Рабочая программа по литературе 9 класс по уч. В. Я. Коровиной

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование

9 класс, 102 часа

№ урока

Тема урока.

Основное содержание.

Тип урока

Формы и методы работы

Элементы содержания

Результаты обучения

Формы и виды контроля




Информационно методическое обеспечение

Домашнее задание

Дата

1

Введение.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

комбинированный

Лекция, беседа, работа с книгой

Литература как вид искусства слова, специфика художественного отображения действительности.

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание

- Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек - главный предмет искусства..»

- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?

Энциклопедия. Литература.-М. Аванта, 2010

Вопросы 1-5, 7-10 с.5-6


Литература Древней Руси

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Лекция, беседа, работа с книгой

Влияние принятия христианства на возникновение литературы на Руси. Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие.

Летописи.

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы, вести беседу, опираясь на ранее полученные знания о древнерусской литературе.

Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План, вопросы и задания с.11.


Учебный фильм.

Чтение «Слова о полку Игореве».


3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Урок повторения изученного материала в 8 классе.

Проблемные задания/ составление кластера

«Слово о полку…»-величайший памятник литературы. История рукописи. Проблема авторства. Словарная работа.

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Уметь выразительно читать текст, объяснять значение слов и выражений в тексте.

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия.

Вопросы и задания (с.28)

Д.С.Лихачев

«Слово..» (комментарий)

Вопросы и задания второго уровня (с. 28), сообщения о князьях-героях.


4

Поэтическое искусство автора в «Слове…»

Урок-практикум

Переводы «Слова…»

«слово» в живописи, графике и музыке. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагментов опер.

Знать: понятие образ автора, лирическое отступление.
Уметь:формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию

Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...».

Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор - патриот? Доказать это примерами из текста.

Интернет, презентации

Выразительное чтение, вопросы и задания с 32. Чтение статьи с.34-38.


Русская литература ХVIII века

5

Характеристика русской литературы ХVIII века

Классицизм как литературное направление.

Урок изучения нового материала

(лекция)

Лекция, беседа, работа с книгой.

Фронтальная и групповая работа.

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Понятие о классицизме. Иерархия жанров классицизма.

Знатьосновные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции

Понимать задачи литературы 18 века, ее гражданский, дидактический, сатирический пафос.

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи. Конспект лекции, вопросы первого уровня (с.38).

Современный словарь-справочник по литературе. - М.»2011

Презентация.

Чтение статьи о Ломоносове с.39-41, выразительное чтение «Оды на день восшествия»..


6

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

Урок-беседа

Фронтальная, индивидуальная работа.

Составление кластера.

Композиция оды. Прославление России, мира, науки и просвещения в произведении. Роль риторических вопросов. Образы природы в произведении.

Знать содержание оды, его особенность и форму.

Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму.

Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.

Вопросы и задания (с.46), чтение статьи о Державине (с.47-51)






7

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»),

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Фронтальная работа.

Беседа.

Проблемные задания, письменные высказывания.

Появление новых жанров во второй половине 18 века. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина.

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?

Учебный фильм

«Г.Р.Державин»

Выразительное чтение оды. Вопросы и задания (с.53-55).


8

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).

Урок-практикум

Проблемные задания.

Обращение к античной поэзии в стихотворении «Памятник». Тема поэта и поэзии в стихотворении. Мысль о бессмертии поэта. Словарная работа.

Знать, какую роль отводит поэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, делать сравнительный анализ стихов.

Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.

Сообщения о жизни и творчестве Радищева.


9

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «СпасскаяПолесть»),

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.

Урок-лекция

Фронтальная работа.

Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Слово о Радищиве.Особенности жанра путешествия у Радищева.

Знатьвзгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметьформулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева.пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?

Форш о. Радищев. -М. 1980

Учебный фильм.

Чтение глав выборочное


10

Н.М.Карамзин - писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

Урок-лекция, урок-беседа.


Фронтальная, групповая

Слово о Карамзине-писателе, историке, общественном деятеле. Понятие о сентиментализме. Значение творчества Карамзина.

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.

Конспект лекции, задания.

Современный словарь -справочник по литературе.- М. 2010

Чтение повести «Бедная Лиза», вопросы и задания (с.92).


11

Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

(Новые черты русской литературы.Внимание к внутренней жизни человека)

Урок-практикум.


Фронтальная, групповая, индивидуальная .

Повесть «Бедная Лиза»-начало русской прозы. Принципы сентиментализма в повести. Сюжет и герои повести. Образ повествователя. Чувствительность как моральная ценность.

Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию.

Анализируют стихотворение «Осень».

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?

Тест на знание содержания произведения.

Учебный фильм о Карамзине.

Подготовка к сочинению по произведениям литературы 18 века.


12-13

Сочинение по произведениям литературы 18 века

Урок развития речи.

Темы сочинения:

1. Произведения литературы 18 века в восприятии современного читателя (на примере 1-2 произведений)

2.Темы, идеи, значение произведений литературы 18 века.

