Состав слова. Основа и окончание. 5класс

Ресурс Предмет: Русский язык Дата: Класс: 5 Тема урока Состав слова. Основа  и окончание. Ресурс Русская речь . Жанпейсова У., Кожакеева Ш. Цели 1.дать понятие о составе слова, об основе и окончании.  2.развивать умения выделять в изменяемом слове окончание и основу; распознавать мягкую и твердую основу слова.  3. воспитание любви к природе, бережному отношению к животному миру. Ожидаемый  результат Пополнят свои знания о сотаве слова, умение распознавания мягкой и твердой основы; умение правильно подбирать окончания. Вид   урока Изучение нового материала Межпредметная  связь Литература, естествознание. Методы Критическое мышление: -          Групповая работа -          Мозговой штурм -          Таксономия БЛУМА -          Толстые и тонкие вопросы -          Карусель -          Индивидуальная работа Используемые дидактические материалы.   Интерактивная доска, карточки, ватман, стикеры, маркеры  и  др. Ход урока: Этапы урока Время Деятельность учителя  Деятельность ученика Введение       2 мин                                 3 мин   Организационный  момент: Деление на группы Учащихся разделить на группы с помощью цветных шариков. (4 цвета) Создание психологической атмосферы Учитель начинает урок с эпиграфомом: 1. Вступительное слово К словам привыкаешь день ото дня,  А они первородного смысла полны, И когда я слышу: «Извини меня».  Это значит: «Исключи меня из вины». У слова цвет своего огня, Своё пространство, свои рубежи. И когда я слышу: «Обереги меня», Это значит: «Берегами меня окружи». У слова есть корни, и есть род... Примеры Антонимы Синонимы   Низко, высоко     Ясно, четко     Видеть, смотреть     Говорить, молчать     Близко, далеко     Спать, дремать     Тьма, свет       Учащиеся выбирают по одному цветному шарику и садятся на соответсвующее место.   Уч-ся  держась за руки, друг-другу желают на уроке всего самого лучшего.   Уч-ся разбившись на пары, проверяют друг-друга. Затем с помощью листа ответа сверяют и оценивают. Критерии: «5»- 0 ошибок «4» - 1 ошибка «3»- 2-3  ошибки Выход на тему         3 мин 3. Работа над темой - Составление ассоциативной карты к слову ПРИРОДА/ Перед вами слово природа, какие ассоциации у вас возникают , когда вы слышите это слово?/ слайд (У природ... нет плохой погод...)   Уч-ся на интерактивной доске составляют кластер на тему «Природа». Затем находят окончания «У природы нет плохой погоды». Оснавная часть Знание       5 мин - Работа над текстом  Надо ли знать природу?/ А сейчас поработаем над текстом.. Но прежде, вы постарайтесь ответить сами  на этот вопрос Чтение текста учителем стр.60 - Беседа после прочтения: - Кто автор прослушанной сказки? Бианки- известный детский писатель, который любил природу, писал о ней./слайд  -Как называется сказка?/Сова/слайд  Встретилось слово клевер – это трава, которая является кормом для животных, чтобы ее было много, ее надо опылять/ тозандандыру, а это шмель, который опыляет к... Ученики отвечают на заданные учителем вопросы. Понимание         6 мин                     4.Запись числа, темы .Состав слова. Основа и окончание. Основа - это часть слова или целое слово? Что входит в нее/ корень, приставка, суффикс Что не входит? Какой можно сделать вывод? Что такое основа?/ слайд - Прочитаем следующие предложения/ ученик/ слайд Посмотрите на выделенные слова, попробуйте найти окончания/ слайд Окончание.  Это часть слова или целое слово? Какая?Чтение вывода/ слайд В слове может быть нулевое окончание., его мы обнаруживаем при сравнении форм слова/ слайд Ученики отвечают на заданные учителем вопросы,  затем записывают новый материал в тетради. Применение   10 мин 5.Работа с  учебником. - В данных словах найти основу и окончание: Упр 135 – 61 стр. по одному ученику выходят к доске.Работа в тетрадях самостоятельно: стр. 61 – упр. – 136; стр. 62 – упр. – 138. Работа по карточкам (разноуревневые задания)   Ученики работают самостоятельно в группах. Затем с помощью листа ответа проверяют друг друга и оценивают. Физ. минутка           2 мин 6.  Физминутка. А сейчас немного отдохнем. Называем и показываем жестами животных./Слайд.   Ученики жестами показывают  животных, которых называет учитель. Анализ         5 мин 7. Закрепление - В данных словах найти основу и окончание слайд/ с каждой группы по одному ученику выходят к доске 1к. Холодная зима, белые снежинки, чистое небо, чудесная погода 2к. Мудрая сова, зимнее утро, холодные руки, родная земля. - Выписать слова с нулевым окончанием/ самостоятельно/ проверяем с 1, со 2 называют Сова, старик, клевер, корова, дом, мыши, шмели.. Ученики оценивают друг друга с помощью цветных карточек (зеленый -5; желтый -4; красный 3).       Синтез     6 мин Учитель чтобы закрепить новый материал, предлагает уч-ся  метод «Карусель». Уч- ся по  часовой стрелке на постере изображают  в  виде схемы новый материал (состав слова, основа, окончание). В конце один ученик из группы защищает постер. И так все группы выступив, закрепят новый материал. Заключеине Рефлексия 1 мин 8. Заключительный этап Скажу я слово: «Высоко», А ты ответишь: «…!» Скажу я слово: «Далеко», А ты ответишь: «…!» Скажу тебе я слово: «Трус», Ответишь ты: «Храбрец!» Теперь «Начало» я скажу,  Ты отвечай: «Конец!»   Ученики вместе с учителем  находят нужные слова. Дом. задание 1мин 9. Дом.задание/ слайд/ стр.62 Упр.140 ; «Берегиет природу!» - эссе. Ученики записывают в дневники домашнее заданее. Оценивание 1 мин 10.Итоги, комментирование, оценивание.Всем спасибо за урок. Молодцы / звук аплодисментов/ - Какое у нас настроение? Выбираем один смайлик. Хлопаем на выбранный. У всех прекрасное настроение.   Ученики с помощью оценочного листа оценивают друг друга в группе.               Оценочный лист Ф.И. ученика Дом. заданее Задания по карточкам Задания по учебнику Итоговая оценка учителя ІІІ ІІ І                                                                      
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы СОШ№ 31

