- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа по лит-ре на 195ч
Программа по лит-ре на 195ч
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Саралиева З.П. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ОДОБРЕНО
на заседании МО
Протокол №1 от 31.08.15
Председатель
____________ З.П.Саралиева
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ ЭАТ
____________ Г.Г.Кайтуков
«_____»___________ 2015г.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Эльхотовский аграрный техникум»
РСО -Алания
Рабочая программа учебной дисциплины
«Литература»
на I-II курсы
Преподаватель русского языка
и литературы
Саралиева Зарина Петровна
Эльхотово
2015
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Эльхотовский аграрный техникум» РСО - Алания
Разработчик:
Саралиева З.П, преподаватель русского языка и литературы, зам.директора по НМР ГБПОУ ЭАТ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
20
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
22
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в образовательных организациях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл
указать принадлежность дисциплины к учебному циклу
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
-
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
воспроизводить содержание литературного произведения;
-
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-
определять род и жанр произведения;
-
сопоставлять литературные произведения;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
участия в диалоге или дискуссии;
-
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 262 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 195 часов;
самостоятельной работы обучающегося 67 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
262
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
195
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
18
контрольные работы
3
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
67
в том числе:
Изучение критических статей по изучаемым темам.
Наизусть стихотворения по выбору обучающихся.
Подготовка рефератов и докладов.
Изучение теории литературы.
Работа с тестами.
Подготовка и изучение конспектов
Самостоятельное чтение произведений
10
15
10
12
10
10
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.
1
познавательный
Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века
11
Тема 1.1. Введение
Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.
1
продуктивный
Тема 1.2
Александр Сергеевич Пушкин
5
Содержание учебного материала
4
1
Этапы творчества поэта. Основные темы и мотивы лирики Пушкина А.С. Урок-лекция.
1
продуктивный
2
Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
1
продуктивный
3
"Вечные" темы в творчестве Пушкина.
1
продуктивный
4
Поэма «Медный всадник». Образ Петра.
1
продуктивный
Практическая работа
1
Анализ свободолюбивой лирики Пушкина А.С. «Хочу воспеть свободу миру…» Теория литературы: Элегия.
1
Самостоятельная работа
2
Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине.
Наизусть стихотворение по выбору: «Погасло дневное светило»,
Тема 1.3.
Михаил Юрьевич Лермонтов
3
Содержание учебного материала
1
Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества
1
продуктивный
2
Любовь к Родине, народу, природе в лирике Лермонтова.
1
продуктивный
3
Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, - сквозная тема лирики Лермонтова. Теория литературы: развитие понятия о романтизме.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
2
Самостоятельное чтение: «Маскарад».
Наизусть стихотворение по выбору: «Родина», «Пророк»,
Тема 1.4.
Николай Васильевич Гоголь.
2
Содержание учебного материала
1
Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Теория литературы: Романтизм и реализм.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Сообщение «Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе».
Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века
74
Тема 2.1.Введение.
Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе.
1
репродуктивный
Самостоятельная работа
2
Реферат: «Журналы «Современник» и «Русское слово» и их роль в общественном движении».
Тема 2.2.
А.Н. Островский.
8
Содержание учебного материала
6
1
Сведения из биографии.
Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.
1
продуктивный
2
«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.
1
продуктивный
3
Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры.
1
продуктивный
4
Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.
1
продуктивный
5
Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.
1
продуктивный
Творческая работа
2
1/2
Сочинение по произведению А. Н. Островского «Гроза».
продуктивный
Самостоятельная работа
2
Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».
Тема 2.3.
Иван Алексеевич Гончаров.
2
Содержание учебного материала
1
Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
«Обломов». Творческая история романа. Обломов. Противоречивость характера. Теория литературы: социально-психологический роман
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д.Писарева, И. Анненского).
Тема 2.4.
Иван Сергеевич Тургенев.
8
Содержание учебного материала
6
1
Иван Сергеевич Тургенев. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа.
1
продуктивный
3
Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе.
1
продуктивный
4
Тема любви в романе.
1
продуктивный
5
Значение заключительных сцен романа.
1
продуктивный
6
Полемика вокруг романа. Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман).
