Рабочая программа по дисциплине ОУД. 01 Русский язык и литература: литература

Рабочая программа по дисциплине ОУД.01 Русский язык и литература: литература. составлена на основании Примерной программы общеобразовательной дисциплины "Русский язык и литература: литература, автры: Г.А.Обернихина, Т.В.Емельянова, Е.В.Мацыянка, К.В.Савченко, 2015.Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образова- ния...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО:

Директор ГБПОУ МО «ММТ» Зам. директора по УПР

______________ Новиков В.А. ____________ Триполитова А.С.

« 31 » августа 2015 г. « 31 » августа 2015г.





РАССМОТРЕНО

на методическом объединении

Председатель МО

____________ Шведова Н.А.

«31» августа 2015г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД.01 Русский язык и литература: литература






















Можайск 2015 - 2016 уч. год





Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)

19.02.10 «Технология продуктов общественного питания»,

23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

43.02.02 «Парикмахерское искусство» ,

43.02.10 «Туризм»,

36.02.01 «Ветеринария»,

23.04.01 «Информационные системы».

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Можайский многопрофильный техникум».

Разработчик: Герасименко Кристина Олеговна, Иванова Светлана Леонидовна, Лаврентьева Е.С. преподаватели русского языка и литературы.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на методическом объединении общеобразовательных дисциплин.

















СОДЕРЖАНИЕ



стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6


условия реализации программы учебной дисциплины

24


Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


26



















1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по СПО специальности СПО 23.04.01«Информационные системы» базовой подготовки.

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальностям СПО 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» базовой подготовки, 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» базовой подготовки, 43.02.02 «Парикмахерское искусство» базовой подготовки, 43.02.10 «Туризм» базовой подготовки, 36.02.01 «Ветеринария» базовой подготовки, 23.04.01 «Информационные системы» базовой подготовки.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл;

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен:

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 59 часов.












































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


практические занятия

58

контрольные работы

Не предусмотрено

курсовая работа (проект)

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

Не предусмотрено

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, рекомендованных преподавателем);

- поиск информации, подготовка реферата (сообщений, компьютерной презентации) по темам, которые выдаются преподавателем;

- составление кроссворда и работа с ними;

- составление опорного конспекта по теме.

23



17


8


10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся,

курсовая работа (проект)

Объём,

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Русская литература первой половины Х1Х века.



Тема 1.1.

Введение.


Содержание учебного материала

1


1

Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.

3

Лабораторне работы

-


Практические работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-

Тема 1.2.

А.С.Пушкин.

1

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина.

4

3

2

Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник». Образ Петра.

3





Лабораторные работы

-


Практические работы

2


1

Анализ стихотворения «Осень» (отрывок).

2

Анализ стихотворения «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»)

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа студентов:

- проработка конспектов занятий;

- подготовка рефератов или презентаций на темы:

«Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения».

«Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения».

«Московское общество любомудров, его философско-эстетическая программа».

«А.С. Пушкин - создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматурги».

«Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина - первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции».

«Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание».

2

Тема 1.3.

М.Ю. Лермонтов.

Содержание учебного материала

6

3

1

М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики. Философские мотивы лирики.

2

Поэма «Демон». Земное и космическое в поэме. Смысл финала поэмы.

3

3

Адресанты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

3

1

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия…»)

2

Идейно-художественное своеобразие призведений последних лет.

3

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу»

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- проработка конспектов занятий;

- подготовка рефератов или презентаций на темы:

«Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»)».

«Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие».

«Социально-философская сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме».

2

Тема 1.4.

Н.В.Гоголь.

Содержание учебного материала

5


1

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Петербургские повести».

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

4

1

«Петербургские повести». Образ «маленького человека».

2

3

Образ «маленького человека» в повести «Шинель».

Практикум - анализ эпизода из повести «Портрет».

4

Классное сочинение. «Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя».

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- проработка конспектов занятий;

- подготовка рефератов или презентаций на темы:

«Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения».

«Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность».

«Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности»;

- составление кроссвордов и работа с ними.

3

Раздел 2.

Русская литература второй половины Х1Х века.


Тема 2.1.

Культурно-историческое развитие России середины XIX века.


Содержание учебного материала

2

1

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе.

1

Контрольные работы

1


Практические работы

1

1

Составление конспекта по тексту учебника.

