- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа по литературе для СПО
Программа по литературе для СПО
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пашигорева Ю.Ю. |
Дата | 11.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Утверждаю
Заместитель директора по УПР
_____________
«28» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА
_________________________________________________________________
(код и наименование специальности /профессии, специальностей/ профессий, группы специальностей/ профессий)
____________________________БАЗОВЫЙ_____________________________
(уровень образования)
Составлена в соответствии с
Федеральным государственным
образовательным стандартом
по специальности среднего
профессионального образовании
110809 « Механизация сельского хозяйства »
270831 «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» 120701 «Землеустройство»
120714 « Земельно - имущественные отношения »
250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
280104 «Природоохранное обустройство территорий»
(код и наименование специальности)
Организация-разработчик:
Составитель:____Пашигорева Ю.Ю.
(подпись,ФИО)
Одобрена на заседании
предметно-цикловой комиссии
_____________________________
(№ протокола, дата)
Председатель ПЦК_____________
_____________________________
(подпись, ФИО)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
28
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
32
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Литература»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 110809 « Механизация сельского хозяйства », 270831 «Строительство автомобильных дорог и аэродромов», 120701 «Землеустройство», 120714 « Земельно - имущественные отношения », 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство», 280104 « Природоохранное обустройство территорий».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательные дисциплины базовые.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
участия в диалоге или дискуссии;
-
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
176
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
59
в том числе:
индивидуальное проектное задание
внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Литература ХIX века
2
Введение.
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы
Содержание учебного материала
0
1
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.
1
2
Специфика литературы как вида искусства.
3
Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке.
4
Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).
Практические занятия:
1.Обобщение ранее изученного материала.
2.Анализ известных произведений русской литературы
2
2
Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века.
10(22)
Тема 1.1.
Обзор русской литературы XIX века.
Содержание учебного материала
0
1
Обзор культуры.
1
2
Литературная борьба. Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века
3
Самобытность русского романтизма.
Практические занятия:
1.Обобщение ранее изученного материала.
2.Реферирование статей о романтизме.
2
2
Тема 1.2.
А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.
Содержание учебного материала
0
1
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.
2
2
Основные темы и мотивы лирики.
Практические занятия:
1.Отработка навыков определения мотива стихотворения, определение к какому временному периоду относится данное стихотворение.
2.Анализ стихотворений.
2
2
Самостоятельная работа
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка конспекта критических статей о А.С Пушкине. В. Г. Белинского
4
2
Тема 1.3.
М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Мотивы лирики.
Содержание учебного материала
1
Сведения из биографии.
2
2
Основные мотивы лирики.
3
Поэтический мир М. Ю. Лермонтова.
4
Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, - сквозная тема лирики Лермонтова.
Практические занятия:
1.Выделение основных мотивов лирики.
2.Анализ поэтического мира М.Ю. Лермонтов.
2
2
Самостоятельная работа
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Чтение поэмы «Маскарад».
Подготовка мини-сочинения «Романтизм поэмы «Маскарад»
5
2
Тема 1.4.
Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести». Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет».
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.
Практические занятия:
1.Анализ композиции повести.
2.Выделение в тексте приемов комического.
3.Выделение в тексте авторской позиции.
4. Отзыв о повести Н.В. Гоголя «Портрет».
4
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Составление библиографических карточек по творчеству Н.В. Гоголя
3
Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века.
34(45)
Тема 2.1.
Обзор русской литературы XIX века.
Содержание учебного материала
0
1
Россия II половины XIX века. Расцвет критического реализма в литературе, живописи, музыке, театре.
1
2
Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений.
3
Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.
4
Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.
Практические занятия:
1.Обобщение ранее изученного материала.
2.Реферирование статей о реализме.
1
2
Тема 2.2.
А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества. Тематика пьес Островского и история создания пьесы «Гроза».
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.
3
Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы
Практические занятия:
1.Анализ драмы.
2.Составление характеристики главной героини.
3.Выделение авторской позиции в тексте.
1
2
Самостоятельная работа
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка доклада «Трактовка образа Катерины в русской критике»
3
Тема 2.3.
И.А. Гончаров. Сведения из биографии. «Обломов»
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
«Обломов». Творческая история романа.
3
Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа.
4
Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов.
