Конспект урока русского языка Семицветная дуга

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Семицветная дуга». Урок русского языка в 5 классе

Учитель русского языка и литературы

Шкуро Вера Васильевна

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения «Моя радуга»

Задачи:

Образовательная: создание условий для сбора материала к сочинению, осознание эстетической ценности слова, отработать навыки использования в тексте изобразительно-выразительных средств языка.

Обогащение активного словарного запаса, систематизация научных знаний о языке.

Развивающая: развитие интеллектуальных и творческих способностей, кругозора, речи, коммуникативных навыков (умение работать в паре). развивать эмоциональную и зрительную память детей, творческие способности учащихся, устную связную речь учащихся; подготовить к сочинению-миниатюре «Моя радуга»;

учить работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Воспитывающая: воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, любовь к слову, родному языку, способствовать формированию нравственных качеств личности.

Оборудование: рисунки на заданную тему, репродукция картины А.И. Куинджи «Радуга», презентация урока «Семицветная дуга», памятки о метафоре, смайлики.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

- Назовите стили речи.

- Что вы знаете о художественном стиле речи?

- Какова его цель?

- Назовите особенности художественного стиля. (Метафоры, сравнения, эпитеты)

А что вы знаете о сферах употребления художественного стиля?

( стихи, рассказы, повести, романы)

- А что такое метафора?

( Употребление слов и оборотов речи в переносном значении. Скрытое сравнение. На сходстве действий, явлений, признаков предметов построена метафора.)

Чтение памятки о метафоре.

Читая книгу или газету, постарайся:

  1. Обнаружить метафору в тексте,

  2. Понять ее: мысленно представить картину, которую рисует автор; уяснить, что обозначают слова, употребленные в переносном смысле; указать, какие слова в прямом значении им соответствуют ( в тех случаях, где это возможно).

  3. Осознать на сходстве каких признаков предметов, явлений,

действий построена данная метафора.

Помните! «Метафора заключает в себе творческий элемент речи как для автора, так и для читателя».

- Послушайте отрывок из стихотворения А. А. Фета и найдите в нем метафоры.

Вешних дней минутны грозы,

Воздух чист, свежей листы…

И роняют тихо слезы

Ароматные цветы.

  • Пользуясь памяткой, расскажите о метафоре.

2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей.

А сейчас я прочитаю стихотворение, и у каждого из вас возникнет волшебный образ одного из природных явлений, потеплеет на сердце, вы улыбнетесь от воспоминания об этом чуде природы.

Видел я на небе чудо:

Кто - то там построил мост

Не из досок и металла…

Этот мост совсем не прост.

Семь дорог, одна другой прекрасней.

Раньше не встречал таких чудес…

Солнце закатилось и уснуло,

Чудо - мост растаял и исчез.

- Как вы думаете, почему я прочитала именно это стихотворение?

Так какова тема нашего урока? О чём же мы будем с вами говорить и что будем делать? Ученики высказывают своё мнение.

Вы угадали. Мы будем не только говорить о радуге, но и работать над сочинением «Моя радуга».

-Что такое радуга? Где вы можете найти ответ на этот вопрос?

Чтение словарной статьи из Ожегова.

- Вспомните день, когда любовались ею? Место, где вы находились? Красоту, которая заворожила вас? Чувство, которое вы испытали в те минуты и которое не забылось до сих пор?

Поделитесь воспоминаниями в 2-3 предложениях и, чтобы не забыть, запишите одно из них.

Прошёл весенний дождь, и на небе появилась великолепная радуга. Этот разноцветный чудо-мост раскинулся почти на полнеба, и мы восторженно любовались этим необыкновенным явлением природы.

- Скажите, а какое слово рифмуется со словом радуга?

Чем же так завораживает эта великолепная дуга на небе?

Из каких цветовых тонов состоят ее дуги? В каком порядке они следуют?

Представьте, что вы художники. В первый раз увидели чудо природы и хотите изобразить это на бумаге. Нарисуйте радугу.

(Каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать ( зеленый), где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).

- Покажите друг другу рисунки. А какое настроение вы пытались передать? (Радость и счастье)

- Так и хочется признать слова радуга, радость однокоренными, родственными, хотя они таковыми не являются. Но все - таки приятно осознавать, что по звучанию, по сходству чувств, вызываемых и называемых этими словами, они похожи.

3. Работа в группах

- Небесная красавица воспета в устном народном творчестве и в художественной литературе. Помогут ли нам загадки в сборе материала?

Вспомните загадки про радугу.

Красное коромысло

Над рекою повисло.

- С чем сравнивается радуга?

Поднялись ворота,

Всему миру красота.

Приказало солнце: « Стой!

Семицветный мост крутой»

1 группа:

Прочитайте стихотворения Ф.И. Тютчева « Успокоение»,

УСПОКОЕНИЕ

Гроза прошла - еще курясь, лежал

Высокий дуб, перунами сраженный,

И сизый дым с ветвей его бежал

По зелени, грозою освеженной.

А уж давно, звучнее и полней,

Пернатых песнь по роще раздалася

И радуга концом дуги своей

В зеленые вершины уперлася.