1
продуктивный
Творческая работа
2
1/2
Изложение с элементом сочинения по творчеству Тургенева И.С.
Самостоятельная работа
4
Для самостоятельного чтения: «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе.
Тема 2.5.
Федор Иванович Тютчев.
2
Содержание учебного материала
1
Федор Иванович Тютчев. Философичность - основа лирики поэта.
1
продуктивный
2
Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
2
Реферат: «Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь»
Тема 2.6
Афанасий Афанасьевич Фет.
2
Содержание учебного материала
1
Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов.
1
продуктивный
2
Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Реферат: «Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…»)».
Тема 2.7.
Алексей Константинович Толстой.
2
Содержание учебного материала
1
А.К. Толстой. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…»
1
продуктивный
Тема 2.8.
Николай Алексеевич Некрасов.
9
Содержание учебного материала
7
1
Н.А. Некрасов. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
Жанровое своеобразие лирики Некрасова.
1
продуктивный
3
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет.
1
продуктивный
4
Проблема счастья.
1
продуктивный
5
Сатирическое изображение «хозяев» жизни.
1
продуктивный
6
Образ женщины в поэме.
1
продуктивный
7
Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы.
1
продуктивный
Практическая работа
2
1/2
Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Самостоятельная работа
3
Изучить: критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман).
2
Реферат «Н.А. Некрасов - организатор и создатель нового «Современника».
1
Тема 2.9.
Коста Хетагуров.
2
Содержание учебного материала
1
К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор).
1
продуктивный
2
Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Подготовить анализ стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Тема 2.10.
Николай Семенович Лесков.
2
Содержание учебного материала
1
Н.С. Лесков. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
Повесть «Очарованный странник». Тема трагической судьбы талантливого русского человека.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Реферат: «Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Левша»).
Тема 2.11.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
3
Содержание учебного материала
1
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина.
1
продуктивный
3
Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Реферат: «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.
Тема 2.12.
Ф.М. Достоевский.
9
Содержание учебного материала
7
1
Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
«Преступление и наказание» Своеобразие жанра
1
продуктивный
3
Отображение русской действительности в романе.
продуктивный
4
Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе.
1
продуктивный
5
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова
1
продуктивный
6
Эволюция идеи «двойничества».
1
продуктивный
7
Страдание и очищение в романе.
1
продуктивный
Творческая работа
2
1/2
Сочинение по роману «Преступление и наказание».
Самостоятельная работа
4
Изучить критику вокруг романа Достоевского (Д. Писарев).
2
Реферат: Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
2
Тема 2.13
Л.Н. Толстой.
16
Содержание учебного материала
13
1
Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.
1
продуктивный
2
«Севастопольские рассказы». Обличение жестокости войны.
1
продуктивный
3
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Теория литературы: понятие о романе-эпопее.
1
продуктивный
4
Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова.
1
продуктивный
5
Наташи Ростова и Элен Курагина в романе.
1
продуктивный
6
Авторский идеал семьи
1
продуктивный
7
Значение образа Платона Каратаева.
1
продуктивный
8
«Мысль народная» в романе
1
продуктивный
9
Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе
1
продуктивный
10
Развенчание идеи «наполеонизма».
1
продуктивный
11
Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.
1
продуктивный
12
Обзор творчества позднего периода: «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».
1
продуктивный
13
Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.
Теория литературы: понятие о романе-эпопее.
1
продуктивный
Практическая работа
3
1/2
Сочинение по роману «Война и мир»
2
продуктивный
3
Контрольное тестирование по творчеству Л.Толстого
1
продуктивный
Самостоятельная работа
2
Реферат «Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».
Тема 2.14.
А.П. Чехов.
8
Содержание учебного материала
6
1
А.П. Чехов. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. «Ионыч».
1
продуктивный
3
Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад».
1
продуктивный
4
Жизненная беспомощность героев пьесы.
1
продуктивный
5
Символичность пьесы.
1
продуктивный
6
Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.
Теория литературы: развитие понятия о драматургии
1
продуктивный
Практическая работа
2
1
Юмористические рассказы. Анализ художественного текста
продуктивный
2
Контрольное тестирование по творчеству А.П.Чехова
продуктивный
Самостоятельная работа
2
Реферат «Новаторство чеховской драматургии».
