Авторская программа литературного клуба

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Авторская программа литературного клубаАвторская программа литературного клуба

Авторская программа литературного клуба

Министерство образования и науки Российской Федерации

Областное государственное образовательное автономное учреждение

среднего профессионального образования

«Иркутский колледж экономики сервиса и туризма».



Литературный клуб «Вдохновение»


Авторская программа

Гуманитарного образования и воспитания для обучающихся в ОУ СПО и НПО

Составитель:

Тропина Татьяна Александровна,

Преподаватель русского языка и литературы ИКЭСТ

Авторская программа литературного клуба


Иркутск 2015

Пояснительная записка.

Несомненно, что основной задачей профессионального образования является формирование профессионализма и высокой профессиональной культуры будущих специалистов.

Вместе с тем, мы убеждены, что обучение в профессиональных образовательных учереждениях не должно ограничиваться только этим. Мы должны воспитать не просто хорошего специалиста, но и гражданина, патриота своей страны, человека высокой культуры общей и профессиональной.

Ни для кого не секрет, что среди наших учащихся немало молодых людей, имеющих за плечами социальное неблагополучие, нередко мы сталкиваемся с педагогически запущенными подростками. Высок процент учащихся - выпускников сельских школ (70%). СМИ и медийная поп-культура не способствует воспитанию хорошего вкуса, не прививает любовь к настоящему искусству. Поэтому в процессе обучения и воспитания педагогический коллектив должен прививать своим учащимся не только профессиональные навыки, но и общекультурные. Думается, что воспитательная работа, проводимая на занятиях литературного кружка способствует этому.

В 2002 году на базе библиотеки Профессионального лицея №38 (с 2008года - ИКЭСТ) был организован литературный клуб "Вдохновение". Целью этого объединения являетсяорганизация общения в культурно-эстетическом пространстве, актуализация творческого потенциала учащихся, который изначально присущ, по нашему глубокому убеждению, каждому ребенку, создание условий для развития художественных способностей, расширения кругозора, воспитания любви к литературе и искусству, приобщения к нашему богатейшему культурномунаследию.

Деятельность клуба подразумевает под собой проведение с заинтересованной группой учащихся занятий, на которых члены клуба знакомятся с творчеством отдельных поэтов и писателей, с некоторыми произведениями литературы, осваивают приемы декламации и выразительного чтения. На литературных занятиях клуба учащиеся изучают приемы интерпретации стихотворного текста, необходимые при подготовке к конкурсам чтецов. Как итог ознакомления с творчеством художника, на последнем занятии по теме проводится литературный вечер для групп лицея. Особое внимание уделяется литературному творчеству лицеистов и составлению сборников их произведений.

Ни для кого не секрет, что из самой читающей страны в мире , мы превратились , мягко говоря, в малочитающую. Причин этому много. Это и падение благосостояния средней семьи, и обилие информации на медианосителях, и мутная волна информации из различных СМИ, особенно телевидения, которая не требует душевных затрат для усвоения. А чтение - это в первую очередь труд души и разума. Возвращение и взращивание навыков творческого чтения, (а не только функционального) - вот, на мой взгляд, первоочередная воспитательная задача библиотеки образовательного учреждения на современном этапе.

Решение этой задачи видится, во-первых, в своевременном приучении молодого человека к чтению и обучению работе с книгой. Ведь если не полюбить чтение в юном возрасте, вряд ли это пристрастие возникнет к старости.

Актуальность данной программы заключается в том, что на современном этапе развития образовательных стандартов большое внимание уделяется гуманитарному образованию и нравственно-патриотическому воспитанию.

В основу данной разработки положена идея интерпретации, то есть осмысление, понимание и принятие какого-либо произведения искусства, в частности литературного текста.

Цель авторской разработки:

  • Приобщить учащихся к истинным литературным ценностям;

  • воспитать в них интерес к русской культуре;

  • познакомить учащихся с произведениями русской и мировой литературы, музыки, живописи;

  • показать истинные ценности культуры;

  • поднять общий культурный уровень учащихся;

  • выявить талантливых девушек и юношей, склонных к литературному творчеству;

  • развить интерес к коллективной творческой работе;

  • привить навыки работе в группе.

Задачи авторской разработки:

Образовательная - расширять кругозор учащихся в сфере литературных и искусствоведческих знаний; дать понятие о культуре речи, интерпретации текста.

Развивающая - способствовать развитию у учащихся литературного вкуса, развивать способности к литературному творчеству.

Воспитательная - прививать стремление к высокому культурному уровню во всех сферах жизни, в том числе профессиональной; оказать помощь в: определении личного отношения к миру прекрасного; осознании жизненной позиции; воспитании культуры общения; поиске верных жизненных идейных и нравственных ориентиров.

Ключевыми задачами занятий является вдумчивое чтение и погружение в тексты художественных произведений с элементами интерпретации.

Изучение данного курса направлено на развитие у учащихся способности образного восприятия мира через чтение и декламацию художественных произведений.

Принципиальная задача курса состоит в том, чтобы при активном участии ребят в обсуждении той или иной темы показать, что у каждого из них есть возможность высказать свою точку зрения.

