Урок-практикум по теме Обучение написанию сочинения-рассуждения в 11-м классе (подготовка к ЕГЭ)

Цель урока: актуализация знаний и навыков школьников по созданию сочинения поэтапная отработка алгоритма написания сочинения углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля продолжение работы по формированию навыков использования средств выразительности в тексте. Оборудование урока: , текст статьи В. Конецкого Словарная работа: publicus – общественный, публичный безжалостный,жестокий эгоизм, равнодушие  Слово учителя. 1. Задачей сегодняшнего урока является совершенствовани...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-практикум по теме "Обучение написанию сочинения-рассуждения в 11-м классе" (подготовка к ЕГЭ)

Яфизова Татьяна Васиьльевна учитель русского языка и литературы

Цель урока:

  1. актуализация знаний и навыков школьников по созданию сочинения

  2. поэтапная отработка алгоритма написания сочинения

  3. углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля

  4. продолжение работы по формированию навыков использования средств выразительности в тексте.

Оборудование урока: , текст статьи В. Конецкого

Словарная работа:

publicus - общественный, публичный
безжалостный,жестокий
эгоизм, равнодушие

губительноый,варварский

Ход урока

I. Сообщение целей и задач урока-практикума.

II. Слово учителя.

1. Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Выполнение части С при сдаче ЕГЭ - один из самых сложных этапов. Невозможно хорошо выполнить ту работу, которую ты не умеешь делать. Урок-практикум поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы в части С. Работа в группах создаст на уроке более комфортные условия для написания сочинения-рассуждения по статье В. Конецкого. (Тексты розданы всем учащимся).

(Для более успешной работы необходимо назначить консультантов из числа сильных учеников, "дежурных по словарю").

2. Углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля.

- Назовите отличительные особенности публицистического стиля речи.

(Каждая группа выполняет задание, ответы учащихся записываются на доске).

1 группа:

2 группа:

3 группа:

актуальность темы
общедоступность
образность речи
своевременность

злободневность
обращение к широкой аудитории
экспрессивность

обсуждение насущных общественных вопросов
эмоциональность
четкость и логичность
оперативность

- Укажите языковые особенности публицистического стиля.

1 группа:

2 группа:

3 группа:

широкое использование общественно-политической лексики
побудительные предложения

устойчивые обороты и выражения
неологизмы
сленги
призывный пафос

совмещение книжного и разговорного стиля
наличие риторических приемов

3. Словарная работа.

- В "рабочих листах" запишите лексическое значение слов:

1 группа:

2 группа:

3 группа:

безжалостный,

жестокий

варварский,

губительный

эгоизм
равнодушие

("Дежурные по словарю" представляют результаты работы)

- Назовите слова - синонимы, антонимы, продолжите синонимические ряды данных слов. Эта работа пригодится вам во время создания текста.

(Примеры: эгоизм - бессердечие, душевная черствость, нравственная глухота)

III. Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.

1. Сочинение-рассуждение относится к публицистическому стилю, и его написание подчинено определенному алгоритму, который четко отражает все этапы работы (слайд 3).

Первый этап - знакомство с алгоритмом.

  1. Формулировка одной из проблем исходного текста

  2. Комментарии по выбранной проблеме

  3. Формулировка позиции автора

  4. Аргументы "за" или "против" авторской позиции (один - из литературных источников)

  5. Заключение

- Последовательность этапов обязательно учитывается при написании сочинения и его оценивании. Обратимся к тексту.

2.Чтение учащимися исходного текста:

3. Анализ текста.

А) Определение стиля и типа речи.

- К какому стилю речи относится данный текст?

- Какой тип речи преобладает? Докажите.

- Назовите грамматические, синтаксические, стилистические особенности текста.

Ученики работают на листах, впоследствии озвучивают результаты анализа.

(текст относится к публицистическому стилю, так как сочетает в себе книжную и разговорную лексику; преобладающий тип речи - рассуждение с элементами повествования , текст насыщен рядами однородных членов, парцеллированными предложениями; стилистика текста отличается сдержанным пафосом, уместным использованием пословиц, метафор, лаконизмом суждений, строгостью в подборе выразительных средств; автор статьи категоричен в своих умозаключениях, что находит выражение и в подборе лексики, и в синтаксисе - предложения чаще всего утвердительные, парцелляция усиливает значимость аргументации; бескомпромиссность суждений подчеркивает твердую авторскую позицию).

Результаты анализа вы можете использовать при написании комментария к сочинению.

Б) Нахождение проблемы текста- Какие, по-вашему, проблемы рассматривает автор текста?

. В тексте их бывает несколько. Как определить проблему в тексте? Проблема - это вопрос, которым задаётся автор. Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше брать главную проблему текста.

