- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Задания для олимпиады по литературе
Задания для олимпиады по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Феофанова Е.В. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Задания для 8 класса ( литература)
Задание № 1.
«Личная библиотека - это не просто набор книг, в неё должны попадать только нужные книги, которые отвечают потребностям ума и души хозяина библиотеки». Как Вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите не менее 3 аргументов, опираясь на свой читательский опыт.
( Оцениваются аргументы, выбранные для того, чтобы объяснить смысл высказывания с опорой на свой читательский опыт. Должно быть не менее 3 аргументов. Обращается внимание на речевое оформление работы.
Оценивается ответ по следующим критериям: перечислены по тематике или жанру книги, которые есть в домашней библиотеке; пристрастия членов семьи и их выбор в чтении книг - 20 баллов. Ученик может назвать несколько книг и их авторов, но обязательно должен объяснить свой выбор. Если он назвал только одну книгу, но объяснение есть, то снижение идет на 5 баллов. Если назвал, но не объяснил, то снижение - 10 баллов.
Всего 20 баллов)
Задание № 2.
Михаил Михайлович Пришвин
Аннотация: В сборник «Зелёный шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873-1954) вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, о красоте русской природы и животном мире нашей страны.
Сочинитель
Наверху сошла с кустов роса, и внизу, под кустами блестит только в пазухе такого листка, где никогда и не просыхает. Коровы наелись и грудой стояли у болотного бочага.
Подпасок Ванюшка лежал на кочках дугой. Не сразу и догадаешься, как вышла дуга, он, должно быть, лег на кочку головой, но, пока спал, кочка умялась, голова опустилась, получился высокий живот, и голова и ноги внизу.
Я его давно знаю, - ярко-рыжая голова, и на лице крупные веснушки, одна к другой, глаза блестящие, чистые, как обсосанный леденец. Я давно его принял в Берендеево царство и, когда вижу, мимо ни за что не пройду. Мне сегодня удача, хочу с ним побыть и бужу маленького Берендея. Он открыл один глаз на мгновение [...] и опять уснул.
Я стал трясти его и хохотать [...].
Когда он совсем пришел в себя [...], я вынул из сумки последний номер «Охотника» с моим рассказом и дал ему.
- Прочитай, Ваня, это я написал.
Он принялся читать. А я закурил папиросу и занялся своей записной книжкой на пятнадцать минут, - так уже замечено, что курится у меня ровно пятнадцать минут. Когда кончилась папироса, а пастух все читал, я перебил его вопросом:
- Покажи, много прочел?
Он указал за четверть часа он прочел две с половиной строчки, а всего было триста.
- Дай сюда журнал, - сказал я, - мне надо идти. Не стоит читать.
Он охотно отдал журнал со словами:
- Правда, не стоит читать.
Я удивился. Таких откровенных и добродушных читателей как-то не приходилось встречать даже среди крестьян. Чуть ущемило, но больше понравилось.
Он же зевнул и сказал:
- Если бы ты по правде писал, а то ведь, наверное, все выдумал?
- Не все, - ответил я, - но есть немного.
- Вот я бы - так написал!
- Все бы по правде?
- Все. Вот взял бы и про ночь написал, как ночь на болоте проходит.
- Ну, как же?
- А вот как. Ночь. Куст большой-большой у бочага. Я сижу под кустом, а утята - свись, свись, свись.
Остановился. Я подумал - он ищет слов или дожидается образов. Вот очнулся, вынул жалейку и стал просверливать на ней седьмую дырочку.
- Ну, а дальше-то что? - спросил я. - Ты же по правде хотел ночь представить.
- А я же и представил, - ответил он, - все по правде. Куст большой-большой! Я сижу под ним, а утята всю ночь - свись, свись, свись.
- Очень уж коротко.
- Что ты, «коротко»! - удивился подпасок. - Всю-то ночь напролет: свись, свись, свись.
Соображая этот рассказ, я сказал:
- Как хорошо!
- Неуж плохо, - ответил он.
И заиграл на дудочке, сделанной из волчьего дерева, тростника и коровьего рога.
Примечание: Бочаг - Яма на дне реки, озера, болота; омут. (Википедия)
Задание. Рассмотреть рассказ М.М. Пришвина «Сочинитель» и ответить на вопросы.
1. Что вам показалось необычным в рассказе М.М. Пришвина «Сочинитель»?
2. Как рассказчик готовит читателя к повороту событий, связанных с «сочинением» подпаска Ванюшки?
3.Выявите экспозицию, завязку и кульминацию рассказа. Как композиция раскрывает авторскую позицию? Какова она?
4. Почему рассказ называется «Сочинитель»?
( Выполнение каждого (1-4) пункта условий задания оценивается по 5- балльной шкале . Максимально возможное число баллов - 20. Отдельно оценивается стиль и отсутствие речевых или иных ошибок ( до 5 баллов). Оригинальность замысла (до 5 баллов .Всего 30 баллов)
Максимальный общий балл - 50.