Программа по литературе для СПО

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 110809 « Механизация сельского хозяйства », 270831  «Строительство автомобильных дорог и аэродромов», 120701  «Землеустройство»,  120714  « Земельно – имущественные отношения », 250110    «Лесное и лесопарковое хозяйство»,  280104   « Природоохранное обустройство территорий». В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - воспр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Утверждаю

Заместитель директора по УПР

_____________

«28» августа 2014 г.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА

_________________________________________________________________

(код и наименование специальности /профессии, специальностей/ профессий, группы специальностей/ профессий)

____________________________БАЗОВЫЙ_____________________________

(уровень образования)

















Составлена в соответствии с

Федеральным государственным

образовательным стандартом

по специальности среднего

профессионального образовании

110809 « Механизация сельского хозяйства »

270831 «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» 120701 «Землеустройство»

120714 « Земельно - имущественные отношения »

250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

280104 «Природоохранное обустройство территорий»

(код и наименование специальности)


Организация-разработчик:


Составитель:____Пашигорева Ю.Ю.

(подпись,ФИО)


Одобрена на заседании

предметно-цикловой комиссии

_____________________________

(№ протокола, дата)

Председатель ПЦК_____________

_____________________________

(подпись, ФИО)







СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

28

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

32


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Литература»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 110809 « Механизация сельского хозяйства », 270831 «Строительство автомобильных дорог и аэродромов», 120701 «Землеустройство», 120714 « Земельно - имущественные отношения », 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство», 280104 « Природоохранное обустройство территорий».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательные дисциплины базовые.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 59 часов.









2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия


контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

в том числе:


индивидуальное проектное задание


внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Литература ХIX века


2


Введение.

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы

Содержание учебного материала


0


1

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.

1

2

Специфика литературы как вида искусства.

3

Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке.

4

Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

Практические занятия:

1.Обобщение ранее изученного материала.

2.Анализ известных произведений русской литературы

2

2

Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века.

10(22)


Тема 1.1.

Обзор русской литературы XIX века.

Содержание учебного материала


0


1

Обзор культуры.

1

2

Литературная борьба. Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века

3

Самобытность русского романтизма.

Практические занятия:

1.Обобщение ранее изученного материала.

2.Реферирование статей о романтизме.

2

2

Тема 1.2.

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Содержание учебного материала


0


1

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.

2

2

Основные темы и мотивы лирики.

Практические занятия:

1.Отработка навыков определения мотива стихотворения, определение к какому временному периоду относится данное стихотворение.

2.Анализ стихотворений.

2

2

Самостоятельная работа

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка конспекта критических статей о А.С Пушкине. В. Г. Белинского


4


2

Тема 1.3.

М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Мотивы лирики.

Содержание учебного материала




1

Сведения из биографии.

2


2

Основные мотивы лирики.

3

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова.

4

Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, - сквозная тема лирики Лермонтова.

Практические занятия:

1.Выделение основных мотивов лирики.

2.Анализ поэтического мира М.Ю. Лермонтов.

2

2

Самостоятельная работа

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Чтение поэмы «Маскарад».

Подготовка мини-сочинения «Романтизм поэмы «Маскарад»



5

2

Тема 1.4.

Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести». Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет».

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2



2

«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

Практические занятия:

1.Анализ композиции повести.

2.Выделение в тексте приемов комического.

3.Выделение в тексте авторской позиции.

4. Отзыв о повести Н.В. Гоголя «Портрет».

4

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Составление библиографических карточек по творчеству Н.В. Гоголя



3


Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века.

34(45)


Тема 2.1.

Обзор русской литературы XIX века.

Содержание учебного материала


0


1

Россия II половины XIX века. Расцвет критического реализма в литературе, живописи, музыке, театре.

1


2

Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений.

3

Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.


4

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

Практические занятия:

1.Обобщение ранее изученного материала.

2.Реферирование статей о реализме.

1

2

Тема 2.2.

А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества. Тематика пьес Островского и история создания пьесы «Гроза».

Содержание учебного материала


0



1

Сведения из биографии.

2

2

«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

3

Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы

Практические занятия:

1.Анализ драмы.

2.Составление характеристики главной героини.

3.Выделение авторской позиции в тексте.

1

2

Самостоятельная работа

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка доклада «Трактовка образа Катерины в русской критике»



3


Тема 2.3.