Структура разработки.

В авторской разработке дается примерное содержание занятий литературного кружка (клуба), которые можно дополнять и варьировать в зависимости от конкретных задач занятия. Учебно-тематический план показывает распределение по часам и содержание занятий. Далее предлагается календарно-тематическое планирование за три года. В качестве методических рекомендаций прилагается статья «Интерпретация текста как метод эффективной технологии на библиотечных уроках, уроках литературы и занятиях литературного клуба», а также примерный план анализа стихотворного текста. Далее следуют приложения: сценарии мероприятий по четырём направлениям с презентациями и музыкальным оформлением. Особое место занимают творческие работы учащихся. Некоторые сценарии уже были опубликованы на данном сайте.






























Содержание занятий литературного клуба.


  1. Знакомство с творчеством писателей и поэтов - 16 часов.

    1. Обзорные беседы о творчестве и жизненном пути некоторых писателей и поэтов. (На выбор учащихся).

    2. Чтение и обсуждение избранных произведений определённых авторов.

    3. Интерпретация стихотворных текстов, знакомство с историей создания произведения.

    4. Обзор произведений русского фольклора.


  1. Творческие мастерские «Пробуем перо» - 20 часов.

2.1. Изобразительные и выразительные средства художественной речи, использование их в собственных творческих работах.

2.2. Жанры художественной литературы, их практическое осмысление.

2.3. Знакомство с литературными традициями в отечественной культуре. Создание собственных произведений в традиционных жанрах.

2.4. Работа над составлением литературного сборника произведений учащихся.

2.5. Основы НИР. Отбор материала для студенческой НПК. Участие в НПК.


  1. Занятия по художественному чтению - 20 часов.

3.1 Понятие о партитуре стихотворного текста. Составление партитуры стихотворения.

3.2 Изучение приёмов декламации. Работа над артикуляцией и постановка дыхания при декламации. Приёмы владения голосом для передачи настроения и смысла стихотворения.

3.3 Изучение способов быстрого и твёрдого запоминания стихотворных текстов.

3.4 Декламация в музыкальном оформлении.

3.5 Художественное чтение прозаического текста

  1. Литературные беседы и вечера - 18 часов.

    1. Отбор материала и составление сценария литературного вечера.

    2. Составление презентации к литературному вечеру по материалам сценария

    3. Проведение литературного вечера в группах учебного заведения.


Учебно-тематический план занятий литературного клуба - 74 часа

п\п

Кол-во

часов

Тема занятия

Цель занятия

Форма занятия

Деятельность учащихся

1

16

«Рукописи не горят».

Знакомство с творчеством писателей и поэтов.

4

«Мой путь не торный!»

Творчество и жизненный путь некоторых писателей и поэтов (На выбор учащихся)

Обзорные беседы.Лекция, просмотр видеоматериалов

Знакомство с теоретическим материалом, подбор интересных фактов из жизни писателей и поэтов.

5

Чтение и обсуждение избранных произведений определённых авторов.

Развитие навыка анализа художественного текста. (Проза)

практикум

Интерпретация текста, выразительное чтение прозы.

5

Интерпретация стихотворных текстов, знакомство с историей создания произведения.

Развитие навыка анализа художественного текста. (Стихи)

практикум

Интерпретация текста, выразительное чтение стихов

2

«Что за прелесть эти сказки!»

Обзор произведений русского фольклора.

Лекция, практикум

Составления словарика русских народных поговорок и пословиц

2

20

Творческие мастерские «Пробуем перо»


4

Изобразительные и выразительные средства художественной речи.

Углубление понятий о литературных тропах, использование их в собственных творческих работах.

Лекция, практикум

Составление понятийного словаря, анализ текста.

4

Жанры художественной литературы, их практическое осмысление.

Углубление понятий о литературны жанрах

Лекция, практикум.

Слставление понятийного словаря

4

Знакомство с литературными традициями в отечественной культуре

Создание собственных произведений в традиционных жанрах.

практикум

Индивидуальная работа, написание творческих работ

4

«…Ещё одно, последнее сказанье…»

Составление литературного сборника произведений учащихся.

практикум

Редактирование собственного произведения

4

Основы НИР.

Отбор материала для студенческой НПК

практикум

Участие в НПК.

3

20

«…Лишь только слову жизнь дана»

Занятия по художественному чтению

4

Понятие о партитуре стихотворного текста.

Составление партитуры стихотворения

Практикум, лекция

Работа над интонацией, правильной расстановкой пауз, эмоциональное наполнение чтения

4

Приёмы декламации.

Изучить приёмы владения голосом для передачи настроения и смысла стихотворения

практикум

Работа над артикуляцией и постановка дыхания при декламации.

4

«Вспомнить всё!»

Изучение способов быстрого и твёрдого запоминания стихотворных текстов.

практикум

Заучивание стихов

4

Декламация в музыкальном оформлении.

Умение подбирать музыкальное сопровождение, соответствующее настроению стиха.

практикум, лекция

Чтение стихов в музыкальном сопровождении.

4

Художественное чтение прозаического текста

Освоение особенностей чтения прозы.