Знать сюжеты и героев произведений 18 века.

Понимать темы и идеи произведений, отношение авторов к изображаемому.

Раскрывать свою точку зрения, аргументировать ее.

Сочинение

Сообщение о литературе эпохи Просвщения.


Из русской литературы I половины ХIХ века (4ч.)

14

Золотой век русской литературы (обзор).Погружение в эпоху.

Романтизм как литературное направление.

Урок изучения нового.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Поэзия , проза, драматургия 19 века. Золотой век русской литературы. Понятие о романтизме. Особенности русского романтизма.

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос, записывать основные положения лекции., различать основные значения слова романтизм.

Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-Щедрина, что литература - «сокращенная вселенная»?

Современный словарь-справочник по литературе.-М., 2011.

Учебный фильм.

Чтение статьи о В.А.Жуковском (с.144-147).


15

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. Психологизм поэзии Жуковского.

Урок изучения нового, урок-беседа.


Лекция, работа с книгой, проблемные задания.

Личность поэта, многогранности творчества. Творческая переработка европейског опыта поэтом.

Знать основные черты романтизма как литературного направления

теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение.анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах?

Чтение баллады «Светлана», вопросы изадания (с.154-155).


16

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

Урок-беседа, урок-практикум.

Проблемные задания.

Создание национальной баллады. Пространство и время баллады. Образ дороги. Фольклорные мотивы. Роль юмора.

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное - вера в провиденье?»

Учебный фильм о Жуковском

Чтение статьи о Грибоедове(с.96-100), сообщение о жизни и творчестве драматурга.


Литература 19 века. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

17

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума».

Урок изучения нового материала. Урок-беседа.

Лекция, беседа, работа с книгой, просмотр фрагментов фильма.

Слово о А.С.Грибоедове-поэте и драматурге. Круг общения Грибоедова Раннее творчество . Общественные взгляды. Творческая история Комедии «Горе от ума».

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова, его общественные взгляды, историю создания произведения и сценическую судьбу.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного, выступать с сообщениями на литературную тему, записывать основные положения лекции. Понимать значение творчества драматурга для развития русской литературы.

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

Учебный фильм и Грибоедове

Выразительное чтение комедии, вопросы и задания (с.101, 110).


18

«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова«Горе от ума».

Урок-беседа, урок-практикум.

Проблемные задания.

Система персонажей, «Говорящие» фамилии. Особенности сюжета, жанра и композиции.

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).

Просмотр фрагментов спектакля.

Характеристика Фамусова и фамусовского общества, вопросы и задания (с.119, 133)


19

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии. Нравственные идеалы фамусовского общества.

Урок-беседа, урок-практикум.

Проблемные задания, индивидуальная и групповая работа.

Конфликт пьесы. Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова: общее и различное. ФамусовскаяМосква:единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, боязнь просвещения.

Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую, анализировать эпизоды, раскрывающие идейную суть фамусовского общества. Понимать суть конфликта и способы его разрешения автором, место Фамусова в системе персонажей пьесы (символ всей аристократически-патриархальной Москвы).

Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?

Вопрсы и задания 1 второго уровня, 4 третьего уровня ко всему тексту (с.140-141). Сообщения учащихся по индивидуальным заданиям.


20

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия. Образ Чацкого в комедии.

Урок-беседа, урок-практикум.

Проблемные задания

Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин.

Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Понимать место Чацкого В системе образов, его роь в раскрытии идеи комедии, смысл противопоставления Чацкого фамусовскому обществу.


Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию; анализировать эпизоды, в которых конфликт с обществом проявляется наиболее остро.

Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу.крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.


21

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия. Образ Репетилова, Молчалина, Скалозуба. Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Урок развития речи.

Сообщения учащихся, составление кластера.

Разграничение понятия «Ровесники» и «единомышленники», Характеристика данных персонажей, поняти о внесценическихперсонажах.

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметьдавать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Фамусове,Репетилове.Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым?

Фрагмент спектакля «Горе от ума»ю

Наизусть монолог Чацкого.


22

Загадка Софьи Павловны.

Урок-практикум

Проблемные задания

Яркость натуры Софьи, незаурядность и влияние на нее фамусовских взглядов, составление речевой характеристики героини.

Знать героев комедии.

Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отобрать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Софье.

Письменное высказывание «В чем я вижу загадку Софьи Павловны?».


Подготовиться к семинару. Индивидуальные задания к семинару.

Сообщения о театральных постановках комедии, подготовка к сочинению


23-24

РРИ.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. Язык комедии.

Семинар, урок развития речи.

Проблемные задания.

Тест

Сообщения о театральных постановках комедии. Статья Гончарова «Мильон терзаний», Пушкин о комедии. Различные оценки образа Чацкого в критике.Открытость финала комедии.

Знатьосновные положения статьи Гончарова,критические высказывания о комедии.

Уметьдавать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект).

Тест по произведению.

Раздаточный материал со статьями критиков

Подготовиться к сочинению

25-26

РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

Урок развития речи.