5
Решение автором проблемы любви в романе.(Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына)
Практические занятия:
1.Анализ сна Ильи Ильича. Обоснование идеи, что данный сон - художественно-философский центр романа.
2.Подготовка сравнительного анализа героев произведения.(Штольц- Обломов)
4
2
Самостоятельная работа
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка реферата «Роман «Обломов» в оценке критиков»
3
Тема 2.4
И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Отцы и дети».
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии И.С. Тургенева.
2
2
«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа.
3
Особенности композиции романа.
4
Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм (Ситников и Кукшина).
5
Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе.
6
Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.
Практические занятия:
1.Подготовка предложений по обоснованию названия романа.
2.Анализ образа Базарова.
3.Определение авторской позиции в романе.
4.Рассмотрение особенностей композиции романа.
4
2
Тема 2.5.
Н.Г. Чернышевский. Трагическая судьба писателя - демократа. Жизнь - подвиг. Роман «Что делать?» (Обзорно).
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Роман «Что делать?» (обзор).
Практические занятия:
1.Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.
2.Пересказ узловых сцен и эпизодов романа.
2
2
Самостоятельная работа
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка эссе на тему «Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия»
2
Тема 2.6.
Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии. Лирика
Содержание учебного материала
0
1
Философичность - основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева.
2
2
Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего.
3
Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.
Практические занятия:
1.Анализ отдельных стихотворений.
2.Отработка навыка отнесения стихотворений к определенному периоду творчества поэта.
2
2
Тема 2.7.
А.А. Фет. Сведения из биографии. Лирика.
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов.
3
Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.
Практические занятия:
1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи.
2.Анализ отдельных стихотворений.
3.Составление портрета лирического героя стихотворения.
2
2
Тема 2.8.
А. К. Толстой. Очерк жизни и творчества.
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Обзор лирики.
Практические занятия:
1.Анализ отдельных стихотворений.
2.Отработка навыка выявления примет стиля данного автора.
2
2
Тема 2.9.
Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Лирика Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Жанровое своеобразие лирики Некрасова.
3
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет.
4
Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья.
5
Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы.
6
Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка.
Практические занятия:
1.Анализ отдельных стихотворений.
2.Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.
3.Выделения авторской позиции в тексте.
4.Отработка навыка выявления примет стиля данного автора.
2
2
Тема 2.10.
Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник».
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Особенности сюжета повести.
3
Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя).
4
Тема трагической судьбы талантливого русского человека.
5
Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.
Практические занятия:
1.Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.
2.Перескказ узловых сцен и эпизодов романа.
3.Анализ образа Ивана Флягина.
2
2
Тема 2.11
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. Очерк жизни и творчества «История одного города»
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
«История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».)
3
Тематика и проблематика произведения.
4
Проблема совести и нравственного возрождения человека.
5
Своеобразие писательской манеры.
6
Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.
Практические занятия:
1. Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.
2.Пересказ узловых сцен и эпизодов романа.
3.Отработка навыка выявления примет стиля творчества писателя.
2
2
Тема 2.12.
Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. Мировоззрение Достоевского. Роман «Преступление и наказание».
Содержание учебного материала
0
1
Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского.
2
2
«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Эволюция идеи «двойничества».
3
Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.
4
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа.
5
Страдание и очищение в романе.
6
Символические образы в романе. Роль пейзажа.
7
Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.
Практические занятия:
1.Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.
2.Составление портретов главных героев.
3.Выделение авторской позиции в тексте.
4.Анализ композиции романа.
2
2
Самостоятельная работа
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка реферата на тему: «Проблема противоречий в мировоззрении и творчестве писателя»
3
Тема 2.13.
Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Мировоззрение писателя. «Война и мир»
Содержание учебного материала
0
1
Жизнь и творческий путь. Духовные искания писателя.
2
2
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа.
3
Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.
4
Символическое значение «войны» и «мира».
5
Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева.
6
«Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности.
7
Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.
Практические занятия:
1.Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.
2.Составление портретов главных героев.
3.Выделение авторской позиции в тексте.
4.Анализ композиции романа.
4
Тема 2.14.
Сочинение по роману «Война и мир».
Содержание учебного материала
0
1
«В поисках смысла жизни» (Андрей и Пьер).
3
2
Простой народ в романе.
3
Светское общество в изображении Л.Н. Толстого.
