Материалы к ЕГЭ Контрольная работа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контрольная работа.

Акцентологическая и орфоэпическая норма

Упражнение 1. Определите место ударения в словах.

1.1 Августовский, генезис, деспот, заговор, значимость, иконопись, импульс, исподволь, квашение, камбала, клала, кухонный, мельком, мытарь, наголо стричь, наискось, ненависть, пасквиль, переданный, перистые облака, плесневеть, поручни, похороны, ракурс, свекла, случай, сметка, снадобье, согнутый, средство, средства, статуя, торты, тяжба, форум, хаос, холеный, черпать, экскурс.

1.2. Агент, безудержный, блокировать, боязнь, втридорога, гладильный, давнишний, двоюродный, дефис, добыча, донельзя, досуг, дремота, жестоко, завидно, заем, звонит, закупорит, заржаветь, звонишь, исчерпать, квартал, кичиться, коклюш, крапива, красивее, кремень, корысть, ломота, ломоть, лубочный, маневры, мизерный, мытарство, намерение, наотмашь, недвижимость, опека, оптовый, откупорить, осведомить, подбодрить, пуловер, приданое, принудить, прирост, простынь (род. пад. мн. ч.), процент, ракушка, рефлексия, сироты (мн. ч.), созыв, столяр, таможня, танцовщица, толика, умерший, факсимиле, феномен, ходатайствовать, хозяева, цемент, цепочка, , шофер, щавель, эксперт.

1.3. Алфавит, алкоголь, апостроф, баловать, бюрократия, гастрономия, демократия, департамент, деспотия, диалог, диспансер, договор, духовник, еретик, жалюзи, завсегдатай, избалованный, истерия, каталог, каучук, кладовая, кулинария, мастерски, монолог, некролог, обеспечение, обесценить, облегчить, ободрить, обострить, очистной, пиццерия, подростковый, поутру, предвосхитить, приговор, проведенный, сантиметр, сирота, спиртовой, тирания, углубить, украинский, языковая (колбаса).

Грамматическая норма

Упражнение 2. Найдите и исправьте ошибки в согласовании.

1. Восемь человек вошло в дом трактирщика.

2. Тридцать один ученик участвовали в походе.

3. Большая часть домов в этом районе каменные.

4. На протяжении веков крестьянство боролись против помещиков.

5. Иванов был круглая сирота.

6. Он такая растяпа!

7. Это было в проливе Босфоре.

8. Это случилось в штате Мичигане.

9. К уборке зерновых культур уже приступил ряд хозяйств.

10. Детвора благодарны шефам за подарок.

11. Автомобиль «Жигули» пришли первыми.

12. Три скамейки стояло у стены.

13. Большинство произведений поэта посвящено теме любви.

14. Не то снег, не то град выпадут завтра.

15. Музей-квартира закрыта на ремонт.

16. Плащ-палатка была уже сложена.

17. Космический корабль летит к планете Марсу.

18. Над горой Казбеком взлетел флаг.

19. Для этого потребуются несколько месяцев.

20. Сейчас выступит русская ученая профессор Ахманова.

Упражнение 3. Найдите и исправьте ошибки в управлении глаголов.

1. Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личного заявления.

2. По приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

3. Из-за своей скромности она никогда не выступает.

4. Об этом не раз уже было указано.

5. На собрании постановили о том, чтобы выдать премию.

6. Мы перевыполнили план за счет производительности труда.

7. Высказывается критика о том, что мы делаем.

8. Магазин ориентирован специально для школьников.

9. Каждый уверен за свой завтрашний день.

10. Ты участвовал на выборах?

11. По истечению некоторого времени можно будет вновь вернуться.

12. По прибытию в город он отправился в комендатуру.

13. Я рад за его успехи.

14. Что вы с меня хотите?

15. Мы и забыли за начальника!

Упражнение 4. Исправьте речевые ошибки.

1. Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов.

2. Что можно комментировать о таком ударе?

3. Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок.

4. На конференции состоялся обмен мнений.

5. Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

6. Нам остается позавидовать о том, что у вас есть такой музей.

7. Эта песня доставила для меня большое удовольствие.

8. Большая группа ученых была удостоена правительственными наградами.

9. Солдаты, полные жгучей ненавистью к врагу, сражались мужественно.

10. Большая сила воли присуща для этого героя.

Упражнение 5. Исправьте речевые ошибки.

1. У стены стоит черная рояль.

2. На ужин мы приготовили жареный иваси.

3. По обоим сторонам дороги росли высокие деревья.

4. 8. В праздники в доме обычно варили вкусную студень.

5. Я долго греб веслами, отчего на руке вздулась огромная мозоль.

6. Мама чисто убрала в комнате, на окна повесила красивую тюль.

7. Лицо дамы скрывал густой вуаль.

8. Голову моют шампунью.

9. Я не нашла в магазинах ни апельсин, ни мандарин, ни баклажан, зато купила 5 килограмм помидор и килограмм яблок.

10. Солнечное Сочи - мой любимый город.

11. Иван Андреевич Крылов написал много басней.

12. В поход мы взяли две пары сапог, несколько пар шерстяных чулков и носок.

13. В МГУ работают известные профессоры.

14. В нашем городе много грузин, туркмен, узбек, цыган, армян.

15. Золушка так торопилась, что потеряла один туфель.

16. Мы выехали на просторное авеню.

17. Жестокий юноша не слушал мольб своей старой матери.

18. В этом ей должны были помочь двое подруг.

19. Катя научила меня танцевать старинный танго.

Нарушения построения предложений

Упражнение 6. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений.

1. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

2. Летом мы побывали в Пскове и не только посетили Михайловское, но и Святогорский монастырь.

3. Я занимаюсь теннисом не только летом, а также зимой.

4. В комнате возле печи стояла девушка, она была жарко натоплена..

5. Я не заметил, что находится ли он в комнате.

6. Он кричал, что я вас одним пальцем прихлопну.

7. Я пил кофе, приготовленный барменом и в который добавили кардамон.

отстаивало крепостничество.

8. Имеющийся жизненный опыт у человека - это истинное его богатство.

9. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес.

10. Я увлекаюсь не только чтением книг, а также живописью.

Нарушения в употреблении причастных и деепричастных оборотов

Упражнение 7. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.

1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

4. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

5. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

6. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

7. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

8. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

9. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.

10. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

11. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.

12. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.

13. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.

Лексическая норма

Неправильный выбор слова

Упражнение 8. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

1. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.

3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.

4. Помещики жестоко обращались со своими придворными.

5. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.

6. Интерьер нашей улицы очень красивый.

7. Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль.

8. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.

9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом.

10. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.

Нарушения лексической сочетаемости

Упражнение 9. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

5. Успехами мы не блестим.

6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.

7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.

8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.

9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.

10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.

Упражнение10. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

2. Герой все время находится в подвесном состоянии.

3. В этот день я услышала много обидчивых слов.

4. Любой поступок заслуживает осуждения.

5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.

6. Студент быстро освоил материал.

7. Мой брат - человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

10. Она приготовила сытый завтрак.

Тавтология и плеоназмы

Упражнение 11. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

2. У него сразу вспотели ладони рук.

3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

4. Прейскурант цен вывешен на витрине.

5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.

6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.

8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

9. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.

10. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.

11. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.

12. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.

13. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.

14. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.

15 Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.

Нарушения, связанные с употреблением фразеологических оборотов

Упражнение 12. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.

1. Сейчас же спрячь язык за зубами!

2. Ты что, первый раз с Луны свалился?

3. А сейчас все пойдет по своим делам.

4. Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка.

5. Из-за недостатка улик дело было положено за сукно.

6. Взаимопонимание и доверие играют большое значение в семейной жизни.

7. Если разобраться, ему в базарный день полкопейки цена.

8. Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах.

9. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.

10. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета.

11. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

12. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом, вопиющим в пустыне.

13. В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом.

Обобщающие упражнения на все виды речевых ошибок.