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-

Тема 2.2.

А.Н. Островский.

Содержание учебного материала

4

1

А.Н. Островский. Сведения из биографии. Драма «Гроза».

2

2

«Бесприданница». Трагическая значимость названия.

2

Лабораторные работы

-


Практические работы

2

1

История создания драмы «Гроза». Система образов.

2

История создания драмы «Бесприданница». Система образов.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- проработка конспектов занятий;

- подготовка рефератов или презентаций на темы:

«Размежевание общественно-политических сил в 1860-е гг., полемика на страницах периодической печати. Журналы «Современник» и «Русское слово» и их роль в общественном движении».

«Публицистическая и литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева».

«Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины».

«Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях».

2

Тема 2.3.

И.А. Гончаров.

Содержание учебного материала

2

1

И.А. Гончаров. Сведения из биографии. Роман «Обломов». Особенности композиции, его проблематика.

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

1

1

Анализ эпизода «Сон Обломова».

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- проработка конспектов занятий;

- составление опорного конспекта.

2

Тема 2.4.

И.С. Тургенев

Содержание учебного материала

5


1

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Тургенев-романист. История создания романа «Отцы и дети».

3

2

Базаров - герой современного времени.

3

Лабораторные работа

-

Практические работа

3

1

Классное сочинение по творчеству И.С.Тургенева.

2

Суть конфликта отцов и детей. Анализ 1 и 2 глав романа.

3

Анализ финала в романе «Отцы и дети».

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- проработка конспектов занятий;

- подготовка рефератов или презентаций на темы:

«Записки охотника» И.С. Тургенева - история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.

2

Тема 2.5. Н.Г. Чернышевский

Содержание учебного материала

2

1

Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» (Обзор).

3

Лабораторне работы

-

Практические занятия

1

1

Эссе на тему «Как повлиял роман «Что делать?» на русскую литературу.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- проработка конспектов занятий;

- подготовка рефератов или презентаций на темы:

«Публицистическая и литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева».

«Н.Г. Чернышевский. Общественно-политические и эстетические взгляды. Литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского».

«Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, его социально-политический и философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного эгоизма», ее привлекательность и неосуществимость».

2

Тема 2.6.

Ф. И. Тютчев


Содержание учебного материала

2


1

Ф.И. Тютчев. Обзор творчества. Особенности поэтического мастерства.

3

Лабораторные работы

-



Практические занятия

1

1

Анализ стихотворения «Silentium!», «О, как убийственно мы любим…».


Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- проработка конспектов занятий;

- составление кроссвордов и работа с ними.

2

Тема 2.7.

А.А. Фет.


Содержание учебного материала

2

1

А.А. Фет. Обзор творчества. Особенности поэтического мастерства.

3

Лабораторне работы

-



Практические работы

1

1

Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Какое счастие: и ночь, и мы одни!..»

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- составление кроссвордов и работа с ними;

- составление опорного конспекта.

2

Тема 2.8.

А.К.Толстой.

Содержание учебного материала

1

1

А.К. Толстой. Очерк жизни и творчества.

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- проработка конспектов занятий;

- подготовка рефератов или презентаций на темы:

«Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта («Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.)».

«Общественно-политическая и культурная жизнь России 1870-х - начала 1880-х гг. Формирование идеологии революционного народничества».

2

Тема 2.9.

Н.А. Некрасов.

Содержание учебного материала

4

1

Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Гражданский пафос лирики Некрасова.

1

2

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания и композиция поэмы.

2

Лабораторные работы

-


Практические работы

2

1

Анализ стихотворения «Поэт и гражданин», «Мы с тобой бестолковые люди».

2

Образы крестьян и помещиков. Образы народных заступников в поэме».

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- проработка конспектов занятий;

- подготовка рефератов или презентаций на темы:

«Н.А. Некрасов - организатор и создатель нового «Современника».

2

Тема 2.10.

Уроки поэзии

Содержание учебного материала

2

1

А.Н. Майков, А.А. Григорьев, Я.П. Полонский.

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

1

1

Анализ стихотворений одного из поэтов А.Н. Майкова, А.А. Григорьева, Я.П. Полонского.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- составление опорного конспекта.

1

Тема 2.11. Н.С Лесков

Содержание учебного материала

2

1

Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник».