И.А. Гончаров. Сведения из биографии. «Обломов»

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2


2

«Обломов». Творческая история романа.

3

Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа.

4

Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов.

5

Решение автором проблемы любви в романе.(Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына)



Практические занятия:

1.Анализ сна Ильи Ильича. Обоснование идеи, что данный сон - художественно-философский центр романа.

2.Подготовка сравнительного анализа героев произведения.(Штольц- Обломов)

4

2

Самостоятельная работа

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка реферата «Роман «Обломов» в оценке критиков»

3



Тема 2.4

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Отцы и дети».

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии И.С. Тургенева.

2

2

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа.

3

Особенности композиции романа.


4

Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм (Ситников и Кукшина).



5

Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе.

6

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

Практические занятия:

1.Подготовка предложений по обоснованию названия романа.

2.Анализ образа Базарова.

3.Определение авторской позиции в романе.

4.Рассмотрение особенностей композиции романа.

4

2

Тема 2.5.

Н.Г. Чернышевский. Трагическая судьба писателя - демократа. Жизнь - подвиг. Роман «Что делать?» (Обзорно).

Содержание учебного материала


0



1

Сведения из биографии.

2

2

Роман «Что делать?» (обзор).

Практические занятия:

1.Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.

2.Пересказ узловых сцен и эпизодов романа.

2

2

Самостоятельная работа

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка эссе на тему «Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия»



2


Тема 2.6.

Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии. Лирика

Содержание учебного материала


0


1

Философичность - основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева.

2


2

Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего.

3

Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

Практические занятия:

1.Анализ отдельных стихотворений.

2.Отработка навыка отнесения стихотворений к определенному периоду творчества поэта.

2

2

Тема 2.7.

А.А. Фет. Сведения из биографии. Лирика.

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов.

3

Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

Практические занятия:

1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи.

2.Анализ отдельных стихотворений.

3.Составление портрета лирического героя стихотворения.

2

2

Тема 2.8.

А. К. Толстой. Очерк жизни и творчества.

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

Обзор лирики.

Практические занятия:

1.Анализ отдельных стихотворений.

2.Отработка навыка выявления примет стиля данного автора.

2

2

Тема 2.9.

Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Лирика Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2



2

Жанровое своеобразие лирики Некрасова.

3

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет.

4

Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья.

5

Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы.

6

Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка.

Практические занятия:

1.Анализ отдельных стихотворений.

2.Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.

3.Выделения авторской позиции в тексте.

4.Отработка навыка выявления примет стиля данного автора.

2

2

Тема 2.10.

Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник».

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

Особенности сюжета повести.

3

Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя).

4

Тема трагической судьбы талантливого русского человека.

5

Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

Практические занятия:

1.Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.

2.Перескказ узловых сцен и эпизодов романа.

3.Анализ образа Ивана Флягина.

2

2

Тема 2.11

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. Очерк жизни и творчества «История одного города»

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

«История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».)

3

Тематика и проблематика произведения.

4

Проблема совести и нравственного возрождения человека.

5

Своеобразие писательской манеры.

6

Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Практические занятия:

1. Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.

2.Пересказ узловых сцен и эпизодов романа.

3.Отработка навыка выявления примет стиля творчества писателя.

2

2

Тема 2.12.

Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. Мировоззрение Достоевского. Роман «Преступление и наказание».

Содержание учебного материала


0


1

Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского.

2

2

«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Эволюция идеи «двойничества».

3

Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.

4

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа.

5

Страдание и очищение в романе.

6

Символические образы в романе. Роль пейзажа.

7

Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

Практические занятия:

1.Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.

2.Составление портретов главных героев.

3.Выделение авторской позиции в тексте.

4.Анализ композиции романа.

2

2

Самостоятельная работа

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка реферата на тему: «Проблема противоречий в мировоззрении и творчестве писателя»

3


Тема 2.13.

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Мировоззрение писателя. «Война и мир»

Содержание учебного материала


0


1

Жизнь и творческий путь. Духовные искания писателя.

2


2

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа.

3

Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

4

Символическое значение «войны» и «мира».

5

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева.

6

«Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности.

7

Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

Практические занятия:

1.Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.

2.Составление портретов главных героев.

3.Выделение авторской позиции в тексте.

4.Анализ композиции романа.

