- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по рассказу В. Распутина Мама куда-то ушла (5 класс)
Конспект урока по рассказу В. Распутина Мама куда-то ушла (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сидорова М.А. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учитель русского языка и литературы
МОУ Мулянская средняя
общеобразовательная школа
Сидорова Марина Анатольевна
Урок литературы в 5б классе
Тема урока: Встреча с одиночеством в рассказе В. Распутина «Мама куда-то ушла».
Тип урока: урок рефлексии.
Технология: диалоговая
Цель урока: осмысление проблемы одиночества на примере рассказа В. Распутина «Мама куда-то ушла».
Задачи урока:
1. Проанализировать содержание рассказа, понять тему, основную мысль, определить проблемы, поднятые автором рассказа, актуальность произведения;
2. Выявить роль замысла автора в описании внутреннего состояния героя;
3. Учиться наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять значимые части текста для анализа; развивать монологическую речь;
4. Сформулировать свою точку зрения на произведение
Этапы урока
Содержание
Формирование УУД и технология оценивания
I. Этап мотивации
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги! Я надеюсь, что день сегодня, действительно, добрый. Я вижу ваши глаза, улыбки и чувствую, что мы сегодня вместе сделаем много открытий! Я очень рада нашей встрече, точно знаю, что встречи никогда не бывают случайными. Я предлагаю Вам посмотреть слайды, послушать музыкальную композицию и подумать над тем, какое состояние человека передают картины и музыка. Слайды 1-8
- С каким состоянием человека мы сегодня встретимся?
Дети определяют состояние человека - одиночество.
- Как можно связать это состояние с произведением, которое вы должны были прочитать к уроку?
Тема нашего урока: встреча с одиночеством в рассказе В. Распутина «Мама куда-то ушла». Слайд 9 .
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
УУД
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
рочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
Коммуникативные
УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Технология оценивания
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) - решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Программный уровень (повышенный) - решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».
Максимальный уровень- решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
II. Актуализация знаний.
III. Работа с текстом.
Анализ текста.
- Ребята, я предлагаю Вам определить цель урока и поставить учебные задачи. Слайды11-12.
- Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ?
- Какие вопросы вы хотели бы задать автору?
- Что вас удивило?
- Что показалось интересным?
- О чем вы задумались?
- Попытайтесь одним предложением передать содержание рассказа. Продолжите предложение: « Это рассказ о том, как ….»
- Что вы сейчас назвали: тему или идею произведения?
- Назовите алгоритм анализа произведения.
- По жанру это произведение рассказ. А чем рассказ отличается от повести? Слайд 13.
- С каким состоянием в конце рассказа встречается впервые мальчик? Автор показывает, что к этому состоянию мальчик идет постепенно.
- Я предлагаю вам поработать в парах и определить, какие чувства испытал герой рассказа до встречи с одиночеством? Выберите из текста словосочетания, выражающие чувства и переживания героя.
1. Какое чувство испытал мальчик, проснувшись?
- Радость. Слайд 14.
2. Что значит «тишина сомкнулась»?
- чувство удивления, переходящее в тревогу. Слайд 15.
3. Почему он не мог успокоиться?
- испытал физическую боль. Слайд 16.
4. Почему он постепенно успокоился и перестал плакать?
- появляется чувство надежды. Слайд 17.
5. Почему мальчик стал играть с зайцем?
- чувство успокоения. Слайд 18.
6. Почему мальчик стал пинать зайца?
- почувствовал отчаяние, а затем вину! Слайды 19-21
7. Какое чувство он испытал дважды?
- Боль, во второй раз душевную.
- А какая боль сильнее и почему?
- Как вы понимаете значение слова «одиночество»? Слайд 22.
- А одиночество это «хорошо» или «плохо»? ( Какое бывает одиночество?) Я предлагаю подумать и определить + и - этого состояния по рядам: 1 и 3 ряд определяет +, 2 и 4 -. Слайд 23.
- Я предлагаю вам проанализировать афоризмы об одиночестве. Слайды 24-28.
- Почему у героя рассказа нет имени? Каково значение имени? Слайд 29.
- Почему для человека так тяжела первая встреча с одиночеством?
- Сколько лет герою? Что характерно для этого возраста?
- Кто для ребенка самый близкий человек на свете?
- Докажите, что весь мир для мальчика - это его мать. Слайды 30-32.
- Как в рассказе В. Распутина "Мама куда-то ушла" раскрывается тема "Я и другие"?
IV. Итог урока.
- Как бы вы определили замысел автора, основную мысль произведения?
Человеку для счастья в жизни нужен кто-то ещё. При этом он обречён на одиночество - в какие-то моменты он неизбежно остаётся один, со своими проблемами. Этого не нужно бояться, с этим нужно уметь жить. Я желаю вам, чтобы рядом с вами был всегда близкий человек - ваша мама. Пусть она живёт долго и счастливо. Ваша задача: не обижать матерей, а беречь их! Помни, ты не один … Слайды 33-34. Просмотр и прослушивание видеоролика Светланы Копыловой «Не обижайте матерей!»
V. Рефлексия
Продолжить одно из начатых предложений:
После этого урока…
Я понял, что…
Я извлёк для себя уроки…
Этот рассказ заставил меня задуматься о … Слайд 35
VI. Домашнее задание
В качестве домашнего задания:
-
Я предлагаю вам составить памятку на тему «Как избежать печального одиночества»? или «Когда я остался дома один».
-
Как бы вы хотели закончить рассказ: дописать его.
-
Изобразить одиночество.
Выбрать одно из трёх заданий.
© ООО Баласс, 2013