Реферат Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказе «Попрыгунья».
Тема 3.
Зарубежная литература (обзор)
3
Содержание учебного материала
1
О. Бальзак «Гобсек».
1
продуктивный
2
В. Шекспир «Гамлет».
1
продуктивный
3
Поэты-импрессионисты. Ш. Бодлер
1
продуктивный
Самостоятельная работа
2
Самостоятельное чтение. Г. Флобер «Саламбо».
Поэты-импрессионисты, А. Рембо О. Ренуар.
Тема 4.
Осетинская литература (обзор)
3
Содержание учебного материала
1
А.Кубалов. «Афхардты Хасана»
1
продуктивный
2
Темирболат Мамсуров. Обзор творчества.
1
продуктивный
3
1
продуктивный
Повторение пройденного материала
3
Содержание учебного материала
1
Литература первой половины XIX века. Обзор.
1
продуктивный
2
Литература второй половины XIX века. Обзор.
1
продуктивный
3
Зарубежная литература. Обзор.
1
продуктивный
Раздел 3. ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
93
Тема 5. Русская литература на рубеже веков
6
Тема 5.1. Введение.
Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе.
1
репродуктивный
Тема 5.2.
Иван Алексеевич Бунин.
3
Содержание учебного материала
1
И.А. Бунин. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
Осуждение бездуховности существования. «Господин из Сан-Франциско»,
1
продуктивный
3
Философичность лирики Бунина.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
2
Для самостоятельного чтения: «Темные аллеи».
Критики о Бунине* (В. Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская,О. Михайлов).
Тема 5.3.
А.И. Куприн.
2
Содержание учебного материала
1
А.И. Куприн. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
Повесть «Гранатовый браслет». Трагический смысл произведения.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Критики о Куприне* (Ю. Айхенвальд, М. Горький, О. Михайлов
Тема 6.
Поэзия начала XX века. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».
13
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
4
1
Литературные течения поэзии русского модернизма
продуктивный
2
Символизм. Истоки русского символизма. В. Брюсов.
продуктивный
3
Акмеизм. Истоки акмеизма. Н.С. Гумилев
продуктивный
4
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. И. Северянин.
продуктивный
Практическая работа
1
1
Поэты, творившие вне литературных течений: М.Цветаева, И.Ф. Анненский. Обсуждение выступлений.
Самостоятельная работа
4
Реферат «Модернистские течения».
Подготовка и изучение конспектов.
Тема 6.2.
Максим Горький.
5
Содержание учебного материала
1
М. Горький. Сведения из биографии.
продуктивный
2
Ранние рассказы: «Старуха Изергиль».
продуктивный
3
«На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл.
продуктивный
4
Герои пьесы. Спор о назначении человека.
продуктивный
Контрольная работа
1
1
Контрольное тестирование по творчеству М.Горького
Самостоятельная работа
1
Реферат «Горький - романист»
Тема 6.3
А.А. Блок.
3
Содержание учебного материала
1
А.А. Блок. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
Тема исторического прошлого в лирике Блока.
1
продуктивный
3
Поэма «Двенадцать»: сложность восприятия Блоком социального характера революции.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Реферат. Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока
Тема 7
Литература 20-х годов (обзор)
11
Содержание учебного материала
1
Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы
1
продуктивный
2
Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (Э. Багрицкий, М. Светлов)
1
продуктивный
3
Крестьянская поэзия 20-х годов Н.А. Клюев. Сведения из биографии.
1
продуктивный
4
Поиски нового героя эпохи. «Аэлита» А. Толстого
1
продуктивный
5
Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов. Творчество М. Зощенко.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
2
Сообщение. Сатирические романы и повести И. Ильфа и Е. Петрова.
Тема 7.1.
В.В. Маяковский
3
Содержание учебного материала
1
В.В. Маяковский. Поэтическая новизна ранней лирики
1
продуктивный
2
Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви.
1
продуктивный
Практические занятия
1
1
Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.
продуктивный
Самостоятельная работа
2
Наизусть стихотворения: Левый марш. Прозаседавшиеся. Послушайте
Анализ поэтического произведения по выбору обучающегося.
Тема 7.2.
