Конспект урока по литературе Н. В. Гоголь Шинель

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №1

Н.В.Гоголь «Шинель»

«Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете!»

…Он (Гоголь) из анекдота

о пропавшей у чиновника

шинели сделал нам

ужаснейшую трагедию.

Ф.М. Достоевский

Цели уроков:

-Обучающая: проследить традицию изображения темы «маленького» человека; закрепить умение проводить аналогии.

Развивающая: Развивать навыки самостоятельной творческой работы; сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях текста.

Воспитательная: Воспитание любви и уважения к личности человека; прививать культуру умственного труда и интерес к классическому наследию.

Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков

I этап. Организация учебного процесса

II этап. Подготовки учащихся к сознательному усвоению знаний

Слово учителя.

Ф.М.Достоевский сказал слова, которые уже стали афоризмом «Все мы вышли из Шинели» Гоголя

-«Кто мы как вы думаете? (Достоевский говорил о писателях, которые подняли голос в защиту человеческой личности).

-В каких произведениях встречались с темой «маленького» человека?

-История создания «Шинели» (Заранее подготовленный ученик пересказывает отрывок из воспоминаний Анненского, что в Петербурге ходил анекдот о мелком чиновнике, любителе охоты, долго копившем деньги на хорошее ружье. В первый же день охоты ветвями тростника ружье стащило с лодки. Бедный чиновник слег в жестокой горячке, но сослуживцы пожалели товарища, собрали деньги и купили новое ружье).

- Мы можем предположить, что Гоголь взял за основу своей повести этот случай?

III этап. Усвоения новых знаний.

- О чем повесть «Шинель» (2-3 предложениями письменно краткий пересказ сюжета.)

- Назовите, пожалуйста, темы, которые затронул писатель:

  • человек и государство;

  • тема «маленького» человека;

  • тема сострадания и милосердия;

  • тема братства и гуманизма;

  • тема возмездия.

Кем и чем представлено в повести государство? (Чиновниками и самим государством)

- Найдите описание столичного города.

- Чем подчеркивается богатство и величие столицы? ( Витрины магазинов, где выставлены вещи, одежда прохожих- вещи)

- Сообщения учащихся о чиновничьем мире, изображенном в повести.

- Кто самый высокий чин в повести?

Слово учителя.

Петербург показан контрастно: город богатых и бедных. Никчемность и пошлость государственной власти. Никто не думает ни о порядке в государстве, ни о гражданах. Все на одно Лицо.

IV этап. Работа над образом главного героя.

- К какому социальному слою отнесли бы вы А.А. Башмачкина?

- Как расцениваете первую фразу - «один чиновник» из «одного департамента».

- Что значит имя? («Дважды незлобивый»).

- Почему Башмачкин, а не Башмаков? (по-детски, беззащитность, мягкость).

- Рассказ заранее подготовленного ученика: «Я - Башмачкин»

- Какое мнение о герое у вас сложилось?

- При его отношении к службе, почему он не продвинулся?

- Есть ли у героя заветная мечта? (И снова вещь).

V этап. Аналитическая работа с текстом.

- Есть ли в повести еще «маленькие» люди?

- Расскажите о Петровиче. Почему Петрович, а не Гришка?

- В сравнении с Акакием Акакиевичем кто выигрывает: он или Петрович? Почему?

- Кто такой «маленький» человек?

Составление ассоциативного ряда: бедность, духовная нищета, наивность, глупость, робость, злость, обреченность, терпение, беззащитность…

- Перечислите лишения, через которые надо пройти герою, чтобы осуществилась его мечта.

Слово учителя.

Показано все самое скорбное еще до потери шинели. Житейские мелочи - подлинная трагедия человеческой судьбы.

VI этап. Подведение итогов. Домашнее задание:

- Найти художественные детали, помогающие лучше раскрыть авторскую позицию.

- Выделить положительные и отрицательные черты героя.

- Сформулировать уроки повести.

Сильным учащимся мини-сочинение: «Не примеченная никем жизнь» - благо или зло для человека?» За и против.

VII этап. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Что интересного было для вас?

- Какие вопросы можешь задать учителю или одноклассникам?


© 2010-2022