Выпишите из загадок и стихотворения понравившиеся строчки, словосочетания, слова. Составьте словарь речевых оборотов. Обменяйтесь записями, выпишите понравившиеся выражения.

2 группа:

Прочитайте стихотворение С.А. Есенина « Синее небо, цветная дуга…», выпишите понравившиеся строчки, словосочетания, слова. Составьте словарь речевых оборотов. Обменяйтесь записями, выпишите понравившиеся выражения.

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сел

Свадьба ворон облегла частокол.

Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овес,

Пахнет ромашкой и медом от ос.

3 группа

Прочитайте стихотворение Е.А. Благиной «Радуга».

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди!

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко!

Я на радугу-дугу

Полюбуюсь побегу -

Семицветную-цветную

На лугу подстерегу.

Я на красную дугу

Наглядеться не могу,

За оранжевой, за жёлтой

Вижу новую дугу.

Эта новая дуга

Зеленее, чем луга.

А за нею голубая,

Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу

Насмотреться не могу,

А за этой фиолетовой

Возьму да побегу...

Солнце село за стога,

Где ты, радуга-дуга?

Выпишите понравившиеся строчки, словосочетания, слова. Составьте словарь речевых оборотов. Обменяйтесь записями, выпишите понравившиеся выражения.

Радуга: великолепная, восхитительная, прекрасная, семицветная, яркая.

Блеск, очарование, улыбка, красота…радуги.

Восхищаться, любоваться радугой, быть очарованным ею.

Бежать, стремиться…к радуге.

Смотреть…на радугу.

Вы сделали большую работу, но этого недостаточно. Чтобы создать свой текст о радуге, нужно собрать как можно больше материалов. Каков же дальнейший ваш путь на пути к достижению цели? Действительно, необходимо составить словосочетания, связанные с этим удивительным явлением природы.

Вы вспомнили об этом чуде природы, поделились своими впечатлениями, познакомились с классическими образцами.

4.Конструирование словосочетаний. Коллективная работа.

-Какие чувства может вызвать семицветная дуга?

Радуга восхищает, дарит радостное настроение, надежду, завораживает, манит, обнимает мир, пленяет, привлекает, радует, светит, улыбается, успокаивает, чарует.

-Назовите действия, которые на ваш взгляд совершает радуга

Появилась, раскинулась широко, на полнеба, исчезла, погасла;

-А какими словами можно заменить слово радуга, чтобы в них выражалась не только красота её, но и отношение к ней, чувства, эмоции?

Ворота, идущие в мир сказки и красоты, в райский сад, дитя дождя и солнца, лесенка, ведущая на небеса, мостик - в безбрежную синь; награда добрым людям за труд; великолепное ожерелье, подарок небес, природы свыше, посланница неба, украшение мира, небес, природы, чудо света.

  1. Составление синквейна.

- Давайте составим синквейн о радуге. Правила составления синквейна вам известны. Какое существительное вы поставите в 1 строчке?

- Придумайте 2 прилагательных по теме «Радуга».

А теперь 3 глагола, описывающие действия радуги.

4 строка - предложение, состоящее их 4 слов по данной теме.

И наконец, сделайте вывод.

Вот что у нас получилось:

  1. Радуга

  2. Прекрасная, семицветная.

  3. Появляется, очаровывает, исчезает.

  4. Великолепная дуга радует всех.

  5. Красота.

  1. Работа с репродукцией картины А.И.Куинджи «Радуга».

  • Такую ли радугу вы видели ?

  • ( Она другая, какая - то грустная, увиденная словно не нашими глазами)

  • Что же хотел передать художник? Как он это сделал?

  • (Он хотел передать состояние тревожности. Гроза еще не закончилась: тучи заслонили небо, земля объята свинцовой завесой дождевых потоков. А светлая, яркая полоса радуги вселяет надежду, что придет ощущение гармонии и радости.

  • Вот почему на полотне преобладают темно - синие тона, а цвета радуги неясные, словно размытые, которые не успокаивают.

  • Вероятно, таким образом художник выразил смутные, тревожные настроения начала 20 века.

7. Работа над сочинением « Моя радуга»

  • А какую картину написали бы вы, если бы были художниками?

  • Какая радуга запомнилась и осталась жить в вашей памяти? Об этом и расскажите в небольшом сочинении-миниатюре.

(Самостоятельная работа с последующей проверкой).

8. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

- В чем его необычность?

- Уверены ли вы в том, что напишете сочинение так, что все почувствуют ваше настроение?

- Какие ассоциации вызывает у вас радуга?

8. Домашнее задание.

Написать сочинение - миниатюру «Семицветная дуга» или «Моя радуга» в художественном стиле.

( Не забудьте о средствах художественной выразительности.

Удачи вам, дорогие ребята!)










Конспект урока русского языка Семицветная дуга



Урок русского языка

Конспект урока русского языка Семицветная дуга


Конспект урока русского языка Семицветная дуга






2015 год





Конспект урока русского языка Семицветная дуга

© 2010-2022