Конспект урока по русской литературе на тему Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

Урок-раздумье    Цель:  Воспитание нравственно-эстетического восприятия мира, понимания  и любви к родной природе через  самостоятельную работу учащихся с основными видами искусства: литература, живопись, музыка    Задачи:1. Пробудить интерес учащихся к поэзии –  помочь вызвать  зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта в сопоставлении с классическими примерами живописи и музыки,  показать внутреннюю связь поэзии с живописью и музыкой.2. Воспитывать способность...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 8 классе

Тема: Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

Тип урока: урок-раздумье

Цель: Воспитание нравственно-эстетического восприятия мира, понимания и любви к родной природе через самостоятельную работу учащихся с основными видами искусства: литература, живопись, музыка

Задачи:

1. Пробудить интерес учащихся к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта в сопоставлении с классическими примерами живописи и музыки, показать внутреннюю связь поэзии с живописью и музыкой.

2. Воспитывать способность слушать друг друга, эмоционально воспринимать музыку, поэзию, живопись.

3. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного.

Ход урока:

( в основе урока групповая работа: класс разделён на три группы, в которых ученики работали, выполняя предварительное задание поискового и аналитического характера, так они работают и на уроке)

  1. Эмоциональный настрой для работы с лирическим произведением.

Ученикам предлагается послушать музыкальную зарисовку, при этом сосредоточиться

1 группа - на чувствах, которые испытывали при прослушивании музыки; (чувствовать)

2 группа - на картине, которая возникала в момент прослушивания; (видеть)

3 группа - на мыслях. (думать)

После прослушивания музыки ребята делятся своим восприятием.

- Как вы думаете, почему мы с этого начали урок? Какая связь между лирикой как родом литературы и музыкой? (чувства на первом месте)

II. Определение темы урока (выводится на слайд)

  1. Вступительное слово учителя:

Зеркало души - это природа. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она всегда останется его Родиной, частью его самого.

Нам, ребята, предстоит сегодня очень интересная работа: мы постараемся проникнуть в мир ощущений и переживаний, которые испытывает талантливый человек при соприкосновении с миром природы.

- Какие виды искусства способны наиболее тонко воздействовать на мир человеческих чувств? (Живопись, музыка, литература)

- Что же является орудием художника? Музыканта? Поэта?

Итак, художник говорит цветом, линиями, мазками. Музыкант - звуками. Поэт - словами. Но поэзия - это особый, синтетический вид искусства, в котором соединяются возможности и живописи, и музыки, потому что слово может обладать музыкальным эффектом, может раскрасить изображаемую картину в самые разнообразные тона. Послушайте:

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчание

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршание.

- Какие зрительные образы возникли у вас, когда вы слушали эти строчки? Какие звуки вы слышите? Какие краски видите?

- Какое воздействие на читателя оказывают эти стихи?

Родная природа интересна нам в любой ипостаси. Зима, весна, лето, осень - вот годовой цикл, через который проходит природа, и каждое время года дарит нам удивительные мелодии, многоцветные краски, волнующие душу стихи. Чтобы пейзаж стал картиной душевной жизни человека, необходимо научиться чувствовать, понимать природу. Попробуем воспроизвести свои зрительные и звуковые ассоциации, связанные с поэтическим словом, сопоставив стихотворение с шедеврами русской живописи и музыки.

  1. Представление результатов самостоятельной работы учащихся с конкретным стихотворением.

Каждая творческая группа заранее получила стихотворение для анализа.

1 группа: Д. Мережковский «Родное»

2 группа: Н. Заболоцкий «Вечер на Оке»

3 группа: Н. Рубцов «Привет, Россия»

Учащиеся должны были в результате совместных наблюдений выполнить ряд заданий :

  1. Выразительно прочитать стихотворение.

  2. Подобрать картину русского художника, которая отражает образ, созданный поэтом, и чувства лирического героя. Прокомментировать свою позицию.

  3. Подобрать фрагмент из музыкального произведения, отражающий настроение, переданное в стихотворении. Объясните свой выбор.

Выступление групп.

  1. Обобщение выступления групп.

Основной предмет лирических переживаний поэтов- страстно любимая ими природа. Как сказал И. А. Бунин в одном из своих стихотворений,

«Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.»

Я предлагаю вам послушать ещё одно произведение - песню. (звучит песня на стихи С. Есенина «За окошком месяц»)

- Что вы испытываете, слушая эту песню?

- На чьи стихи написана песня? Почему многие стихи С. Есенина стали песнями?

  1. Заключение

В каждой эпохе у каждого народа были и есть свои певцы природы, которые, возможно, иногда мало известны другим народам. Но есть Земля, есть наша общая родина. И если в нас воспитывается мало-помалу чувство этой общей родины… если мы осознаем, что красивее нашей планеты, может быть, и нет ничего в мироздании, то этим мы тоже обязаны нашим воспитателям: художникам, поэтам, музыкантам, которые помогли нам понять красоту, воспитывали в нас любовь к ней.

- с чем вы уходите с урока?

VII. Домашнее задание: прочитать стихотворения поэтов русского зарубежья о Родине (с. 227). Подумайте, каково отношение поэтов-эмигрантов к покинутой им Родине.



© 2010-2022