Урок по русскому языку в 5 классе на тему «Антонимы»

Класс: 5 Тема: Антонимы. Цель урока: обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”; провести работу по подбору синонимов, закрепить в речи понятие “омоним”; расширять лексический запас обучающихся, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания Тип урока: урок  изучения нового материала. Формы обучения: индивидуальная, коллективная. Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый. Оборудование: презентация, рабочие буклеты, словари  Ход урока. 1. Организационный момент. Эпиграф: Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. (В.Кодухов)   Учитель: В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны! 2.Повторение ране изученного материала. Учитель: Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку. Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять? А выручить меня готово любимое, родное… (Слово!) – А для чего служат слова, что они обозначают? (Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.) – Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика) -Ребята, а о каких понятиях лексики мы с вами узнали на предыдущих уроках? (Омонимы, синонимы) -Кто мне даст определение «Омониму»? (Это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по своему лексическому значению. Пример ключ-ключ, коса-коса…) - А что же за слова «Синонимы» (это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут различаться друг от друга оттенками лексического значения и употребление в речи. Пример: сверкать- блестеть, врач- доктор…) Задание по карточкам. Карточка 1  3.Изучение нового материала.  Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях. -Учитель: сегодня мы с Вами будем говорить о некотором понятии лексики, совершенствовать навыки чтения,  самостоятельно пополнять свои знания. И в конце урока самые активные ребята получат сертификаты. Открываем тетради, записываем число, «классная работа», а тему вы запишите чуть позже, когда догадаетесь, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.   - О каких словах-неприятелях идёт здесь речь? (Об антонимах) Записываем тему урока, Назовите антонимы (Солнце –тень, близко – далеко, низко –высоко) Что же такое антонимы? (Слайд № 3). Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя». Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»   Антоним. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться.  Антонимы делают речь более точной и выразительной. Игра «Наоборот»  слайд № 4. И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «хорошо», А ты ответишь: «плохо». Скажу я слово «великан», А ты ответишь: «кроха». Скажу я слово  «потолок», А ты ответишь: «пол». Скажу я слово «потерял». И скажешь ты: «нашёл». - Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял  нашёл).   Решение грамматических задач. Запишем пословицу. Сколько в ней антонимичных пар? (ученье – неученье; свет-тьма) Делаем синтаксический разбор предложения.   4.Первичное закрепление. Вставьте нужные антонимы ( индивидуальная работа) 1.Любишь брать, люби …   . (отдавать). 2.Сытый …   не разумеет. (голодного) 3.Иди вперёд, а оглядывайся …    .(назад) - Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.) - Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!) Подберите к прилагательному несколько антонимов. Надёжный друг - … . (Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.) - Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.) Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 5

Тема: Антонимы.

Цель урока: обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие "антоним"; провести работу по подбору синонимов, закрепить в речи понятие "омоним"; расширять лексический запас обучающихся, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

План урока:

1.Орг.момент.

2.Повторение ране изученного материала.

3.Изучение нового материала.

4.Первичное закрепление.

5.Физ.минутка.

6.Итог урока.

7.Рефлексия.

8.Выдача д.з

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная.

Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: презентация, рабочие буклеты, словари

Ход урока.

1. Организационный момент. Эпиграф:

Язык - наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. (В.Кодухов)

Учитель:

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

2.Повторение ране изученного материала.

Учитель:

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

- А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

-Ребята, а о каких понятиях лексики мы с вами узнали на предыдущих уроках? (Омонимы, синонимы)

-Кто мне даст определение «Омониму»? (Это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по своему лексическому значению. Пример ключ-ключ, коса-коса…)

- А что же за слова «Синонимы» (это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут различаться друг от друга оттенками лексического значения и употребление в речи. Пример: сверкать- блестеть, врач- доктор…)

Задание по карточкам.

Карточка 1

Найдите в шуточном стихотворении Я. Козловского омонимы и объясните их лексическое значение.
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
- Где вы были? - У Лисички!
- Что вы ели там? - Лисички.

2."Найди друга"

К словам левой колонки надо подобрать синонимы из правой.(Обосновать свой ответ)

Алфавит
Огонь
Опрятный
Прыгать
Бросать
Красный

Аккуратный
Алый
Скакать
Азбука
Пламя
Кидать

Карточка 2

Найдите в шуточном стихотворении Г.В. Сапгира омонимы и объясните их лексическое значение.

Там, где нужен ключ обычный,

Не поможет ключ скрипичный.