4


Тема 2.14.

Сочинение по роману «Война и мир».

Содержание учебного материала


0


1

«В поисках смысла жизни» (Андрей и Пьер).

3

2

Простой народ в романе.

3

Светское общество в изображении Л.Н. Толстого.

4

Наташа Ростова - любимая героиня Толстого.

Практические занятия:

1.Отработка навыка написания сочинения по предложенной теме

2

3

Тема 2.15.

А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. «Вишневый сад»

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

Театр Чехова - воплощение кризиса современного общества.

3

«Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра.

4

Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы.



5

Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.

Практические занятия:

1. Составление портретов главных героев.

2.Пересказ узловых сцен и эпизодов комедии.

3.Отработка навыка соотнесения эмоционально-образных впечатлений от текста с концепцией произведения и творчества писателя в целом.

2

2

Раздел 3. Зарубежная литература (обзор).

4(7)


Тема 3.1.

У. Шекспир. «Гамлет»

Содержание учебного материала


0

1

Сведения из биографии У. Шекспира

2

2

Обзор произведения « Гамлет»

3

Главные герои произведения.

Практические занятия:

1.Отработка навыка определения примет стиля данного автора.

2.Анализ отдельных эпизодов произведения.

2

2

Тема 3.2.

О. Бальзак. «Гобсек»

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

Обзор произведения «Гобсек»

3

Тема власти и денег.

Практические занятия:

1. Составление портретов главных героев.

2. Пересказ узловых сцен и эпизодов произведения.

2

2

Самостоятельная работа

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка реферата на тему «Поэты- импрессионисты» (Ш. Бодлер, А. Рембо, О. Ренуар, П. Малларме и др.)

3


Литература ХХ века.

2


Введение

Содержание учебного материала

0

1

1

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа ХIX и ХХ веков и его отражение в литературе. Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы.

2

Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе ХХ века. Общечеловеческие проблемы начала ХХ века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала ХХ века.


3

Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.

Практические занятия:

1.Реферирование статьи Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы».

2

2

Раздел 4. Русская литература на рубеже веков.

4(8)


Тема 4.1.

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии писателя.

2

2

Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии.

3

Поэтика И. А. Бунина.

Практические занятия:

1.Отработка навыков пересказа отдельных эпизодов произведения.

2.Отработка навыка соотнесения изученного произведения с литературным направлением эпохи.

2

2

Тема 4.2.

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Тема любви в повести «Гранатовый браслет».

Содержание учебного материала


0


1

Сведения об авторе.

2

2

«Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.

3

Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.

Практические занятия:

1. Отработка навыков пересказа отдельных эпизодов произведения.

2. Отработка навыка соотнесения изученного произведения с литературным направлением эпохи.

3.Отработка навыка объяснения сходства и различия произведений разных писателей, близких по тематике.

2



3


Самостоятельная работа:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка библиографических карточек по творчеству писателя.

4

3

Раздел 5. Поэзия начала ХХ века.

10(13)


Тема 5.1.

Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века.

Содержание учебного материала


0


1

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX - начала XX в. (Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева).

2

2

Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.

Практические занятия:

1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи.

2.Анализ отдельных стихотворений.

3.Составление портрета лирического героя стихотворения.

2

2

Тема 5.2.

Серебряный век русской поэзии. Поэты, творившие вне литературных течений.

Содержание учебного материала


0


1

Серебряный век как своеобразный «русский ренесанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

2

2

Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.

Практические занятия:

1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи

2.Анализ отдельных стихотворений.

3.Составление портрета лирического героя стихотворения.

2

2

Тема 5.3.

Символизм.

Содержание учебного материала


0


1

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом.

2

2

Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства).

3

Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха.

4

«Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

Практические занятия:

1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи

2.Анализ отдельных стихотворений.

2

2

Самостоятельная работа:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка доклада «Манифесты футуризма, их пафос и проблематика».

3


Тема5.4.

М. Горький. Жизнь и творчество (обзор). Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

Ранние рассказы: «Челкаш», «Коновалов», «Страсти-мордасти», «Старуха Изергиль».

3

Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького.

4

Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

Практические занятия:

1.Отработка навыка анализа эпизодов произведений, объяснения их связи с проблематикой произведения.

2.Составление портретов главных героев.

3.Выделение авторской позиции в тексте.