Жексенов А.А.

Предмет: Русский язык

Дата:

Класс: 5

Тема урока

Состав слова. Основа и окончание.

Ресурс

Русскакя речь . Жанпейсова У., Кожакеева Ш.

Цели

1.дать понятие о составе слова, об основе и окончании.
2.развивать умения выделять в изменяемом слове окончание и основу; распознавать мягкую и твердую основу слова.
3. воспитание любви к природе, бережному отношению к животному миру.

Ожидаемый результат

Пополнят свои знания о сотаве слова, умение распознавания мягкой и твердой основы; умение правильно подбирать окончания.

Вид урока

Изучение нового материала

Межпредметная связь

Литература, естествознание.

Методы

Критическое мышление:

  • Групповая работа

  • Мозговой штурм

  • Таксономия БЛУМА

  • Толстые и тонкие вопросы

  • Карусель

  • Индивидуальная работа

Используемые дидактические материалы.

Интерактивная доска, карточки, ватман, стикеры, маркеры и др.

Ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Введение

2 мин









3 мин

Организационный момент:

Деление на группы

Учащихся разделить на группы с помощью цветных шариков. (4 цвета)

Создание психологической атмосферы

Учитель начинает урок с эпиграфомом:

1. Вступительное слово

К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны,
И когда я слышу: «Извини меня».
Это значит: «Исключи меня из вины».
У слова цвет своего огня,
Своё пространство, свои рубежи.
И когда я слышу: «Обереги меня»,
Это значит:
«Берегами меня окружи».
У слова есть корни, и есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу: «Защити меня»,
Это значит: «Укрой меня за щитом!»
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов, своё нутро!
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро! (С.Островский)

- Ребята, давайте же всегда творить только добро, пожелаем друг-другу на уроке успеха.

2. Проверка дом. задания. Дома вы должны были повторить темы: Синонимы, антонимы.каждый из вас должен заполнить лист с заданиями. Проверьте и оцените.Время 3 минуты. (Вывод).

Примеры

Антонимы

Синонимы

Низко, высоко

Ясно, четко

Видеть, смотреть

Говорить, молчать

Близко, далеко

Спать, дремать

Тьма, свет

Учащиеся выбирают по одному цветному шарику и садятся на соответсвующее место.

Уч-ся держась за руки, друг-другу желают на уроке всего самого лучшего.

Уч-ся разбившись на пары, проверяют друг-друга. Затем с помощью листа ответа сверяют и оценивают.

