Урок русского языка в 6 классе Письмо другу

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе на тему "Письмо другу"

Цели:

  1. Развитие элементарного рассуждения, умения правильного написания письма, интереса к эпистолярному жанру, обогащение словарного запаса учащихся.

  2. Формирование умения передавать содержание, выделять главную мысль, устанавливать смысловые связи.

  3. Коррекция связной речи.

  4. Воспитывание уважительного отношения друг к другу.

На доске:

Пословицы:

Пишу не пером, а умом.

Что напишешь пером, не вырубишь топором.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Ребята, скажите, пожалуйста

  • Как послать весточку другу?

  • Как сообщить о важном деле? (выслушиваются ответы учеников)

  • Отгадайте загадки:

Летит листок-хранитель строк,
На запад и восток,
На север и на юг.
Листок получит друг.

(письмо)

Проглотил железный Ящик
Сто Пичужек говорящих.
Но бумажные Скворцы
Улетят во все концы.
(Почтовый Ящик и письма)


- Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?

На уроке мы должны написать письмо другу. Это может быть вымышленный друг или вам хорошо знакомый человек. В своём письме вы можете использовать деловой стиль, официальный стиль, личный стиль.

II. Вступительная беседа

1. Чем устное общение отличается от письменного?

( В устном общении участвуют кроме слов и несловесные средства: жесты, мимика и т. д. Это речь звучащая. Письменный текст можно редактировать.)

2. О чем чаще всего рассказывают в письмах?

(О том, как учатся или живут, о домашних событиях, о любимом коте или собачке)

3. Для чего люди пишут письма, если есть телефон, телеграф?

(Выслушиваются ответы детей).

- Давайте посмотрим, кому и для какой цели пишут письма.

1. Дорогие мои, дети,
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чище,
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним,
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья, ваш Тувим.

-Как можно назвать это письмо?

(Это письмо - просьба, в котором поэт Тувим просит детей соблюдать правила гигиены.)

3.Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

(Письмо матери С.Есенина)

4.Дорогая моя внучка!
С днем рождения поздравляю!

Здоровья, радости желаяю!
Отличных оценок.
Любящая тебя бабушка Маша.

-Как назвать это письмо?

(Это письмо-поздравление, в котором бабушка поздравляет свою внучку с днем рождения и желает расти веселой, здоровой и т.д.)

5. Здравствуйте, дорогие мои мамочка и папочка! Пишу вам из санатория. Мне здесь очень нравится. Но я соскучилась по дому. Приезжайте ко мне. Целую вас крепко. Катюша.

-Как назовем это письмо?

(Письмо родителям. В нем Катюша сообщает о том, что ей в санаторие нравится, но она скучает и просит маму и папу приезжать к ней. Особенностью этого письма является то, что оно не только содержит информацию, но и отражает настроение, переживания девочки.)

  • Итак, мы можем сделать вывод о том, что письма бывают разные.

  • Какие бывают письма?

Поздравительное.

Родным и близким.

Письмо в газету.

Письма-пожелания.

-Кому могут быть адресованы письма?

Родителям.

Друзьям.

Чиновникам (в государственные учреждения)

Прослушайте письмо бабушке современного подростка, отдыхающего в лагере, и выскажите своё мнение о его содержании:

Бабуля, здравствуй! Не грусти.

Конфеты кончились, учти.

Я сделал лук. Носки сушу.

Два дня письмо тебе пишу.

А у меня большое горе-

Пропали плавки на заборе.

Здесь скучно. Я в поход ходил.

Кончаю. Все. Твой внук Кирилл.

III.Словарная работа

ПИСТОЛА - послание; это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР- жанр, в котором пишутся письма, ведётся переписка.

АДРЕСАТ - тот, кому посылают письма.

АДРЕСАНТ - тот, кто посылает кому-нибудь письма.

IV. Составление плана письма.

- Ребята, давайте попробуем составить план письма

1. Приветствие.

- С чего начинается письмо?

(С приветствия).

- Какие слова приветствия вы знаете?

(Выслушиваются ответы).

- Как ты обратишься в письме, если оно адресовано:

а) учителю;

б) другу;

в) маме;

г)дедушке

а) Здравствуй, милый дедушка.

б) Дорогая подруга.

в) Любимая бабушка.

г) Многоуважаемый Иван Иванович.

д) Милая Оленька, здравствуй и т. д.

Вывод: Учитывайте с кем? Почему? Для чего?...вы общаетесь.

- Чтобы было понятно письмо твоему другу, обязательно нужно соблюдать последовательность абзацев. Следующий абзац вашего письма

  1. Вступительное слово.

- Начинают письмо со слов:

Благодарю за сообщение, которое я получил. Спасибо, что нашёл время написать мне письмо. Спешу сообщить тебе о том, что и т. д. (ученики дополняют).

-Какие вопросы ты бы задал другу, если бы с ним встретился? (Выслушиваются ответы детей)

3. Основная мысль.

В этом абзаце вы высказываете свои мысли о том, что побудило вас написать письмо, что тревожит вас.

1. Вспомните, какие интересные мероприятия проходили в вашем классе и запомнились вам. Вам бы хотелось о них рассказать кому-то.

2. У кого из вас есть животные и с ними произошёл интересный случай?

3. Какие смешные истории приключились с вами?

4. Какое событие произошло с вами и больше всего запомнилось?

(Выслушиваются ответы детей)

Вывод: В письме нужно писать только то, что происходит в действительности или какие планы строятся на будущее.

4. Пожелания.

- Что можно пожелать другу?

(Хорошего здоровья, учёбы, отдыха, поездки, встречи с кем-то, достижений в спорте и т. д.).

5. Заключительное слово.

1. Какие слова говорят на прощание?

(До свидания, до скорой встречи, низко кланяюсь, целую, с нетерпением жду ответа.

2. Если вы хорошо рисуете, можете нарисовать рисунок в своём письме или стихотворение собственного сочинения.

На доске план письма:

Приветствие.

Вступительное слово.

Основная мысль письма.

Пожелания.

Заключительно слово.

  1. Итог урока:

- Какие правила надо помнить при написании писем?

(Наличие приветствия и слов прощания, выделение обращения запятой, уважительное отношение к старшим на письме, недопустимость использования слов, непонятных адресату, запрет на чтение чужих писем без разрешения и.т.д.)

- Кому из вас нравится получать письма?

- Всем.

- Очень приятно получать весточки от родных и знакомых. Письмом вы оказываете внимание, любовь. Пишите чаще письма друзьям, знакомым, близким!

Домашнее задание:

- написать письмо другу.

© 2010-2022