Разработка урока. Стихотворение Лермонтова Смерть поэта (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели:

1. Актуализировать имеющиеся знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
2. Учить анализировать лирические произведения на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта».
3. Содействовать развитию памяти, мышления, воображения посредством ТСО.
4. Воспитывать интерес к урокам русской литературы, творчеству поэтов XIX века.

Ход урока

I. Организационный момент

Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

- Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неведомой рукою они наложили свою скорбную печать и на самого автора.

Разработка урока. Стихотворение Лермонтова Смерть поэта (10 класс)

- Сегодня мы вновь обратимся к жизни и творчеству одного из величайших поэтов XIX века М.Ю. Лермонтову.

Разработка урока. Стихотворение Лермонтова Смерть поэта (10 класс)

II. Актуализация знаний биографии М.Ю.Лермонтова

(Выходят учащиеся, предварительно подготовившие совместно с учителем биографические сведения о М.Ю. Лермонтове.)

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь - всего 27 лет. Он был на 15 лет моложе Пушкина и только на 5 лет - Гоголя. Между тем Гоголь еще чувствовал себя младшим современником Пушкина, а Лермонтов уже ощутил себя его наследником. Им, обоим, Лермонтову и Гоголю, предстояло подвести итог «золотому веку» русской литературы после ухода из жизни Пушкина.

  1. Какие факты биографии имели определяющие значение в судьбе и творчестве Лермонтова?

  2. Расскажите о детских и юношеских годах поэта.

  3. Каковы были взаимоотношения между М.Лермонтовым и светским обществом?

  4. Назовите причины первой и второй ссылок поэта на Кавказ.

  5. Как вы думаете, в чем заключается основная причина гибели Лермонтова?

III. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта»

Разработка урока. Стихотворение Лермонтова Смерть поэта (10 класс)

1. Подготовка к восприятию

- Стихотворение было написано сразу после кончины Пушкина, лишь только весть о ней облетела Петербург. Это лирический монолог, в котором гневная речь поэта-оратора состоит из резко меняющихся по своей ритмике отрывков. Столь же резко меняется тональность и стиль. С одной стороны, возвышенная, декламационная лексика, восходящая к жанру оды, а с другой - задумчивая речь, состоящая из воспоминаний, размышлений, сожалений. Давайте внимательно прочитаем это стихотворение вслух, а затем проанализируем его.

Разработка урока. Стихотворение Лермонтова Смерть поэта (10 класс)

2. Первичное восприятие

(Учитель и учащиеся читают стихотворение.)

3. Анализ стихотворения.

- С одной стороны автор использует обличительные эпитеты, броские и негодующие:

Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде…и убит!

- С другой стороны он использует слова и образы, взятые из элегий:

Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

- Гневное обличение сменяется рассказом («Его убийца хладнокровно…»), затем элегическим размышлением, затем снова ораторской речью, элегией и опять декламацией («А вы, надменные потомки…»). Ритм и речь передают нервное состояние и страстное переживание исполненного негодования и чрезвычайно взволнованного поэта. Лермонтов вспоминает в стихотворении и другого поэта - Ленского из романа «Евгений Онегин», образ которого подчеркивает трагическую участь Пушкина и типичность трагедии творческой личности. Лермонтов написал стихотворение не столько о Пушкине-человеке и Пушкине - поэте, сколько о Поэте-избраннике. Поздний Пушкин уже давно не соответствовал тому образу, который нарисован Лермонтовым. Автор в большей степени думал над образом Поэта вообще. Поэта гонимого, одинокого, о его извечном противостоянии «толпе», о его конфликте с властью и о неразрешимости этого конфликта. Поэтому лермонтовская образность восходит как к допушкинской, так и к пушкинской романтической образности:

И прежний сняв венок, - они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело…

- А несколько раньше Лермонтов сказал о «дружбе простодушной», и о завистливом «свете», губительном для сердца Поэта. Здесь вновь встала тема коварства и лицемерия «света», который, воздавая хвалу поэту и надевая на его голову прикрытый лаврами венок, на самом деле возложил на его голову венок терновый, колючий, уязвляющий. Эта романтическая метафористическая образность была использована и энергично укрупнена Лермонтовым.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

- Можно сказать, что Лермонтов с помощью романтической образности воссоздает характерный духовный портрет романтического поэта. Лермонтов значительно обобщает, символизирует образ поэта и приравнивает его ко Христу, распятому на кресте за проповедь истины. Поэтическое же поприще он сравнивает с крестной мукой. Все это придает «Смерти Поэта» романтическую приподнятость, высокую степень обобщенности. Конфликт поэта с окружающим миром выглядит трагически неразрешимым.

Разработка урока. Стихотворение Лермонтова Смерть поэта (10 класс)

Разработка урока. Стихотворение Лермонтова Смерть поэта (10 класс)

Разработка урока. Стихотворение Лермонтова Смерть поэта (10 класс)

4. Выразительное чтение стихотворения (вторичное)

IV. Итог урока

- Что нового и интересного узнали о жизни М.Ю.Лермонтова.
- С каким произведением познакомились, и какую роль оно сыграло в жизни поэта?
- Кому было посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?
- Чей образ изобразил М.Ю.Лермонтов в этом стихотворении?

Разработка урока. Стихотворение Лермонтова Смерть поэта (10 класс)

Разработка урока. Стихотворение Лермонтова Смерть поэта (10 класс)

Разработка урока. Стихотворение Лермонтова Смерть поэта (10 класс)





V. Постановка домашнего задания

Разработка урока. Стихотворение Лермонтова Смерть поэта (10 класс)



© 2010-2022