Темы сочинений:

1. Один в поле не воин? (образ Чацкого в комедии А.С. Грибедова)

2. «Век нынешний»и «век минувший».

3. Смысл названия комедии.

4. софья-главная загадка комедии.

Знать содержание комедии
Уметьсопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Сочинение


Подготовить сообщения о жизни и творчестве Байрона.


А.С.Пушкин( 21+3р.р. )

27

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

Урок изучения нового материала, урок-лекция

Лекция, беседа, работа с книгой, сообщения учащихся

Слово о Пушкине(сообщения учащихся), Годы ссылки, Болдинская осень 1830года. Обзор творчества Пушкина. Твлрчествороэта как выражение высочайшей духовной гармонии.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.

Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина?

Фрагменты учебного фильма о жизни Пушкина.

Знать конспект лекции, чтение статьи «Лирика» (с.159-171).


28

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина

Урок-беседа, урок-практикум

Лекция, беседа, составление кластера.

Основные периоды жизни и творчества поэта основные темы и содержание лирических произведений поэта, теоретико-литературные понятия.

Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразитель-но-выразительных средств.

Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия

План анализа поэтического произведения (распечатки)

Анализ одного из стихотворений поэта.


29

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина

Урок-беседа, урок-практикум

Проблемные задания, лекция

Взгляды поэта на свободу как нравственный, социальный , философский идеал. Стихотворение «К морю». Море как символ свободы.

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметьанализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы?

Энциклопедия для детей. Литература, ч.1, гл. Пушкин

Презентация.


30

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина

Урок-беседа

Беседа, проблемные задания.

Культура чувств поэта, адресаты дружеской лирики, история созданий стихотворений.

Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, ИВС

Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Развернутый ответ на вопрос: какие идеалы утверждает дружеская лирика?

Выступление учеников 6 : класса о лицейских друзьях Пушкина.

Выразительное чтение наизусть, индивидуальные задания, презентации


31-32

Любовная лирика А.С.Пушкина

Урок-семинар

Беседа, сообщения учащихся, практикум.

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. Истории созданий стихотворений.

Знать адресатов любовной лирики.

Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.

Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?»

Презентации

Выразительное чтение наизусть и анализ одного из стихотворений («Пророк», «Поэт» и др.)




33

Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

Урок-практикум, урок-семинар.

Проблемные задания, анализ стихотворений.

Раздумья поэта о смысле жизни, о поэзии. Обучение сравнительному анализу стихотворения.

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Ответы на вопросы, в том числе и проблемные, вопросы и задания (с.169-170).

Подготовиться к практикуму.


34

РР анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)

Урок проверки усвоения ЗУН, урок Рр.

Анализ стихотворений, сообщения учащихся, устные выступления, письменные высказывания.

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный

Анализ стихотворения по предложенному плану


35

Контрольная работа

Урок контроля по поэзии А.С. Пушкина.

Урок контроля, урок подготовки к сочинению


Тестовая работа в формате ГИА

Знать содержание произведений.

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос

Тестовые задания: «Методические рекомендации…»

Сочинение по лирике Пушкина.


36

Маленькие трагедии Пушкина

«Моцарт и Сальери».

Урок внеклассного чтения

«Маленькие трагедии» Пушкина. Обзор. Нравственная проблематика трагедии. Противопоставление образов. Проблема гения и злодейства.

Знать сюжет и героев трагедии отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности. Понятия трагизм, конфликт, композиция, антитеза.

Уметь комментировать текст, , давать сопоставительную характеристику, выступать с сообщениями на литературную тему.

Характеристика героев, комментарий текста. Выразительное чтение, элементы анализа текста, обсуждение вопросов, придуманных учащимися.

Фрагменты фильма «Маленькие трагедии».



37

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Урок-лекция

Комментированное чтение, работа с книгой, лекция.

История создания, замысел, композиция романа «Евгений Онегин».

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа

Уметь выделять смысловые части текста

Ответы на вопросы. Различные виды пересказа.

Чтение романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».


38

Онегинская строфа. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах.

Урок-лекция

Работа с текстом, комментированное чтение.

Особенности романа в стихах, онегинская строфа.

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь анализировать ритмический рисунок стихотворного текста.

Конспект лекции, вопросы и задания (с.187)

Монологические высказывания по теме урока

Письменно ответить на вопросы (с193).


39

Онегин и столичное дворянское общество. Один день из жизни Онегина.

Урок-практикум

Комментированное чтение, анализ текста

Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».

Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном

Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство.


40

Онегин и поместное дворянское общество

Комбинированный урок

Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе

Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства.

Характеристика Онегина и Ленского.


41

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

Урок-беседа

Беседа о прочитанном.

Типическое и индивидуальное в образах героев. Противоречивость образа Ленского. Любовь Онегина и любовь Ленского. Возможные жизненные пути Ленского.

Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою, выразительно читать и анализировать эпизоды романа, создавать словесные портреты героев.

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания в соответствии с планом.