4
Наташа Ростова - любимая героиня Толстого.
Практические занятия:
1.Отработка навыка написания сочинения по предложенной теме
2
3
Тема 2.15.
А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. «Вишневый сад»
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Театр Чехова - воплощение кризиса современного общества.
3
«Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра.
4
Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы.
5
Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.
Практические занятия:
1. Составление портретов главных героев.
2.Пересказ узловых сцен и эпизодов комедии.
3.Отработка навыка соотнесения эмоционально-образных впечатлений от текста с концепцией произведения и творчества писателя в целом.
2
2
Раздел 3. Зарубежная литература (обзор).
4(7)
Тема 3.1.
У. Шекспир. «Гамлет»
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии У. Шекспира
2
2
Обзор произведения « Гамлет»
3
Главные герои произведения.
Практические занятия:
1.Отработка навыка определения примет стиля данного автора.
2.Анализ отдельных эпизодов произведения.
2
2
Тема 3.2.
О. Бальзак. «Гобсек»
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Обзор произведения «Гобсек»
3
Тема власти и денег.
Практические занятия:
1. Составление портретов главных героев.
2. Пересказ узловых сцен и эпизодов произведения.
2
2
Самостоятельная работа
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка реферата на тему «Поэты- импрессионисты» (Ш. Бодлер, А. Рембо, О. Ренуар, П. Малларме и др.)
3
Литература ХХ века.
2
Введение
Содержание учебного материала
0
1
1
Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа ХIX и ХХ веков и его отражение в литературе. Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы.
2
Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе ХХ века. Общечеловеческие проблемы начала ХХ века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала ХХ века.
3
Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.
Практические занятия:
1.Реферирование статьи Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы».
2
2
Раздел 4. Русская литература на рубеже веков.
4(8)
Тема 4.1.
И. А. Бунин. Жизнь и творчество. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии писателя.
2
2
Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии.
3
Поэтика И. А. Бунина.
Практические занятия:
1.Отработка навыков пересказа отдельных эпизодов произведения.
2.Отработка навыка соотнесения изученного произведения с литературным направлением эпохи.
2
2
Тема 4.2.
А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Тема любви в повести «Гранатовый браслет».
Содержание учебного материала
0
1
Сведения об авторе.
2
2
«Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.
3
Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.
Практические занятия:
1. Отработка навыков пересказа отдельных эпизодов произведения.
2. Отработка навыка соотнесения изученного произведения с литературным направлением эпохи.
3.Отработка навыка объяснения сходства и различия произведений разных писателей, близких по тематике.
2
3
Самостоятельная работа:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка библиографических карточек по творчеству писателя.
4
3
Раздел 5. Поэзия начала ХХ века.
10(13)
Тема 5.1.
Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века.
Содержание учебного материала
0
1
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX - начала XX в. (Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева).
2
2
Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.
Практические занятия:
1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи.
2.Анализ отдельных стихотворений.
3.Составление портрета лирического героя стихотворения.
2
2
Тема 5.2.
Серебряный век русской поэзии. Поэты, творившие вне литературных течений.
Содержание учебного материала
0
1
Серебряный век как своеобразный «русский ренесанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
2
2
Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.
Практические занятия:
1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи
2.Анализ отдельных стихотворений.
3.Составление портрета лирического героя стихотворения.
2
2
Тема 5.3.
Символизм.
Содержание учебного материала
0
1
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом.
2
2
Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства).
3
Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха.
4
«Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).
Практические занятия:
1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи
2.Анализ отдельных стихотворений.
2
2
Самостоятельная работа:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка доклада «Манифесты футуризма, их пафос и проблематика».
3
Тема5.4.
М. Горький. Жизнь и творчество (обзор). Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Ранние рассказы: «Челкаш», «Коновалов», «Страсти-мордасти», «Старуха Изергиль».
3
Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького.
4
Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.
Практические занятия:
1.Отработка навыка анализа эпизодов произведений, объяснения их связи с проблематикой произведения.
2.Составление портретов главных героев.
3.Выделение авторской позиции в тексте.
2
2
Тема 5.5.
А. А. Блок. Жизнь и творчество. Лирика. Поэма «Двенадцать
Содержание учебного материала
2
1
Сведения из биографии.
2
2
Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».
3
Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции.
4
Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме.