С.А. Есенин
3
Содержание учебного материала
1
С.А. Есенин. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России.
1
продуктивный
3
Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
2
Наизусть стихотворения по выбору обучающегося
Анализ поэтического произведения по выбору обучающегося.
Тема 8.
Литература 30-х - начала 40-х годов (обзор)
22
Содержание учебного материала
1
Становление новой культуры в 30-е годы
1
продуктивный
2
Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала
1
продуктивный
3
Историческая тема в творчестве А. Толстого
1
продуктивный
4
Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Реферат. Развитие традиций русской народной культуры в поэзии 30-х годов А. М. Исаковского.
Тема 8.1.
М.И. Цветаева.
2
Содержание учебного материала
1
М.И. Цветаева. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
Поэзия как напряженный монолог-исповедь
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Анализ поэтического произведения по выбору обучающегося.
Тема 8.2.
О.Э. Мандельштам.
2
Содержание учебного материала
1
О.Э. Мандельштам. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
Петербургские мотивы в поэзии.
1
продуктивный
3
Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Анализ поэтического произведения по выбору обучающегося.
Тема 8.3.
А.П. Платонов.
3
Содержание учебного материала
1
А.П. Платонов. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
Социально-философское содержание творчества А. Платонова
1
продуктивный
3
Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Тема 8.4.
М.А. Булгаков.
3
Содержание учебного материала
1
М.А. Булгаков. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
«Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа.
1
продуктивный
3
Фантастическое и реалистическое в романе.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Реферат. Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.
Тема 8.5
А.Н. Толстой.
3
Содержание учебного материала
1
А.Н. Толстой. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
«Петр Первый» - художественная история России XVIII века.
1
продуктивный
3
Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Реферат. Советский исторический роман «Петр Первый» А. Толстого.
Тема 8.6.
М.А. Шолохов.
4
Содержание учебного материала
1
М.А. Шолохов. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.
1
продуктивный
3
Образ Григория Мелехова.
1
продуктивный
4
Женские судьбы. Любовь на страницах романа.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
2
Реферат. М.А. Шолохов - создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах».
Тема 9.
Литература русского Зарубежья
2
Содержание учебного материала
1
Русское литературное зарубежье 40-90-х годов (обзор). И. Бунин, В. Набоков
1
2
В.В. Набоков. Тема России в творчестве Набокова
1
Самостоятельная работа
2
Реферат. Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Заболоцкого.
Тема 10.
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
22
Содержание учебного материала
1
Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Бергольц, М. Джалиль.
1
продуктивный
2
Произведения первых послевоенных лет.
1
продуктивный
3
Публицистика военных лет: И. Эренбург.
1
продуктивный
4
Проблемы человеческого бытия, добра и зла в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова,
1
продуктивный
5
Пьесы: «Русские люди» К. Симонова
1
продуктивный
6
Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: М. Шолохова
1
продуктивный
Практические занятия
2
продуктивный
1
П/з Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Защита рефератов.
2
Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны.
Тема 10.1.
А. А. Ахматова.
2
Содержание учебного материала
1
А. А. Ахматова. Жизненный и творческий путь.
1
продуктивный
2
Пушкинские темы в творчестве Ахматовой.
1
продуктивный
3
Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Реферат. Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны.
Тема 10.2.
Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии.
2
Содержание учебного материала
1
Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
Философичность лирики. Тема пути - ведущая в поэзии Пастернака.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Реферат. Ранняя лирика Б. Пастернака.
Тема 10.3.
А.Т. Твардовский.
2
Содержание учебного материала
1
А.Т. Твардовский. Сведения из биографии.
1
продуктивный
2
Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
3
Реферат. Поэма А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев.
Доклад. А.Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца - воплощение русского национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине»
Наизусть стихотворение по выбору.
Тема 11.
Литература 50-80-х годов (обзор)
17
Содержание учебного материала
1
Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.
1
продуктивный
2
Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П.Нилин «Жестокость»,
1
продуктивный
3
Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.
1
продуктивный
4
Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений: «Знак беды» В. Быкова.
5
«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни в произведениях В.Шукшина.
1
продуктивный
6
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»,
1
продуктивный
7
Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти: «Прощание с Матерой» В. Распутина.