Характеристика Татьяны Лариной, вопросы и задания 1 третьего уровня (с.192).


42

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна - нравственный идеал Пушкина

Урок-беседа

Проблемные задания

Татьяна- «милый идеал». «Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природой. Соединение в Татьяне Народной традиции с высокой дворянской культурой.

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским; роль фольклорных образов, пейзажа в романе, отношение автора а Татьяне и Ольге.

Уметь давать цитатную характеристику героя произведения, давать сравнительную характеристику героинь.

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием.


43

Два письма и два объяснения. Анализ эпизодов.

Урок- практикум

Проблемные задания.

Анализ писем Татьяны К Онегину И Онегина к Татьяне. Значение писем в раскрытии внутреннего мира героев.

Знать содержание писем Татьяны и Онегина; план анализа текста.

Уметь выразительно читать наизусть и анализировать тексты писем, давать сравнительную характеристику писем.

Выразительное чтение.

Письменный анализ эпизодов объяснения героев.

Выразительное чтение глав.


44

«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин

Урок-беседа, урок -практикум.

Беседа по прочитанному, проблемные задания.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

Знать текст художественного произведения.

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение наизусть лирических отступлений(по выбору), вопросы и задания 3 первого уровня.


45

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

Урок-беседа

Проблемные задания.

Автор как идейно-композиционный центр романа. Автор и Евгений. Пушкинская эпоха в романе.

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя; выделять приметы пушкинской эпохи и давать их сравнительные характеристики.(Петербург-деревня, Петербург-Москва, светские салоны-картины светской жизни).

Ответить на вопрос: « почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение?»

Характеристика реалий, изображенных в романе, задание 2 третьего уровня.(с.92), 1 уровня ко всему тексту романа (с. 192)

Чтение статьи Белинского «Сочинения Александра Пушкина», вопросы и задания 1, 3 третьего уровня ко всему роману.


46

Критика о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Урок развития речи. Урок-дискуссия, семинар.

Работа по группам

Пушкинский роман в зеркале критики. Цели и задачи критической литературы. Представление взглядов критиков. Образ Онегина и тема « лишнего человека» в русской литературе.

Знать оценку романа в критике.

Уметь воспринимать критические работы и определять их ключевые идеи, строить развернутые высказывания на основе прочитанного. Понимать цели и задачи критики.

Дискуссия, вопросы и задания 1, 3 третьего уровня ко всему тексту романа (с.193)

Сообщения об истории создания и сценической жизни оперы Чайковского «Евгений Онегин».


47

Роман «Евгений Онегин» в музыкальном и изобразительном искусстве.

Урок развития речи.

Защита проектов, сообщения учащихся.

Творческая история оперы Чайковского. Прослушивание фрагментов оперы, обсуждение.

Знать произведения музыки и живописи, посвященные роману «Евгений Онегин».

Понимать роль Пушкина в развитии русского искусства.

Уметь выступать с сообщениями на литературную тему.

Сообщения, описания иллюстраций, составление плана сочинения, подбор материалов.

Презентации

Собрать материал к сочинению, составить план.


48

Понятие о реализме.

Урок лекция, урок изучения нового материала.

Лекция, работа с текстом, проблемные задания.

Формы отражения жизни в искусстве. Углубление понятия о реализме. Реализм в творчестве Пушкина. Русские писатели-реалисты.

Знать теоретико-литературные понятия реализм, типический характер, типические обстоятельства, признаки реализма.

Понимать значение реализма в развитии искусства.

Уметь записывать основные положения лекции, уметь находить общие черты классицизма, романтизма, реализма и различия между ними.

Конспект лекции, вопросы и задания (с.196)


М.Ю.Лермонтов

49

Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.

.

Урок изучения нового материала.

лекция

Слово о Лермонтове (сообщения учащихся). Трагичность судьбы поэта.

Обзор творчества.

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы,

уметь находить их в тексте

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы.

Конспект лекций, вопросы и задания (с.201)

Презентация, учебный фильм.

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений .


50

«Одинок я, нет отрады». Тема одиночества и гордого протеста в лирике Лермонтова. Тема безвременья.

Семинар,.

работа в группах.

Мотивы одиночества и страдания в стихотворении «Ужасная судьба отца и сына».

Знать стихи, в которых развивается тема одиночества и протеста.

Уметь выразительно читать наизусть и анализировать стихотворения, находить в них ИВС

Вопросы и задания (с.203, 208-209).

Выразительное чтения наизусть, индивидуальные задания.


51

Тема поэта и поэзии творчестве М,Ю. Лермонтова.

Урок-беседа.

Проблемные задания.

Конфликт поэта с миропорядком. Романтический герой Лермонтова. Раздумья над творчеством, над ролью поэта. Сравнительная характеристика стихотворений Пушкина и Лермонтова.

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам., определять темы и идеи стихотворений, находить ИВС, давать сравнительную характеристику лирических произведений.

Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?»

анализ одного стихотворения на выбор.