Упражнение 13. Исправьте речевые ошибки.

1. Вперед думай, потом отвечай.

2. Он декларировал громогласно о своих планах.

3. Я кушаю фрукты каждый день.

4.Заглавную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.

5. За дорогой на вершине холма - лес, а на его склонах раскинулись луга.

6. В книге говорится о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.

7. Давыдов собирает крестьянство, чтобы посвятить их в свои планы.

8 В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали от солнца деревья.

9. Он очень практический человек.

10. Все командировочные могут поселиться в гостинице.

11. Благодаря наводнению люди остались без крова.

12. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, меня охватила внезапная радость.

13. Газета «Известия» опубликовали статью о деятельности новой партии.

14. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.

15. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия и другие.

Функциональные стили речи

Упражнение 14. Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты:

1) разговорному;

2) художественному;

3) газетно-публицистическому;

4) официально-деловому;

5) научному.

ТЕКСТ 1.

Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

ТЕКСТ 2.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.

ТЕКСТ 3.

Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма - официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону - это диалог, то телефонограмма - это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени. Обязательными для телефонограммы являются: наименование учреждений адресанта и адресата; реквизит «от кого» и «кому» с указанием должности; время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.

ТЕКСТ 4.

Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, - концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:

- Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.

ТЕКСТ 5.

Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.

ТЕКСТ 6.

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.

ТЕКСТ 7.

Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Мечтал, но не успел…

Средства речевой выразительности

Упражнение 15. Выделите лексические средства выразительности в поэтическом фрагменте. Определите их художественные функции.

Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть. (С.Есенин)

Упражнение 16. Напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем:

  1. Нравственность - система запретов или дорога к счастью?

  2. Человек какой профессии должен зарабатывать больше всех?

  3. Что такое - хорошая речь?

  4. Одна из самых тяжелых потерь - потеря времени.

  5. Наглость - второе счастье?

  6. Эталон красоты: каких людей мы считаем красивыми?

  7. Что такое «хорошая музыка»?

  8. Как я понимаю душу человека?

  9. Стоит ли верить снам?

  10. Что для нас прошлое и нужно ли его помнить?





Вопросы к зачету.



  1. Предмет курса «Русский язык и культура речи». Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

  2. Литературный язык - основа культуры речи.

  3. Литературный язык как высшая форма национального языка.

  4. Устная и письменная формы русского литературного языка.

  5. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании лит.языка.

  6. Нормы ударения. Особенности русского ударения.

  7. Орфоэпические нормы.

  8. Морфологические нормы.

  9. Синтаксические нормы.

  10. Лексические нормы.

  11. Функциональные стили современного русского литературного языка, их взаимодействия.

  12. Научный стиль и его особенности.

  13. Официально - деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие.

  14. Публицистический стиль.

  15. Разговорная речь, ее особенности.

  16. Художественный стиль.

  17. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

  18. Коммуникативные качества речи: логичность, чистота, богатство и разнообразие, точность, понятность.

  19. Средства речевой выразительности.

  20. Тропы как средства речевой выразительности.

  21. Невербальное общение как вид взаимодействия людей.

  22. Речевой этикет: факторы, определяющие его формирование.

  23. Формулы речевого этикета: основные группы.

  24. Основные единицы речевого общения.

  25. Эффективность речевой коммуникации.

  26. Общение. Виды общения.

  27. Ораторское искусство как социальное явление.

  28. Особенности публичной речи.

  29. Оратор и его аудитория.

  30. Композиция публичного выступления.

  31. Повседневная подготовка к выступлению.

  32. Разработка плана выступления. Виды планов.

  33. Выбор темы и определение целевой установки.

  34. Спор: понятие и определение. Спор как форма организации человеческого общения.

  35. Уловки и приемы, используемые в споре.

  36. Формирование русской официально-деловой письменной речи.

  37. Культура официальной переписки.

  38. Языковые формулы официальных документов.

  39. Речевой этикет в документе.

  40. Особенности грамматики официально- деловой письменной речи.



© 2010-2022