2

2

Тема 5.5.

А. А. Блок. Жизнь и творчество. Лирика. Поэма «Двенадцать

Содержание учебного материала


2


1

Сведения из биографии.

2

2

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

3

Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции.

4

Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме.

5

Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Практические занятия:

1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи

2.Анализ отдельных стихотворений.

3. Отработка навыка анализа отдельных эпизодов произведения, объяснения их связи с проблематикой произведения.

2

Раздел 6. Литература 20-х годов (обзор).

6(12)


Тема 6.1.

Обзор литературы 20-х гг.

Содержание учебного материала


0


1

Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.

2

2

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

3

Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли, человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева.

4

Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Аэлита» А. Толстого).

5

Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.).

Практические занятия:

1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи

2.Выполнение тестовых заданий.

2

2

Самостоятельная работа:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Реферирование статьи, относящейся к альтернативной публицистике 20-х годов

3


Тема 6.2.

В.В. Маяковский. Сведения из биографии. Поэтическая новизна ранней лирики. Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос». Проблематика, художественное своеобразие.

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта.

3

Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».

Практические занятия:

1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи

2.Анализ отдельных стихотворений.

3.Составление портрета лирического героя стихотворения.

2

2

Тема 6.3.

С.А. Есенин. Сведения из биографии. Лирика.

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

Практические занятия:

1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи

2.Анализ отдельных стихотворений.

3.Составление портрета лирического героя стихотворения.

2

2

Самостоятельная работа:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Составление биографических карточек по творчеству С.А. Есенина

3


Раздел 7. Литература 30-х - начала 40-х годов (обзор).

16(19)


Тема 7.1.

Обзор литературы 30-х--40-х гг.

Содержание учебного материала


0


1

Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

2

2

Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.


Практические занятия:

1.Обобщение ранее изученного материала.

2.Реферирование статей о литературе 30-х -40-х годов.

2

2

Тема 7.2.

М.И. Цветаева. Сведения из биографии. Лирика.

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии

2

2

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.

Практические занятия:

1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи

2.Анализ отдельных стихотворений.

3.Составление портрета лирического героя стихотворения.

1

2

Тема 7.3.

О. Мандельштам. Сведения из биографии. Лирика.

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама.

Практические занятия:

1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи

2.Анализ отдельных стихотворений.

3.Составление портрета лирического героя стихотворения.

1

2

Самостоятельная работа:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка презентации «Творчество О.Э. Мандельштама»

3


Тема 7.4.

А.П. Платонов. Сведения из биографии. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров.

3

Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

Практические занятия:

1. Составление портретов главных героев.

2.Пересказ узловых сцен и эпизодов произведения.

3.Анализ отдельных эпизодов произведения.

2

2

Тема 7.5.

И.Э. Бабель. Сведения из биографии. Рассказы.

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

Практические занятия:

1.Отработка навыка анализа художественного произведения.

2.Рассмотрение особенностей композиции произведений.

3.Отработка навыка выявления примет стиля творчества писателей.

2

2

Тема 7.6.

М.А. Булгаков. Сведения из биографии. Фантастическое и реалистическое в романе «Мастер и Маргарита».

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

3

Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Любовь и судьба Мастера.

Практические занятия:

1.Отработка навыка анализа художественного произведения.

2. Рассмотрение особенностей композиции произведения.

3.Отработка навыка выявления примет стиля творчества писателей.

4.Отработка навыка соотнесения эмоционально-образных впечатлений от текста с концепцией произведения и творчества писателя в целом.

5

2

Тема 7.7.

М.А. Шолохов. Сведения из биографии. «Тихий Дон» (обзор).

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

Роман «Тихий Дон» (обзор). Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

3

Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.

Практические занятия:

1.Отработка навыка анализа художественного произведения.

2. Составление портретов главных героев.

3.Выделение авторской позиции в тексте.

4.Анализ композиции романа.

5.Отработка навыка объяснения сходства и различия произведений.

3

2

Раздел 8. Литература русского Зарубежья.

4


Тема 8.1.

Русское литературное Зарубежье 40-90-х годов (обзор).

Содержание учебного материала


0


1

Обзор произведений авторов: И. Бунин, В. Набоков, Вл. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др.

2

2

Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения.

Практические занятия.

1.Обобщение изученного ранее.