Критерии:

«5»- 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3»- 2-3 ошибки

Выход на тему



3 мин

3. Работа над темой

- Составление ассоциативной карты к слову ПРИРОДА/ Перед вами слово природа, какие ассоциации у вас возникают , когда вы слышите это слово?/ слайд (У природ... нет плохой погод...)

Уч-ся на интерактивной доске составляют кластер на тему «Природа».

Затем находят окончания

«У природы нет плохой погоды».

Оснавная часть

Знание

5 мин

- Работа над текстом Надо ли знать природу?/ А сейчас поработаем над текстом..

Но прежде, вы постарайтесь ответить сами на этот вопрос

Чтение текста учителем стр.60

- Беседа после прочтения:

- Кто автор прослушанной сказки? Бианки- известный детский писатель, который любил природу, писал о ней./слайд -Как называется сказка?/Сова/слайд Встретилось слово клевер - это трава, которая является кормом для животных, чтобы ее было много, ее надо опылять/ тозандандыру, а это шмель, который опыляет клевер

Так для чего надо знать природу?/ чтобы не наделать разных бед, что в природе все зависит одно от другого.

Ученики отвечают на заданные учителем вопросы.

Понимание



6 мин





4.Запись числа, темы .Состав слова. Основа и окончание.

Основа - это часть слова или целое слово? Что входит в нее/ корень, приставка, суффикс

Что не входит? Какой можно сделать вывод? Что такое основа?/ слайд

- Прочитаем следующие предложения/ ученик/ слайд Посмотрите на выделенные слова, попробуйте найти окончания/ слайд Окончание.

Это часть слова или целое слово? Какая?Чтение вывода/ слайд

В слове может быть нулевое окончание., его мы обнаруживаем при сравнении форм слова/ слайд

Ученики отвечают на заданные учителем вопросы, затем записывают новый материал в тетради.

Применение

10 мин

5.Работа с учебником.

- В данных словах найти основу и окончание : Упр 135 - 61 стр. по одному ученику выходят к доске.Работа в тетрадях самостоятельно: стр. 61 - упр. - 136; стр. 62 - упр. - 138.

Работа по карточкам (разноуревневые задания)

Ученики работают самостоятельно в группах.

Затем с помощью листа ответа проверяют друг друга и оценивают.

Физ. минутка



2 мин

6. Физминутка.

А сейчас немного отдохнем. Называем и показываем жестами животных./Слайд.

Ученики жестами показывают животных, которых называет учитель.

Анализ



5 мин

7. Закрепление

- В данных словах найти основу и окончание слайд/ с каждой группы по одному ученику выходят к доске

1к. Холодная зима, белые снежинки, чистое небо, чудесная погода

2к. Мудрая сова, зимнее утро, холодные руки, родная земля.

- Выписать слова с нулевым окончанием/ самостоятельно/ проверяем с 1, со 2 называют

Сова, старик, клевер, корова, дом, мыши, шмели..

Ученики оценивают друг друга с помощью цветных карточек (зеленый -5; желтый -4; красный 3).

Синтез

6 мин

Учитель чтобы закрепить новый материал, предлагает уч-ся метод «Карусель».

Уч- ся по часовой стрелке на постере изображают в виде схемы новый материал (состав слова, основа, окончание). В конце один ученик из группы защищает постер. И так все группы выступив, закрепят новый материал.

Заключеине

Рефлексия

1 мин

8. Заключительный этап

Скажу я слово: «Высоко»,
А ты ответишь: «…!»
Скажу я слово: «Далеко»,
А ты ответишь: «…!»
Скажу тебе я слово: «Трус»,
Ответишь ты: «Храбрец!»
Теперь «Начало» я скажу,
Ты отвечай: «Конец!»

Ученики вместе с учителем находят нужные слова.

Дом. задание

1мин

9. Дом. задание/ слайд/ стр.62 Упр.140 ; «Берегиет природу!» - эссе.

Ученики записывают в дневники домашнее заданее.

Оценивание

1 мин

10.Итоги, комментирование, оценивание.Всем спасибо за урок. Молодцы / звук аплодисментов/

- Какое у нас настроение? Выбираем один смайлик. Хлопаем на выбранный.

У всех прекрасное настроение.

Ученики с помощью оценочного листа оценивают друг друга в группе.

Оценочный лист

Ф.И. ученика

Дом. заданее

Задания по карточкам

Задания по учебнику

Итоговая оценка учителя

ІІІ

ІІ

І













© 2010-2022