3

Лабораторные работы

-

Практические работы

1

1

Классное сочинение на тему «Внутренний мир героїв Н.С.Лескова».

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- проработка конспектов занятий;

- подготовка рефератов или презентаций на темы:

«Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»)».

2

Тема 2.12.

М.Е. Салтыков -Щедрин

Содержание учебного материала

3

3

1

М.Е. Салтыков -Щедрин. Сведения из биографии. «Господа Головлевы». Общий обзор романа.

Лабораторные работы

-


Практические работы

2

1

Анализ романа «Господа Головлевы».

2

Практикум-анализ сказки «Премудрый пискарь», «Дикий помещик».

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- проработка конспектов занятий;

- подготовка рефератов или презентаций на темы:

«Общественно-политическая и культурная жизнь России 1870-х - начала 1880-х гг. Формирование идеологии революционного народничества».

«М.Е. Салтыков-Щедрин - сотрудник и редактор «Современника» и «Отечественных записок».

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язик».

2

Тема 2.13.

Ф.М. Достоевский.





Содержание учебного материала

5



1

Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. Мировоззрение Достоевского.

3

2

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Роль пейзажа.

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

3


1

Письменные ответы на вопросы из учебника.

2

Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

3

Образ города в романе «Преступление и наказание».

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- проработка конспектов занятий;

- подготовка рефератов или презентаций на темы:

«Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира».

«Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

2

Тема 2.14.

Л.Н. Толстой.

Содержание учебного материала

6



1

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.«Севастопольские рассказы».

3

2

«Война и мир». Жанровое своеобразие романа.

3

3

Обзор позднего творчества. «Анна Каренина», «Хаджи-Мурат».

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

3

1

Письменные ответы на вопросы из учебника.

2

Письменные ответы на вопросы из учебника.

3

Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- проработка конспектов занятий;

- подготовка рефератов или презентаций на темы:

«Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов».

«Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».

2

Тема 2.15.

А.П.Чехов.

Содержание учебного материала

4

1

А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Раннее творчество Чехова. Основные черты чеховской поэтики.

3

2

Комедия «Вишневый сад». Два сюжета пьесы. Главный образ пьесы.

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

2

1

Работа с текстом учебника - поиски положительных героев и идеалов А.П.Чехова.

2

Тест по творчеству Чехова.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

- подготовка рефератов или презентаций на темы:

«Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»)».

«Новаторство чеховской драматурги».

«Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности».

1

Раздел 3.

Зарубежная литература (обзор)


Тема 3.1.

В. Шекспир «Гамлет»,О. Бальзак «Гопсек», Г.Флобер «Саломбо».

Содержание учебного материала

2

1

В. Шекспир «Гамлет»,О. Бальзак «Гопсек», Г.Флобер «Саломбо».

1

Лабораторные работы

-



Практические работы


1

1

Эссе по творчеству Бальзака, Шекспира, Флобера (по выбору студента).

Контрольные работы

-

Самостоятельные работа студентов

-



Раздел 4.

Литература ХХ века



Тема 4.1.

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа Х1Х - ХХ веков

Содержание учебного материала

3


1

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа Х1Х - ХХ веков

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

2

1

Сочинение на тему «Этого автора я готов перечитывать всю жизнь».


2

Составление конспекта по тексту учебника.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- составление опорного конспекта по теме;

- составление кроссвордов и работа с ними.

2


Раздел 5.

Русская литература на рубеже веков.


Тема 5.1.

И.А.Бунин.

Содержание учебного материала

1

1

И. А. Бунин. Сведения из биографии. Стихи.Рассказы.

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- составление опорного конспекта;

- составление кроссвордов и работа с ними.

2

Тема 5.2.

А.И. Куприн.

Содержание учебного материала

2

1

А.И. Куприн. Сведения из биографии.«Гранатовый браслет». Мир человеческих чувств в повести.

3

Лабораторные работы

-

Практические работы

1

1

Тема любви в повести «Гранатовый браслет».

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- проработка конспектов занятий.

1

Тема 5.3.

М. Горький.


Содержание учебного материала

3


1

М. Горький. Сведения из биографии. Ранние рассказы Горького «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Коновалов».

3

2

«На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы

3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1

1

Тест по произведению «На дне».

