Конспект урока по теме Имя Существительное. Деловая игра Юный корректор

 Этот урок является заключительным по теме "Имя существительное"в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Работа на уроке строится по опорному конспекту, с помощью которого учащиеся выступают в роли корректоров.  Ребята знакомятся с особенностями данной профессии   и поэтапно вспоминают о склонении существительных, о несклоняемых и разносклоняемых существительных, об одушевленных и неодушевленных существительных, о синтаксической роли существительных, о правописании суффиксов сущ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок - деловая игра

«Юный корректор»






Тема урока: Имя существительное. Повторение. (кол-во часов -2, урок первый)

Класс: 6

Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений; авторы М. Т, Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова; М., «Просвещение», 2008.

Форма урока: деловая игра «Юный корректор»

Цель: повторить тему «Имя существительное».

Задачи:

-в форме деловой игры развивать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость;

-совершенствовать правописные навыки;

-формировать нормы правильной литературной речи;

-вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: плакаты с алгоритмами, «светофоры», презентация по теме.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

  2. Проверка домашнего задания:

1.упр. 253 с помощью сигнальных карточек О _Е.(в это время 1 ученик работает у доски с индивидуальным заданием: синтаксический разбор предложения).

Вопросы к классу:

-Каким правилом вы пользовались при проверке? (Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных)

2. Проверка синтаксического разбора предложения.

П . ляна св . тилась под лучами со . нца и её б . лизна

перех . дила в тени от опушки в небесную синь.

3.Вопросы к классу:

- найдите в этом предложении существительное, которое соответствует схеме. Подберите 2-3 существительных с таким же суффиксом, запишите.

- какую синтаксическую роль может выполнять существительное? Составьте предложение, в котором грамматическая основа выражена именами существительными. Запишите его.

- что нужно помнить, чтобы не ошибиться в написании таких предложений?

- дайте определение имени существительного?

-что нового вы узнали о существительном в 6 классе?

(Приложение1, слайд1)

III. Переход к теме урока.

1.Беседа.

Кому из нас не приходилось доверять бумаге свои мысли? Всем. А учёные, писатели, великие люди тут же записывают результаты своего труда, чтобы сделать их доступными для других людей, сохранить для будущих поколений.

И представляете, ребята, одна ошибка, случайная описка или опечатка могут изменить смысл изложения, разрушить систему доказательств, короче говоря, значительно повредить плоды напряжённой работы мысли.

2. Работа с текстом.

-прочитаем высказывание, записанное на доске.

«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство - точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность»

- так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс - корректор по профессии.

Сегодня в течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора.

3.Словарная работа.

-определим по словарю значение слов корректор, корректура и составим с ними словосочетания. (юный корректор, внимательный корректор, держать корректуру)

-Какими качествами, по-вашему, должен обладать корректор?

(хорошим знанием языка)

Кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным. А это, ох, как непросто! Итак, сражаться за звание «Юный корректор» будем в командах под девизом «Один за всех и все за одного!»

IV. Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Задание первое. Орфографическая разминка.

-Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

-Предоставляю Вам право выбора оружия.

- Превосходно,- ответил Пруст,- предпочитаю орфографическую дуэль. Вы убиты.

-Обозначьте условия выбора гласных в окончаниях существительных:

Распол.житься в долин., ст.ять у знамен., нах.диться в вестибюл., р.сти на свобод., н.га в стремен., отв.чать по истории., пост. реть от времен., участвовать в экспедиции., прох.дить по алле., звать по имен., предупредить об опасност., в пламен. костра,заботиться об урожа..

-найдите в тексте разносклоняемые существительные;

-какие существительные называются разносклоняемыми? Почему?

(Приложение 1, слайд 2)

Задание второе. Работа по карточкам.

-Верным помощником корректора является словарь. С помощью своих словариков проверьте написание следующих слов:

Ак . демия, агре . . ия, се . . ия, д . г . ворённость, н . мерение,

д . быча, тро . . ейбус, тр . мвай, профе . . сия, арм . тура, б . тон,

. гент.

Задание третье. Выборочный диктант.

- Перед вами стихотворения Инессы Агеевой. Ваша задача- правильно его прочитать

Я ни капельки не вру,

Что видала кенгу … .

Утром раннею порой

Повстречалась с кенгу … .

Прямо в собственном дворе

Сок давала кенгу … .

И заштопала дыру

Я в кармане кенгу … ,

Чтобы не было дыры

На кармане кенгу … .

Посреди всего двора

Веселилась кенгу … .

Разбудил меня вдруг гром -

Я простилась с кенгу … .

Осень, дождь, вокруг зонты -

Надевать пора паль … .

В магазин мы под зонтом

Едем с мамой за паль … .

Вот конец всей колготе -

Еду в новом я паль … .

Ах, какая красота:

Пять карманов у паль … .

А когда я подрасту,

Брату я отдам паль … .

-Что вы можете сказать о словах кенгуру, пальто?

(они несклоняемые)

-Какие слова мы называем несклоняемыми?

( Приложение!, слайд3)

-Выборочный диктант. Выпишите только несклоняемые:

Долина, гавань, кофе, единица, иждивенец, преобразователь, лечебница, окрестность, боль, кино, колибри, шоссе, молодёжь, борона, жюри, мысль, тюль, какао, представитель, гроза, радио, какаду, медаль, экспедиция, кафе, винегрет, пенсне

Задание четвёртое:

Светло и ярко солнце светит,

Но загрустил Ошибкин Петя,

Глядит мечтательно в тетрадь:

«Вот если б получить мне пять».

Проверьте работу Пети Ошибкина:

1. Замёрсший бор шумит среди лазуре,

Митёт витвями сеневу нибес,

И кажится, небуря будет лес,

А буйный лес, качаясь, будет бурю.

2.Апять гудит бушуит не погода.

3.Закалдован не видимкай, дремлит лес под сказку сна.

-Назовите слова с приставкой не-;

-назовите слово с отрицательной частицей НЕ;

-как отличить существительные с приставкой НЕ- от существительных с отрицательной частицей?

(Приложение 1, слайды 4-5)

Подберите синонимы с не к данным словам:

Сомнение, болезнь, ложь, беда, противник, глупость, рабство, слякоть, рассеянность, возмущение, подозрительность.

Слова для справок: негодование, непогода, нездоровье, невнимательность, неправда, неприятель, несчастье, неволя, невежливость, неуверенность, нелепость.

V. Итог урока.

-Какие орфографические и пунктуационные правила мы сегодня повторили?

-Какими качествами должен обладать юный корректор?

-Как вы думаете, как мы можем у себя сформировать орфографическую и пунктуационную зоркость?

Будем как можно больше выполнять упражнений, как можно чаще повторять правила! Будем очень внимательны!

И тогда вас всех можно будет назвать юными корректорами!

6




© 2010-2022