Литературно-музыкальный вечер наполним музыкой сердца

Разработка внеклассного мероприятия. Литературно-музыкальный вечер «Наполним музыкой сердца» Цели: -Познакомить с жанром бардовской песни, как самостоятельным явлением нашей отечественной культуры; -Развивать интерес к урокам литературы; -Формировать понятие, что бардовская песня обладает высоким духовным потенциалом, способствует воспитанию личности, способной любить, сопереживать, сочувствовать, стремиться к добру и гармонии. Оформление: - на сцене приглушенный свет, в центре пустой стул, к ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка внеклассного мероприятия.

Литературно-музыкальный вечер

«Наполним музыкой сердца»

Цели:

-Познакомить с жанром бардовской песни, как самостоятельным явлением нашей отечественной культуры;

-Развивать интерес к урокам литературы;

-Формировать понятие, что бардовская песня обладает высоким духовным потенциалом, способствует воспитанию личности, способной любить, сопереживать, сочувствовать, стремиться к добру и гармонии.

Оформление:

- на сцене приглушенный свет, в центре пустой стул, к нему приставлена гитара;

- выставка книг, пластинок, аудиокассет, дисков;

- портреты поэтов-бардов;

- плакаты с высказываниями о бардовской песне:

« Основное качество бардовской песни - это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора».

« Бардовская песня - живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится. Это язык сердца и души».

Ход мероприятия:

- Здравствуйте! Мы рады, что сегодня нам выпала возможность пообщаться, спеть под гитару, и, может быть, задеть какие-то струны вашей души, ведь разговор у нас пойдет о жанре бардовской песни, которую еще называют авторской, самодеятельной песней. Это один из самых массовых и демократичных видов искусства.

Может быть, кто-то из вас сегодня впервые услышит об этом жанре, но в подтверждение того, что авторская песня популярна, любима и узнаваема, я предлагаю провести небольшую музыкальную разминку. Вам необходимо угадать, из какой песни прозвучит отрывок. Готовы? Итак, слушаем:

«Александра» (слова Ю.Визбора, исп. Т. и С.Никитины)

«Вальс бостон» (А.Розенбаум)

«Нам нужна одна победа» (Б.Окуджава)

«Песня о друге» (В.Высоцкий)

«Милая моя» (Ю.Визбор)

«Как здорово, что все мы здесь» (О.Митяев)

Все вышеназванные песни мы относим к жанру бардовской песни. Что же это такое?

Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, свои особенности, бытовала в разных странах и уголках земли, но суть ее оставалась неизменной. Расскажу одну притчу.

Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями друидов поклонялись многие народы, а чтобы получить звание начальной степени, избранные должны были учиться в течение 20 лет у жреца-друида. Пройдя испытание, обучение и посвящение, избранник получал право называться БАРДОМ и идти в народ и петь, вселяя в людей СВЕТ и ИСТИНУ своей песней.

Жанр бардовской песни как явление отечественной культуры нашего времени появился в 50 - 60 -х годах 20 века. Благодаря творчеству таких известных бардов, как Юрий Визбор, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, жанр получил имя и право на самостоятельное существование в нашей культуре. Сегодня мы не сможем достаточно полно познакомиться с творчеством этих поэтов-песенников, но попробуем окунуться в атмосферу бардовской песни, попытаемся проникнуть вглубь явления.

Основоположником авторской песни по праву считается Булат Окуджава, с него мы и начнем свой рассказ.

Рассказ ученика:

Булат Шалвович Окуджава(9 мая 1924 года-12 июня1997года) - поэт, писатель, один из основоположников жанра современной авторской песни.

Первую песню написал на фронте - он был полковым запевалой - но широкое признание к нему пришло во второй половине 50-х годов, когда он начинает регулярно исполнять свои произведения под гитару, сначала в узком кругу, а потом публично. На концертной эстраде Окуджава дебютировал в 1957 году в Ленинградском Доме кино.

Окуджава - поэт поколения, пережившего в юности войну, поэтому тема бессмысленности агрессии в общении людей занимает особое место в его песенном творчестве. Булатом Окуджавой, для которого военные годы навсегда остались в памяти, написано, уже в мирное время, немало песен о войне. В этих песнях память прошлого - память активная. Она словно овеяна словами, высеченными на могиле Неизвестного солдата «Никто не забыт и ничто не забыто».

(звучит песня Б.Окуджавы «До свидания, мальчики» в исполнении ученицы)

В авторской песне на первое место Окуджава ставит текст, мелодия же приобретает функцию аккомпанемента, усиливающего лиричность звучания стиха. Окуджава редко писал пени «от первого лица», но пел их всегда «от себя». По мнению Окуджавы, искусство исполнения произведений этого жанра заключается в умении выразить авторский замысел или хотя бы приблизиться к нему, а не в мастерстве интерпретации.

