- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по теме Имя Существительное. Деловая игра Юный корректор
Конспект урока по теме Имя Существительное. Деловая игра Юный корректор
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Богачева О.И. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок - деловая игра
«Юный корректор»
Тема урока: Имя существительное. Повторение. (кол-во часов -2, урок первый)
Класс: 6
Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений; авторы М. Т, Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова; М., «Просвещение», 2008.
Форма урока: деловая игра «Юный корректор»
Цель: повторить тему «Имя существительное».
Задачи:
-в форме деловой игры развивать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость;
-совершенствовать правописные навыки;
-формировать нормы правильной литературной речи;
-вызвать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: плакаты с алгоритмами, «светофоры», презентация по теме.
Ход урока:
-
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
-
Проверка домашнего задания:
1.упр. 253 с помощью сигнальных карточек О _Е.(в это время 1 ученик работает у доски с индивидуальным заданием: синтаксический разбор предложения).
Вопросы к классу:
-Каким правилом вы пользовались при проверке? (Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных)
2. Проверка синтаксического разбора предложения.
П . ляна св . тилась под лучами со . нца и её б . лизна
перех . дила в тени от опушки в небесную синь.
3.Вопросы к классу:
- найдите в этом предложении существительное, которое соответствует схеме. Подберите 2-3 существительных с таким же суффиксом, запишите.
- какую синтаксическую роль может выполнять существительное? Составьте предложение, в котором грамматическая основа выражена именами существительными. Запишите его.
- что нужно помнить, чтобы не ошибиться в написании таких предложений?
- дайте определение имени существительного?
-что нового вы узнали о существительном в 6 классе?
(Приложение1, слайд1)
III. Переход к теме урока.
1.Беседа.
Кому из нас не приходилось доверять бумаге свои мысли? Всем. А учёные, писатели, великие люди тут же записывают результаты своего труда, чтобы сделать их доступными для других людей, сохранить для будущих поколений.
И представляете, ребята, одна ошибка, случайная описка или опечатка могут изменить смысл изложения, разрушить систему доказательств, короче говоря, значительно повредить плоды напряжённой работы мысли.
2. Работа с текстом.
-прочитаем высказывание, записанное на доске.
«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство - точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность»
- так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс - корректор по профессии.
Сегодня в течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора.
3.Словарная работа.
-определим по словарю значение слов корректор, корректура и составим с ними словосочетания. (юный корректор, внимательный корректор, держать корректуру)
-Какими качествами, по-вашему, должен обладать корректор?
(хорошим знанием языка)
Кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным. А это, ох, как непросто! Итак, сражаться за звание «Юный корректор» будем в командах под девизом «Один за всех и все за одного!»
IV. Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Задание первое. Орфографическая разминка.
-Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
-Предоставляю Вам право выбора оружия.
- Превосходно,- ответил Пруст,- предпочитаю орфографическую дуэль. Вы убиты.
-Обозначьте условия выбора гласных в окончаниях существительных:
Распол.житься в долин., ст.ять у знамен., нах.диться в вестибюл., р.сти на свобод., н.га в стремен., отв.чать по истории., пост. реть от времен., участвовать в экспедиции., прох.дить по алле., звать по имен., предупредить об опасност., в пламен. костра,заботиться об урожа..
-найдите в тексте разносклоняемые существительные;
-какие существительные называются разносклоняемыми? Почему?
(Приложение 1, слайд 2)
Задание второе. Работа по карточкам.
-Верным помощником корректора является словарь. С помощью своих словариков проверьте написание следующих слов:
Ак . демия, агре . . ия, се . . ия, д . г . ворённость, н . мерение,
д . быча, тро . . ейбус, тр . мвай, профе . . сия, арм . тура, б . тон,
. гент.
Задание третье. Выборочный диктант.
- Перед вами стихотворения Инессы Агеевой. Ваша задача- правильно его прочитать
Я ни капельки не вру,
Что видала кенгу … .
Утром раннею порой
Повстречалась с кенгу … .
Прямо в собственном дворе
Сок давала кенгу … .
И заштопала дыру
Я в кармане кенгу … ,
Чтобы не было дыры
На кармане кенгу … .
Посреди всего двора
Веселилась кенгу … .
Разбудил меня вдруг гром -
Я простилась с кенгу … .
Осень, дождь, вокруг зонты -
Надевать пора паль … .
В магазин мы под зонтом
Едем с мамой за паль … .
Вот конец всей колготе -
Еду в новом я паль … .
Ах, какая красота:
Пять карманов у паль … .
А когда я подрасту,
Брату я отдам паль … .
-Что вы можете сказать о словах кенгуру, пальто?
(они несклоняемые)
-Какие слова мы называем несклоняемыми?
( Приложение!, слайд3)
-Выборочный диктант. Выпишите только несклоняемые:
Долина, гавань, кофе, единица, иждивенец, преобразователь, лечебница, окрестность, боль, кино, колибри, шоссе, молодёжь, борона, жюри, мысль, тюль, какао, представитель, гроза, радио, какаду, медаль, экспедиция, кафе, винегрет, пенсне
Задание четвёртое:
Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя,
Глядит мечтательно в тетрадь:
«Вот если б получить мне пять».
Проверьте работу Пети Ошибкина:
1. Замёрсший бор шумит среди лазуре,
Митёт витвями сеневу нибес,
И кажится, небуря будет лес,
А буйный лес, качаясь, будет бурю.
2.Апять гудит бушуит не погода.
3.Закалдован не видимкай, дремлит лес под сказку сна.
-Назовите слова с приставкой не-;
-назовите слово с отрицательной частицей НЕ;
-как отличить существительные с приставкой НЕ- от существительных с отрицательной частицей?
(Приложение 1, слайды 4-5)
Подберите синонимы с не к данным словам:
Сомнение, болезнь, ложь, беда, противник, глупость, рабство, слякоть, рассеянность, возмущение, подозрительность.
Слова для справок: негодование, непогода, нездоровье, невнимательность, неправда, неприятель, несчастье, неволя, невежливость, неуверенность, нелепость.
V. Итог урока.
-Какие орфографические и пунктуационные правила мы сегодня повторили?
-Какими качествами должен обладать юный корректор?
-Как вы думаете, как мы можем у себя сформировать орфографическую и пунктуационную зоркость?
Будем как можно больше выполнять упражнений, как можно чаще повторять правила! Будем очень внимательны!
И тогда вас всех можно будет назвать юными корректорами!
6