению знаний о произведении и пониманию авторской позиции, так и развитию мышления учащихся.



Личностные

Метапредметные

Предметные

Здоровьесберегающий компонент

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к

Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание

своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,

своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение

гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального

российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование

ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к

саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных

предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе

формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в

социально значимом труде;

3) формирование

целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и

общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное

многообразие современного мира;

4) формирование

осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,

его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к

истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и

народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и

достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение

социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и

сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном

самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с

учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие

морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе

личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,

осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование

коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и

других видов деятельности;

8) формирование

ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил

индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,

угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование

основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического

мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание

значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,

уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие

эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и

мира, творческой деятельности эстетического характера.

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать

для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои

действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного

выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для

классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить

логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по

аналогии) и делать выводы;

7)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое

чтение;

9) умение организовывать

учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работатьиндивидуально и в группе: находить

общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции

своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической

контекстной речью;

11) формирование

и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей: формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

Эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения. Формирующейся эмоциональной системе подростка важны разнообразные впечатления, они являются основой наших эмоций и чувств. Например, яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов.

На уроках литературы полезны мини-диспуты по анализу афоризмов, пословиц и поговорок на тему «Здоровье»

При подготовке к ГИА и ЕГЭ (часть С) возможно использование в качестве тренировочных работ анализ публицистических текстов по пропаганде ЗОЖ.





© 2010-2022