5
Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
Практические занятия:
1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи
2.Анализ отдельных стихотворений.
3. Отработка навыка анализа отдельных эпизодов произведения, объяснения их связи с проблематикой произведения.
2
Раздел 6. Литература 20-х годов (обзор).
6(12)
Тема 6.1.
Обзор литературы 20-х гг.
Содержание учебного материала
0
1
Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.
2
2
Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).
3
Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли, человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева.
4
Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Аэлита» А. Толстого).
5
Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.).
Практические занятия:
1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи
2.Выполнение тестовых заданий.
2
2
Самостоятельная работа:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Реферирование статьи, относящейся к альтернативной публицистике 20-х годов
3
Тема 6.2.
В.В. Маяковский. Сведения из биографии. Поэтическая новизна ранней лирики. Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос». Проблематика, художественное своеобразие.
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта.
3
Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».
Практические занятия:
1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи
2.Анализ отдельных стихотворений.
3.Составление портрета лирического героя стихотворения.
2
2
Тема 6.3.
С.А. Есенин. Сведения из биографии. Лирика.
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.
Практические занятия:
1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи
2.Анализ отдельных стихотворений.
3.Составление портрета лирического героя стихотворения.
2
2
Самостоятельная работа:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Составление биографических карточек по творчеству С.А. Есенина
3
Раздел 7. Литература 30-х - начала 40-х годов (обзор).
16(19)
Тема 7.1.
Обзор литературы 30-х--40-х гг.
Содержание учебного материала
0
1
Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.
2
2
Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.
Практические занятия:
1.Обобщение ранее изученного материала.
2.Реферирование статей о литературе 30-х -40-х годов.
2
2
Тема 7.2.
М.И. Цветаева. Сведения из биографии. Лирика.
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии
2
2
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.
Практические занятия:
1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи
2.Анализ отдельных стихотворений.
3.Составление портрета лирического героя стихотворения.
1
2
Тема 7.3.
О. Мандельштам. Сведения из биографии. Лирика.
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама.
Практические занятия:
1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи
2.Анализ отдельных стихотворений.
3.Составление портрета лирического героя стихотворения.
1
2
Самостоятельная работа:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка презентации «Творчество О.Э. Мандельштама»
3
Тема 7.4.
А.П. Платонов. Сведения из биографии. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров.
3
Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.
Практические занятия:
1. Составление портретов главных героев.
2.Пересказ узловых сцен и эпизодов произведения.
3.Анализ отдельных эпизодов произведения.
2
2
Тема 7.5.
И.Э. Бабель. Сведения из биографии. Рассказы.
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.
Практические занятия:
1.Отработка навыка анализа художественного произведения.
2.Рассмотрение особенностей композиции произведений.
3.Отработка навыка выявления примет стиля творчества писателей.
2
2
Тема 7.6.
М.А. Булгаков. Сведения из биографии. Фантастическое и реалистическое в романе «Мастер и Маргарита».
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.
3
Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Любовь и судьба Мастера.
Практические занятия:
1.Отработка навыка анализа художественного произведения.
2. Рассмотрение особенностей композиции произведения.
3.Отработка навыка выявления примет стиля творчества писателей.
4.Отработка навыка соотнесения эмоционально-образных впечатлений от текста с концепцией произведения и творчества писателя в целом.
5
2
Тема 7.7.
М.А. Шолохов. Сведения из биографии. «Тихий Дон» (обзор).
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Роман «Тихий Дон» (обзор). Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.
3
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.
Практические занятия:
1.Отработка навыка анализа художественного произведения.
2. Составление портретов главных героев.
3.Выделение авторской позиции в тексте.
4.Анализ композиции романа.
5.Отработка навыка объяснения сходства и различия произведений.
3
2
Раздел 8. Литература русского Зарубежья.
4
Тема 8.1.
Русское литературное Зарубежье 40-90-х годов (обзор).
Содержание учебного материала
0
1
Обзор произведений авторов: И. Бунин, В. Набоков, Вл. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др.
2
2
Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения.
Практические занятия.
1.Обобщение изученного ранее.
2.Выполнение тестовых заданий.
Составление планов критических статей о литературе русского Зарубежья.
2
2
Тема 8.2.
В.В. Набоков. Сведения из биографии. Роман «Машенька»
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Тема России в творчестве Набокова. Роман «Машенька». Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.
