- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок в контексте ФГОС по теме Баллада Кубок В. А. Жуковского
Урок в контексте ФГОС по теме Баллада Кубок В. А. Жуковского
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кадникова О.А. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературы в контексте ФГОС.
Технологическая карта урока
Авторы, разработчики:
Кадникова О.А., учитель русского языка и литературы МОУ «ООШ села Успенка»
Предмет
Литература. Авторы УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
Класс
5 класс
Тип урока
Урок открытия нового знания
Тема урока
Баллада «Кубок» В.А. Жуковского
Цели урока
Цель: формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека.
Задачи:
Образовательная - продолжить знакомство учащихся с творчеством В.А. Жуковского; познакомить с жанром баллады в русской литературе; совершенствовать речевые навыки; умение вести беседу.
Развивающая - создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими понятиями с помощью интерактивной доски.
Воспитательная - воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.
Ресурсы
- «Литература. 5 класс» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях/ 13-е изд - М.: Просвещение, 2013.
- Презентация «Его стихов пленительная сладость…»
- Аудиозапись звуков моря
Методы и педагогические технологии
-технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов),
-компьютерные (новые информационные) технологии обучения (презентация),
-технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова,
-групповые технологии (В.К. Дьяченко),
-педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой),
- объяснительно-иллюстративный метод,
- проблемный метод.
Планируемые результаты
- предметные - создать условия для интерпретации баллады Жуковского, познакомив с творческой историей баллады как жанра литературы; научить выявлять драматический и исторический смысл баллад; научить приемам анализа литературного произведения;
- метапредметные - создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;
- личностные - формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности; воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.
Формировать УУД:
Личностные:
1 формирование волевых качеств личности на основе примеров из произведения;
2 познавательный интерес;
3 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
4 определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
5 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
6 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
7 слушать и понимать речь других;
8 оформлять свои мысли в устной форме;
9 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им.
Познавательные:
10 ориентироваться в своей системе знаний;
11 осуществлять анализ объектов;
12 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
13 преобразовывать информацию из одной формы в другую;
14 составлять ответы на вопросы.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
- Покажите мне своё настроение в начале занятия, выбрав один из смайликов.
Приветствуют учителя.
Выбирают смайлики, показывают.
Р 5
Слайд 1 (Картина)
- Как называется репродукция картины Г.Н. Чернецова?
- Как вы думаете, о ком из своих спутников А.С. Пушкин сказал:
«Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль»?
Отвечают на поставленные учителем вопросы
Р 4
К 8
П 11
П 14
Слайд 2 (Портрет В.А. Жуковского)
- Помогите мне сформулировать тему урока, учитывая эти факты и ваше домашнее задание
Совместно с учителем формулируют тему урока
П 10
П 13
2) Этап актуализации и пробного учебного действия.
-Мы уже знакомы с творчеством поэта.
-Пройдите в импровизированную библиотеку
-Оформите выставку книг согласно теме урока.
Подходят, выбирают книги, оформляют выставку
Р 5
П 11
Слайд 3 (обложки книг)
-Итак, сегодня нас интересует баллада «Кубок»
-Дома вы познакомились с историей создания баллады «Кубок»). Расскажите о ней.
Пересказывают статью учебника
К 7
3) Этап локализации индивидуальных затруднений
-Вот с каким интересным произведением нам предстоит познакомиться.
Я читаю, следите по тексту (сорбонки)
Воспринимают на слух поэтическое произведение.
Л 2
К 7
- Какие слова и выражения были не понятны? Почему именно эти?
Слайд 4 (паж)
Комментируют с помощью сорбонок непонятные слова, выражения, повороты сюжета.
Л 1
ФИЗМИНУТКА
4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
-Чтобы лучше понять художественный замысел поэта, работая в группе, выполните задания.
Выполняют задания по группам
Участвуют в обсуждении содержания произведения
К 9
П 12
5) Этап реализации построенного проекта.