2.Выполнение тестовых заданий.

Составление планов критических статей о литературе русского Зарубежья.

2

2

Тема 8.2.

В.В. Набоков. Сведения из биографии. Роман «Машенька»

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

Тема России в творчестве Набокова. Роман «Машенька». Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

3

Образ Машеньки. Смысл финала романа.

Практические занятия.

1.Отработка навыка анализа художественного произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.

2. Составление портретов главных героев.

3.Выделение авторской позиции в тексте.

4.Анализ композиции романа.

2

3

Раздел 9. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

12(14)


Тема 9.1.

Обзор литературы периода ВОВ и первых послевоенных лет.

Содержание учебного материала


0


1

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

2

2

Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.

3

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.

4

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.

Практические занятия:

1.Обобщение ранее изученного материала.

2.Выполнение тестовых заданий.

3.Анализ публицистики военных лет.

2

2

Самостоятельная работа:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка реферата на тему «Деятели литературы и искусства на защите Отечества»

2


Тема 9.2.

А.А. Ахматова. Жизненный и творческий путь. Лирика

Содержание учебного материала


0


1

Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой.

2

2

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

3

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Практические занятия:

1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи

2.Анализ отдельных стихотворений.

3.Составление портрета лирического героя стихотворения.

4.Отработка навыка соотнесения произведений разных писателей, близких по тематике, соотнесения творчества в целом.

2

2

Тема 9.3.

Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии. Лирика.

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути - ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.

Практические занятия:

1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи

2.Анализ отдельных стихотворений.

3.Составление портрета лирического героя стихотворения.

4

2

Тема 9.4.

А.Т. Твардовский. Сведения из биографии. Лирика.

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей

Практические занятия:

1.Отработка умения давать оценку лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей.

2.Отработка навыка соотнесения литературного произведения со временем написания и нашей современностью.

3.Анализ отдельных стихотворений.

2

2

Тема 9.5.

Сочинение по литературе периода ВОВ и первых послевоенных лет.

Содержание учебного материала


0



1

Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, А. Твардовского (сравнительная характеристика)

2

2

Эволюция художественных образов в лирике А.Ахматовой.

3

Любимые страницы поэзии Б. Пастернака.

4

Дети и война в поэзии А. Твардовского.

Практические занятия:

1.Отработка навыка написания сочинения по предложенным темам.

2

2

Раздел 10. Литература 50-80-х годов (обзор).

10(17)


Тема 10.1.

А.И. Солженицын. Сведения из биографии. «Матренин двор»

Содержание учебного материала

0


1

Сведения их биографии.

2

2

Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести «Матренин двор»

Практические занятия:

1.Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.

2.Составление портрета главной героини.

3.Выделение авторской позиции в тексте.

2

2

Самостоятельная работа:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Составление библиографических карточек по творчеству писателя.

3


Тема 10.2.

В.Т. Шаламов. Сведения из биографии. «Колымские рассказы».

Содержание учебного материала


0


1

Сведения из биографии.

2

2

Художественное своеобразие прозы В. Т. Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.

Практические занятия:

1.Отработка навыка анализа произведения.

2.Пересказ одного из рассказов.

3.Выделение авторской позиции в тексте.

2

2

Тема 10.3.

В. М. Шукшин. Сведения из биографии. Рассказы.

Содержание учебного материала



1

Сведения из биографии.

0

2

2

Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. М. Шукшина.

Практические занятия:

1.Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.

2.Отработка навыка выявления примет стиля данного автора.

3.Отработка умения соотносить эмоционально-образные впечатления от текста с концепцией произведения и творчества писателя в целом.

2

2

Самостоятельная работа:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка реферата «Творчество В. М. Шукшина».

2


Тема 10.4.

Р. Гамзатов. Сведения из биографии. Лирика.

Содержание учебного материала


0


1

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

2

2

Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший.

Практические занятия:

1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи

2.Анализ отдельных стихотворений.

3.Составление портрета лирического героя стихотворения.

2

2

Самостоятельная работа:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка презентации «Жизненный и творческий путь Р. Гамзатова»

2


Тема 10.5.

А.В. Вампилов. Пьеса «Провинциальные анекдоты»

Содержание учебного материала

0


1

Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия.


2

Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.

Практические занятия:

1.Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.