Немаловажный пласт тематики авторских песен - это разрешение вопроса , основного вопроса в жизни каждого человека: зачем он пришел на эту землю, куда идет и правильно ли идет. Именно об этом говорится в стихотворении Б.Окуджавы «Грузинская песня» (звучит стихотворение «Грузинская песня» в исполнении ученика)

Гораздо моложе был Владимир Семенович Высоцкий, но, несмотря на это, был дружен с Окуджавой, хотя не так уж часто они и встречались. Они принадлежали к разным поколениям, у них был разный темперамент, но друг к другу относились очень хорошо. Окуджава говорил о Высоцком: «Он был истинным творцом и великолепным человеком - очень милым, чувствительным, деликатным. Высоцкий остается вершиной нашей современной культуры. Исключительное явление. Богатый и могучий талант. Он был естественным… Таким же, как и его песни. Таким же прямым и откровенным, доброжелательным и острым».

Когда Высоцкий умер, Окуджава написал стихи:

О Володе Высоцком я песню придумать решил -

Вот еще одному не вернуться домой из похода.

Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил,

Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,

Но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился…

Белый аист московский на белое небо взлетел,

Черный аист московский на черную землю спустился.

Рассказ ученика:

Владимир Семенович Высоцкий(25 января 1938 года - 25 июля 1980 года) - поэт, драматический артист, выдающийся исполнитель авторской песни. Родился в Москве, закончил школу-студию МХАТ имени В.Немировича-Данченко, работал в различных столичных коллективах. С 1964 - ведущий артист театра на Таганке. Наиболее значительные роли - Гамлет, Галилей, Свидригайлов в «Преступлении и наказании» по Достоевскому, Лопахин в чеховском «Вишневом саду». По признанию самого Высоцкого, «отсчет серьезного песенного творчества начинается с 1961 года, когда была написана «Татуировка». Незаурядный поэтический дар и музыкальность сочетались в его исполнении с колоссальным темпераментом и природным демократизмом. Глубоко личное восприятие жизни соотечественников и современников, их проблемы, горе и радости, страхи и надежды с пронзительной искренностью отразились в песнях Высоцкого. Он обладал уникальной способностью передавать аудитории свое душевное волнение, мировоззренческие установки. Его творческая манера требовала колоссальной самоотдачи. Высоцкий умер в возрасте 42 лет от инфаркта.

Вот что говорил Высоцкий в свое время о бардовской песне:

«Искусства настоящего без страдания нет. И человек, который не выстрадал, творить не может. Не обязательно, чтобы притесняли его или стреляли в него, мучили или пугали тюрьмой, достаточно, чтобы в душе, даже без внешних воздействий, человек испытывал чувство страдания за людей, близких, вообще за ситуацию.

Авторская песня - тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчет в авторской песне на одно - на то, что вас беспокоит точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливость и горе людское. Короче говоря, все рассчитано на доверие. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши, и мое желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать»

(Звучит аудиозапись песни «Я не люблю»)

В песнях Владимира Высоцкого очень сильна нота войны. Известно, что после исполнения Высоцким своих песен о войне многие ветераны присылали ему письма, спрашивая: «Не вы ли тот самый человек, с которым я воевал в одном окопе?» Нет, Высоцкий родился в 1938 году, но именно он написал такие песни.

(Звучит стихотворение «Он не вернулся из боя» в исполнении ученика)

Продолжим наш разговор о бардовской песне.

Справедливо заметил один из журналистов в своей статье: «Удивительно не то, что для обозначения этих песен используется очень много определений (самодеятельные, гитарные, авторские, студенческие, туристские), а то, что каждое из них отражает какую-то иную сторону или грань этого явления».

Что же касается того, что авторские песни называют еще и туристскими, то действительно, многие из них рождены именно в дорогах или по впечатлениям от походов, путешествий, экспедиций. Но далеко не всегда это песни о палатках, дорогах, кострах, о том, как плохо сидеть дома и как хорошо под елкой в лесу. Ведь туризм для людей, по-настоящему им увлеченных, не хобби, не развлечение и не стремление к острым впечатлениям, это - образ жизни, влияющий на жизненные принципы, жизненную позицию. И песни этим людям требуются особые, отвечающие их стремлениям, мыслям и чувствам. Походы, путешествия непременно сопровождаются разлуками и ожиданиями. А значит, всегда жива тоска по дому, по городу, грусть от разлуки с друзьями, с любимым человеком.