52

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

семинар

Групповая работа

Адресаты любовной лирики и послания к ним. Любовь как страсть, приносящая страдания.

Знать адресатов любовной лирики.

Уметьанализировать текст на.лексическом уровне

Понимать своеобразие любовной лирики Лермонтова.

Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики

Презентации


53

Тема Родины в лирике Лермонтова.

Урок-практикум

Проблемные задания

Особенности раскрытия темы Родины в лирике Лермонтова. «Родина»

Знать содержание стихотворений о Родине.

Уметь находить ИСВ, выделять смысловые части стихотворений, анализировать текст на морфологическом уровне.

Выразительное чтение стихотворений, письменная работа по вопросам.

Анализ стихотворения


54

Философская лирика. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва».

Урок-беседа.


Проблемные задания

Особенности жанров стихотворений.

Знать содержание стихотворений, особенности философской лирики поэта.

Выполнения теста в формате ГИА

Выразительное чтение стихотворений Лермонтова


55

РР. Классное сочинение. «О чем заставили меня задуматься стихотворения М.Ю. Лермонтова»?

Урок развития речи

Письменные высказывания

Уметь создавать сочинения различных жанров, уметь определять границы темы.

Сочинение

Чтение романа Лермонтова «Герой Нашего времени».


56-57

Роман «Герой нашего времени».

Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

Урок изучения нового материала.

Лекция, беседа.

Первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Традиции романтической повести. Эпоха Лермонтова В романе.

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметьхарактеризовать особенности сюжета и композиции

Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?


58

Печорин как представитель «портрета поколения». Русские офицеры и горцы в романе.

Урок-беседа

.Беседа по прочитанному

Загадка образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Образ странствующего офицера.

Знать текст повести «Бэла».

Уметьсопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей, определять способы создания психологического портрета.

Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование.

Выборочный пересказ, характеристика героев. Вопросы и задания


59

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин в системе образов романа.

Урок-беседа.

Беседа по прочитанному

«Журнал Печорина» как средство раскрытия характера героя. «Тамань»- портрет поколения. Самоанализ Печорина. Социально-психологические проблемы в новелле.

Знать содержание «Журнала Печорина»; признаки романтизма и реализма в романе.

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов; определять жанровые признаки произведения, пересказывать и анализировать эпизоды; аргументированно отвечать на вопросы.

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания. (с 225)

Пересказ эпизодов, характеристика Грушницкого и Вернера., сообщения учащихся о женских образах в романе.


60

Любовь и дружба в жизни Печорина».

Урок-практикум

Работа с текстом, проблемные задания

Печорин как представитель «портрета поколения». «Водяное общество» в повести «Княжна Мери». Печорин и его взаимоотношения с ближними.

Знать сюжет и героев романа, понятия двойник, фатализм.

Понимать роль самоанализа, роль двойников в раскрытии характера героя; смысл названия «Фаталист», позицию автора (неизбежность краха Печорина в отношениях с людьми)

Выразительное чтение и анализ записей Печорина об отношениях с приятелями и женщинами.

Составление кластера.

Просмотр фрагментов фильма «Герой нашего времени»

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина, сообщения о роли в романе портрета, пейзажа, художественных средств, романтизма и реализма.


61

Художественные особенности романа М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени».

Урок-семинар

Работа в группах

Портрет и пейзаж как средства раскрытия психологии личности. Художественные средства создания образов. Язык романа. Автор и Печорин.

Знать сюжет и героев романа, теоретико-литературные понятия портрет, пейзаж, романтизм, реализм.

Понимать смысл названия романа, роль портрета, пейзажа. Значение образа Печорина в развитии русской литературы

Сообщения, сравнительная характеристика Онегина и Печорина, описание иллюстраций.

Подготовка к к/р (тесту)


62

Контрольная работа по

роману «Герой нашего времени»

Урок проверки усвоения зун по теме

Тестовая работа

Значение романа «Герой нашего времени». Проверка знаний и умений учащихся, выявление уровня их литературного развития.

Знать сюжет, особенности композиции, героев романа.
Понимать идею произведения, позицию автора, его нравственные идеалы., значение творчества в русской литературе.

контрольная работа - тест в формате ГИА

Распечатки с тестовыми заданиями.

Собрать материал к сочинению.


Н.В.Гоголь( 10+1р.р. )

63

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

Урок изучения нового материала

Лекция, сообщения , беседа

Слово о Гоголе. Замысел,история создания поэмы «Мертвые души». Обзор содержания произведения.

Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное., выступать с сообщениями на литературную тему.

Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация.

Мини-исследование «памятники Н.В. Гоголю», вопросы первого уровня ) с. 261).

Фрагменты учебног фильма о жизни Гоголя.



64

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

Урок изучения нового материала.

Лекция, беседа.

Замысел, история создания поэмы «Мертвые души». Обзор содержания произведения

Знатьисторию создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.

Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения.

Портреты Гоголя.

Выборочный пересказ,характеристика помещиков, вопросы (с.262), презентации


65-66

Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

семинар.

