Правописание н, нн в прилагательном

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК В 6 КЛАССЕ

ТЕМА: « ПРАВОПИСАНИЕ Н, НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ»

ЦЕЛИ: ОБУЧАЮЩАЯ: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРАВИЛОМ НАПИСАНИЯ Н, НН В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ;
РАЗВИВАЮЩАЯ: СФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ ВЕРНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСЛОВИЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВЫБОР ОРФОГРАММЫ Н, НН В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, УМЕНИЕ ВИДЕТЬ ИСКЛЮЧЕНИЯ, РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ СВЯЗНО ИЗЛАГАТЬ СВОИ МЫСЛИ, МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ: АНАЛИЗ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, ОБОБЩЕНИЕ, ВЫВОД; СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ, СТРЕМЛЕНИЕ ОВЛАДЕВАТЬ БОГАТСТВОМ РЕЧИ, КУЛЬТУРУ ОБЩЕНИЯ, ВОСПИТЫВАТЬ ЛИЧНОСТЬ, РАЗВИВАЮЩУЮ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ХОД УРОКА

I Оргмомент

II Актуализация опорных знаний учащихся

1.Проверка домашнего задания

У доски работают 2 пары учащихся

1 задание. Исправьте ошибки в разрядах прилагательных

Качественные Относительные Притяжательные

Тёмные тучи папин ремень вчерашний день

Городской житель лисья нора добрая подруга

Высокий человек январский день заячьи следы

Волчий аппетит деревянный дом бабушкин платок

2 задание. Образовать с помощью приставок и суффиксов прилагательные от существительных вода, цвет. Разобрать по составу.

Вывод. Вспомнить способы образования слов. Какие будут свойственны прилагательному?

В это время идёт работа с классом. Блиц-опрос «Подскажи слово»

1. Имя прилагательное- часть речи, которая…

2. Имена прилагательные изменяются…

3. Качественные прилагательные обозначают…

4. Относительные обозначают…

5. Притяжательные обозначают…

6. Только качественные прилагательные имеют степени…

7. Синтаксическая роль…

III Мотивация учебной деятельности. Чтение отрывка из рассказа Куприна.

Степан Аркадьевич сочинил меню для обеда.

  • МЕНЮ

  • 1.Бульон куринный

  • 2.Котлеты свинные

  • 3.Грибы в маслянном соусе

  • 4.Гусинный паштет

  • 5.Кисель клюквеный

  • 6.Лепёшка ржанная

Правильно ли он написал н, нн в прилагательных, нам предстоит узнать сегодня на уроке.

IYОбъявление темы и целей урока.

Y Объяснение нового материала.

Правописание н,нн в прилагательном

1. По алгоритму сформулируй правило.

Правописание н,нн в прилагательном

2. В краткой форме прилагательных пишется столько н, сколько в полной форме .

3 Различай слова по значению

Различай!

Масляный -

разведённый на масле, работающий на масле

(печенье, двигатель);

Соляной -

состоящий из соли (столб);

Ветряной -

(двигатель, оспа)

Масленый -

намазанный, пропитанный маслом

(блин, рука, каша);

Солёный -

содержащий соль (каша);

Ветреный -

(день, человек)

4. Запомни слова с н (стр.21, учебник).

YI Закрепление

1.1уровень. Вставьте н, нн в слова

Правописание н,нн в прилагательном

2 уровень. Образуйте прилагательные. Суффикс выделить.

Чугун, глина, клюква, лимон, кость кухня, телефон, журавль, дерево, серебро, утро, пламя, цена, длина

2. Распределить слова в прямом и переносном значении.

Деревянная изба, деревянный стол, деревянное лицо, туманное утро, туманный взор, туманный разговор, ослиные уши, ослиное упрямство, орлиные перья, орлиный нос, орлиное сердце

3.Игровая страница. Вспомни фразеологизмы ( мышиная возня, длинный язык, длинная песня, с воробьиный нос, за каменной стеной).

«Четвёртое лишнее» Ржаной, волосяной, зелёный, тыквенный

Обеденный, общественный, ветреный, безветренный

Пчелиный, муравьиный, сонный, лебединый

YII Рефлексия

Вернёмся к меню и исправим ошибки.

