- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе Н. В. Гоголь Шинель
Конспект урока по литературе Н. В. Гоголь Шинель
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Братковская В.В. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок №1
Н.В.Гоголь «Шинель»
«Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете!»
…Он (Гоголь) из анекдота
о пропавшей у чиновника
шинели сделал нам
ужаснейшую трагедию.
Ф.М. Достоевский
Цели уроков:
-Обучающая: проследить традицию изображения темы «маленького» человека; закрепить умение проводить аналогии.
Развивающая: Развивать навыки самостоятельной творческой работы; сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях текста.
Воспитательная: Воспитание любви и уважения к личности человека; прививать культуру умственного труда и интерес к классическому наследию.
Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков
I этап. Организация учебного процесса
II этап. Подготовки учащихся к сознательному усвоению знаний
Слово учителя.
Ф.М.Достоевский сказал слова, которые уже стали афоризмом «Все мы вышли из Шинели» Гоголя
-«Кто мы как вы думаете? (Достоевский говорил о писателях, которые подняли голос в защиту человеческой личности).
-В каких произведениях встречались с темой «маленького» человека?
-История создания «Шинели» (Заранее подготовленный ученик пересказывает отрывок из воспоминаний Анненского, что в Петербурге ходил анекдот о мелком чиновнике, любителе охоты, долго копившем деньги на хорошее ружье. В первый же день охоты ветвями тростника ружье стащило с лодки. Бедный чиновник слег в жестокой горячке, но сослуживцы пожалели товарища, собрали деньги и купили новое ружье).
- Мы можем предположить, что Гоголь взял за основу своей повести этот случай?
III этап. Усвоения новых знаний.
- О чем повесть «Шинель» (2-3 предложениями письменно краткий пересказ сюжета.)
- Назовите, пожалуйста, темы, которые затронул писатель:
-
человек и государство;
-
тема «маленького» человека;
-
тема сострадания и милосердия;
-
тема братства и гуманизма;
-
тема возмездия.
Кем и чем представлено в повести государство? (Чиновниками и самим государством)
- Найдите описание столичного города.
- Чем подчеркивается богатство и величие столицы? ( Витрины магазинов, где выставлены вещи, одежда прохожих- вещи)
- Сообщения учащихся о чиновничьем мире, изображенном в повести.
- Кто самый высокий чин в повести?
Слово учителя.
Петербург показан контрастно: город богатых и бедных. Никчемность и пошлость государственной власти. Никто не думает ни о порядке в государстве, ни о гражданах. Все на одно Лицо.
IV этап. Работа над образом главного героя.
- К какому социальному слою отнесли бы вы А.А. Башмачкина?
- Как расцениваете первую фразу - «один чиновник» из «одного департамента».
- Что значит имя? («Дважды незлобивый»).
- Почему Башмачкин, а не Башмаков? (по-детски, беззащитность, мягкость).
- Рассказ заранее подготовленного ученика: «Я - Башмачкин»
- Какое мнение о герое у вас сложилось?
- При его отношении к службе, почему он не продвинулся?
- Есть ли у героя заветная мечта? (И снова вещь).
V этап. Аналитическая работа с текстом.
- Есть ли в повести еще «маленькие» люди?
- Расскажите о Петровиче. Почему Петрович, а не Гришка?
- В сравнении с Акакием Акакиевичем кто выигрывает: он или Петрович? Почему?
- Кто такой «маленький» человек?
Составление ассоциативного ряда: бедность, духовная нищета, наивность, глупость, робость, злость, обреченность, терпение, беззащитность…
- Перечислите лишения, через которые надо пройти герою, чтобы осуществилась его мечта.
Слово учителя.
Показано все самое скорбное еще до потери шинели. Житейские мелочи - подлинная трагедия человеческой судьбы.
VI этап. Подведение итогов. Домашнее задание:
- Найти художественные детали, помогающие лучше раскрыть авторскую позицию.
- Выделить положительные и отрицательные черты героя.
- Сформулировать уроки повести.
Сильным учащимся мини-сочинение: «Не примеченная никем жизнь» - благо или зло для человека?» За и против.
VII этап. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что интересного было для вас?
- Какие вопросы можешь задать учителю или одноклассникам?