1
продуктивный
8
Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова.
1
продуктивный
9
Авторская песня. Значение творчества В. Высоцкого в развитии жанра авторской песни
1
продуктивный
10
А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».
1
продуктивный
11
В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы». Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.
1
продуктивный
12
Расул Гамзатов. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.
1
продуктивный
13
Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях Б. Окуджавы
1
продуктивный
14
Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов.
1
продуктивный
15
Журналы 50-80-х годов, их позиция. («Новый мир», «Октябрь», «Знамя»)
1
продуктивный
Практические занятия
2
1
Анализ творчества Н.Рубцова. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
продуктивный
2
Многонациональность советской литературы.
продуктивный
Самостоятельная работа
3
Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой
Поэзия 60-х г.г. ХХ века.
Условно-метафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».
Тема 12.
Русская литература последних лет (обзор)
2
Содержание учебного материала
1
Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями.
1
продуктивный
2
Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
3
Реферат. Философские романы Ч. Айтматова
Доклад. Философская фантастическая проза А. и Б. Стругацких.
Изображение сложного пути советской интеллигенции в романах Ю. Бондарева
Тема 13.
Зарубежная литература (обзор)
2
Содержание учебного материала
1
Г. Маркес. «Сто лет одиночества».
1
продуктивный
2
Э.- М. Ремарк. «Три товарища»
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Сообщение. Развитие жанра детектива в конце ХХ в.
Тема 14.
Осетинская литература (обзор)
2
Содержание учебного материала
1
Шамиль Джигкаев. Обзор творчества
1
продуктивный
2
Зинаида Хостикоева.
1
продуктивный
Самостоятельная работа
1
Реферат. Наизусть стихотворение по выбору обучающегося
Всего (+ зачет)
195
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы;
Оборудование учебного кабинета: рабочие места по количеству обучающихся, интерактивная доска
Технические средства обучения:
компьютер, принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий:
Основные источники:
Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. - М.,
Дополнительные источники:
Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. - М., 2005.
Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. - М., 2003.
Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. - М., 2002.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2003.
Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2005.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. - М., 2005.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. - М., 2007.
История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. - М., 2000.
История русской литературы ХI-XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. - М., 2001.
История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. - М., 2001.
Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. - М., 2002.
Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2000.
Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. - М., 2003.
Михайлов О. Жизнь Бунина. - М., 2002.
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. - М., 2001.
Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2001.
Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2002.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М., 2001.
Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ - начала ХХ в. - М., 2001.
Соколов А.Г. История русской литературы XIX-XX века. - М., 2000.
Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. - М., 2001.
Интернет-ресурсов
nsportal.ru
hallenna.narod.ru
gumer.info›
school-litra.ru
window.edu.ru›
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства;
Оценка выступлений и тематических сообщений
-
содержание изученных литературных произведений;
Тестирование по содержанию произведений
-
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
Тестирование по творчеству
-
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
Доклады, рефераты
Тестирование.
-
основные теоретико-литературные понятия;
Самостоятельная работа
Практикум по теории литературы
уметь:
-
воспроизводить содержание литературного произведения;
Тестирование по содержанию произведений
-
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Анализ художественного произведения.
Творческие работы (сочинение, изложение с элементами сочинения).
Викторины, интеллектуальные игры
-
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
Анализ художественного произведения
Творческие работы
Уроки внеклассного чтения
Обсуждения художественных произведений
-
определять род и жанр произведения;
Практикум по теории литературы
-
сопоставлять литературные произведения;
Практикум по теории литературы Создание проблемных ситуаций
-
выявлять авторскую позицию;
Практикум по теории литературы
-
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
Литературные конкурсы, викторины
-
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
Анализ художественного произведения.
Творческие работы (сочинение, изложение с элементами сочинения).
-
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
Анализ художественного произведения.
Творческие работы (сочинение, изложение с элементами сочинения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
Защита рефератов, доклады.
Обсуждения художественных произведений
-
участия в диалоге или дискуссии;
Интеллектуальные игры по предмету. Предметные недели
-
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
Уроки внеклассного чтения
Практикумы
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
Обсуждения художественных произведений
Практикумы
-
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Обсуждения художественных произведений