2.Отработка умения соотносить эмоционально-образные впечатления от текста с концепцией произведения и творчества писателя в целом.

3.Отработка навыка соотнесения произведений разных писателей, близких по тематике, соотнесения творчества в целом.

2


Самостоятельная работа:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка доклада «Есенинские традиции в лирике Рубцова».

2


Раздел 11. Русская литература последних лет (обзор).

2


Тема 11.1.

Русская литература последних лет.

Содержание учебного материала


0


1

Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями.

2

2

Споры о путях развития культуры.

3

Позиции современных журналов.

Практические занятия:

1.Анализ художественного произведения по выбору учащегося.

2.Тестовые задания.

3.Отработка навыка соотнесения литературного произведения с эпохой времени его создания.

2

3

Раздел 12. Зарубежная литература (обзор).

2(4)


Тема 12.1.

Художественный мир зарубежной литературы XX века. Э. Хемингуэй. «Старик и море».

Содержание учебного материала


0


1

Философский характер повести.

2

2

Образ моря в повести.

Практические занятия:

1.Анализ художественного произведения.

2.Составление портрета главного героя произведения.

2

3

Самостоятельная работа:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка доклада: «Обзор зарубежной литературы»

2


Раздел 13. Произведения для бесед по современной литературе.

6


Тема 13.1.

Современный литературный процесс. В. Ерофеев «Москва - Петушки».

Содержание учебного материала


0


1

Особенности композиции.

2

2

Отражение действительности в повести.

Практические занятия:

1.Анализ художественного произведения.

2.Тестовые задания.

3.Отработка навыка соотнесения литературного произведения с эпохой времени его создания.

4

3

Дифференцированный зачет

2


Всего:

117 (176)


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий ««Литература 10-11»»;

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.

Технические средства обучения:

1

Персональная электронная вычислительная машина

Компьютер ICL КПО ВС

2

Доска интерактивная

доска PolyVision

3

Проектор стационарный

Мультимедиа-проектор EX200U

4

Мультимедийная активная акустическая стереосистема

Акустические колонки SVEN 350

5

Монитор

Acer V173 LCD

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Рекомендуемая литература:

Для обучающихся

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. - М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2005

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. - М., 2003.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. - М., 2002.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2003.

Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. - М., 2005.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. - М., 2007.

Для преподавателей

История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. - М., 2000.

История русской литературы ХI-XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. - М., 2001.

История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. - М., 2001.

Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. - М., 2002.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2000.

Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. - М., 2003.

Михайлов О. Жизнь Бунина. - М., 2002.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. - М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2002.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М., 2001.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ - начала ХХ в. - М., 2001.

Соколов А.Г. История русской литературы XIX-XX века. - М., 2000.

Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. - М., 2001.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы используемых в учебном процессе в ГАОУ СПО «НИТ»

Егорова Н.В., Золотарева И.В. и др. «Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс (в 2-х частях)». М.: «ВАКО», 4-е изд., перераб. и допол., 2009 год.

Коровина В.Я. «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11, 10-11 классы». М.: «Просвещение», 2008 год.

Королева Н.С., Мошенская Т.Н. «Открытые уроки литературы.5-9 классы». М.: «ВАКО», 2010 год.

Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. «Гоголь в школе». М.: «ВАКО», 2007 год.

Нигматуллина Л.М. «Литературные версты. Методическое пособие». г. Набережные Челны.

Нигматуллина Л.М. «Литературные версты - 2. Методическое пособие». г. Набережные Челны.

Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. «Литература». Учебник для 10-11 класса (среднее профессиональное образование). М.: «Акадеимя», 2008 год.

Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. «Литература». Книга для преподавателя (среднее профессиональное образование). М.: «Акадеимя», 2008 год.

Островский С.Л. «Как сделать презентацию?». М.: «Первое сентября», 2010 год.

Поурочные планы по программе А.Г. Кутузова для преподавателей. 11 класс. В 2-х частях». Волгоград: «Учитель», 2007 год.

Сборник информационно-творческих работ учителей и учащихся г. Нижнекамска «К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя». г. Нижнекамск.

Соловьева Л.В. «Русская проза рубежа тысячелетий. Учебное пособие». Елабуга.

Сухих И.Н. «Литература XX века». Учебник для 11 класса (базовый уровень) в 2-частях. М.: «Академия», 2011 год.