Слайд 5 (море)
1 группа: Найдите в тексте примеры звукописи. Какие слова и звуки передают шипение и рев моря?
2 группа: Какими эпитетами описывается пучина?
3 группа: С чего начинается баллада? Что Жуковский называет "бездной"? В чем уверен царь, когда предлагает отыскать кубок? Чем заканчивается баллада?
4 группа: Какое впечатление произвела на вас баллада? Закройте глаза, представьте, что вы стоите на высоте и перед вами глубинная тьма. (рисунок)
Организатор коммуникации от каждой группы выступает с ответом.
Л 1
П 14
6) Этап обобщения затруднений во внешней речи.
- Морских чудищ удобнее с помощью сказки описать, а Жуковский выбрал жанр баллады.
-Что такое баллада? Определение.
Логично и последовательно выражают свою точку зрения.
Наизусть
К 8
П 11
7) Этап самостоятельной работы самопроверкой по эталону.
Слайд 6 (Соответствует ли «Кубок» жанру?)
- А соответствует ли «Кубок» жанру баллады?
Ваши доказательства
Слайд 7 (Доказательства)
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание, отбирают доказательства.
Р 6
К 9
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
-В копилку ваших знаний дарю вам памятку, вклейте её в тетрадь.
Чтение и запись в тетради определения баллады.
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
-А теперь ваше настроение покажите смайликами.
-Заинтересовала вас тема?
-Будете ли вы в дальнейшем читать баллады?
Приобретают рефлексивные навыки
Л 3
-Выставите отметки друг другу, раздав фишки
Оценивают работу товарищей на уроке
Слайд 8- Я предлагаю вам самим выбрать д/з:
Жёлтая карточка: 1 уровень сложности:
-Чему нас может научить эта история?
Оранжевая карточка: 2 уровень сложности
-Совершил ли паж подвиг ради других?
Розовая карточка: 3 уровень сложности
- Где вы видите место своего подвига?
Конструируют алгоритм собственной деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактические карточки с заданиями группам
1 группа: Найдите в тексте примеры звукописи. Какие слова и звуки передают шипение и рев моря?
2 группа: С помощью каких эпитетов описывается пучина?
3 группа:
-С чего начинается баллада?
-Что Жуковский называет "бездной"?
-В чём уверен царь, когда предлагает отыскать кубок?
-Чем заканчивается баллада?
4 группа: Какое впечатление произвела на вас баллада? Закройте глаза, представьте, что вы стоите на высоте и перед вами глубинная тьма. (Учащимся даются краски и листы, чтобы они изобразили на бумаге свои впечатления от прочитанной баллады)
Сорбонка
Подвижность ударения, инверсия, особенности грамматики диктуются ритмом и рифмой стихотворения.
1 строфа: «В ту бездну прыгнёт с вышины?»
4 строфа Епанча - широкий длинный плащ
6 строфа: «…и к небу летит дымящимся пена столбом»
15 строфа: царь приказывает дочери «дать юноше кубок с струёй винограда», т.е. с виноградным вином;
20 строфа: «клуб» - клубок, «млат водяной» - рыба-молот;
19 строфа: «Как двигались в ней безобразные груды, / Морской глубины несказанные чуды».
Рифмой же обусловлено произношение некоторых слов: «И брызнул поток с оглушительным ревом, / Извергнутый бездны зияющим зевом».
В словах «ревом» и «зевом» первый гласный в обоих случаях [ е ].
21 строфа: произношение определяет написание прилагательного «немого» как «немова»
23 строфа: произношение определяет написание прилагательного «морского» как «морскова»
Памятка
Баллада - лироэпическое произведение, небольшое сюжетное стихотворение фантастического или героического характера с напряжённым сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие. Реальное в балладе сочетается с фантастическим, описываемое событие часто носит драматический характер. Часто в балладе присутствуют пейзажный зачин и пейзажная концовка, диалог; явно слышится эмоциональный голос автора, оценивающего описываемые события.