- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 9 классе по теме Сложное предложение
Урок русского языка в 9 классе по теме Сложное предложение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильяшова М.Ф. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Осколковская СОШ»
Открытый урок
русского языка в 9 классе
по теме «Сложное предложение»
учителя русского языка и литературы
Ильяшовой Марии Федосовны
Цели урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по теме «Сложное предложение»
Задачи урока:
- овладение исследовательскими навыками при работе с языковым материалом, углубление теоретических знаний в ходе практического решения вопросов;
- развитие самостоятельности в использовании сведений теоретического характера, привитие любви к родному языку, активизация познавательного интереса к русскому языку;
- развивать умения и навыки анализа языковых единиц.
Ход урока
-
Подготовка к восприятию
«Работа над родным языком не прекращается никогда», - говорил Измаил Иванович Срезневский. (На доске портрет Срезневского).
Мы с вами закончили изучение последней темы из курса русского языка 9 класса. Сегодня у нас контрольно - обобщающий урок по теме «Сложное предложение». Цель нашего урока я бы определила так:
Разложить всё по полочкам,
Всё расставить по клеточкам,
Направление по струнке задать,
Без качанья, без хаоса,
Без излишнего пафоса,
Без свободы надуманной
Путь умей продолжать.
Итак, в путь за знаньями
На расстояние в 45 минут!
Успеха! Удачи!
(Е.Д.Марченко «Всё по полочкам»)
2. Теоретический опрос . (Ответить на вопросы, привести примеры)
-
Какое предложение называется сложным?
-
Какие бывают сложные предложения?
-
Что представляют собой сложносочинённые предложения?
-
Чем отличаются сложноподчинённые предложения от сложносочинённых?
-
В чём особенность бессоюзных сложных предложений?
-
Из предложенного текста привести пример сложного предложения с разными видами связи. Доказать.
Примеры предложений
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело - сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг,
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую с волнением поёшь.
(предложение с разными видами связи)
В начале октября ещё по - летнему пригревает осеннее солнце и в воздухе блестит паутина. (сложносочинённое)
Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (сложноподчинённое)
Ни дожди, ни ветер - озорник - ничто не может погасить осенний пожар, пламенеющий над белоствольными берёзками, резными кленами. (простое, с однородными членами и обобщающим словом)
Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (бессоюзное)
-
Повторение материала о сложносочинённом предложении
Задание. Из предложенных предложений в тетрадь записать ССП.
В начале октября ещё по-летнему пригревает осеннее солнце и в воздухе блестит паутина.
- Есть ли ошибка в постановке знаков препинания?
( Нет. Это сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член: в начале октября)
- Из данного предложения выписать словосочетания с разными типами связи (согласования, управления, примыкания).
Осеннее солнце - согласование.
Блестит в воздухе - управление.
Пригревает по-летнему - примыкание.
- Словосочетание осеннее солнце замените синонимичным словосочетанием с типом связи управлением.
(осеннее солнце - солнце осени)
- Возможно ли данное предложение перестроить в сложноподчинённое?
(Да, возможно. Когда в начале октября ещё по-летнему светит осеннее солнце, в воздухе блестит паутина.)
- Составьте схему предложения.
- Какие виды придаточных предложений известны вам?
(придаточные определительные, изъяснительные, образа действия и степени, времени, места, цели, причины, сравнительные, уступительные, следствия, присоединительные)
- Перед вами афоризмы. Что такое афоризмы? (афоризм - краткое выразительное изречение). Определить вид придаточного.
1. Когда не знаешь слов, нечем познавать людей. (Конфуций)
(придаточное времени)
-
Говори, чтоб я тебя увидел. (Сократ) (придаточное цели)
-
Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. (Наполеон Бонапарт)
(местоименно-определительное)
-
Работа с сложноподчинёнными предложениями
Определить вид СПП
- Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя. (причины)
- Я понимал, что выручить нас может только случайность. (изъяснительное)
- Если май холодный, год хлебородный. (условное)
5. Творческая работа. Данные предложения переделать в бессоюзные и объяснить постановку знаков препинания.
Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
(вторая часть имеет значение причины)
Я понимал: выручить нас может только случайность.
(вторая часть поясняет, дополняет первую)
Май холодный - год хлебородный.
(первая часть имеет значение условия)
-
Работа с предложениями с разными видами связи
Записать предложения и расставить знаки препинания
Солнце светит так, что, если закрыть на минуту глаза , сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завесу пожара.
-
Культура речи. Найти в предложениях речевые ошибки.
Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ.
Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили пароходы.
С горы были видны луга и хвойные леса, которые пестрели цветами.
-
Подведение итогов
Хочется в конце урока вновь обратиться к словам Срезневского и надеяться на то, что ваша работа над родным языком никогда не прекратится. Может быть, ваши знания и ваша грамотность поможет вам в выборе будущей профессии. Ведь знание - это сила.