Конспект урока по литературе, 6 кл. Связь эпизодов в р-не Дубровский

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе, 6 класс.

Подготовила учитель русского я зыка и литературы МБОУ "Домашовская СОШ" Левшина Е.Н.

Взаимосвязь эпизодов в романе А.С. Пушкина "Дубровский"

Цель:

  • Расстановка образов-персонажей и группировка других образов

  • Анализ взаимосвязи ряда эпизодов, раскрывающих драматическую судьбу Владимира Дубровского и преданных ему крестьян

  • Формирование представления о композиции романа, её элементах

  • Постижение психологического мира героев: их переживаний, мыслей, мотивированности поступков.

Методические приёмы:

  • Блиц-опрос

  • Выразительное чтение, работа над интонацией

  • Аналитическая беседа по вопросам

  • Представление героев через их портретную характеристику и сценический образ

  • Игра "условное допущение"

  • Акцентное вычитывание

Ход урока

1. Актуализация знаний

1. Блиц-опрос: Определение героев по описанию. Взаимопроверка. Ответы выводятся на интерактивную доску

1. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение.

Троекуров

2. Сей …, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами.

Андрей Гаврилович Дубровский

3. Он увидел, во-первых, что Дубровский мало знает толку в делах, во-вторых, что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение.

Шабашкин

4. … воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать.

Владимир Дубровский

5. … несмотря на то, они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство.

Крепостные Троекурова

2. Раскрытие психологических характеров героев: смысл их поступков, мотивы и побуждения через сценический образ.

-Вспомним, как развивалось действие, что делали и о чём думали главные герои.

(Ученицы читают заранее подготовленные ими монологи от имени Троекурова и Владимира Дубровского.)

Во время чтения монологов на доске - иллюстрации: "На псарне у Троекурова" (художник Д. Шмаринов), "Больной указывает на двор с видом ужаса и гнева" (художник Косульников), "Смерть отца Дубровского" (художник Д. Шмаринов)

После чтения каждого монолога - беседа:

-Узнали ли вы персонаж, по каким признакам?

(Место в композиции иллюстрации, поза, одежда.)

-Соответствует ли психологический портрет, созданный ученицей, и иллюстрация.

Оценка работы учениц:

-Понравилось ли вам чтение, кому лучше удалось войти в роль?

2. Объявление темы урока. Постановка целей и задач. Анализ схемы «Композиция романа "Дубровский"»

  • Повторение необходимых литературоведческих понятий.

На доске схема "Композиция романа "Дубровский"". Подготовленная ученица дает определение композиции и сюжета, рассказывает об общей композиции романа и отмечает ее особенности

  • отсутствие правого поля в "шляпе"

  • протяженность экспозиции романа

  • разветвление сюжетных линий (синяя - Троекуров, красная - Владимир Дубровский)

3. Работа по определению логики построения эпизодов, их взаимосвязи

1. Анализ эпизода "Суд".

Какой эпизод в экспозиции романа является высшей точкой конфликта между Троекуровым и Андреем Дубровским? Когда противоречие достигает предела и выражается в особенно острой форме?

(Эпизод "Суд".)

На доску выводится иллюстрация "Сцена в суде" (художник Д. Шмаринов). При ответе используются опорные слова

(Троекуров и судейские против А.Г. Дубровского. Столкновение низости, мстительности, бесчеловечности облечённого властью помещика-самодура Троекурова с гордой независимостью и высоким понятием чести бедного дворянина А.Г. Дубровского. Противостояние одного А.Г. Дубровского Троекурову и судейским - два лагеря).

Какова роль этого эпизода? А если бы его не было? (Не было бы смерти Андрея Дубровского, не приехал бы его сын и т.д. - была бы совсем другая история)

2. Анализ эпизода "Приказные в Кистеневке".

Беседа по вопросам:

-Как ведут себя приказные в Кистенёвке?

Выборочное выразительное чтение (портретные характеристики и реплики приказных).

-Как портретные характеристики героев помогают раскрыть их подлинную сущность? Учитель обращает внимание на грамматические особенности описания: "в усах", "замысловатый чиновник".

-Как речевые характеристики героев помогают раскрыть их подлинную сущность?

-Как ведут себя кистеневские крестьяне? (просматривается градация: голос, ропот, вопли, толпа двинулась)

-Кто останавливает дошедших до предела крестьян? Почему?

(Владимир Дубровский - он не хотел, чтобы его крестьян наказали, и еще верил, что государь милостив.)

3. Анализ эпизода "Дубровский читает письма своей матери".

На доске иллюстрация художника Шмаринова.

- Что явилось "последней каплей" в решении В. Дубровского поджечь свой родной дом?

(Воспоминания о родных, ощущение одиночества и чувство утраты.)

(Пересказ основных сюжетных моментов, акцент на встрече с Архипом-кузнецом.)

4. Анализ эпизода "Пожар"

На доске Иллюстрация художника Шмаринова "Дубровский с няней у горящего дома".

- Как вёл себя Архип-кузнец? Что двигало им?

Раскрытие психологического состояния героя через сценический образ.

(Ученица читает заранее подготовленный ею монолог от имени Архипа-кузнеца.)

Сравнение иллюстраций "Суд" и "Дубровский с няней у горящего дома".

В эпизоде "Пожар в Кистенёвке" масштаб столкновения разрастается - втягиваются народные массы. Образуются две враждующих группировки. Какие это группировки?

(Дубровский и его крестьяне - Троекуров и чиновники)

Как связан эпизод "Суд" с эпизодом "Пожар в Кистенёвке"?

(Все эпизоды последовательно связаны между собой - получается история).

Вывод. Рассмотренные эпизоды - это исключительные ситуации, в которых проявляется недюжинный характер, гордость героя - В. Дубровского, вступающего в конфликт с обществом. Появляется мотив благородного разбойника.

-Каждый эпизод несет определенную смысловую нагрузку и объясняет поступки героев.

На доске схема "Композиция романа "Дубровский"". "Пожар в Кистенёвке" - завязка романтической линии романа - любовной истории.

Домашнее задание. Чтение гл.8-10. Вопросы

4


© 2010-2022