практикум

Чтение прозы

4

18

Литературные беседы и вечера


6

«Я хочу рассказать вам…»

Отбор материала для сценария литературного вечера.

практикум

Составление сценария Литературно-музыкальной композиции.

6

«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

Составление презентации к литературному вечеру по материалам сценария

практикум

Работа со сценарными материалами.

6

«Друзья! Прекрасен наш союз

Проведение литературного вечера в группах учебного заведения.

Практикум, творческий отчёт

Участие в литературно-музыкальных композициях



Методические рекомендации

С целью приучения учащихся к чтению и обучению работе с книгой на занятиях литературного клуба проводятся часы творческого чтения. Технология проведения таких часов проста и сложна одновременно. Сложность - в разделении по читательским интересам. Кому-то нравятся детективы, кому-то - поэзия, а кто-то вообще зашёл журналы полистать. В назначенное время собирается активная группа читателей, обычно это 5-8 человек из одной учебной группы. Тема часа творческого чтения определяется заранее, библиотекарем подготавливаются тексты прозаического произведения или стихов. Обычно это недлинные рассказы, стихи какого-либо поэта. Библиотекарь или преподаватель держит краткое вступительное слово, из которого ребята узнают немного о жизни и творчестве автора, первый начинает чтение, если это проза. Продолжают чтение ребята, а если есть те, кто прочитал заранее, можно включить чтение по ролям.

Час творческого чтения, посвящённый поэзии, проводится немного по- другому. Ребятам раздаются стихотворные сборники, предлагается полистать его, почитать про себя стихи, выбрать понравившееся и прочитать его вслух, а потом рассказать, что понял, почему именно это выбрал. Сборники стихов могут быть одного поэта, а могут и разных. Так проводили час творческого чтения «Пленный рыцарь», посвящённый стихам М.Ю. Лермонтова; час творческого чтения стихов С.Есенина «Я московский озорной гуляка». Сборников стихов Лермонтова и Есенина в библиотеке достаточно. На Час творческого чтения стихов поэтов Серебряного века были предложены сборники стихов Цветаевой, Ахматовой, Гумилёва, Белого, Северянина, Блока. Ребята читали не по одному стихотворению, рассуждали об особенностях стиха, некоторые взяли на дом сборники.

Не менее интересно прошёл час творческого чтения по повести Распутина «Живи и помни». В библиотеке были прочитаны самые захватывающие эпизоды из начальных глав повести. На книгу выстроилась очередь. Наверное, может возникнуть закономерный вопрос, сколько народу одновременно посещает эти часы. Немного, от 5 до 10, но на такие встречи больше и не надо, так как обычно возникает очень доверительный разговор, предполагающий камерность обстановки. Думается, что такая живая работа по привитию навыков чтения даст свои плоды не скоро, но они обязательно будут.

Интересное и перспективное, на наш взгляд, направление по пропаганде книги и чтения - это просмотр фрагментов экранизациий литературных произведений. После таких просмотров у читателей возникает желание прочесть и само произведение. Час просмотра экранизаций увеличил популярность таких произведений: «Тихий Дон» Шолохова, «Война и мир» Толстого, «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» Булгакова»; романы Достоевского. Для реализации такого вида работы используем видеокассеты, DVD-диски и иногда передачи телевизионных каналов.

Для подготовки к конкурсам чтецов на занятиях кружка предусмотрены урок интерпретации текста.

Интерпретация от латинского слова interpretatio - посредничество, то есть объяснение, истолкование, раскрытие смысла.

Интерпретация включает в себя восприятие, понимание, объяснение художественного произведения, в нашем случае литературного текста. Понимание возникает только тогда, когда что - то пытаешься объяснить, при этом не важно, себе или кому другому. Понимание тесно связано с осмыслением, а осмысление является основой интерпретации. Для осмысления текста мы обращаемся к собственному опыту, жизненному и литературному.

На библиотечных уроках и занятиях литературного клуба, как правило, используются мультимедийные средства. На экран проецируется обложка книги, портрет писателя, иллюстрации, если они есть. Потом идёт небольшое сообщение об авторе, выходные данные книги, история создания произведения. После исторического экскурса хоть у одного-двух слушателей возникает вопрос, а про что книжка-то? Тут раздаются распечатки текста или включается аудиозапись текста. Но лучше всего юные читатели воспринимают текст на слух, когда читает преподаватель. Обычно для чтения бывают задействованы активные участники литературного клуба, те ребята, кто хорошо читает. После полного или частичного знакомства с текстом каждый высказывает своё мнение, свои чувства, которые он испытал, слушая или читая текст.

Ожидаемые результаты изучения программы.

Освоив данную программу, учащиеся смогут лучше разбираться в том потоке печатной продукции, которая предлагается на книжных развалах, отделять действительное лучшее и ценное от второстепенных однодневок. Научатся любить русскую литературу и культуру в целом. Читая, ребенок видит разные точки зрения на жизнь. Через классику он познает другое видение мира великих писателей и учится жить. Литература приобщает его к прекрасному, доброму, чистому, светлому.



© 2010-2022