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- проработка конспектов занятий.

1




Раздел 6.

Поэзия начала ХХ века.



Тема 6.1.

Поэзия начала ХХ века.

Содержание учебного материала

4



1

Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века (А.А. Ахматова, М.Цветаева,В. Брюсов, Н.Гумилев и др.).

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

3

1

Анализ стихотворений поэтов серебряного века (на выбор учащихся).

2

Анализ стихотворений поэтов серебряного века (на выбор учащихся).

3

Анализ стихотворений поэтов серебряного века (на выбор учащихся).

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-

Тема 6.2.

А.А. Блок.


Содержание учебного материала

3

1

А.А. Блок. Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

3

2

Поэма «Двенадцать». Философская проблематика и своеобразие поэтики.

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

1

1

Анализ стихотврения (по выбору учащегося).

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- проработка конспектов занятий.

1


Раздел 7.

Литература 20-х годов.


Тема 7.1.

Литературный процесс 20-х годов.

Содержание учебного материала

2


1

Литературный процесс 20-х годов.

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

1

1

Конспектирование статей о литературном процессе 20-х годов.

Контрольные работы


-

Самостоятельная работа студентов:

- составление кроссвордов и работа с ними.

- проработка конспектов занятий.

2

Тема 7.2.

В.В.Маяковский.

Содержание учебного материала

2

1

В.В.Маяковский. Сведения из биографии. Поэма «Во весь голос».

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

1

1

Анализ стихотворения (по выбору учащегося).

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа студентов:

- подготовка рефератов или презентаций на темы на темы:

«Предреволюционная лирика»; «Единство противоположностей в характере лирического героя: грубость-нежность, ненависть-любовь»; «Резкое неприятие буржуазного мира, его представлений о любви, красоте, поэзии. Ощущение себя поэтом улицы»; «Связь поэзии Маяковского с изобразительным искусством. Яркая метафоричность образов, значение языка, гиперболы. Своеобразие и функция художественных средств. Особенности стихосложения».

1

Тема 7.3.

С.А.Есенин.















Содержание учебного материала

3

1

С.А.Есенин. Сведения из биографии. Лирика С.Есенина. Поэма «Анна Снегина».

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

2

1

Анализ стихотворения (по выбору учащегося).

2

Анализ поэмы «Анна Снегина».

Контрольные работы

Самостоятельная работа студентов:

- подготовка рефератов или презентаций на темы:

«Блоковские мотивы в ранней поэзии С. Есенина («Запели тёсаные дроги»)»; «Цельность и гармоничность образа Родины, значение фольклорного начала в поэзии Есенина («Гой ты, Русь моя родная», «Калики»)»;

« Выражение эстетического восприятия деревни и родины в лирике Есенина («Край ты мой заброшенный», «Как захожий богомолец я смотрю твои поля… », «Отговорила роща золотая… »)»; «Сквозные образы поэзии Есенина, их символическое значение - клён, осина и другие («Я покинул родимый дом», «По-осеннему кычет сова»)»; «Противопоставление цивилизации и природы («Я последний поэт деревни», «Песнь о хлебе»)»; «Есенин о месте поэта в послереволюционной России («Возвращение на родину», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Сторона ль ты моя, сторона!», «Не жалею, не зову, не плачу», «Сорокоуст»*, «Несказанное, синее, нежное», «Русь уходящая»*, «Анна Снегина»)»;« Поздняя любовная лирика (цикл «Персидские мотивы»)»;«Трагическое мироощущение поэта в поэме «Чёрный человек».

-

1



Раздел 8.

Литература 30-х - нач. 40-х гг.




Тема 8.1.

Литература 30-х - нач. 40-х гг.

Содержание ученого материала

1

1

Становление культуры в 30-е годы. Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого.

3

Лабораторные работы

-

Практические работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-

Тема 8.2.

А.П.Платонов


Содержание учебного материала

1


1

А.П. Платонов. Сведения из биографии. Характерные черты времени в повести. «Котлован».

1

Лабораторные работы

-

Практические работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- составление опорного конспекта.

1

Тема 8.3.

М.А.Булгаков

Содержание учебного материала

4

1

М.А. Булгаков. Сведения из биографии. Сатира Булгакова.

3

2

Фантастическое и реалистическое в романе «Мастер и Маргарита».

