Организация научно – исследовательской работы с учащимися как метод социализации личности

В статье учитель делится опытом работы  по организации научно – исследовательской работы со своими учащимися. Статья актуальна, т.к. реализация  исследовательского обучения более или менее успешно решает многие проблемы и задачи современного образования: развитие исследовательской компетентности, творческого потенциала учащихся и их учебной мотивации, преодоление недисциплинированности части учеников, профессионального самоопределения школьников и другие. Исследовательское обучение должно быть н...           В процессе исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений, высокая работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гребенникова Марина Викторовна

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 13 станицы Константиновской

Курганинского района Краснодарского края

Организация научно - исследовательской работы

с учащимися как метод социализации личности

Среди первоочередных задач, стоящих перед современным образованием, можно выделить задачу, связанную с подготовкой ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научно-исследовательскую деятельность.

Создавать научно-исследовательские проекты со своими учениками я начала в 2010 году. Сначала их целью было участие в конкурсах. Например, конкурс «Новое пространство России», в котором моя ученица Огурцова А. была отмечена грамотой за участие в возрастной категории «Дети» и конкурс «Святые заступники Руси», где эта же ученица Огурцова А. отмечена грамотой за участие в номинации «Литературное творчество».

Затем исследовательской работой заинтересовались другие мои ученики, и я решила изучить подробнее все аспекты организации научно-исследовательской деятельности учащихся. К изучению методов организации научно-исследовательской деятельности подтолкнуло и введение в нашей школе в 2011 - 2012 учебном году ФГОС в первых классах. Требования Образовательного стандарта нового поколения предполагают широкое применение проектной и исследовательской деятельности учащихся. А ведь не за горами время, когда эти ученики придут в пятый класс. Значит, учитель, принявший пятый класс, должен быть готов встретить ученика, имеющего опыт исследовательской работы. И вот уже три года я работаю над темой «Организация научно - исследовательской работы с учащимися на уроках и во внеурочной деятельности как метод социализации личности».

Успешно решить практические вопросы, связанные с формированием и развитием познавательной активности учеников, невозможно без анализа теоретических исследований. Используя Интернет-ресурсы, я ознакомилась с литературой по данной теме. Тема освещена в следующих трудах:

1. Белоусова Т.Н., Мазниченко М.А. Исследования и проекты: что снижает мотивацию школьников к познанию // Народное образование, 2010. № 8. (с.169 - 175)

2. Гузеев В.В., Курчаткина И.Б. Исследовательская работа в профильном обучении //Народное образование, 2010. № 7. (с.192 - 196)

3. Каюда Г.П. Проектно-исследовательская деятельность учащихся и учителя.// Педагогические науки, 2006. № 6. (с. 130 - 136)

4. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сфера,1998.

Объектом моей работы является система научно-исследовательской работы с учениками 5 - 11 классов и процесс формирования ключевых качеств социально-адаптивной личности в ходе занятий научно-исследовательской деятельностью.

Цель работы: исследовать динамику развития ключевых качеств социально-адаптивной личности средствами реализации системы научно - исследовательской работы.

Предполагаемый результат: реализация системы научно - исследовательской работы способствует формированию и развитию ключевых качеств социально-адаптивной личности, созданию ситуации успеха, что ведет к самореализации личности, успешному приспособлению к новым социальным условиям.

В ходе работы применяются следующие методы:

- анализ литературы по методике, педагогике, психологии;

- наблюдение;

- анкетирование;

- анализ результатов обучения.

Особенности научно-исследовательской деятельности учащихся.

Научно-исследовательская деятельность осуществляется учащимися совместно с научными руководителями.

Формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся являются реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, видеоматериалы, компьютерные презентации, публичные выступления.

Лучшие работы учащихся поощряются дипломами, рекомендуются к представлению на конференции, направляются для участия в конкурсах.

При выборе темы исследования необходимо учитывать актуальность выбранной темы, её практическую и теоретическую значимость, использовать известные результаты и знания сверх школьной программы, умение сформулировать и аргументировать собственное мнение.

Основные этапы выполнения научно - исследовательской работы учащимися.

Этап 1. Мотивация научно-исследовательской работы.

Этап 2. Выбор направлений исследований.

Этап 3. Постановка задачи.

Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных.

Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез.

Этап 6. Оформление результатов работы.

Этап 7. Представление исследовательской работы.

Требования к научно-исследовательской работе:

- конкретность;

-логичность построения материала;

- аргументированность (выводы должны быть подкреплены экспериментальными, научными данными или мнениями ученых);

- точность формулировок.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся школы как средство повышения качества образования.

В современном обществе стала очевидной востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить ученика к тому, что знание важно не только усваивать, но и творчески перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно - исследовательской деятельности уже в школе. Это не только способ расширить свой кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории. Научно-исследовательская работа позволяет школьнику выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов.

Сегодняшний старшеклассник - это завтрашний студент. Поэтому подобные навыки, полученные в школе, могут сослужить добрую службу во время обучения в вузе. Может оказаться так, что кто- то продолжит изучение выбранной в школе темы, и в дальнейшем она выльется в хорошую курсовую или дипломную работу.