(Из ответов учеников выделяем наиболее значимые и записываем в «рабочих листах»):

а ) потребительское, безжалостное отношение, бездумное отношение человека к миру природы

б) беззащитность мира природы перед агрессией человека( может ли противостоять природа жестокости, которую проявляют по отношению к ней люди)

в) роль учёных в деле охраны природы (какова роль учёных в деле охраны природы)

Заостряем внимание учащихся на том, что, выбрав только одну проблему, они должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме.

Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, " скелет" будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не будет оцениваться экспертами.

В. Обсуждение вариантов вступлений: выступления ребят, вариант, предложенный учителем:

1.Давай возьмём с тобой Красную книгу и перелистаем её. Удивляешься тому, что она такая толстая и тяжёлая? Ещё бы! Ты посмотри, сколько представителей флоры и фауны стали её постоянными жителями. Ни всемирный потоп, ни пожары стали причиной их гибели. Да и вряд ли они смогли бы причинить столько зла. Заклятым врагом природы стал человек.

2.Лесной массив Лосиного острова в Москве. Это жемчужина природы. Здесь в настоящем лесу обитают лоси, кабаны и даже пятнистые олени. На одной из дощечек Лосиного острова написано:

Я сорвал цветок - и он завял

Я поймал жука - и он умер

У меня в ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

Два вступления, одно из которых написано как диалог с воображаемым читателем, а другое, как лирическое отступление. Во вступлении главная задача - подвести читателя к проблеме.

Вступление написано. Как можно перейти к проблеме. Помним, что во втором абзаце обязательно нужно упомянуть фамилию автора и сказать, о чём текст.

Что же с нами происходит? Как объяснить варварское отношение человека к миру природы? Над такими вопросами размышляет автор текста В. Конецкий. Проблема эта очень актуальна сегодня. Актуальность её подтверждается тем, что к ней обращались и продолжают обращаться наши писатели - классики. Среди них - К Г. Паустовский, М. М .Пришвин, В.Г. Распутин. Ч Айтматов. ..

Второй вариант перехода от вступления к проблеме.

Бесхитростные строчки о том, как нужно относиться ко всему живому, заставили меня задуматься об отношении человека к природе. Злободневность этой проблемы доказывается тем, что разговор о ней не сходит со страниц газет. Вот и В. Конецкий в своей статье приводит пример безжалостного отношения к природе, рассказывая об убийстве кита.

4. Второй этап - комментарии к исходному тексту..

Каждая группа пишет комментарии только по своей выбранной проблеме.

  • Актуальность проблемы, которую вы сформулировали

  • Анализ умозаключений автора (логичность, прием антитезы, вопросно-ответная форма изложения материала и т. д.)

  • К какой аудитории обращается (молодежь, среднее поколение, широкая аудитория и т. д.)

  • Убедительность доводов (неоспоримые факты, живость в подаче материала, хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность)

Каждая группа зачитывает по «рабочим листам» комментарии по выбранным проблемам. Корректировка текстов: что упущено? А что лишнее? Что можно изложить в более обобщенном виде? Комментарий проблемы даём обязательно с опорой на текст, иначе будет считаться, что сочинение написано не по тексту. Комментарий - это описание того, как проблема существует в тексте, как автор преподносит её читателю. Проверяя выполнение задания С, убеждаешься, что именно комментарий проблемы вызывает трудность у выпускников. Редко , кому удаётся заработать на этом 2 балла.

Пример комментария.

Описывая убийство белого кита, среди стада он плывёт один, «один на десятки тысяч»,автор воочию представляет себе картину наступающего вечера: « в океан опускается. солнце»,»низкие лучи золотят рябь». Звучит выстрел гарпунной пушки, «Зачем убили кита?»- недоумевает автор. Понятно глупое любопытство матросов, понятно, что скучным был длинный рейс, понятно, что молодые. Но как понять причастность к убийству « учёного, интеллигента, который должен был « охранять белого кита от дураков и дать красавцу уплыть дальше». Расужая о поведении матросов, В. Конецкий приводит и другие убедительные примеры варварского отношения к природе.. Достаточно того, пишет автор, что среди китов «шныряют атомные подлодки», рвутся снаряды, бомбы, что в моря ссыпают тонны невзорвавшихся боезапасов, отравленные воды химических заводов»

5. Третий этап работы - нахождение позиции автора

Позиция автора
Четко сформулируйте (лучше своими словами) и напишите отдельным абзацем с обязательным включением словосочетания «позиция автора»

Такое отношение к природе губительно для неё, и поэтому недопустимо, считает В. Конецкий, и трудно не согласится с его точкой зрения.

Люди, даже интеллигентные, порой проявляют бессмысленную жестокость по отношению к животным, и этим наносят природе непоправимый вред. Так считает автор текста, и его позиция вполне обоснованна и понятна.