(Звучит песня Юрия Визбора «Милая моя»)

Рассказ ученика:

Юрий Иосифович Визбор. Родился 20 июня 1934 года в Москве. Поэт, журналист, актер. Отец Визбора был командиром Красной Армии, репрессирован вскоре после рождения сына. Двери престижных вузов в связи с этим перед Визбором были закрыты: в 1951 году он поступил в Московский пединститут имени Крупской. В мае 1952 года в журнале «Смена» появился снимок-портрет московского студента - Визбора в ковбойке и первая его песня «Мадагаскар» (дань увлечения Киплингом). Визбор не имел музыкального образования, с детства мечтал научиться играть на аккордеоне, но помешала война. С помощью приятеля Красновского освоил гитару. Перу и гитаре Визбора принадлежит 400 песен. Он сочинял их в юности, в институте, работая учителем русского языка в школе, в армии, где прослужил 3 года. Визбор стал самым популярным автором туристических песен, альпинистских. В 1958 году, вернувшись в Москву, начал работать журналистом, организовал молодежный канал на радиостанции «Юность», добился выхода первого звукового журнала «Кругозор». Многообразие таланта Визбора проявляется в его актерской работе. В 1967 году состоялся дебют в фильме «Июньский дождь», где прозвучала песня «Спокойно, дружище». Последовали и другие работы в кинофильмах, кроме того Визбор пишет сценарии, создает тексты к документальному кино. Как драматург, Визбор выступил в содружестве с режиссером Захаровым. Они поставили спектакль на сцен Ленкома «В списках не значился» (1975).

Главным делом жизни оставались песни. Журналист, драматург, сценарист, актер, альпинист и горнолыжник - Визбор оставался поющим поэтом, голосом своего поколения, бродягой, романтиком, средневековым поющим бардом. Умер Юрий Визбор 17 сентября 1984 года.

Думаю, никто не станет оспаривать тот факт, что песня во все времена, во всех социальных группах людей всегда была мощным средством человеческого общения. И в праздники, и в будни. Точнее, чем «нам песня строить и жить помогает», вряд ли скажешь.

Однако, чем песня жива, почему она привлекает или не привлекает людей? Должна быть хорошей музыка? Да. Хорошим текст? Да. Но почему все-таки нередко остаются на десятилетия и века песни, казалось бы, бесхитростные по тексту и напеву?

Суть лучших авторских песен - в стремлении к истинности, к правде мыслей и чувств. В песнях, создаваемых инженерами, геологами, учителями, физиками, конечно, возможны литературные и музыкальные огрехи, но ценность этих песен в том, что их авторы стремятся отобразить мир человеческих страстей и дел реальным, таким, каков он есть на самом деле.

(звучит песня А.Розенбаума «Вальс бостон»)

Рассказ ученика:

Розенбаум Александр Яковлевич. Родился 14 декабря 1958 года в Ленинграде. Композитор, поэт, певец. Из семьи, где несколько поколений были врачами. Окончил Первый Ленинградский медицинский институт имени Павлова и несколько лет работал врачом скорой помощи. Музыку любил всю жизнь. С 5 лет начал обучаться ей, окончил музыкальную школу. Подростком сочинял наивные и простые песни для дворовых друзей и пел их под гитару. Любил песни Вертинского. Позднее Розенбаум скажет: « Я шансонье, я не бард, конечно же, я ближе Вертинскому, чем Окуджаве».

В 70-е годы получили широкую известность записи ранних песен, созданных Розенбаумом к студенческому спектаклю, «Одесские рассказы» по Бабелю, например, «Нинка, как картинка».

В 80-м становится профессиональным артистом Ленконцерта. Выступал в составе группы «Пульс». С 1983 года начинается самостоятельная концертная деятельность. Менее, чем за 10 лет он пишет почти 500 песен, выступает перед различными аудиториями. В 1987 году в журнале «Аврора» вышла первая подборка стихов Розенбаума, затем последовали сборники «Затяжной прыжок» и «Время жить и помнить». В 90-е годы вышли 4 диска-гиганта с песнями Розенбаума, он гастролирует в разных странах, его музыка звучит в фильме «Чтобы выжить». Песни, баллады, романсы, притчи Розенбаума приобретают привкус горечи, иронии, а гипнотический ритм вальса все чаще меняется на ритм марша протеста.

Кроме музыки, Розенбаум снимается в кино. Вышли такие фильмы с его участием, как: «Чтобы выжить», «Бессонница», «Утиная охота», «Караван смерти».

Существует такое понятие, как идеальная песня - это эталон, где все составляющие песни - слова, музыка, исполнение - находятся в гармонии, удачно дополняя друг друга. Вот что говорил по этому поводу Владимир Высоцкий: «Над песней работать нужно больше, чем даже над крупным поэтическим произведением. Ее нужно оттачивать так, чтобы она влезла в уши и души одновременно. Не отдельно - сначала услышал, потом осознал, а сразу. Потом ее можно взять домой, найти второй план, третий, четвертый, кто как хочет, но в душу она должна сразу входить».

Сегодня мы поговорили всего о четырех авторах. Без преувеличения, все они - классики авторской песни. Пройдет время, и по голосам бардов будущие поколения будут судить о наших бедах и радостях, о наших проблемах и отношении к ним.

Закончить наш творческий вечер поможет песня, которую по праву можно назвать гимном единомышленников. Это песня Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Прошу выйти всех ребят, которые принимали участие в сегодняшнем мероприятии, и всем вместе, дружно спеть финальную песню.

© 2010-2022