Лекция, беседа, выступление учащихся, групповая работа.

Система образов поэмы. Составление плана характеристики героев: интерьер, говорящие фамилии, портрет, детали, речевая характеристика.

Знать сюжет и героев поэмы, теоретико-литературные понятия портрет, интерьер, типический характер, ирония , гротеск, сарказм.

Выборочный пересказ, характеристика помещиков, сравнительная характеристика героев, вопросы и задания (с. 262)

Тест в формате ГИА

Презентации учащихся

Характеристика чиновников и дам города, общая характеристика города.


67

Образ города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Урок-беседа, урок-практикум.

Проблемные задания

Городской пейзаж, разоблачение пороков чиновников.

Приемы сатирического изображения чиновников.

Знать сюжет и героев поэмы, приемы сатирического изображения.

Уметь выразительно читать и пересказывать фрагменты поэмы, давать сравнительные характеристики.

Понимать смысл «Повести о капитане Копейкине».

Характеристика чиновников и дам города.


Характеристика образа Чичикова, подготовка к дискуссии «Кто же он, Чичиков?».


68

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа.

Урок-дискуссия

Проблемные задания, работа с текстом, беседа.

Чичиков-герой новой эпохи буржуазии. Жизнеописания Чичикова. Заветы отца. Чичиков и помещики. Ч. И чиновники.

Знатьсодержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметьанализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.

Понимать новаторство образа, роль главного героя в системе образов.

Характеристика города и героев литературного произведения.

Дискуссия. Пересказ в форме повествования

Вопросы и задания второго уровня 1, 4-6 (с. 261-262)


69

. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

семинар

Проблемные задания

Взгляд писателя на судьбу России, его христианские позиции, мастерство и новаторство Гоголя.

Знать сюжет и героев, теоретико-литературные понятия, роль ИВС

Уметь определять тему и основную мысль поэмы, находить ИВС в поэме и понимать их роль.

Понимать яркость многообразие палитры художественных приемов.

Анализ фрагментов, эпизодов.

Вопросы и задания 2-4 третьего уровня. (с.262


70

Лирическое начало в поэме. Образ Руси. Мотив дороги.

Урок-семинар

Практикум, составление кластеров

Поэма о величии России. Причины незавершенности поэмы. Поэма в оценке критики.

Знать сюжет и героев, теоретико-литературные понятия, роль ИВС

Уметь определять тему и основную мысль поэмы, находить ИВС в поэме и понимать их роль.

Понимать авторский замысел и его эволюцию, роль лирических отступлений

Наизусть одно из лирических отступлений.


71

Художественные особенности прозы Гоголя. Своеобразие гоголевского реализма. «Петербургские повести» Гоголя.

Урок изучения нового материала.

Лекция.

«Петербургские повести» Гоголя. «Невский проспект». Образ Петербурга в творчестве Гоголя.

Знать содержание повестей Гоголя, сюжеты, героев, особенности прозы.

Дискуссия

Презентация, фрагменты из фильмов.

Подготовиться к сочинению


72

РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.

Урок развития речи.

Обсуждение тем сочинений.

1. Образы помещиков в поэме…

2. Образ города в поэме…

3. Образ автора в поэме…

4.Анализ эпизода поэмы… и др.

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятииечичиковщина

Пониматьроль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов.

сочинение


Сообщения о жизни и творчестве драматурга


Русская литература второй половины ХIХ века ( 7+2р.р. )

73

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.

Урок чтения и изучения произведения.

Урок-беседа

Беседа по прочитанному.

Слово о писателе. Особенности поэтики Толстого в повести «Юность». Психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

Сообщения, элементы анализа текста, вопросы и задания (с.40-41)

Рассказ о писателе, определение черт личности героя. Чтение статьи об А.П.Чехове, сообщения о жизни и творчестве писателя.


74-75

А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Человек в футляре». Трансформация темы маленького человека.

Урок изучения нового материала.

Беседа по прочитанному, проблемные задания

Слово о Чехове. (сообщения учащихся). Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы. Сюжет и герои рассказа «Человек в футляре».

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека».

Сообщения, характеристика героев, анализ текста, вопросы и задания (с.69-70)

Подготовка к сочинению по творчеству писателей 19 века


76-77

Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Многообразие жанров, эмоциональное богатство.

Урок внеклассного чтения.


Практикум. Работа с текстом.

Сообщения учащихся

Сопоставленик стихов разных поэтов, разных жанров. Подготовка к домашнему сочинению=эссе

Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Уметь анализировать поэтические произведения с точки зрения их нравственной особенности, темы и идейного содержания.

Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Выразительное чтение стихов.

памятки

Сочинение-эссе «Образ музы в стихах Ф.Тютчева, Н.Некрасова, А.Фета.


Русская литература ХХ века. Проза (9ч. + 2рр)

78

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

Урок изучения нового материала. Урок-лекция.

Лекция, беседа.

Исторические потрясения 20 века и их отражение в литературе и искусстве. Рождение новых жанров и стилей.