6. Четвертый этап урока - аргументация

Начало аргументации может начинаться словами

  • «Я полностью разделяю точку зрения автора…» и далее привести 2 аргумента «за»

  • «Могу лишь отчасти согласиться с автором статьи…» и привести аргументы «за» и «против»

  • «Не считаю возможным согласиться с автором текста, так как …» и привести 2 аргумента «против»

  • Не забудьте! МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ -3- ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ТЕМ УЧАЩИМСЯ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ АРГУМЕНТ, ВЗЯТЫЙ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа по подбору аргументов может проводиться и в группах (для более слабых учеников - консультант), и индивидуально.

Примеры аргументов, приведенных учащимися:

1. Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа, а сейчас начали осознавать: наш дом, планета Земля в опасности. Она медленно погибает. Экологическая катастрофа нависла тёмной тенью над каждым человеком .В одной из газет я прочитала, что каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животного. Каждую неделю мы теряем навсегда один вид растений. В минуту вырубается 20 гектаров тропических лесов. Факты говорят сами за себя.

2. Откуда возникло это чудовищное противостояние между человеком и природой? Когда - то кто - то решил объявить человека «царём природы». Но царь оказался злым, жестоким и беспощадным. Он превратил окружающий мир не просто в подчинённого, а в раба. Попытался превратить, потому что природа не сдаётся просто так. Герой романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» говорит:»Никакой человек не царь ей, природе - то. Не царь, вредно это царём - то зваться. Сын он ей, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку».

7. Пятый этап урока - заключение

Осталось написать заключение. Мы должны помнить, что в заключении обобщаются основные выводы из сказанного, подводится краткий итог, формулируется обобщённый вывод, высказывается своё отношение к проблеме, если этого не было сделано раньше, а также может быть обобщённо выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемой проблеме..

Желательно, чтобы заключение было связано со вступлением, т. е. в заключении автор как бы снова возвращается к вступлению, ссылается на ранее высказанное суждение и вновь подчёркивает основную мысль.

1 вариант заключения - заключение, написанное в форме цитаты, которая является итоговым суждением.

По отношению человека к природе можно судить о нашей духовности, писал К. Циолковский. И уверял, что человечество только тогда распахнёт врата бессмертия, когда, «за добрым отношением к природе последует доброе дело».

2 вариант заключения - заключение, написанное в форме обобщения, подводящего итог всему сказанному.

Тревога автора текста не оставила меня равнодушной и заставила задуматься о назначении человека на земле. Только от нас зависит, что сохраним мы для себя и для будущих поколений. Будем же беречь природу и охранять её от браконьеров и любителей лёгкой наживы, будь это белый красавец кит или маленькая пташка. Завтрашний день земли будет таким, каким создадим мы его сегодня.

8. Шестой этап урока - пополняем копилку аргументов.

  1. Строчки из стихотворения Н. Доризо:

Если Родину ты любишь,

Мало клясться ей в любви,

Перед ней в большом и малом

С чистой совестью живи.

2. Выдающийся педагог Острогорский писал:»Нельзя не пожалеть человека, для которого природа - закрытая книга, которого не радует, не успокаивает , не восхищает её красота, чувство которой является основой любви к человеку, истине, добру».

3. «Жить с чистой совестью - значит жить в согласии с природой, охранять её, а значит и охранять Родину»-, писал настоящий ценитель красоты М.М.Пришвин.

4. В Г Распутин в повести «Пожар» говорит о варварской вырубке леса, когда стараются сделать план любой ценой, рубят, не оставляя ни подрост, ни молодняк. Иван Петрович, главный герой, с болью в сердце отмечает, что последствия такой бесхозяйственности будут непоправимыми: обмелеет река, начнётся заболачивание местности. «План,- возмущается Иван Петрович.- Лучше б мы другой план завели - не на одни только кубометры, но и на души».

7. Заключительный этап. Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения

  1. Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме

  2. Следите за абзацным членением текста

  3. Избегайте громоздких предложений

  4. Не уверен- не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь

  5. Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз)

  6. Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) - самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перефразы. Пример: автор статьи, публицист, фамилия автора (например, С.Львов), известный автор статей на морально-этические темы, критик, прозаик

  7. Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов - и ваше сочинение станет более выразительным

IV. Подведение итогов урока.

- Что на уроке оказалось для вас наиболее трудным?

- Чему следует больше уделить внимания на последующих уроках?

Учащиеся отмечают, что испытывают определенные трудности при написании комментария и подборе аргументов.

- Следующий урок-практикум мы посвятим отработке навыков написания комментария, подбору аргументов. Используя материалы «рабочего листа», подготовьте черновые варианты сочинения-рассуждения на втором часе урока-практикума.

На втором уроке учащиеся, используя информацию создают тексты сочинения-рассуждения. Консультанты и учитель оказывают помощь более слабым учащимся.

VI. Домашнее задание.

Доработать черновой вариант созданного в «рабочих листах» текста, учитывая все замечания и рекомендации. Установить логические



© 2010-2022