3
Образ Машеньки. Смысл финала романа.
Практические занятия.
1.Отработка навыка анализа художественного произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.
2. Составление портретов главных героев.
3.Выделение авторской позиции в тексте.
4.Анализ композиции романа.
2
3
Раздел 9. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
12(14)
Тема 9.1.
Обзор литературы периода ВОВ и первых послевоенных лет.
Содержание учебного материала
0
1
Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.
2
2
Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.
3
Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.
4
Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.
Практические занятия:
1.Обобщение ранее изученного материала.
2.Выполнение тестовых заданий.
3.Анализ публицистики военных лет.
2
2
Самостоятельная работа:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка реферата на тему «Деятели литературы и искусства на защите Отечества»
2
Тема 9.2.
А.А. Ахматова. Жизненный и творческий путь. Лирика
Содержание учебного материала
0
1
Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой.
2
2
Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.
3
Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.
Практические занятия:
1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи
2.Анализ отдельных стихотворений.
3.Составление портрета лирического героя стихотворения.
4.Отработка навыка соотнесения произведений разных писателей, близких по тематике, соотнесения творчества в целом.
2
2
Тема 9.3.
Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии. Лирика.
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути - ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.
Практические занятия:
1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи
2.Анализ отдельных стихотворений.
3.Составление портрета лирического героя стихотворения.
4
2
Тема 9.4.
А.Т. Твардовский. Сведения из биографии. Лирика.
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей
Практические занятия:
1.Отработка умения давать оценку лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей.
2.Отработка навыка соотнесения литературного произведения со временем написания и нашей современностью.
3.Анализ отдельных стихотворений.
2
2
Тема 9.5.
Сочинение по литературе периода ВОВ и первых послевоенных лет.
Содержание учебного материала
0
1
Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, А. Твардовского (сравнительная характеристика)
2
2
Эволюция художественных образов в лирике А.Ахматовой.
3
Любимые страницы поэзии Б. Пастернака.
4
Дети и война в поэзии А. Твардовского.
Практические занятия:
1.Отработка навыка написания сочинения по предложенным темам.
2
2
Раздел 10. Литература 50-80-х годов (обзор).
10(17)
Тема 10.1.
А.И. Солженицын. Сведения из биографии. «Матренин двор»
Содержание учебного материала
0
1
Сведения их биографии.
2
2
Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести «Матренин двор»
Практические занятия:
1.Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.
2.Составление портрета главной героини.
3.Выделение авторской позиции в тексте.
2
2
Самостоятельная работа:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Составление библиографических карточек по творчеству писателя.
3
Тема 10.2.
В.Т. Шаламов. Сведения из биографии. «Колымские рассказы».
Содержание учебного материала
0
1
Сведения из биографии.
2
2
Художественное своеобразие прозы В. Т. Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.
Практические занятия:
1.Отработка навыка анализа произведения.
2.Пересказ одного из рассказов.
3.Выделение авторской позиции в тексте.
2
2
Тема 10.3.
В. М. Шукшин. Сведения из биографии. Рассказы.
Содержание учебного материала
1
Сведения из биографии.
0
2
2
Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. М. Шукшина.
Практические занятия:
1.Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.
2.Отработка навыка выявления примет стиля данного автора.
3.Отработка умения соотносить эмоционально-образные впечатления от текста с концепцией произведения и творчества писателя в целом.
2
2
Самостоятельная работа:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка реферата «Творчество В. М. Шукшина».
2
Тема 10.4.
Р. Гамзатов. Сведения из биографии. Лирика.
Содержание учебного материала
0
1
Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.
2
2
Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший.
Практические занятия:
1.Отработка навыка соотнесения стихотворения с литературным направлением эпохи
2.Анализ отдельных стихотворений.
3.Составление портрета лирического героя стихотворения.
2
2
Самостоятельная работа:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка презентации «Жизненный и творческий путь Р. Гамзатова»
2
Тема 10.5.
А.В. Вампилов. Пьеса «Провинциальные анекдоты»
Содержание учебного материала
0
1
Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия.
2
Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.
Практические занятия:
1.Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.
2.Отработка умения соотносить эмоционально-образные впечатления от текста с концепцией произведения и творчества писателя в целом.
