- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 6 классе Письмо другу
Урок русского языка в 6 классе Письмо другу
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Князькова В.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 6 классе на тему "Письмо другу"
Цели:
-
Развитие элементарного рассуждения, умения правильного написания письма, интереса к эпистолярному жанру, обогащение словарного запаса учащихся.
-
Формирование умения передавать содержание, выделять главную мысль, устанавливать смысловые связи.
-
Коррекция связной речи.
-
Воспитывание уважительного отношения друг к другу.
На доске:
Пословицы:
Пишу не пером, а умом.
Что напишешь пером, не вырубишь топором.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Ребята, скажите, пожалуйста
-
Как послать весточку другу?
-
Как сообщить о важном деле? (выслушиваются ответы учеников)
-
Отгадайте загадки:
Летит листок-хранитель строк,
На запад и восток,
На север и на юг.
Листок получит друг.
(письмо)
Проглотил железный Ящик
Сто Пичужек говорящих.
Но бумажные Скворцы
Улетят во все концы.
(Почтовый Ящик и письма)
- Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?
На уроке мы должны написать письмо другу. Это может быть вымышленный друг или вам хорошо знакомый человек. В своём письме вы можете использовать деловой стиль, официальный стиль, личный стиль.
II. Вступительная беседа
1. Чем устное общение отличается от письменного?
( В устном общении участвуют кроме слов и несловесные средства: жесты, мимика и т. д. Это речь звучащая. Письменный текст можно редактировать.)
2. О чем чаще всего рассказывают в письмах?
(О том, как учатся или живут, о домашних событиях, о любимом коте или собачке)
3. Для чего люди пишут письма, если есть телефон, телеграф?
(Выслушиваются ответы детей).
- Давайте посмотрим, кому и для какой цели пишут письма.
1. Дорогие мои, дети,
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чище,
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним,
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья, ваш Тувим.
-Как можно назвать это письмо?
(Это письмо - просьба, в котором поэт Тувим просит детей соблюдать правила гигиены.)
3.Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
(Письмо матери С.Есенина)
4.Дорогая моя внучка!
С днем рождения поздравляю!
Здоровья, радости желаяю!
Отличных оценок.
Любящая тебя бабушка Маша.
-Как назвать это письмо?
(Это письмо-поздравление, в котором бабушка поздравляет свою внучку с днем рождения и желает расти веселой, здоровой и т.д.)
5. Здравствуйте, дорогие мои мамочка и папочка! Пишу вам из санатория. Мне здесь очень нравится. Но я соскучилась по дому. Приезжайте ко мне. Целую вас крепко. Катюша.
-Как назовем это письмо?
(Письмо родителям. В нем Катюша сообщает о том, что ей в санаторие нравится, но она скучает и просит маму и папу приезжать к ней. Особенностью этого письма является то, что оно не только содержит информацию, но и отражает настроение, переживания девочки.)
-
Итак, мы можем сделать вывод о том, что письма бывают разные.
-
Какие бывают письма?
Поздравительное.
Родным и близким.
Письмо в газету.
Письма-пожелания.
-Кому могут быть адресованы письма?
Родителям.
Друзьям.
Чиновникам (в государственные учреждения)
Прослушайте письмо бабушке современного подростка, отдыхающего в лагере, и выскажите своё мнение о его содержании:
Бабуля, здравствуй! Не грусти.
Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе-
Пропали плавки на заборе.
Здесь скучно. Я в поход ходил.
Кончаю. Все. Твой внук Кирилл.
III.Словарная работа
ПИСТОЛА - послание; это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР- жанр, в котором пишутся письма, ведётся переписка.
АДРЕСАТ - тот, кому посылают письма.
АДРЕСАНТ - тот, кто посылает кому-нибудь письма.
IV. Составление плана письма.
- Ребята, давайте попробуем составить план письма
1. Приветствие.
- С чего начинается письмо?
(С приветствия).
- Какие слова приветствия вы знаете?
(Выслушиваются ответы).
- Как ты обратишься в письме, если оно адресовано:
а) учителю;
б) другу;
в) маме;
г)дедушке
а) Здравствуй, милый дедушка.
б) Дорогая подруга.
в) Любимая бабушка.
г) Многоуважаемый Иван Иванович.
д) Милая Оленька, здравствуй и т. д.
Вывод: Учитывайте с кем? Почему? Для чего?...вы общаетесь.
- Чтобы было понятно письмо твоему другу, обязательно нужно соблюдать последовательность абзацев. Следующий абзац вашего письма
-
Вступительное слово.
- Начинают письмо со слов:
Благодарю за сообщение, которое я получил. Спасибо, что нашёл время написать мне письмо. Спешу сообщить тебе о том, что и т. д. (ученики дополняют).
-Какие вопросы ты бы задал другу, если бы с ним встретился? (Выслушиваются ответы детей)
3. Основная мысль.
В этом абзаце вы высказываете свои мысли о том, что побудило вас написать письмо, что тревожит вас.
1. Вспомните, какие интересные мероприятия проходили в вашем классе и запомнились вам. Вам бы хотелось о них рассказать кому-то.
2. У кого из вас есть животные и с ними произошёл интересный случай?
3. Какие смешные истории приключились с вами?
4. Какое событие произошло с вами и больше всего запомнилось?
(Выслушиваются ответы детей)
Вывод: В письме нужно писать только то, что происходит в действительности или какие планы строятся на будущее.
4. Пожелания.
- Что можно пожелать другу?
(Хорошего здоровья, учёбы, отдыха, поездки, встречи с кем-то, достижений в спорте и т. д.).
5. Заключительное слово.
1. Какие слова говорят на прощание?
(До свидания, до скорой встречи, низко кланяюсь, целую, с нетерпением жду ответа.
2. Если вы хорошо рисуете, можете нарисовать рисунок в своём письме или стихотворение собственного сочинения.
На доске план письма:
Приветствие.
Вступительное слово.
Основная мысль письма.
Пожелания.
Заключительно слово.
-
Итог урока:
- Какие правила надо помнить при написании писем?
(Наличие приветствия и слов прощания, выделение обращения запятой, уважительное отношение к старшим на письме, недопустимость использования слов, непонятных адресату, запрет на чтение чужих писем без разрешения и.т.д.)
- Кому из вас нравится получать письма?
- Всем.
- Очень приятно получать весточки от родных и знакомых. Письмом вы оказываете внимание, любовь. Пишите чаще письма друзьям, знакомым, близким!
Домашнее задание:
- написать письмо другу.