В течение двух лет учащиеся под моим руководством работают над долгосрочным проектом «Мы против всего, что портит наш язык». В 2012 - 2013 учебном году мы занимались проблемами употребления ненормативной лексики в речи уч-ся школы и их родителей. Исследовательская работа одной из учениц была представлена на конкурсе «Живое слово», успешно защищена и заняла 1 место. В 2013 - 2014 учебном году объектом исследования являются орфографические, пунктуационные и другие виды ошибок, встречающиеся на баннерах, витринах магазинов, в рекламных объявлениях. Исследовательская работа нашего ученика также стала победителем конкурса «Живое слово».

На уроках учащиеся тоже работают над мини-проектами «Моя сказка», «Стихи русских поэтов», создают рефераты по предложенным темам.

В следующем учебном году я с учениками планирую начать работу над долгосрочным проектом «Речевой этикет как показатель культуры общения».

Анализ результатов деятельности.

Можно сделать вывод о том, что занимаясь научно-исследовательской деятельностью, ученики научились работать с научной литературой, анализировать материал, вычленять в нем главное и отбрасывать второстепенное;

- составлять тексты докладов по подобранному материалу;

- выступать публично с подготовленным докладом, задавать вопросы аудитории и отвечать на полученные вопросы;

- выслушивать собеседника и, аргументируя, высказывать свою точку зрения.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить следующие основные признаки социализации личности школьников:

- проявление интереса обучающихся к учебе и исследовательской деятельности;

- способность школьников реализовывать творческие способности;

- проявление социальной активности школьников.

Проявление интереса обучающихся к учёбе и исследовательской деятельности


Год


Мероприятие


Участник


Результат


2012


Создание научно-исследовательских работ и участие в школьных научно-практических конференциях


7

участников



2013

Создание научно-исследовательских работ и участие в школьных научно-практических конференциях


11 участников


Увеличение количества участников


2014

Создание научно-исследовательских работ и участие в школьных научно-практических конференциях


12 участников


Увеличение количества участников


2011

III районная научно-практическая конферен ция «Взгляд в будущее через поиск…»


Глянцева Дарья


Грамота за участие


2011

конкурс «Идеи Д.С.Лихачева и современность»


Огурцова Анастасия


диплом участника


2012

Энциклопедия «Одаренные дети - будущее России»


Огурцова Анастасия

Герой энциклопедии в рубрике «Им принадлежит будущее»


2012

Энциклопедия «Одаренные дети - будущее России»


Михно Василий

Герой энциклопедии в рубрике «Им принадлежит будущее»


2013

Очный тур научно-исследовательской конференции «Живое слово»


Глянцева Дарья


Победитель

в номинации «Языкознание»


2013

IV региональная очная конференция научно-исследовательских и творческих работ «Молодые исследователи Кубани»


Глянцева Дарья


3 место

в номинации «Языкознание»


2014

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников


Колесникович

Валерия


Призёр


2014

Очный тур научно-исследовательской конференции «Живое слово»


Антошин Тимофей


Победитель

в номинации «Языкознание»


2014

V региональная очная конференция научно-исследовательских и творческих работ «Молодые исследователи Кубани»


Антошин Тимофей


Диплом участника

Как положительный результат следует отметить и то, что мои ученики успешно сдают ЕГЭ. Средний балл ЕГЭ по русскому языку в 2012 году составил 69 баллов, что превышает краевой (64 балла) показатель. Результаты выше среднекраевого уровня показали 8 учащихся из 14. Высший балл, полученный на ЕГЭ в 2012 году, - 92.

Желание и стремление реализовывать творческие способности подтверждается следующими фактами:

- участием в классных мероприятиях (подготовка классных часов, информационных часов, литературных гостиниц, праздников для родителей и др.);

- участием в общешкольных мероприятиях

Проявление социальной активности школьников выразилось в активной деятельности по подготовке и проведению бесед для учащихся начальных классов, мероприятий, проведенных совместно с работниками сельской библиотеки, акций в Константиновском сельском поселении.

Научно-исследовательская работа с учениками затронула и работу всей школы.

  • Организована исследовательская деятельность по изучению уровня культуры речи учащихся, родителей, педагогов школы.

  • Организован выпуск буклетов «Говори правильно», словаря «Кубанские говоры», «информационных страничек» для учащихся «Это интересно», «А как это по-русски?» и для педагогов «Педагогическая этика».

  • На педсовете от 07.11.2013 для педагогов проведена «информационная минутка» «Нормы русского языка».

Работа с учениками и от меня требует творческой деятельности. В 2013 году я приняла участие в IV Россинских педагогических чтениях, проведенных ККИДППО, в номинации «Методическая». По результатам конкурса награждена именным благодарственным письмом и подарком.

Как руководитель творческой работы награждена дипломом педагога-наставника конкурса «Идеи Д.С.Лихачева и современность» и грамотой за успехи в подготовке научной смены, сохранение и воспитание интеллектуального потенциала Кубани.

Достижения мои и моих учеников (пусть скромные) позволяют мне считать, что моя работа не напрасна. И если хотя бы несколько моих выпускников продолжат исследовать и заниматься творчеством после окончания школы, то это тоже можно считать небольшой победой.





6


© 2010-2022