  1. Сегодня на уроке я узнал

  2. Научился, смог

  3. Могу похвалить себя и одноклассников за

YIII Д.З. Выучить правило на стр.21-22, п.46, выполнить упр.336 (низкий, средний уровни), упр.340 (дост. уровень, высокий) (по учебникуЛ.М.Рыбченковой).

Учитель

Паркина Л.И.







УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

Тема: « Тема безвозвратно утраченного прошлого в лирике С.Есенина. Образ лирического героя - хулигана».

Цели: Обучающая: вспомнить события, которые изменили жизнь поэта, его отношение к действительности после революции 1917г., выяснить, почему поэт назвал себя последним поэтом деревни, проанализировать, какие мотивы звучат в лирике этого периода, как раскрыта тема утраченного прошлого, каким стал лирический герой;

развивающая: развивать умение анализировать поэтическое произведение, высказывать и отстаивать свою точку зрения, умение делать самостоятельные выводы,

воспитательная: воспитывать нравственные ценности, любовь к поэтическому наследию поэта.

ХОД УРОКА

I Оргмомент

II Актуализация учебной деятельности учащихся

Завершите фразу.

В ранней лирике С.Есенин- певец…

Доминирующее чувство, которое звучит в стихотворениях -…

Основная тема-…

Как раскрыт образ родины в ранней лирике ( картины, образы, краски)? Приведите примеры.

Какая тема и мотивы звучат в поздней лирике? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

III Мотивация учебной деятельности. Чтение стихотворения «Я последний поэт деревни».

YI Объявление темы и целей урока.

1.Вопрос к учащимся. Как поэт воспринял революцию 1917г., чего ждал? Какие произведения посвящены революции?

2.Сообщения учащихся о поездке Есенина в 1920г. в Харьков, а затем в родную деревню, о том, что он увидел.

3. Чтение стихотворения «Из Сорокоуста».

4. Слово учителя.

Есенин видит, что происходит в стране. Рушатся надежды и ожидания на крестьянский рай на земле. Революция произошла, но не с крестьянским уклоном, стальной конь ( индустриализация) победил живого коня и наступает на родимые поля и просторы. Есенин пишет поэту Клюеву в 1921г.: «Душа моя устала и смущена от самого себя и происходящего, Нет тех знаков, которыми бы можно было передать всё, с чем мыслю и отчего болею». Это прощание с вымирающей деревянной деревней, с её земледельческой культурой, с её последним поэтом, ещё живым, но почувствовавшим, что время его миновало.

«Идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определённый и нарочитый, без славы и без мечтаний. Тесно в нём живому, тесно строящему мост в мир невидимый».

Поставленный перед выбором между старой и новой Россией, Есенин не может сделать выбор, И не хочет, и не умеет, в шуме нового времени слышится лай стальных машин.

В стихотворении «Спит ковыль» поэт пишет:

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Такие строки мы слышим и в стихотворении «Русь уходящая».

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Не навязывайте последнему поэту «золотой бревенчатой избы» чужой и чуждый ему стальной напев. В 20-е годы поэт пишет такие стихотворения: «Я последний поэт деревни» (1920), драма «Страна негодяев» (1922), «Чёрный человек», цикл «Москва кабацкая» ( 1923), «Русь советская», «Русь уходящая» (1924), поэму «Анна Снегина» (1925). В стихотворениях этого периода появляется тема безвозвратно утраченного прошлого, звучит чувство тоски по утраченному прошлому, упоминается дух бродяжий, характерен образ лирического героя- хулигана, завсегдатая кабаков. Первое стихотворение 1919г. называется «Хулиган». Отныне герой- «московский озорной гуляка».

5.Анализ стихотворений «Исповедь хулигана» (1920), «Не жалею, не зову, не плачу»(1921), «Отговорила роща золотая»(1924), «Письмо матери» (1924). (Вопросы см. в презентации).

Y Рефлексия

1. Ответим на вопрос, поставленный в начале урока.

2.Что объединяет рассмотренные на уроке стихотворения?

3.Чем они отличаются от ранней лирики?

4.Какие больше понравились - ранние или написанные после революции? Почему?

YI Д.З.Характеристика поэмы «Анна Снегина», анализ стихотворения «Клён ты мой опавший».

Звучит стихотворение «Мне осталась одна забава».

Учитель Паркина Л.И.


© 2010-2022