- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Организация научно – исследовательской работы с учащимися как метод социализации личности
Организация научно – исследовательской работы с учащимися как метод социализации личности
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гребенникова М.В. |
Дата | 05.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Гребенникова Марина Викторовна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 13 станицы Константиновской
Курганинского района Краснодарского края
Организация научно - исследовательской работы
с учащимися как метод социализации личности
Среди первоочередных задач, стоящих перед современным образованием, можно выделить задачу, связанную с подготовкой ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научно-исследовательскую деятельность.
Создавать научно-исследовательские проекты со своими учениками я начала в 2010 году. Сначала их целью было участие в конкурсах. Например, конкурс «Новое пространство России», в котором моя ученица Огурцова А. была отмечена грамотой за участие в возрастной категории «Дети» и конкурс «Святые заступники Руси», где эта же ученица Огурцова А. отмечена грамотой за участие в номинации «Литературное творчество».
Затем исследовательской работой заинтересовались другие мои ученики, и я решила изучить подробнее все аспекты организации научно-исследовательской деятельности учащихся. К изучению методов организации научно-исследовательской деятельности подтолкнуло и введение в нашей школе в 2011 - 2012 учебном году ФГОС в первых классах. Требования Образовательного стандарта нового поколения предполагают широкое применение проектной и исследовательской деятельности учащихся. А ведь не за горами время, когда эти ученики придут в пятый класс. Значит, учитель, принявший пятый класс, должен быть готов встретить ученика, имеющего опыт исследовательской работы. И вот уже три года я работаю над темой «Организация научно - исследовательской работы с учащимися на уроках и во внеурочной деятельности как метод социализации личности».
Успешно решить практические вопросы, связанные с формированием и развитием познавательной активности учеников, невозможно без анализа теоретических исследований. Используя Интернет-ресурсы, я ознакомилась с литературой по данной теме. Тема освещена в следующих трудах:
1. Белоусова Т.Н., Мазниченко М.А. Исследования и проекты: что снижает мотивацию школьников к познанию // Народное образование, 2010. № 8. (с.169 - 175)
2. Гузеев В.В., Курчаткина И.Б. Исследовательская работа в профильном обучении //Народное образование, 2010. № 7. (с.192 - 196)
3. Каюда Г.П. Проектно-исследовательская деятельность учащихся и учителя.// Педагогические науки, 2006. № 6. (с. 130 - 136)
4. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сфера,1998.
Объектом моей работы является система научно-исследовательской работы с учениками 5 - 11 классов и процесс формирования ключевых качеств социально-адаптивной личности в ходе занятий научно-исследовательской деятельностью.
Цель работы: исследовать динамику развития ключевых качеств социально-адаптивной личности средствами реализации системы научно - исследовательской работы.
Предполагаемый результат: реализация системы научно - исследовательской работы способствует формированию и развитию ключевых качеств социально-адаптивной личности, созданию ситуации успеха, что ведет к самореализации личности, успешному приспособлению к новым социальным условиям.
В ходе работы применяются следующие методы:
- анализ литературы по методике, педагогике, психологии;
- наблюдение;
- анкетирование;
- анализ результатов обучения.
Особенности научно-исследовательской деятельности учащихся.
Научно-исследовательская деятельность осуществляется учащимися совместно с научными руководителями.
Формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся являются реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, видеоматериалы, компьютерные презентации, публичные выступления.
Лучшие работы учащихся поощряются дипломами, рекомендуются к представлению на конференции, направляются для участия в конкурсах.
При выборе темы исследования необходимо учитывать актуальность выбранной темы, её практическую и теоретическую значимость, использовать известные результаты и знания сверх школьной программы, умение сформулировать и аргументировать собственное мнение.
Основные этапы выполнения научно - исследовательской работы учащимися.
Этап 1. Мотивация научно-исследовательской работы.
Этап 2. Выбор направлений исследований.
Этап 3. Постановка задачи.
Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных.
Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез.
Этап 6. Оформление результатов работы.
Этап 7. Представление исследовательской работы.
Требования к научно-исследовательской работе:
- конкретность;
-логичность построения материала;
- аргументированность (выводы должны быть подкреплены экспериментальными, научными данными или мнениями ученых);
- точность формулировок.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся школы как средство повышения качества образования.
В современном обществе стала очевидной востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить ученика к тому, что знание важно не только усваивать, но и творчески перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно - исследовательской деятельности уже в школе. Это не только способ расширить свой кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории. Научно-исследовательская работа позволяет школьнику выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов.
Сегодняшний старшеклассник - это завтрашний студент. Поэтому подобные навыки, полученные в школе, могут сослужить добрую службу во время обучения в вузе. Может оказаться так, что кто- то продолжит изучение выбранной в школе темы, и в дальнейшем она выльется в хорошую курсовую или дипломную работу.
