- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литературный ринг по произведениям А. С. Пушкина
Литературный ринг по произведениям А. С. Пушкина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Багмет Е.Л. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Литературный ринг по произведениям А. С. Пушкина.
(для учащихся 7 класса)
Цель: привлечь внимание к творческому наследию основоположника русской литературы А.С.Пушкина; способствовать развитию познавательной деятельности и творческих способностей учащихся; повторить уже изученный материал; развивать эстетический вкус.
Оформление: портрет поэта, материалы о его жизни и творчестве, подготовленные учениками, выставка книг А.С.Пушкина и рисунков к его произведениям участников ринга, карточки с заданиями для проведения конкурсов, презентация «Семья Пушкина»,на доске: «…Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».
(Участвуют две команды: «Золотая рыбка» и «Золотой петушок»; домашнее задание: рисунки к произведениям А.С.Пушкина, придумать своё окончание к сказке «О попе и работнике его Балде», подготовить выразительное чтение стихотворения поэта и стихотворения о нём)
Вступительное слово учителя ( несколько слов о великом поэте, объявляются цели ринга, представляются команды-участники, жюри, подводятся предварительные итоги после каждого раунда).
Задание командам: за время конкурса нарисовать рисунок к сказке «о царе Салтане…».
I раунд
1. Викторина (по 1 баллу за верный ответ).
-
Где и когда родился А.С.Пушкин? (6 июня (2 мая) 1799 года в Москве)
-
Почему в Москве в день рождения Пушкина целый день звонили церковные колокола. и народ кричал «ура»? (Был праздник Вознесения, да ещё «велено было торжествовать рождение» внучки императора Павла)
-
Как звали отца поэта? ( Сергей Львович)
-
Как звали его мать? (Надежда Осиповна)
-
Кто научил Пушкина читать? (крепостной Никита Тимофеевич Козлов)
-
Кому посвятил Пушкин эти строки: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя? (няне Арине Родионовне)
-
Какие предметы изучал Пушкин в лицее? (языки: русский, латинский, французский, немецкий; словесность, риторику, математику, историю, географию, танцы, фехтование, верховую езду, плавание)
-
Сколько лет длилась южная ссылка поэта? (с 1820 по 1824 год)
-
Когда и где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом? (8 февраля 1837 года на Чёрной речке)
10) Где находится могила Пушкина? (в Святогорском монастыре рядом с селом Михайловским)
11) Где находится город, названный именем Пушкина? (в 1937 году Царское Село было переименовано в город Пушкин ленинградской области)
12) Назовите имена детей Пушкина. (Александр, старший сын, (1833-1914), Григорий (1835-1905), Мария (1832-1919), Наталия (1836-1913) )
Показ презентации о семье Пушкина (Приложение - презентация)
2. Конкурс исполнителей стихотворений А.С.Пушкина. (по одному от команды, высший балл-5)
3. Конкурс рисунков (домашнее задание, за каждый рисунок команде один балл).
II раунд
-
«Литературный портрет» (по 1 баллу за правильный ответ)
-
«Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт,
И всходит с важностью за нею,
Подняв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей,
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода». (Черномор, «Руслан и Людмила»)
-
«…Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит». (Царевна-лебедь, «Сказка о царе Салтане…»)
-
Стройная, бледная семнадцатилетняя девица. Считалась богатой невестой, была воспитана на французских романах и, следственно была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик. (Марья Гавриловна,«Метель»)
-
Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следовательно, балованное дитя. Отец, её любивший без памяти, прощал любые её проказы. (Лиза Муромская, «Барышня-крестьянка»)
-
Отгадайте в кроссворде названия известных вам жанров пушкинских произведений, приведите примеры. (каждая команда работает самостоятельно, учитывается быстрота и правильность, высший балл-5, вписать заранее выделенные буквы)
п
о
э
м
а
о
р
в
о
е
м
с
д
а
с
т
и
х
о
т
в
о
р
е
н
и
е
ь
а
м
б
а
л
л
а
д
а
-
За одну минуту на листочке каждая команда должна написать как можно больше названий стихотворений А.С.Пушкина. (1 название-1балл)
III раунд
-
Назвать литературные приёмы, которые использует Пушкин в своих произведениях. (каждая команда работает самостоятельно, верный ответ-1 балл)
-
Как пахарь, битва отдыхает…(сравнение)
-
Горит восток зарёю новой…(инверсия, метафора)
-
Дым багровый…(эпитет)
-
Звёзды ночи… за ним насмешливо глядят. (олицетворение)
-
«Венок Пушкину».
Конкурс чтецов стихотворений о Пушкине. (по одному от команды, высший балл-5)
-
«Вставь словечко» (команды работают самостоятельно, 5 баллов)
«Вы, отроки- …, возьмите коня».
«Завидует … столь дивной судьбе».
«Вот едет могучий Олег со …».
«Их сёла и нивы за буйный …
Обрёк он мечам и …».
«С ним Игорь и старые …».
«Покорный … старик одному».
«Князь … и Ольга на холме сидят»
«И кудри их белы, как …».
IV раунд
-
«Угадай произведение» (3 балла)
1 команде
у
о
и
(«Дубровский»)
2 команде
с
е
(«Выстрел»)
-
Назвать произведения, из которых приведены следующие строки (по очереди, по одному баллу):
-
«Пора, красавица, проснись…» («Зимнее утро»)
-
«И вымолвить хочет: «Давай улетим!» («Узник»)
-
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» («Руслан и Людмила»)
-
«Буря мглою небо кроет» («Зимний вечер»)
-
«Сквозь волнистые туманы пробирается луна» («Зимняя дорога»)
-
«Из тёмного леса, навстречу ему, идёт вдохновенный кудесник» («Песнь о вещем Олеге»)
-
«Ты - мне, я - тебе»
Команды задают друг другу по два заранее подготовленных вопроса. (за каждый правильный ответ 2 балла)
V раунд
-
«Кроссворд». Вставить пропущенные буквы, назвав тем самым героев изученных или самостоятельно прочитанных пушкинских произведений (заранее вписать выделенные буквы).
р
г
п
д
у
б
р
о
в
с
к
и
й
с
и
л
м
л
г
а
п
е
т
р
а
о
д
н
н
р
и
и
м
й
и
к
р
о
г
д
а
й
р
о
л
е
г
-
«Мозаика».
Из разбросанных слов собрать отрывок пушкинской сказки, назвать её.
1 команде: ветер, бежит, на, кораблик, и, море, подгоняет, он, в, себе, парусах, на, гуляет, волнах, раздутых. («Сказка о царе Салтане…»)
2 команде: Бог, откупа, с, золотая, тобою, мне, твоего, не, ступай, надо, рыбка, гуляй, себе, на, там, синее, в, просторе, себе, море. («Сказка о золотой рыбке»)
-
«Сказочник».
Представить своё продолжение сказки Пушкина «О попе и работнике его Балде» (5 баллов) . Одна из команд представила такую работу:
…А с третьего щелка взвился поп под облака.
Там встретил его архангел Михаил да и говорит:
«Ты зачем, поп, Балду обделил,
Да и не только его одного -
Много народа бедного?
Жил бы честно, служил бы обедни,
А то ишь, какие бредни!
Запрягайся-ка ты, поп, в воз с дровами
Да вези его в ад с чертями.
Служи им верой и правдой бодро,
Коль не захотел служить людям добрым.
Тебе надобен такой урок,
Чтоб впредь мучить людей не смог».
Подведение итогов конкурса художников, представляющих иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».
Заключительное слово учителя.
Жюри объявляет итоги соревнования, победители и участники получают призы.
5