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

2

1

Классное сочинение «Мой любимый герой из романа «Мастер и Маргарита».

2

Анализ повести «Собачье серце».

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- составление опорного конспекта.

1

Тема 8.4.

А. Н. Толстой.


Содержание учебного материала

2

1

А. Н. Толстой. Сведения из биографии. Обзор романа «Петр Первый».

3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1

1

Образ Петра в романе «Петр Первый».

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

-составление кроссвордов и работа с ними.

1

Тема 8.5.

М.А.Шолохов


Содержание учебного материала

2

1

М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Роман - эпопея о судьбах русского народа и о казачестве в годы Гражданской войны».

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

1

1

Письменные ответы на вопросы из учебника.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- составление опорного конспекта.

1


Раздел 9.

Литература русского зарубежья.



Тема 9.1.

Русское литературное зарубежье 40-90-х годов.

Содержание учебного материала

1

1

Русское литературное зарубежье 40-90-х годов. И.Бунин, В.Набоков, И.Бродский, В.Некрасов.

3


Лабораторные работы

-


Практические работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-

Тема 9.2.

В.Набоков

Содержание учебного материала

1


1

В.В. Набоков.Сведения из биографии. Роман «Машенька».Образ Машеньки. Смысл финала романа.

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-прорабока конспектов занятий.

1




Раздел 10.

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.



Тема 10.1.

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Содержание учебного материала

3


1

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О.Бергольц, К. Симонов, А. Твардовский, М. Алигер, Ю.Друнина и др.

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

2

1

Стихи послевоенных лет. Анализ стихотворений (по выбору учащихся).

2

Стихи послевоенных лет. Анализ стихотворений (по выбору учащихся).

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- составление кроссвордов и работа с ними.

1

Тема 10.2.

Б.Пастернак.

Содержание

2


1

Б. Пастернак. Сведения из биографии. Ранняя, поздняя лирика поэта.

3

Лабораторные работы

-

Практические работы

1


1

Эссе по творчеству Б.Пастернака.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

- подготовка рефератов или презентаций на темы:

«Значение творчества Б.Пастернака для русской литературы»,

«Основные темы и мотивы в творчестве Б.Пастернака»,

«Б.Пастернак и Грузия», «Доктор Живаго».;

- составление опорного конспекта по теме.

2

Тема 10.3.

А.Т.Твардовский

Содержание учебного материала

1

1

Тема войны в лирике А.Т.Твардовского. Поэма «По праву памяти».

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-


Раздел 11.

Литература 50-80-х годов.



Тема 11.1.

Литература 50-80-х годов.

Содержание учебного материала

1


1

Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П. Нилин «Жестокость», А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В. Дудин «Не хлебом единым».

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- подготовка рефератов или презентаций на темы на темы:

«Городская проза»;

«Деревенская проза».

«Драматургия. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей».

1


Тема 11.2.

А.И.Солженицын

Содержание учебного материала

1

А.И. Солженицын. Сведения из биографии. «Матренин двор».

2



3


Лабораторные работы

-

Практические работы

1

1

Анализ рассказа «Матренин двор».

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов:

- подготовка рефератов или презентаций на темы:

«Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус»;

-прорабока конспектов занятий.

1

Тема 11.3.

В.Т.Шаламов

Содержание учебного материала

2


1

В.Т. Шаламов.Сведения из биографии. «Колымские рассказы». Простота. Ясность.

3

Лабораторные работы

-

Практические работы

1

1

Анализ одного из рассказов (по выбору).

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-прорабока конспектов занятий.

1

Тема 11.4.

В.Г.Распутин, В.М.Шукшин


Содержание учебного материала

2

1

Произведения отечественных прозаиков. В.Г.Распутин «Последний срок», В.М.Шукшин «Чудик», «Срезал» и др.

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

1

1

Анализ рассказа «Последний срок».

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-прорабока конспектов занятий.

1

Тема 11.5.

Николай Рубцов, Расул Гамзатов

Содержание учебного материала

1


1

Сведения из биографии. Своеобразие стихотворений, идейное содержание.

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-прорабока конспектов занятий.

1


Раздел 12.

Русская литература последних лет.



Тема 12.1.

Традиции и новаторство в новейшей прозе 80-90-х годов.