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.

Уметь записывать основные положения лекции, рассказывать о писателях 20 века и их произведениях.

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления..

Презентация

Чтение статьи о Бунине (с.73-76)

«Темные аллеи».

Индивидуальные задания.


79

И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Урок изучения нового материала.

Беседа по прочитанному.

Комментированное чтение.

Слово о Бунине-поэте и прозаике. Любовь в понимании писателя. Психологизм прозы. Стилистическое мастерство.

Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение

Анализ рассказа: монологические ответы.

Портрет И.А. Бунина.

Презентация. Фрагменты фильма «Темные аллеи»

Сообщения о Булгакове, читать «Собачье сердце».


80-81

М.А.Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

Урок изучения нового материала.

Беседа по прочитанному.

Комментированное чтение.

Слово о Булгакове. Причина популярности повести «Собачье сердце» и ее постановок. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя.

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести

Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.

Портрет Булгакова.

Фрагменты фильма «Собачье сердце».

Сообщения о Шолохове.

Читать рассказ «Судьба человека».


82

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Лекция, беседа

Слово о писателе. «судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

Знать сведения о жизни и творчестве Шолохова, особенности композиции рассказа «Судьба человека», сюжет и героев рассказа, теоретико-литературные понятия рассказ-эпопея, типизация, реализм, антитеза.

Уметь характеризовать образ главного героя, выборочно пересказывать текст.

Анализ рассказа: монологические ответы. Составление плана рассказа, пересказ эпизодов. Составление связного высказывания.


Сообщения о Солженицине, читать «Матренин двор», индивидуальные задания.


83

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Проблемные задания.

Слово о Солженицине.Темаправедничества в русской литературе. Картины послевоенной деревни.

Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа, образ главной героини-праведницы

Рассказ о писателе с презентацией.

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии. Владение монологической и диалогической речью.

Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы.-М. «Московский лицей».

Письменно ответить на вопросы по произведению, пересказ.


Русская литература ХХ века. Поэзия ( 13+1рр. )

84

Русская поэзия Серебряного века.

Урок изучения нового материала. Урок-концерт.

Лекция.

Понятие «Серебряный век». Многообразие течений, направлений, жанров в поэзии начала 20 века.

Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале

Уметь конспектировать лекцию



Презентация, индивидуальные задания, сообщения учащихся.


85-86

А.А.Блок. Слово о поэте. Трагедия лирического героя в «страшном мире». Патриотическая поэзия Блока.

Урок изучения нового материала. Урок-беседа.

Беседа, практикум, групповая работа.

Слово о поэте. Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Своеобразие патриотической лирики поэта.

Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»; своеобразие лирических интонаций. Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока, анализировать текст, выделяя тропы и стилистические приемы.

Анализ стихотворений. Составление хронологической таблицы, участие в обсуждении.

Портрет Блока, презентации, стихи о Блоке

Эссе о поэзии Блока.

Сообщения учащихся о С.Есенине, выразительное чтение стихов.


87-88

С.А.Есенин: страницы жизни и творчества Тема любви в лирике поэта. Образ России в лирике поэта.

Урок изучения нового материала. Урок-беседа.

Лекция, практикум.

Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. Размышления о жизни, предназначении человека.

Знатьосновные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы; анализировать цветовую лексику в канве стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Связные высказывания о народно-песенной основе есенинских произведений.

Презентации, фрагменты из фильма «Сергей Есенин».

Чтение статьи о Маяковском (с.136-141), выразительное чтение и анализ одного стихотворения поэта.


89

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

Урок изучения нового материала. Урок -лекция, урок-практикум.

Лекция, сообщения учащихся, практикум.

Слово о В.Маяковском. Поэт-публицист., поэт-новатор. Понятие о футуризме. Своеобразие стиха, ритма, рифмы.

Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации особенности художественного метода поэта. Понятие футуризм, тонический стих

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского, объяснять неологизмы поэта.

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть. Конспект лекции, выразительное чтение стихов Вопросы и задания первого и третьего уровней (с.145, 162).

Портрет Маяковского

Сообщения учащихся о Цветаевой.


90

М.И.Цветаева: страницы творческой биографии. Лирика поэтессы.

Урок изучения нового материала. Урок-беседа.

Лекция, сообщения учащихся, практикум.

Слово о Цветаевой. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ. Конспект лекции.

Портрет Цветаевой.



91

Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Урок изучения нового материала

Лекция, анализ стихов, проблемные задания.

Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти.

Знать факты биографии поэта.тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Портрет, выразительное чтение стихов наизусть.



92-93

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа, проблемные задания.

Слово об Ахматовой. Сюжетность, балладность ранней лирики; музыка стиха, тонкий психологизм лирики. Роль детали в стихах.

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. Понимать лирический, патриотический пафос стихов; философский смысл поздней лирики.

Сообщение о поэтессе с презентацией.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Конспект лекции, вопросы изадания (с.127-128)

Портрет А.Ахматовой

Литературная викторина по творчеству Ахматовой (Литература, №45, 2000, №6, 2005, №7,2005).

