Статья: «Значение черного цвета в произведениях Иосифа Бродского»

"Описание материала: В своей работе я попыталась рассмотреть значение цвета в лирике Бродского, в частности, значение черного цвета. Рассмотрев несколько произведений, пришла к выводу, что черный цвет очень часто встречается. Черный цвет - цвет одиночества, цвет замкнутого Пространства, цвет пессимизма. А противопоставлен всему «черному» в произведениях великого русского поэта белый цвет. Герой Бродского трагически воспринимает окружающий мир, черный цвет - это состояние души лирического героя, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Значение черного цвета в поэзии Иосифа Бродского

Бигужанова Д.Е., учитель русского языка и литературы

Имя Иосифа Бродского известно всему современному читающему миру. Его творчество - стихи, пьесы, эссе, литературно-критические работы - является общепризнанным и отмечено в 1987 году Нобелевской премией. «Его судьбе позавидовали бы многие - обладающий сразу заметным талантом, он был знаком с множеством великих людей второй половины 20 века.» [1]. Перенесший арест и принудительную эмиграцию, он не переставал писать, хотя теперь, по прошествии времени, мы видим, как события его жизни изменяли поэтическую концепцию и тематику произведений. Таким переменам способствовала в первую очередь сама эпоха, положение в стране - по собственным словам Бродского, это и определило направление его творчества. «… Мы начинали на пустом - точней, на пугающем своей опустошенностью - месте и скорей интуитивно, чем сознательно, мы стремились именно к воссозданию эффекта непрерывности культуры, к восстановлению ее форм и тропов, к наполнению ее немногих уцелевших и часто совершенно скомпрометированных форм нашим собственным, новым или казавшимся нам таковым, современным содержанием». [2].

Впоследствии он действительно преуспел в воссоздании целостности культуры. Для него мир был «совокупностью рассыпающихся мелочей, которые нужно собрать в гармоничное целое, привести к единому истоку. И лучшим, если не единственным путем к этому Бродский считал литературное творчество.» [3].

Благодаря складу своего таланта и вниманию к духовному миру человека и противоречиям эпохи, Бродский достигает такого масштаба и неоднозначности в отражении собственных переживаний и событий жизни, которые придают его произведениям общечеловеческий характер.

Рассмотреть творчество поэта в полном объеме сложно, практически невозможно, поэтому мы остановились на возможностях постижения его лирики с точки зрения цветообозначения.

Предметом нашего исследования стал черный цвет в творчестве поэта.

Объектом изучения - творчество И.Бродского.

Цель работы:

Выявление особенностей черного цвета в цветообозначении окружающего мира в поэзии Бродского.

Цель требовала постановки и решения ряда задач:

изучить литературоведческие источники по исследуемой проблеме;

выделить слова со значением черного цвета

выяснить, с какой целью поэт использует данные слова в своей лирике.

Слова со значением цвета образуют в русском языке семантическую группу.

Результаты семантического развития цветовых слов явилось сосуществование в языке их прямых, переносных, символических значений на разных этапах развития языка.

Каждый поэт, используя общеязыковые значения и отношения слов, создает свою картину мира.

«Цвет - важнейшая зрительная характеристика - активно представлен в творчестве И.Бродского, что обусловлено ведущей системой представлений поэта - визуальной.» [4].

Специфика цветовой картины мира Бродского состоит в том, что поэт предпочитает графический способ изображения художественной действительности: ахроматические(1) цвета доминируют в его картине мира.

Моделируя свой собственный образ мира, Бродский особенно часто обращается к черному цвету и его оттенкам.

У И.Бродского есть целые стихотворения, построенные на активном использовании черного цвета. Остановимся на некоторых из них: «Снаружи темнеет, верней - синеет, точней - чернеет...» (1993 г.), «Был черный небосвод светлей тех ног...» (1962 г.), «Черные города...» (1963 г.).

В первом произведении интересно использование глаголов движения, причем все глаголы, определяющие происходящее за окном, безличные:

«Снаружи темнеет, верней - синеет, точней - чернеет.»

«Темнеет, точней - чернеет, вернее - деревенеет»

Происходящее за окном изображено с постепенным накоплением черного цвета. Постепенно же переводя черноту в бесконечность:

«и в итоге - темнеет, верней - ровнеет, точней - длиннеет».

Произведение поделено на два Пространства ( происходящее снаружи и внутри комнаты).

Причем влияние бесконечного Пространства «снаружи» на то, что происходит в комнате велико. Лирический герой пытается скрыться, замкнуться в темноте комнаты, но изначально соглашаясь с чернотой, тем самым добровольно погружая себя во мрак.

Я выдохся за день, лампу включать не стану

и с мебелью в комнате вместе в потемки кану.

Пора признать за собой поверхность и, с ней, наклонность

к поверхности, оставить претензии на одушевленность;

Мрак, темнота, чернота у Бродского - это желание и возможность скрыться, спрятаться от окружающего мира, скорее всего, приблизить смерть:

_______________________________

Ахроматические (в буквальном переводе с греческого - бесцветные) цвета - это черный, белый и вся шкала серых между ними. Все оттенки ахроматической группы не имеют тона и отличаются друг от друга только светлотой. Белый - самый светлый цвет, черный - самый темный. Светло-серый, средне-серый, темно-серый (и другие градации серого) занимают промежуточные ступени светлоты между белым и черным

Так пропадают из виду; но настоящий финиш

не там, где кушетку вплотную к стене придвинешь,

но в ее многоногости за полночь, крупным планом

разрывающей ленточку с надписью "Геркуланум".