3.Отработка навыка соотнесения произведений разных писателей, близких по тематике, соотнесения творчества в целом.
2
Самостоятельная работа:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка доклада «Есенинские традиции в лирике Рубцова».
2
Раздел 11. Русская литература последних лет (обзор).
2
Тема 11.1.
Русская литература последних лет.
Содержание учебного материала
0
1
Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями.
2
2
Споры о путях развития культуры.
3
Позиции современных журналов.
Практические занятия:
1.Анализ художественного произведения по выбору учащегося.
2.Тестовые задания.
3.Отработка навыка соотнесения литературного произведения с эпохой времени его создания.
2
3
Раздел 12. Зарубежная литература (обзор).
2(4)
Тема 12.1.
Художественный мир зарубежной литературы XX века. Э. Хемингуэй. «Старик и море».
Содержание учебного материала
0
1
Философский характер повести.
2
2
Образ моря в повести.
Практические занятия:
1.Анализ художественного произведения.
2.Составление портрета главного героя произведения.
2
3
Самостоятельная работа:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка доклада: «Обзор зарубежной литературы»
2
Раздел 13. Произведения для бесед по современной литературе.
6
Тема 13.1.
Современный литературный процесс. В. Ерофеев «Москва - Петушки».
Содержание учебного материала
0
1
Особенности композиции.
2
2
Отражение действительности в повести.
Практические занятия:
1.Анализ художественного произведения.
2.Тестовые задания.
3.Отработка навыка соотнесения литературного произведения с эпохой времени его создания.
4
3
Дифференцированный зачет
2
Всего:
117 (176)
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий ««Литература 10-11»»;
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Технические средства обучения:
1
Персональная электронная вычислительная машина
Компьютер ICL КПО ВС
2
Доска интерактивная
доска PolyVision
3
Проектор стационарный
Мультимедиа-проектор EX200U
4
Мультимедийная активная акустическая стереосистема
Акустические колонки SVEN 350
5
Монитор
Acer V173 LCD
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Рекомендуемая литература:
Для обучающихся
Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. - М., 2005.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2005
Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. - М., 2003.
Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. - М., 2002.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2003.
Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2005.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. - М., 2005.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. - М., 2007.
Для преподавателей
История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. - М., 2000.
История русской литературы ХI-XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. - М., 2001.
История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. - М., 2001.
Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. - М., 2002.
Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2000.
Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. - М., 2003.
Михайлов О. Жизнь Бунина. - М., 2002.
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. - М., 2001.
Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2001.
Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2002.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М., 2001.
Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ - начала ХХ в. - М., 2001.
Соколов А.Г. История русской литературы XIX-XX века. - М., 2000.
Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. - М., 2001.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы используемых в учебном процессе в ГАОУ СПО «НИТ»
Егорова Н.В., Золотарева И.В. и др. «Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс (в 2-х частях)». М.: «ВАКО», 4-е изд., перераб. и допол., 2009 год.
Коровина В.Я. «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11, 10-11 классы». М.: «Просвещение», 2008 год.
Королева Н.С., Мошенская Т.Н. «Открытые уроки литературы.5-9 классы». М.: «ВАКО», 2010 год.
Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. «Гоголь в школе». М.: «ВАКО», 2007 год.
Нигматуллина Л.М. «Литературные версты. Методическое пособие». г. Набережные Челны.
Нигматуллина Л.М. «Литературные версты - 2. Методическое пособие». г. Набережные Челны.
Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. «Литература». Учебник для 10-11 класса (среднее профессиональное образование). М.: «Акадеимя», 2008 год.
Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. «Литература». Книга для преподавателя (среднее профессиональное образование). М.: «Акадеимя», 2008 год.
Островский С.Л. «Как сделать презентацию?». М.: «Первое сентября», 2010 год.
Поурочные планы по программе А.Г. Кутузова для преподавателей. 11 класс. В 2-х частях». Волгоград: «Учитель», 2007 год.
Сборник информационно-творческих работ учителей и учащихся г. Нижнекамска «К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя». г. Нижнекамск.
Соловьева Л.В. «Русская проза рубежа тысячелетий. Учебное пособие». Елабуга.
Сухих И.Н. «Литература XX века». Учебник для 11 класса (базовый уровень) в 2-частях. М.: «Академия», 2011 год.