И лесным ключом, проверь,

Так же не откроешь дверь.

2."Найди друга"

К словам левой колонки надо подобрать синонимы из правой.(Обосновать свой ответ)

Алфавит
Огонь
Опрятный
Прыгать
Бросать
Красный

Аккуратный
Алый
Скакать
Азбука
Пламя
Кидать

Карточка 3.

- Отгадайте загадки:

Из какого крана не льется вода? (Подъемного)

Какая гусеница не годится для танка? (Насекомое)

Какой лук не кладут в суп? (Из которого стреляют)

"Найди друга"

К словам левой колонки надо подобрать синонимы из правой.(Обосновать свой ответ)

Алфавит
Огонь
Опрятный
Прыгать
Бросать
Красный

Аккуратный
Алый
Скакать
Азбука
Пламя
Кидать

3.Изучение нового материала.

Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.

-Учитель: сегодня мы с Вами будем говорить о некотором понятии лексики, совершенствовать навыки чтения, самостоятельно пополнять свои знания. И в конце урока самые активные ребята получат сертификаты.

Открываем тетради, записываем число, «классная работа», а тему вы запишите чуть позже, когда догадаетесь, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Слайд № 2.

- О каких словах-неприятелях идёт здесь речь? (Об антонимах)

Записываем тему урока,

Назовите антонимы (Солнце -тень, близко - далеко, низко -высоко)

Что же такое антонимы? (Слайд № 3).

Антоним - греческое слово: анти - приставка со значением «противоположный», онима - «имя».

Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»

Объяснение темы урока.

Антоним. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда - ложь, плакать - смеяться. Антонимы делают речь более точной и выразительной.

Игра «Наоборот» слайд № 4.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «хорошо»,

А ты ответишь: «плохо».

Скажу я слово «великан»,

А ты ответишь: «кроха».

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «нашёл».

- Назовите антонимы (хорошо - плохо, великан - кроха, потолок - пол, потерял нашёл).

Решение грамматических задач.

Слайд № 5.

Запишем пословицу. Сколько в ней антонимичных пар? (ученье - неученье; свет-тьма)

Делаем синтаксический разбор предложения.

4.Первичное закрепление.

Слайд № 6.

Вставьте нужные антонимы ( индивидуальная работа)

1.Любишь брать, люби … . (отдавать).

2.Сытый … не разумеет. (голодного)

3.Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)

Слайд № 7.

Подберите к прилагательному несколько антонимов.

Надёжный друг - … .

(Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)

- Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)

Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы - близкие по значению слова. А антонимы - противоположные по смыслу слова.)

Слайд № 8.

В каких предложениях употреблены синонимы, а в каких антонимы?

Эта задача несложная, простая.

Он сделал это не случайно, а намеренно.

Он сделал это неслучайно, намеренно.

Эта задача не сложная, а простая.

Составьте и запишите предложения со словами увлекательно - скучно; радостный - грустный, используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не.

5.Слайд № 9. Физкультминутка.

Игра с мячом

Бросаю мяч ученику и называю слово, а ученик должен подобрать антоним.

Горе - радость;
Большой - маленький;
Низкий - высокий;
Белый - черный;
Друг - враг;
Хороший - плохой;
Сложный - простой;
Синоним - антоним;
Мальчик - девочка;
Хорошо - плохо;
Зима - лето.

Слайд № 11.

Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов

1. Свежий (хлеб, журнал, ветер).

(Чёрствый, старый, тёплый).

2. Лёгкий (труд, путь, ветер).

(Тяжёлый, трудный, сильный).

Слайд № 12.

Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.

Герасим был хороший, а барыня жестокая.

Эта речка не широкая, а мелкая.

Царевна была добрая, а царица плохая.

Слайд № 13.

Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.

Жил - был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час - вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.

- Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?

6.Итог урока.

Слайд № 14.

Подытожим урок.

- Что такое антонимы?

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

- Какова роль антонимов в речи?

7.Рефлексия. (Карточки )

Закончи предложение:

А вы знаете, что сегодня на уроке я ____

Больше всего мне понравилось ______

Самым интересным сегодня на уроке было __________________________________

Самым сложным для меня сегодня было __________________________________

Сегодня на уроке я почувствовал _________

Сегодня я понял ______________________

Сегодня я научился _____________________

Сегодня я задумался ___________________

На будущее мне надо иметь в виду __

8.Выдача д/з.

9.Выставление оценок.





© 2010-2022