Содержание учебного материала

3



1

Произведения современной литературы (обзор).

3

2

Особенности развития литературы на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

3

Лабораторне работы

-


Практические работы

1

1

Эссе на тему «Жизненные вопросы, которые освещают произведения современной литературы».

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа студентов:

- подготовка рефератов или презентаций на темы:

« Произведения современной литературы».

1


Раздел 13.

Зарубежная литература (обзор)


Тема 13.1.

Зарубежная литература (обзор)

Содержание учебного материала

1

1

Э.М Ремарк «Три товарища», Г. Маркес «Сто лет одиночества», П.Коэльо «Алхимик», Э. Хемингуэй «Старик и море».

3

Лабораторные работы

-


Практические работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

- составление опорного конспекта.

1

Тема 13.2. Дифференцированный зачет

Содержание учебного материала

1

Лабораторные работы

-

Практические работы

1

1

Дифференцированный зачет

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общеобразовательных дисциплин.

мастерских не предусмотрено; лабораторий не предусмотрено.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

Технические средства обучения:

- компьютер,

- мультимедиа проектор,

- экран,

- принтер.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено.

3.2.Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Учебники и учебные пособия

  1. Обернихина Г.А., Вольнова И.Л., Емельянова Т.В., Зернов Д.И, Мацыяка Е.В., Савченко К.В. Литература. Учебник для студентов учреждений сред.проф.образования. - М., 2012.

  2. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. - М., 2012.

  3. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. - М., 2011.

  4. Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. - М., 2011.

  5. Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. - М., 2011.

  6. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2012.

  7. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. - М., 2011.

  8. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. - М., 2011.

Для преподавателей

  1. История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. - М., 2000.

  2. История русской литературы ХI-XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. - М., 2001.

  3. История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. - М., 2001.

  4. Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. - М., 2002.

  5. Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2000.

  6. Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. - М., 2003.

  7. Михайлов О. Жизнь Бунина. - М., 2002.

  8. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. - М., 2001.

  9. Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2001.

  10. Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2002.

  11. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М., 2001.

  12. Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ - начала ХХ в. - М., 2001.

  13. Соколов А.Г. История русской литературы XIX-XX века. - М., 2000.

  14. Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. - М., 2001.

Словари

Чернец Л. В., Семенов В. Б., Скиба В. А. Школьный словарь литературоведческих терминов. - М., 2013.

Интернет-ресурсы:


  1. festival.1september.ru

  2. studentam.net

  3. gramota.ru/

  4. gramma.ru/

  5. twirpx.com.

  6. bulgakov.ru/

  7. lermontov.niv.ru/

  8. tolstoy.lit-info.ru/

  9. chehov.niv.ru/

  10. esenin.ru/

  11. literus.net/

  12. griboedov.lit-info.ru/

  13. turgenev.lit-info.ru/

  14. hlebnikov.ru/index.htm

  15. gorkiy.lit-info.ru/

  16. krylov.lit-info.ru/


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

4.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

контрольное тестирование, домашние работы (тестирование), экспертная оценка контрольной работы, экспертная оценка защиты реферата, опрос по индивидуальным заданиям,
индивидуальное проектное задание, различные формы опроса на аудиторных занятиях, составление сравнительных таблиц, фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

контрольное тестирование, домашние работы (тестирование), экспертная оценка контрольной работы, экспертная оценка защиты реферата, опрос по индивидуальным заданиям,
индивидуальное проектное задание, различные формы опроса на аудиторных занятиях, составление сравнительных таблиц, фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий

Использовать приобретенные

знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

- самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей;

- развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

4.2. Критерии оценки знаний

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки выполнения задания

1. Выполнение практических работ

- правильность выполнения практической работы;

- грамотность и аккуратность оформления практической работы;

- полнота раскрытия контрольных вопросов в практической работе

2. Наличие конспекта по дисциплине

- наличие всех лекций по дисциплине;

- грамотность и аккуратность оформления лекций с выделением тем лекций и основных опорных определений

3. Выполнение самостоятельной работы

- правильность и полнота выполнения задания для самостоятельной работы;

- грамотность и аккуратность оформления самостоятельной работы



Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

75 ÷ 89

4

хорошо

60 ÷ 74

3

удовлетворительно

менее 60

2

неудовлетворительно




6


© 2010-2022