Сухих И.Н. «Литература XX века». Практикум для 11 класса (базовый уровень). М.: «Академия», 2010 год.

Сухих И.Н. «Литература в 11 классе (базовый уровень)». Книга для учителя. М.: «Академия», 2010 год.

Третьякова Л.С. «Страницы русской музыки. Русская классическая музыка на рубеже XIX - XX в.в.». М.: «Знамя».

Тугушева М. «Под знаком четырех М». М.: «Книга».

Чалмаев В., Зинин С. «Русская литература XX века» Учебник в 2-частях (10-11 класс). М.: «Русское слово», 2003 год.

Дополнительные источники:

Агеносов В.В. «Русская литература XX века. Учебник для общеобразовательных учебных дисциплин в 2-х частях». М.: «Дрофа», 2000 год.

Аристова М.А., Макарова М.А. и др. «Русская литература для школьников. Справочник». М.: «Экзамен», 2008 г.

Белоцкая Г.В. «Литература. Ответы на вопросы. Для абитуриентов и учащихся 11 классов. Экзамен 2002». М.: «Экзамен», 2002 г.

Глинин Г.Г. «Хрестоматия по русской литературе 10-11 классов». Челябинск: «Пластик-информ», 1994 год.

Гурьянова А.С. «Методическое пособие по литературе для учителей и учащихся старших классов». Г. Нижнекамск.

Десницкий А.В. «И.А. Крылов. Биография писателя. Пособие для учащихся». М.: «Просвещение», 1983 г.

Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Русская литература. Учебник для 9-го класса средней школы». М.: «Просвещение», 1986 год.

Крутецкая В.А. «Литература в таблицах и схемах. 11 класс». Санкт-Петербург: 2008 год.

Кучина Т.Г. «ЕГЭ. Литература. Тематические тестовые задания. Уровни В, С. 10-11 классы». Ярославль: Академия развития, 2011 г.

Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века. 10 класс. В двух частях». М.: «Дрофа», 2002 год.

Мещерякова М. «Литература в таблицах и схемах». М.: Рольф, 2-е изд., испр., 2001 г.

Торкунова Т.В. «Готовимся к экзамену по литературе». М.: Айрис-пресс, 2007 год.

Электронные пособия:

Миронова Ю.С. «Литература в схемах и таблицах». Санкт-Петербург: «Тритон», 2008 г.

Санкт-Петербург и пригороды. Санкт-Петербург: «П-2», 2011 год.

Современная универсальная российская энциклопедия. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 год.

Уроки литературы с применением информационных технологий. Мультимедийное приложение к урокам. М.:. «Планета», 2011 год.

Интернет - ресурсы:

Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:gramota.ru

Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: alleng.ru

Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: gramma.ru

Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: slovari.ru









4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- пересказ художественного текста;

- анализ отдельных глав литературного текста;

- домашняя подготовка к семинарам по творчеству писателя и изучаемого произведения (фронтальный опрос, беседа с обучающимися, карточками с заданиями);

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- литературные викторины по изучаемому художественному произведению;

- сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- творческие работы обучающихся по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста, конспект критической статьи);

- контрольные работы;

- тестовые задания;

- определять род и жанр произведения;

- практические работы (анализ художественного текста);

- работа по карточкам;

- сопоставлять литературные произведения;

- творческие работы (сочинение);

- рубежный контроль по разделам в форме контрольных работ

- выявлять авторскую позицию;

- рубежный контроль;

- исследовательские работы обучающихся;

- контрольные работы;

Доклады, рефераты обучающихся;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- устный опрос обучающихся;

- творческие работы обучающихся (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос);

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- письменные творческие работы обучающихся;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

- фронтальный опрос обучающихся;

- тестовые работы;

- контрольные работы;

- составление библиографических карточек по творчеству писателя;

- подготовка рефератов;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- участие в дискуссии по поставленной проблеме на уроке;

- внеклассное чтение (письменный анализ литературного текста);

Знания:

- образную природу словесного искусства;

- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);

- работа с литературоведческими словарями;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

- составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- фронтальный опрос обучающихся;

- беседа с обучающимися по прочитанному тексту;

- исследовательские и творческие работы обучающихся;

- основные теоретико-литературные понятия;

- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);

- работа с литературоведческими словарями;


© 2010-2022