Стихотворение по выбору наизусть.

Сообщения о Пастернаке.


Русская литература 60-90 годов (5 +2рр)

94

Русская литература 60-90 годов

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа.

Суровый гуманизм прозы второй половины 20 века.

Знать писателей второй половины 20 века, их произведения. Пафос из прозы, основные темы. Уметь записывать основные положения лекции,

Конспект лекции.

Сообщения учащихся о жизни, творчестве, фильмах В.Шукшина. Вопросы и задания (с.222-223).


95

В.М. Шукшин «Ванька Тепляшин»

Урок изучения нового материала

Лекция, беседа.

Слово о Шукшине, писателе, сценаристе, киноактере. Герои рассказов писателя. Особенности повествовательной манеры в рассказе «Ванька Тепляшин».

Знать сведения о жизни и творчестве В. Шукшина; сюжет и героев рассказа «Ванька Тепляшин». Понимать идею рассказа, позицию автора, роль диалогов, своеобразие повествовательной манеры В.Шукшина.

Обсуждение фильмов, сопоставление их с произведениями Шукшина.

Просмотр фрагментов фильмов В.Шукшина.

Чтение статей о В.Астафьеве (с.223-224) и о повести «Последний поклон». (с.223-224), фрагментов повествования в рассказах «Царь-рыба», в. (с.235).


96

В.П. Астафьев. Повествование в рассказах «Царь-рыба».

Урок изучения нового материала. Урок-беседа.

Лекция, проблемные задания. Сообщения учащихся. Комментированное чтение.

Слово об Астафьеве. Идея преемственности поколений в рассказах «Царь-рыба». Притчевая форма произведений. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.

Знать сведения о жизни и творчестве В .Астафьева. Содержание произведения «Царь-рыба». Понимать смысл названия рассказа, гуманистический пафос произведения, его философскую глубину. Боль и тревогу автора за природу и человека.

Конспект лекции, анализ текста, характеристики героев, вопросы и задания (с.235).

презентация

Эссе по рассказу Астафьева «Царь-рыба».


97

В.Г. Распутин Повесть «Деньги для Марии».

Урок изучения нового материала

Лекция, комментированное чтение.

Слово о Распутине, писателе-патриоте, публицисте. Гуманистический смысл повести. Особенности композиции. Противопоставление жизненных принципов героев.

Знать сведения о жизни и творчестве В. Распутина; сюжет и героев повести. Понимать смысл названия повести; символическое значение имени героини; смысл открытого финала. Уметь определять тему и идею произведения, характеризовать героев и их поступки, объяснять значение диалектных слов.

Конспект лекции, анализ текста, вопросы и задания (с.226).

Чтение пьесы Вампилова «Старший сын», вопросы и задания (с226).


98

А.В. Вампилов «Старший сын»

Урок изучения нового материала

Лекция, комментированное чтение.

Слово о Вампилове. Особенности драматургии писателя: тематика, конфликты, художественные решения.

Знать сведения о жизни и творчестве Вампилова; сюжет и героев пьесы. Понимать значимость имен, фамилий, прозвищ героев, важность проблем пьесы, гуманистический пафос произведения. Позицию автора, его отношение к героям. Уметь сопоставлять пьесу с ее экранным воплощением.

Выразительное чтение по ролям, анализ текста, характеристика героев., вопросы и задания (с.226).

Подготовка к сочинению по произведениям 20 века.


99 - 100

РР Сочинение по произведениям 20 века.

Уроки развития речи.

Практикум

Примерные темы сочинений:

1. Нравственные проблемы в произведениях литературы 20 века.

2. Образ России в произведениях писателей 20 века.

3. Природа и человек в произведениях литературы 20 века и др.

Знать сюжеты и героев произведений 20 века.

Понимать нравственные проблемы литературы 20 века. Уметь раскрыть тему сочинения, аргументировать свою точку зрнеия.

Сочинение

Сообщения о жизни и творчестве Шекспира. Читать «Гамлета»


101

Итоговая контрольная работа.

Урок контроля знаний. Беседа.

Тестирование. Выявление уровня литературных знаний, умений

Выявление уровня литературного развития учащихся. Авторы, сюжеты и герои произведений, изученных в 9 классе.

Знать сюжеты и героев произведений, изученных в 9 классе.

Понимать нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому. Уметь анализировать поэтические и прозаические произведения; характеризовать героев и их поступки.

Тест. Вопросы и задания (с.279-280).


Эссе о любимом произведении из курса 9 класса


102

Обобщение изученного в 9 классе. Рекомендации для летнего чтения.

Урок-беседа.

Беседа.

Итоги года и задание на лето. Анализ теста.

Уметь ставить перед собой цели в чтении и освоении литературы. Понимать необходимость и важность самостоятельного чтения, изучения литературы.

Ответы на вопросы. Защита читательских дневников. Защита сочинений.


Список литературы для чтения летом.



© 2010-2022