Урок русского языка в 5 классе по ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Правописание -тся и -ться в глаголах (5 кл.)

Тип урока: ОНЗ.

Цели:

-формирование:

а) умения правильно ставить вопрос к указанным глаголам;

б) представления о правильном написании -тся и -ться в глаголах;

- развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Необходимое оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор.

Демонстративный материал: алгоритм проверки правописания -тся и -ться в глаголах ; эталоны для самопроверки.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфологию)

- Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие)

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Неопределенную форму глагола).

- Какие постоянные признаки имеет неопределенная форма глагола? (Начальная форма глагола не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода)

- Где пишется ь знак в неопределенной форме глагола? (Мягкий знак пишется в окончаниях на-ть и в глаголах с основой на -чь)

- А вы хотите узнать, когда в глаголах на -тся и -ться пишется ь знак? (Да)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-И все? (Нет).

-Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

11.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


- В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Глагол»).

Какой способ повторения нашей темы выберем? (Будем отвечать на вопросы и выполнять практические задания).

-Предлагаю ответить на такие вопросы:

(Работают группами, вопросы на карточках)

- Что такое глагол? (Это слова, которые обозначают действия)

- Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам, числам, лицам, в прошедшем времени по родам)

- Какова синтаксическая роль глагола в предложении? (В предложении чаще всего является сказуемым)

- Как пишется НЕ с глаголами? (Не с глаголами пишется раздельно)

- Выполните следующее задание. Определите лицо и число глаголов в следующих словосочетаниях: мальчик улыбается, дети играют, Маша смеется, читаешь рассказ, выйдите из комнаты, поливаем цветы, быстро собраться.

Один ученик из каждой группы отвечает на заданные вопросы и комментирует свой вариант выполнения практической работы.



111. Выявление места и причины затруднения..

- Обратите внимание на глаголы улыбается и собраться. В обоих ли словах, оканчивающихся на -тся и -ться, нужен ь знак? (Нет)

- Почему?

1V. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Узнать, когда пишется ь знак в глаголах, оканчивающихся на -тся и -ться).

- Как сформулируем тему нашего урока? (Правописание -тся и -ться в глаголах).

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением).

V. Реализация построения проекта.

- Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Не надо хвалиться Хлеб родится

Нечего торопиться Каша варится

Нужно наклониться Тот не боится

- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в глаголах пишется ь знак, в правом - не пишется).

- От чего же зависит правописание -тся и -ться в глаголах ? Можно сделать вывод? ( От вопроса).

- Молодцы! Вы очень наблюдательны.

- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

На доске:

-тся в глаголах

- ться в глаголах

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) или что делают? (сделают), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед -ся буква ь не пишется

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределенной форме и в нем перед -ся буква ь пишется


- Теперь мы можем объяснить правописание -тся и -ться в глаголах. (Да)

-Как преодолеть затруднение в правописании -тся и -ться в глаголах? (Обратиться к эталону).

-Прочитайте на доске примеры: Ученик учит (?)ся на пятерки. - Он любит учит(?)ся.

- Что вы сделаете, чтобы правильно написать -тся и -ться в глаголах? (Воспользуемся эталоном).

(В слове учится не пишется ь, потому что глагол отвечает на вопрос что делает (ученик), во втором случае ь пишется)

- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, научились правописанию -тся и -ться в глаголах)

V1. Первичное закрепление во внешней речи.

(1) Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- Работа в парах.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 632 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первое слово сделаем все вместе для образца

1вариант. Ученик учит(?)ся (ученик что делает? учится (3-е лицо).

2 вариант. Ученик ленит(?)ся (ученик что делает? ленится (3-е лицо).

- Продолжаем самостоятельно

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех: Перед вами «аукцион пословиц» (на карточках). Вставьте пропущенные глаголы и обозначьте условия выбора -ться и -тся в тексте. Кто закончит раньше, вспомните пословицы, где встречаются слова с данной орфограммой.

Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Эталон: -тся (что делает? что делают?3-е лицо) .

-ться (что делать? что сделать? неопр. ф.)

1. Друзья (что делают? 3-е лицо) познаются в беде. Не стыдно не знать, стыдно (что делать? неопр.ф.) не учиться. За все (что делать? неопр.ф.) браться - ничего не сделать. Кто хвалится, тот с горы (что сделает? 3-е лицо) свалится. Надо (что делать? неопр.ф.) трудиться, а не лениться.

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок

V111. Включение в систему знаний и повторение.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить правописание -тся и -ться в глаголах).

- При написании каких форм глаголов мы можем применить данную орфограмму? (возвратных глаголов неопределенной формы и формы 3-го лица).

- Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).

- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

- Тогда работаем над следующим заданием: Спишите написанные на доске словосочетания, применяя правило правописания -тся и -ться в глаголах.

Пар клубит(?)ся, часто улыбат(?)ся, солнце подымает(?)ся, надо умыват(?)ся, снег искрит(?)ся, день начинает(?)ся, стал занимат(?)ся, буду старат(?)ся, малыш развивает(?)ся.

На доске: -тся (что делает? что делают?3-е лицо) .

-ться (что делать? что сделать? неопр. ф.)

-Проведите самопроверку по эталону.

Пар (что делает? 3-е лицо) клубится, часто (что делать? неопр. ф.) улыбаться И.т.д.

-Глаголы какого вида не встретились в данном задании? (Совершенного вида)

- Более подробно о видах глагола мы поговорим на следующем уроке.

1Х. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему был посвящен урок? (Правописанию -тся и -ться в глаголах).

- В чем суть правописания -тся и -ться в глаголах? (-тся (что делает? что делают?3-е лицо, -ться (что делать? что сделать? неопр. ф.)

-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно определяли правописание -тся и -ться в глаголах).

- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки орфограммы с помощью вопроса).

-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

?

Научился применять правило правописания -тся и -ться в глаголах, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.



!

Научился применять правило правописания -тся и -ться в глаголах , но не уверен, что самостоятельно смогу правильно задать вопрос к глаголу. Скажу себе: « Я работал хорошо!»



! ! !

Научился применять правило правописания -тся и -ться в глаголах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»



- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:



1. Кто научился применять правило правописания -тся и -ться в глаголах, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 633 из параграфа 110.



2 Кто научился применять правило правописания -тся и -ться в глаголах, но не уверен, что самостоятельно сможет правильно задать вопрос к глаголу, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 634.



3. Кто научился применять правило правописания -тся и -ться в глаголах и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте связный текст из 5-6 предложений на тему «Если хочешь стать футболистом (тенниситом и т.д.)».



4. Задания для умников и умниц!



Вспомните, то такое омофоны и подберите их по образцу: (хочу) строиться - (дом) строится. Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.

-Оцените учебную деятельность класса.

-Спасибо!


© 2010-2022