В стихотворении «Был черный небосвод светлей тех ног...» (1962 г.) чернота даже обретает зловещую романтическую красоту. Словно адское видение у костра является чёрный конь.

Он чёрен был, как ночь, как пустота.
Он чёрен был от гривы до хвоста.

Также сказано, что конь чёрен, "как негатив", ночь «как пустота». Может быть, это символы поэтики Бродского. Автор отражает мир в негативе, не переводя его в позитив. Чёрный конь ищет себе всадника. Продолжение стихотворения говорит, что этого всадника он обрёл.

Хочется подчеркнуть, что данное произведение является примером, где наиболее употребительными являются слова с основой -черн-. Данные слова активно сочетаются со словами: «ночь», «пустота», «тень», «мгла» и т.п. Тем самым подчеркивая трагизм происходящего.

Не менее печальна и трагична картина в стихотворении «Черные города» (1961 года). Интересно наблюдать за движением цвета в данном произведении. Упоминание черного цвета используется только в начале, а в конце произведения чернота заменяется словом «ночь». Тем самым, подчеркивается замкнутость пространства, невозможность вырваться из этого круга. При всем том, что слово «черные» в стихотворении используется только один раз, а ощущение цвета не покидает нас на всем протяжении стихотворения. О присутствии данного цвета мы можем только догадываться: «карканье воронка», «воображенья грязь», «итог разрух». Непреодолимо ощущение приравнивания черного к приближению «беды».

Только в данном произведении лирический герой вступает в диалог, тем самым усиливая безысходность, трагизм окружающего мира. Ведется диалог, скорее всего, с лицом намного младше героя, менее опытным в жизни. Лирический герой обращается к нему и поучает его:

Вот что нас ждет, дружок,

До скончанья времен…

Мы можем подчеркнуть, что герой трагически воспринимает действительность, не видит выхода из всего происходящего, а чернота города становится для лирического героя синонимом безжалостного одиночества, что, в конечном счете, относится и к его внутреннему состоянию, а как следствие - к окружающим его людей.

_____________________________________

Геркуланум (лат. Herculaneum, итал. Ercolano)- древнеримский город в итальянском регионе Кампания, на берегуНеаполитанского залива, рядом с современным Эрколано. Равно как и города Помпеи и Стабии, прекратил существование во времяизвержения Везувия 24 августа 79 года - был погребён под слоем пирокластических потоков.

Значения «черного» у Иосифа Бродского можно прокомментировать, основываясь на особенностях мировосприятия самого поэта:

  1. Черный цвет в поэзии Бродского является символом одиночества, наполненным ощущением приближающейся беды, безысходности.

«Я думаю: внутри у нас черно.»

(«Черные города...» (1963 г.).)

  1. Черный цвет - цвет Пространства, которое, скорее всего, замкнуто и не дает возможности выхода.

«Вот что нас ждет, дружок,

До скончанья времен…»

(«Черные города...» (1963 г.).)

  1. «Черному» у Иосифа Бродского свойственна динамичность, движение, нарастание цвета. А как следствие - поглощение всего окружающего.

«Снаружи темнеет, верней - синеет, точней - чернеет.»

«Темнеет, точней - чернеет, вернее - деревенеет»

(«Был черный небосвод светлей тех ног...» (1962 г.),)

«Ночь сотворивший с днем,

Слиться с пейзажем мог

И раствориться в нем»

(«Черные города...» (1963 г.).)

  1. В исследованных текстах ни разу не встретилось значение черного цвета в соотношении с позитивным содержанием.

  2. Оппозиционирует «черному» в произведениях Бродского чаще всего белый цвет.

«Глаза его белели, как щелчок»

(«Был черный небосвод светлей тех ног...» (1962 г.),)

«Виден беды рельеф,

Где белее еще

Лампочка, перегорев…»

(«Черные города...» (1963 г.).)

Анализ «черного» и световосприятия в поэзии Бродского позволяет лучше понять смысл многих его стихотворений. Незадолго до смерти Александр Блок жаловался Корнею Чуковскому: "Все звуки прекратились". Слишком много трагических параллелей можно обнаружить в судьбах поэтов. Блок тоже в свое время сделал выбор в пользу "музыки революции" и тоже проиграл, не выдержав тяжести прозрения. Выбор Бродским эмиграции не принес ему ничего, кроме разочарования.

«Темнота, наступающая во внешнем мире, соответствует мироощущениям поэта, физическому распаду, который он в себе наблюдает.»[5]

Бродский не оставляет ни малейшего просвета. Зачернено и прошлое, и будущее.

Использованная литература

  1. Ю. Халфин. Скорбные глаголы Иосифа Бродского. Поэтический антиманифест\\Литература. 2009. №19

  2. Иосиф Бродский - избранные стихи. Из "Литературной коллекции" // Новый мир. 1999. № 12. С. 180.193. 2

  3. Я.Гордин . Дело Бродского // Нева. 1989. № 2. С. 135.

  4. Кривомазов А.Н. Поэт ИОСИФ БРОДСКИЙ и российские читатели: детали, частности, наблюдения. - компьютерная хроника, 1995, № 12, с. 119-132.

  5. О. Глазунова. Иосиф Бродский:Американский дневник. Факультет филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета, Нестор-Итория.2005. 374 с.



© 2010-2022