В течение двух лет учащиеся под моим руководством работают над долгосрочным проектом «Мы против всего, что портит наш язык». В 2012 - 2013 учебном году мы занимались проблемами употребления ненормативной лексики в речи уч-ся школы и их родителей. Исследовательская работа одной из учениц была представлена на конкурсе «Живое слово», успешно защищена и заняла 1 место. В 2013 - 2014 учебном году объектом исследования являются орфографические, пунктуационные и другие виды ошибок, встречающиеся на баннерах, витринах магазинов, в рекламных объявлениях. Исследовательская работа нашего ученика также стала победителем конкурса «Живое слово».
На уроках учащиеся тоже работают над мини-проектами «Моя сказка», «Стихи русских поэтов», создают рефераты по предложенным темам.
В следующем учебном году я с учениками планирую начать работу над долгосрочным проектом «Речевой этикет как показатель культуры общения».
Анализ результатов деятельности.
Можно сделать вывод о том, что занимаясь научно-исследовательской деятельностью, ученики научились работать с научной литературой, анализировать материал, вычленять в нем главное и отбрасывать второстепенное;
- составлять тексты докладов по подобранному материалу;
- выступать публично с подготовленным докладом, задавать вопросы аудитории и отвечать на полученные вопросы;
- выслушивать собеседника и, аргументируя, высказывать свою точку зрения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить следующие основные признаки социализации личности школьников:
- проявление интереса обучающихся к учебе и исследовательской деятельности;
- способность школьников реализовывать творческие способности;
- проявление социальной активности школьников.
Проявление интереса обучающихся к учёбе и исследовательской деятельности
Год
Мероприятие
Участник
Результат
2012
Создание научно-исследовательских работ и участие в школьных научно-практических конференциях
7
участников
2013
Создание научно-исследовательских работ и участие в школьных научно-практических конференциях
11 участников
Увеличение количества участников
2014
Создание научно-исследовательских работ и участие в школьных научно-практических конференциях
12 участников
Увеличение количества участников
2011
III районная научно-практическая конферен ция «Взгляд в будущее через поиск…»
Глянцева Дарья
Грамота за участие
2011
конкурс «Идеи Д.С.Лихачева и современность»
Огурцова Анастасия
диплом участника
2012
Энциклопедия «Одаренные дети - будущее России»
Огурцова Анастасия
Герой энциклопедии в рубрике «Им принадлежит будущее»
2012
Энциклопедия «Одаренные дети - будущее России»
Михно Василий
Герой энциклопедии в рубрике «Им принадлежит будущее»
2013
Очный тур научно-исследовательской конференции «Живое слово»
Глянцева Дарья
Победитель
в номинации «Языкознание»
2013
IV региональная очная конференция научно-исследовательских и творческих работ «Молодые исследователи Кубани»
Глянцева Дарья
3 место
в номинации «Языкознание»
2014
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
Колесникович
Валерия
Призёр
2014
Очный тур научно-исследовательской конференции «Живое слово»
Антошин Тимофей
Победитель
в номинации «Языкознание»
2014
V региональная очная конференция научно-исследовательских и творческих работ «Молодые исследователи Кубани»
Антошин Тимофей
Диплом участника
Как положительный результат следует отметить и то, что мои ученики успешно сдают ЕГЭ. Средний балл ЕГЭ по русскому языку в 2012 году составил 69 баллов, что превышает краевой (64 балла) показатель. Результаты выше среднекраевого уровня показали 8 учащихся из 14. Высший балл, полученный на ЕГЭ в 2012 году, - 92.
Желание и стремление реализовывать творческие способности подтверждается следующими фактами:
- участием в классных мероприятиях (подготовка классных часов, информационных часов, литературных гостиниц, праздников для родителей и др.);
- участием в общешкольных мероприятиях
Проявление социальной активности школьников выразилось в активной деятельности по подготовке и проведению бесед для учащихся начальных классов, мероприятий, проведенных совместно с работниками сельской библиотеки, акций в Константиновском сельском поселении.
Научно-исследовательская работа с учениками затронула и работу всей школы.
-
Организована исследовательская деятельность по изучению уровня культуры речи учащихся, родителей, педагогов школы.
-
Организован выпуск буклетов «Говори правильно», словаря «Кубанские говоры», «информационных страничек» для учащихся «Это интересно», «А как это по-русски?» и для педагогов «Педагогическая этика».
-
На педсовете от 07.11.2013 для педагогов проведена «информационная минутка» «Нормы русского языка».
Работа с учениками и от меня требует творческой деятельности. В 2013 году я приняла участие в IV Россинских педагогических чтениях, проведенных ККИДППО, в номинации «Методическая». По результатам конкурса награждена именным благодарственным письмом и подарком.
Как руководитель творческой работы награждена дипломом педагога-наставника конкурса «Идеи Д.С.Лихачева и современность» и грамотой за успехи в подготовке научной смены, сохранение и воспитание интеллектуального потенциала Кубани.
Достижения мои и моих учеников (пусть скромные) позволяют мне считать, что моя работа не напрасна. И если хотя бы несколько моих выпускников продолжат исследовать и заниматься творчеством после окончания школы, то это тоже можно считать небольшой победой.
6