Урок в контексте ФГОС по теме Баллада Кубок В. А. Жуковского

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в контексте ФГОС.

Технологическая карта урока

Авторы, разработчики:

Кадникова О.А., учитель русского языка и литературы МОУ «ООШ села Успенка»

Предмет

Литература. Авторы УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Класс

5 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема урока

Баллада «Кубок» В.А. Жуковского

Цели урока

Цель: формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека.

Задачи:

Образовательная - продолжить знакомство учащихся с творчеством В.А. Жуковского; познакомить с жанром баллады в русской литературе; совершенствовать речевые навыки; умение вести беседу.

Развивающая - создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими понятиями с помощью интерактивной доски.

Воспитательная - воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Ресурсы

- «Литература. 5 класс» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях/ 13-е изд - М.: Просвещение, 2013.

- Презентация «Его стихов пленительная сладость…»

- Аудиозапись звуков моря

Методы и педагогические технологии

-технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов),

-компьютерные (новые информационные) технологии обучения (презентация),

-технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова,

-групповые технологии (В.К. Дьяченко),

-педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой),

- объяснительно-иллюстративный метод,

- проблемный метод.

Планируемые результаты

- предметные - создать условия для интерпретации баллады Жуковского, познакомив с творческой историей баллады как жанра литературы; научить выявлять драматический и исторический смысл баллад; научить приемам анализа литературного произведения;

- метапредметные - создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

- личностные - формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности; воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.

Формировать УУД:

Личностные:

1 формирование волевых качеств личности на основе примеров из произведения;

2 познавательный интерес;

3 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

4 определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

5 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

6 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

7 слушать и понимать речь других;

8 оформлять свои мысли в устной форме;

9 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им.

Познавательные:

10 ориентироваться в своей системе знаний;

11 осуществлять анализ объектов;

12 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

13 преобразовывать информацию из одной формы в другую;

14 составлять ответы на вопросы.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

- Покажите мне своё настроение в начале занятия, выбрав один из смайликов.

Приветствуют учителя.

Выбирают смайлики, показывают.

Р 5

Слайд 1 (Картина)

- Как называется репродукция картины Г.Н. Чернецова?

- Как вы думаете, о ком из своих спутников А.С. Пушкин сказал:

«Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль»?

Отвечают на поставленные учителем вопросы

Р 4

К 8

П 11

П 14

Слайд 2 (Портрет В.А. Жуковского)

- Помогите мне сформулировать тему урока, учитывая эти факты и ваше домашнее задание

Совместно с учителем формулируют тему урока

П 10

П 13

2) Этап актуализации и пробного учебного действия.

-Мы уже знакомы с творчеством поэта.

-Пройдите в импровизированную библиотеку

-Оформите выставку книг согласно теме урока.

Подходят, выбирают книги, оформляют выставку

Р 5

П 11

Слайд 3 (обложки книг)

-Итак, сегодня нас интересует баллада «Кубок»

-Дома вы познакомились с историей создания баллады «Кубок»). Расскажите о ней.

Пересказывают статью учебника

К 7

3) Этап локализации индивидуальных затруднений

-Вот с каким интересным произведением нам предстоит познакомиться.

Я читаю, следите по тексту (сорбонки)

Воспринимают на слух поэтическое произведение.

Л 2

К 7

- Какие слова и выражения были не понятны? Почему именно эти?

Слайд 4 (паж)

Комментируют с помощью сорбонок непонятные слова, выражения, повороты сюжета.

Л 1

ФИЗМИНУТКА

4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

-Чтобы лучше понять художественный замысел поэта, работая в группе, выполните задания.

Выполняют задания по группам

Участвуют в обсуждении содержания произведения

К 9

П 12

5) Этап реализации построенного проекта.

Слайд 5 (море)

1 группа: Найдите в тексте примеры звукописи. Какие слова и звуки передают шипение и рев моря?

2 группа: Какими эпитетами описывается пучина?

3 группа: С чего начинается баллада? Что Жуковский называет "бездной"? В чем уверен царь, когда предлагает отыскать кубок? Чем заканчивается баллада?

4 группа: Какое впечатление произвела на вас баллада? Закройте глаза, представьте, что вы стоите на высоте и перед вами глубинная тьма. (рисунок)

Организатор коммуникации от каждой группы выступает с ответом.

Л 1

П 14

6) Этап обобщения затруднений во внешней речи.

- Морских чудищ удобнее с помощью сказки описать, а Жуковский выбрал жанр баллады.

-Что такое баллада? Определение.

Логично и последовательно выражают свою точку зрения.

Наизусть

К 8

П 11

7) Этап самостоятельной работы самопроверкой по эталону.

Слайд 6 (Соответствует ли «Кубок» жанру?)

- А соответствует ли «Кубок» жанру баллады?

Ваши доказательства

Слайд 7 (Доказательства)

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание, отбирают доказательства.

Р 6

К 9

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

-В копилку ваших знаний дарю вам памятку, вклейте её в тетрадь.

Чтение и запись в тетради определения баллады.

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

-А теперь ваше настроение покажите смайликами.

-Заинтересовала вас тема?

-Будете ли вы в дальнейшем читать баллады?

Приобретают рефлексивные навыки

Л 3

-Выставите отметки друг другу, раздав фишки

Оценивают работу товарищей на уроке

Слайд 8- Я предлагаю вам самим выбрать д/з:

Жёлтая карточка: 1 уровень сложности:

-Чему нас может научить эта история?

Оранжевая карточка: 2 уровень сложности

-Совершил ли паж подвиг ради других?

Розовая карточка: 3 уровень сложности

- Где вы видите место своего подвига?

Конструируют алгоритм собственной деятельности


ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические карточки с заданиями группам

1 группа: Найдите в тексте примеры звукописи. Какие слова и звуки передают шипение и рев моря?

2 группа: С помощью каких эпитетов описывается пучина?

3 группа:

-С чего начинается баллада?

-Что Жуковский называет "бездной"?

-В чём уверен царь, когда предлагает отыскать кубок?

-Чем заканчивается баллада?

4 группа: Какое впечатление произвела на вас баллада? Закройте глаза, представьте, что вы стоите на высоте и перед вами глубинная тьма. (Учащимся даются краски и листы, чтобы они изобразили на бумаге свои впечатления от прочитанной баллады)

Сорбонка

Подвижность ударения, инверсия, особенности грамматики диктуются ритмом и рифмой стихотворения.

1 строфа: «В ту бездну прыгнёт с вышины?»

4 строфа Епанча - широкий длинный плащ

6 строфа: «…и к небу летит дымящимся пена столбом»

15 строфа: царь приказывает дочери «дать юноше кубок с струёй винограда», т.е. с виноградным вином;

20 строфа: «клуб» - клубок, «млат водяной» - рыба-молот;

19 строфа: «Как двигались в ней безобразные груды, / Морской глубины несказанные чуды».

Рифмой же обусловлено произношение некоторых слов: «И брызнул поток с оглушительным ревом, / Извергнутый бездны зияющим зевом».

В словах «ревом» и «зевом» первый гласный в обоих случаях [ е ].

21 строфа: произношение определяет написание прилагательного «немого» как «немова»

23 строфа: произношение определяет написание прилагательного «морского» как «морскова»

Памятка

Баллада - лироэпическое произведение, небольшое сюжетное стихотворение фантастического или героического характера с напряжённым сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие. Реальное в балладе сочетается с фантастическим, описываемое событие часто носит драматический характер. Часто в балладе присутствуют пейзажный зачин и пейзажная концовка, диалог; явно слышится эмоциональный голос автора, оценивающего описываемые события.

© 2010-2022