Сухих И.Н. «Литература XX века». Практикум для 11 класса (базовый уровень). М.: «Академия», 2010 год.
Сухих И.Н. «Литература в 11 классе (базовый уровень)». Книга для учителя. М.: «Академия», 2010 год.
Третьякова Л.С. «Страницы русской музыки. Русская классическая музыка на рубеже XIX - XX в.в.». М.: «Знамя».
Тугушева М. «Под знаком четырех М». М.: «Книга».
Чалмаев В., Зинин С. «Русская литература XX века» Учебник в 2-частях (10-11 класс). М.: «Русское слово», 2003 год.
Дополнительные источники:
Агеносов В.В. «Русская литература XX века. Учебник для общеобразовательных учебных дисциплин в 2-х частях». М.: «Дрофа», 2000 год.
Аристова М.А., Макарова М.А. и др. «Русская литература для школьников. Справочник». М.: «Экзамен», 2008 г.
Белоцкая Г.В. «Литература. Ответы на вопросы. Для абитуриентов и учащихся 11 классов. Экзамен 2002». М.: «Экзамен», 2002 г.
Глинин Г.Г. «Хрестоматия по русской литературе 10-11 классов». Челябинск: «Пластик-информ», 1994 год.
Гурьянова А.С. «Методическое пособие по литературе для учителей и учащихся старших классов». Г. Нижнекамск.
Десницкий А.В. «И.А. Крылов. Биография писателя. Пособие для учащихся». М.: «Просвещение», 1983 г.
Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Русская литература. Учебник для 9-го класса средней школы». М.: «Просвещение», 1986 год.
Крутецкая В.А. «Литература в таблицах и схемах. 11 класс». Санкт-Петербург: 2008 год.
Кучина Т.Г. «ЕГЭ. Литература. Тематические тестовые задания. Уровни В, С. 10-11 классы». Ярославль: Академия развития, 2011 г.
Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века. 10 класс. В двух частях». М.: «Дрофа», 2002 год.
Мещерякова М. «Литература в таблицах и схемах». М.: Рольф, 2-е изд., испр., 2001 г.
Торкунова Т.В. «Готовимся к экзамену по литературе». М.: Айрис-пресс, 2007 год.
Электронные пособия:
Миронова Ю.С. «Литература в схемах и таблицах». Санкт-Петербург: «Тритон», 2008 г.
Санкт-Петербург и пригороды. Санкт-Петербург: «П-2», 2011 год.
Современная универсальная российская энциклопедия. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 год.
Уроки литературы с применением информационных технологий. Мультимедийное приложение к урокам. М.:. «Планета», 2011 год.
Интернет - ресурсы:
Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:gramota.ru
Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: alleng.ru
Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: gramma.ru
Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: slovari.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- пересказ художественного текста;
- анализ отдельных глав литературного текста;
- домашняя подготовка к семинарам по творчеству писателя и изучаемого произведения (фронтальный опрос, беседа с обучающимися, карточками с заданиями);
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);
- литературные викторины по изучаемому художественному произведению;
- сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- творческие работы обучающихся по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста, конспект критической статьи);
- контрольные работы;
- тестовые задания;
- определять род и жанр произведения;
- практические работы (анализ художественного текста);
- работа по карточкам;
- сопоставлять литературные произведения;
- творческие работы (сочинение);
- рубежный контроль по разделам в форме контрольных работ
- выявлять авторскую позицию;
- рубежный контроль;
- исследовательские работы обучающихся;
- контрольные работы;
Доклады, рефераты обучающихся;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- устный опрос обучающихся;
- творческие работы обучающихся (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос);
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- письменные творческие работы обучающихся;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
участия в диалоге или дискуссии;
-
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
- фронтальный опрос обучающихся;
- тестовые работы;
- контрольные работы;
- составление библиографических карточек по творчеству писателя;
- подготовка рефератов;
- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);
- участие в дискуссии по поставленной проблеме на уроке;
- внеклассное чтение (письменный анализ литературного текста);
Знания:
- образную природу словесного искусства;
- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);
- работа с литературоведческими словарями;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- фронтальный опрос обучающихся;
- беседа с обучающимися по прочитанному тексту;
- исследовательские и творческие работы обучающихся;
- основные теоретико-литературные понятия;
- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);
- работа с литературоведческими словарями;